Так будет впредь, так и всегда бывало. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так будет впредь, так и всегда бывало.



(Вс.Рождественский)

- Эти слова не случайно являются эпиграфом к сегодняшнему уроку. Сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Мы будем говорить о словообразовании, цель - подвести итоги)

- В чем же заключается основная мысль слов Рождественского?

(В русском языке много способов словообразования, благодаря чему появляются новые слова. Наш язык богат и разнообразен, Рождественский называет его «извечно молодым», т.к. постоянно меняется его состав, пополняется новыми словами)

3. Этап актуализации знаний, умений, навыков (актуализации компетенций учащихся)

1) Орфографическая работа.

- Вы обратили внимание на пропуски в словах эпиграфа. Давайте выпишем эти слова и сгруппируем по видам орфограмм (кому это сделать всё еще сложно, выпишите слова подряд – разберетесь позже).

- Сколько групп у вас получилось?

(3 группы: 1)жИвут – жить, слОва – слово, кОрней – корень,; 2) бЕрут, рАстёт; 3) Язык)

-В какой части слова эти орфограммы? (В корне)

- Как же связаны части слова и орфограммы? (Нам надо знать, в какой морфеме орфограмма: подбирать ли проверочное слово, или написание будет зависеть от других грамматических значений).

- С каким разделом лингвистики связана Морфемика? (С орфографией!)

- Как, используя ваши знания морфемики, вы сможете объяснить значение слова «извечно»? Какой разбор слова вам поможет? (морфемный и словообразовательный разбор!) из-веч-н-о –«из» – происхождении, направление изнутри, значит, «из вечности»!

Произведите: 1 вариант – морфемный разбор этого слова, а 2 вариант – словообразовательный // у доски

- Значит, можно сказать и о связи морфемики с другими разделами лингвистики. С какими же? (С этимологией и лексикой)

2) Устный опрос: закрепление знаний теории // обобщающие таблицы (актуализация домашнего задания)

- Что такое морфемика?

- Что такое морфема?

- Из каких морфем состоит слово?

4. Этап закрепления знаний, умений и навыков (этап фиксации УУД)

1) Найдите «лишнее», выпишите это слово в тетрадь, обозначьте орфограмму

Без..скусный

От..скать

Сверх..нтересный

С..грать (сверхинтересный)

Пр..двинуть

Непр..ступный

Пр..чудливый

Пр..вращение (превращение)

Во..ход

Ра..бить

Бе..конечный

И..правление (разбить)

 

- Составьте с любым из выписанных слов предложение с обращением (можете поставить выбранное слово в любую форму). Какое пунктуационное оформление свойственно этому предложению?

2) Распределительный диктант.

-Распределите слова на группы с корнями –КОС- и –КАС-. Интересно, сколько таких групп у вас получится? (пишите, пропуская одну строчку, а если надо будет включить слово опять в ту же группу – место у вас еще останется!) Кто из вас самый внимательный?

Толстая коса, косить траву, коснулся мяча, косой заяц, касательная линия, косарь, косолапый медведь, тесно соприкасаться, покосился на соседа, косилка.

Самопроверка

(1) Толстая коса

2) косить траву, косарь, косилка

3) косой заяц, косолапый медведь, покосился на соседа

4) коснулся мяча, касательная линия, тесно соприкасаться

- Как называются такие корни? (Омонимичные). В чем опасность встречи с ними? (Надо знать лексическое значение корней и отличать корни с безударными гласными от корней с чередованием)

3) Физминутка + игра «Аплодисменты»

Условия игры: закройте глаза, расслабьтесь, вытяните ноги, приготовьте ладошки. Если в корне с чередованием будем писать А, то вы хлопнете в ладоши, если О – разведете руки в стороны.

Растение

Коснётся

Прелагать

Вскочить

Макать (в молоко)

(решать) уравнения

Зарница

Загорелый

Росток

Отрасль

Касаться

Предположение

А теперь мы будем хлопать, если в корне пишется буква И, если Е – поднимаем руки вверх.

Расстилать

Блестеть

Сдирать

Выжигать

Замереть

Постелить

Вытереть

Выбирать

Блистать

Запереть

4) - Что изучает словообразование?

- Какие способы образования слов вам знакомы?

- Проверим, как вы умеете определять способы образования новых слов в языке (что вызвало такое восхищение Рождественского!)

(Морфемные- приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; сложение; переход из одной части речи в другую)

- Будьте внимательны: ваша задача – выписать только нужные вам слова. Сидящие на 1 ряду – слова, образованные морфемными способами, определить их, сидящие на 2 ряду – слова, образованные способом сложения, а сидящие на 3 ряду – способом перехода из одной части речи в другую. Удачи вам!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.007 с.)