Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подражание – спонтанный, неосознанный вид научения, основанный на имитации поведения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эмпатия может быть подсознательной в аналоговом перенесении при эмоциональном заражении (в искусстве, игре). Заметим, что эмпатия в диалоге объединяет два процесса. С одной стороны, это понимание педагогической ситуации на основе интегрирования образного и логического аспектов познания, с другой стороны, это переход от эгоцентрического приема информации к взаимодействию участников диалога. Эти процессы объединяют механизмы децентрации, идентификации, рефлексии, вчувствования, проекции и т.д. «Диалектически целостное и уравновешенное понимание предмета призвано обнимать собою одновременно множественность самостоятельных смысловых планов (субъективных личностных миров) и их гармоническую объединенность и их единство» [3. С. 47]. В реальном диалоге когнитивная и аффективная составляющие эмпатии находятся между собой в состоянии гармонического единства, их практически невозможно дифференцировать, поскольку они проявляются целостно на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. В педагогической действительности эмпатия выступает одним из основных факторов, определяющих профессиональную направленность личности, выполняющих ведущую функцию в достижении успеха межличностного взаимодействия, прогрессивная динамика которого связана с развитием диалогической ориентации педагога в интерперсональных отношениях, потускнением эгоистической ориентации. Действительно, высокое значение диалогических отношений заключается в том, что педагог способен свободно понять и принять всю притягательность для себя не-эгоистической ориентации, то есть такой, которая предполагает эмпатийное по- нимание другой личности, способна вместить в себя мир Другого. Диалогическая эмпатийная направленность личности проявляется в значительно более высокой успешности педагога, его социально-перцептивной активности. При этом наблюдаются повышенные показатели перцепции как выражение более глубокого и заинтересованного отношения личности к людям, повышенные показатели точности как выражения большей глубины понимания партнера по общению, индивидуализированность представлений о другом человеке как выражение понимания его уникальной, неповторимой личности [6. С. 29]. Диалог – это стимул готовности к проникновению во внутренний мир другого человека. «Подлинная диалогичность включает в себя способность внутри своей собственной жизни уделять щедро и без опаски достаточно места и времени, действий и состояний, мыслей и чувств, мерил и ценностей не своих собственных, а именно тех, которые присущи Другому» [3.С. 42]. Формируя диалогическую мотивацию профессиональной деятельности, отвечающую содержанию и форме предмета обучения, можно оказывать существенное влияние на развитие эмпатийных характеристик будущего педагога, на совершенствование его стиля общения. Уровень диалогичности может быть показателем творческой составляющей педагога в возможности создания взаимоотношений принятия, уважения и сотрудничества. «Понятие “творчество” … относится, прежде всего, не к сфере создания предметов, вещей, а к сфере человеческих отношений и уровню их диалогичности» [2. С. 173]. Таким образом, исследуя феномен «эмпатия», мы пришли к следующим обобщениям: 1. Эмпатия выступает в ряду активных качеств педагога, формирующихся в непрерывном социальном взаимодействии и способах эмоционально-когнитивной децентрации личности. 2. Диалог – это способ отрефлектировать себя как педагога. Механизм рефлексии выявляет отношение к собственной деятельности с позиции педагога, с позиции духовно-личностной наполненности и эмпатийной сопричастности. Диалогические отношения формируют устойчивые «эмпатийные константы», которые могут сохраняться и передаваться. Содержание, которое в ходе профессиональной подготовки будущего педагога стало обретенным, сознательно принятым внутрь себя, может быть формализовано, если в дальнейшем не будет подкрепляться реальным диалогом. 3. Диалог – это сущностно-взаимное общение, претворяющее логику взаимной субъектной со-причастности, эмпатии; нтериндивидуальный межличностный процесс, в котором раскрываются новые, более глубокие уровни рефлексивной саморегуляции. Педагог с диалогической ориентацией вбирает в себя «многие дру- гие Я», так что внешние отношения оказываются втянутыми внутрь личностной позиции и имеют «право голоса» через со- весть. 4. Диалогические отношения, выступающие в качестве условия и перспективы педагогической деятельности, предстают как показатель педагогических способностей, педагогического мастерства, педагогиче- ского творчества. Чем больше педагог наполняет пространство своих реальных отношений диалогичностью, тем больше вкладывает в них самости, уникальности «Я», способностей, умений, опыта, тем меньше профессиональные знания остаются «багажом». 5. Развитие эмпатии участников дидактического диалога всегда связано с появлением нового в педагогическом, жизненном и культурном пространстве общности. Это возможность приобщиться к другой личности, к другому опыту восприятия и отражения мира. Диалог – это форма взаимоотношений и взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип единой общности, понимаемый как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития «Я» реальных субъектов. Объединенные совместной творческой деятельностью, участники диалога реализуют способность к активности, действенности, интеграции; становятся вовлеченными в преобразование окружающего мира и себя. Стиль складывающихся отношений участники проецируют вовне, интра-диалог переходит в интер-диалог, расширяя пространство своих потенциальных и актуальных смыслов 1. Эмпатия учителя музыки представляет собой направленность его сознания на проникновение-вчувствование в музыкальный феномен, в музыкальную культуру, в духовный мир музыкального произведения, в личность ученика как ценностно значимого равноправного союзника в постижении музыки и в совместной музыкально-творческой деятельности. Эмпатия занимает ведущее место в структуре личности учителя музыки и есть условие духовно-профессиональной общности учителя и учеников. Основными функциями эмпатии в музыкально-педагогической деятельности являются коммуникативно-диалоговая, эвристическая, художественно-творческая. Каждая из указанных функций отражает эмпатийно-творческую направленность деятельности педагога-музыканта, обусловленную спецификой музыкального феномена и искусством педагогики, способствуя формированию музыкального (эмпатийного) мироотношения личности.
2. Формирование эмпатии, рассматриваемое на материале профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, должно опираться на активизацию базовых компонентов эмпатии, каковыми являются: децентрация, идентификация, синестезия, воображение, коммуникативные умения и невербальная коммуникация, креативность, толерантность, активная вовлеченность в профессиональную деятельность, художественное синтезирование.
3. Формирование эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов основано на принципах: культуросообразности; межпредметных связей; диалога; учета специфики профессиональной деятельности учителя музыки и индивидуальных качеств его личности; опоры на непосредственно переживаемый опыт.
Целостный процесс формирования эмпатии педагога-музыканта реализуется через систему методов, которая включает: 8. метод имитационного моделирования; 9. метод синестезии; 10. метод синектики; 11. метод художественного монтажа; 12. метод «идеальных типов»; 13. метод интерпретации; 14. метод воссоздания культурного (художественного) контекста.
4. Определяющими условиями формирования эмпатии учителя-музыканта в процессе его профессиональной подготовки являются интеграция содержания предметов общекультурного, психолого-педагогического, методического, специального блоков и поисковый характер обучения.
5. Моделью учебно-педагогического процесса, направленного на формирование эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов, является школа-мастерская, наследующая устной традиции музыкального профессионализма, органичная для отечественной музыкальной педагогики и отвечающая требованиям новой образовательной парадигмы.
6. Формирование эмпатии будущих учителей музыки представляет собой процесс восхождения личности к познанию культуры и к межкультурному диалогу, обеспечивает интегрированность личности учителя музыки в социум и культуру, способствует становлению музыкального (эмпатийного) мироотношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.007 с.) |