Формирование новых понятий умственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование новых понятий умственной деятельности



В русском языке есть местоимения, которые отвечают на такие же вопросы, что и притяжательные прилагательные. Подумайте и скажите, как звучит тема нашего урока, сформулируйте задачи, над которыми мы сегодня будем работать.

 

-В каком столбике прилагательные, а в каком местоимения? Определите род и число.

 

-Притяжательные местоимения, как и прилагательные, изменяются по числам, по родам и падежам. В предложении данные местоимения являются определениями.

 

 

Просклоняем притяжательное местоимение

И. твой дом

Р. твоего дома

Д. к твоему дому

В. твой дом

Т. твоим домом

П. о твоём доме

 

В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме Р.п.: его, её, их.

Девочка отдала подруге её книгу.

Учительница взяла у ребят их рисунки.

 

 

Задание: просклоняйте одно из притяжательных местоимений.

И.п. его песня

Р.п. его песни

Д.п. его песне

В.п. его песню

Т.п. его песней

Пр.п. о его песне

 

 

Формирование умений и навыков умственной деятельности.

1.

Задание: замените выделенные существительные местоимениями. В каких ССЧ личные местоимения обозначают принадлежность?

Советуется (с чьим?) с его товарищем

Расспрашивает (о ком?) о нем

Заботишься (о чьем?) о его ребенке

Сердится (на кого?) на нее

Тревожишься (за чьего?) за его друга

Шутили (над чьей?) над ее подругой

Шутила (с кем?) с ней

 

 

2. Правильное употребление местоимений - ваша главная задача. Надо говорить: их, а не ихний, ихних, ихнем.

 

ГОВОРИТЕ: ИХ

 

Развитие речи.

Задание: спишите, устраняя недочеты в употреблении местоимений. Подчерните притяжательные местоимения.

1. На их огородах травы много нар о сло.

2. В их хозяйств е коровы хорош е й породы.

3. Лавочник прот я нул Алеш е свою пухлую руку.

4. Чуде сн ый дворец построен для московских ребят. Лет ч ики-косм о навты были их гостями.

5. Пограничники зорко охр а няют рубежи наше Родин ы. Об их служб е написано много книг.

 

 

3. Грамматическая физкультминутка: игра в мяч (мяч перекидывается от ученика к ученику, один ученик называет местоимение, бросает мяч любому ученику класса, тот должен поймать мяч и определить разряд местоимения)

 

4. Работа с текстом:

Задание: Прослушайте текст и запишите его. Определите основную мысль текста.

Подчеркните притяжательные местоимения.

 

Самое большое счастье для отца и матери – твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья – это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твоё поведение, твои поступки.

(В. Сухомлинский)

 

5. Поговорим о вежливости.

Писателю задали вопрос: «Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?»

Учитель вошёл в класс и сказал: «Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения».

-Объясните выбор местоимений. В каком предложении обращение к группе лиц? (во втором), а в каком – к одному человеку?

Вывод: местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

 

 

Задание:

-Прочтите два письма М. Горького.

-Почему в первом письме выделенные местоимения написаны с маленькой буквы? Во втором письме – с большой буквы?

-Запишем по одному предложению из каждого текста, преобразуя, заменяя местоимения 2-ого лица местоимениями 3-его лица (слова вы, ваш со значением множественного числа заменяются словами они, их и словами он, его; употреблены эти слова как форма вежливости)

-О чём писал Горький ребятам? Антону Семеновичу?

1. М. Горький писал ребятам, что был рад получить их письма, рад, что они организуют оркестр.

2.М.Горький писал Антону Семеновичу, что прочитал его книжку, что он очень хорошо изобразил ребят.

 

 

Задание: Диктант. Укажите разряды местоимений. Объясните условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных.

 

1.Какой -нибудьне большой подарок, с кем -нибудь пос о ветоваться, на кож ан ом темно - коричнев о м переплет е, на внутр енн ей сторон е крышк и, чья- то стар инн ая вышивка, бледно - розовая с а лфетка для телевизи онн ого столика, какие -либо комнатные р а стения, шерст ян ая пряжа для в я зания, не сложные контуры для вышивания, дерев янн ый или кост ян ой крюч о к, ни чего ни у кого не ок а залось, не чем отбл а годарить за вн и мание.

2.Пят ь сот сем ь десят восемь рублей шест ь десят семь копеек.

 

5)Рефлексия:

Сегодня на уроке я:

Научился…

Было интересно…

Было трудно…

Мои ощущения…

Что мне этот урок дал для жизни?

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

 

6)Домашнее задание.

 

 

Задание: озаглавьте текст. Спишите его, подчеркните местоимения, укажите их разряд, обозначьте падеж.

Подарок от души.

Твоей маме пр и ятно п о лучить от тебя не купленную на ее же деньги цв е ты или к о нфеты, а вып о лненную твоими руками рамку или полочку, сделанную тобой шк а тулку, н а рисованную тобой к а ртинку, выш и тую тобой с а лфетку.

Как бы скромен ни был твой подарок, он д о ставит много радост и, если ты г о товил его с любов ь ю и своими руками.

 

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Цели:

· познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;

· проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

Задачи:

· обратить внимание на портретные характеристики героев;

· показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;

· раскрыть особенности жанра сказки-были.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца», фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).

                                    Ход урока.

1.Проверка домашнего задания

.

Слово учител я.М.М.Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки.

Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны. События, изложенные в сказке, имеют реальную основу.В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши, которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события, все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны, о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».

Особенность сказки-были в том, что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес, так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.

Обратимся к прочитанной дома части рассказа (с.39-57) и запишем план к прочитанному.

Примерный план

1.Описание Насти и Митраши.

2.Отношение детей друг к другу.

3.Настя и Митраша собираются за клюквой.

4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.

5.Описание Блудова болота.

6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.

7.Антипыч и его собака Травка.

8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9.Митраша пришел в Слепую Елань.

10.Митраше грозит гибель в трясине.

Беседа с классом.

-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка»,»мужичок в мешочке».

-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?

-Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?

-Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание,как ведет себя природа. Можно ли определить,на чьей стороне автор?

-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?

-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих 

-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка? (Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч  подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным.Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.

Подведение итогов.

Своеобразие сказки-были Пришвина - раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе.

Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул, деревья, прокалывая друг друга, зарычали, завыли, застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают, чуя близкую добычу.

Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.

Домашнее задание

1.Прочитать «Кладовую солнца» до конца и составить план к содержанию прочитанного.

2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.

3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.045 с.)