Сподвижники Пророка - Асхабы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сподвижники Пророка - Асхабы



Добродетель тогда истинна, когда ее вынуждены признавать даже враги. Достоинства и совершенства Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) заставили поверить в него даже тех, кто до этого его отрицал, потому что жизнь Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) – эталон нравственного совершенства. Только его деятельность и его учение охватывают все стороны человеческой жизни и могут служить образцом для подражания. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) – создатель уникальной системы воспитания, аналогов которой нет в мире. Он освещает путь искателям истины. Его учение – это маяк, указывающий направление для поиска истины. Он – наставник для всего человечества.

В круг его учеников входили люди из всех слоев общества. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) собирал людей и рассказывал им об Исламе. По собственному признанию Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), он был послан Всевышним к людям как муаллим - «учитель». Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) лично давал уроки Ислама своим ученикам, асхабам. К числу асхабов принадлежат такие выдающиеся люди, как Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Абу Хурайра, ибн Масуд, ибн Умар, Биляль, Абу Зарр, Сухайб, Салман Фарси, Саад бин Абу Ваккас.

Уроки представляли собой собрания, насыщенные особой духовностью. На эти собрания приходили люди всех национальностей, вне зависимости от цвета кожи и языка, невзирая на разницу в культуре и экономическом положении. Не существовало никаких преград и ограничений для желающих получить знания. Это был огромный коллектив, который относился не к какому-нибудь отдельному племени, а собрал в себе всех людей, кому было суждено видеть и слышать Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), кому была оказана честь называться асхабами (сподвижниками) Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). Асхабами становились даже однократно увидев Пророка, т.е. к ним поступал божественный нур (файз) Пророка, и их сердца становились чистыми и идущими только по праведному пути. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) проводил собрания и беседы таким образом, что все услышанное отпечатывалось в памяти людям и сердце. Мирские, социальные грани между людьми стирались, они относились друг к другу с точки зрения вечности, и не существовало разницы между сильными и слабыми, между богатыми и бедными. Стать сподвижником Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) была очень большая честь.

Среди сподвижников Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) были люди различного склада ума, и для всех них у Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) находились нужные слова. Он развивал в них самые прекрасные черты характера, каждый из них считал себя наиболее любимым, уважаемым человеком для Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). Сподвижники, во всем следовавшие за Пророком (салла ллаhу алайhи ва саллам), брали бразды правления в свои руки во многих городах, как на Аравийском полуострове, так и на отдаленных территориях, жители которых приняли Ислам. Люди, благодаря новым правителям обретали счастье и благоденствие. Они познали сладость справедливости. На земли, на которых народы приняли Ислам, пришел мир и покой. Среди людей царила обстановка дружбы и любви.

В 1789 году философ Лафайет, подготовивший идейную почву для французской революции, изучив все виды существовавших юридических систем и поразившись совершенству исламской юриспруденции, не удержавшись, воскликнул:

- О, Мухаммад! До сих пор никто не смог достигнуть того уровня справедливости, который ты претворил в жизнь!

Методы воспитания Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) были столь прекрасны и безупречны, а духовное влияние настолько сильно, что вчерашние полудикие жители пустынь, многие из которых не имели представления об элементарных понятиях человечности, культуры, гигиены, достигли высот совершенства. Они стали сподвижниками Пророка – асхабами, образцом для всех последующих поколений. Духовная революция, происшедшая в сознании людей, изменила их мысли и чувства. Она превратила недавних невежд в культурных людей, сделала дикарей цивилизованными. Люди, которые только вчера отличались буйством своих характеров, уже сегодня становились богобоязненными. Они становились праведниками, которые жили в состоянии постоянной любви к Аллаху и ко всему, что Он любит.

Общество, которое в течение столетий не смогло дать человечеству даже одну выдающуюся личность, теперь взрастило целую плеяду выдающихся людей, ставших образцами для подражания всем людям нашей планеты в последующие века. Асхабы понесли во все стороны нашей Земли факел знания и веры, факел истины и света, пылающий в их сердцах. Божественный свет, полившийся на выжженную пустыню, по воле Аллаха осветил души людей всего мира. Стала ясна цель сотворения мироздания и, в частности, человека.

Мухаммаду (салла ллаhу алайhи ва саллам) в короткое время удалось достичь высокого положения, и завоевал души людей. Сердца всех верующих он очищал божественным нуром.

В начале призыва к Исламу некоторые даже забрасывали камнями Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), оскорбляли его и насмехались над ним. Но вопреки всему этому, Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) продолжал свое дело и молил Аллаха о прощении этих людей и оказании им милости.

 Зайд бину Хариса спросил:

– О, Расулюллах! Эти люди притесняют тебя и причиняют страдания, но ты продолжаешь молиться за них. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил:

– Я послан не для причинения страданий, я послан как милость. Разве это не является достаточным доказательством широты души Пророка, его милосердия и снисходительности, готовности принести себя в жертву ради святого дела – распространения истины?

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) всегда желал удачи людям, и когда видел совершающих благородные поступки, ликовал и радовался. Также и его верные сподвижники всегда хотели видеть рядом с собой Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) и радовать его. Так, когда один из близких сподвижников Пророка Усман (р.а.) был послан в качестве посла в Мекку, узнав с его слов о намерении мусульман посетить Каабу, неверные разрешили паломничество только ему. Но Усман (р.а.) отверг это предложение, говоря:

- Я не посещу Каабу до тех пор, пока паломничество не совершит Посланник Аллаха! Где не принят Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам), там нет и меня!

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) находился в это время в местечке Худайбия, где принимал обеты верности у сподвижников.

Так как Усман (р.а.) не мог там присутствовать, Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам), положив одну руку на другую, сказал вместо Усмана (р.а.):

- О, Аллах! Эти слова верности, вместо Усмана (р.а.)! Несомненно, он находится на Твоей службе и на службе Твоего Посланника. Так на расстоянии души эти люди поддерживали друг друга. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) был не просто лидером, который проповедовал добро, он был руководителем и помощником своих последователей.

Один из сподвижников спросил у Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) о том, как можно узнать о степени духовного развития. На этот вопрос Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил:

- Если выполнение какого-либо дела, связанного с «вечной жизнью», дается тебе легко, без затруднений, а совершение поступков, связанных с мирскими интересами, дается тяжело, знай, что у тебя прекрасное духовное состояние! Но если выполнение каких-либо действий, связанных с «последней жизнью», дается тяжело, а выполнение мирских дел дается легко, знай, что твое состояние нельзя назвать хорошим!

Всилу своего милосердия и любви к людям, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) желал спасения каждого жителя нашей планеты от адского огня, желал, чтобы каждый поверил в Аллаха.

Когда Хамза услышал, что Абу Джахль напал на Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам), то решил отомстить за своего кровного родственника. Он сказал Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам):

- Мухаммад! Теперь ты можешь быть спокоен! Я отомстил за тебя Абу Джахлю.

На это Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил Хамзе следующим образом:

- За меня не стоит мстить. Я успокоюсь лишь в том случае, если ты станешь мусульманином!

Хамза был потрясен и через некоторое время стал мусульманином.

Сподвижники, посещавшие его возвышенные беседы, которые источали аромат благодати, получали во время этих бесед глубокие знания и глубокое чувство любви. Проникаясь божественной любовью, преодолевая огромные расстояния, они понесли факел света во все стороны мира, и через них мир узнал об Исламе... Ни у кого из других Пророков не было таких верных последователей, как сподвижники Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) - асхабы. Одним из самых верных и любимых сподвижников Пророка был Абу Бакр (р.а.).

 

 Абу Бакр (р.а.)

Абу Бакр (р.а.) лучше всех понял и воспринял нравственность Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам), больше остальных сподвижников перенял все его прекрасные душевные качества. Он настолько сострадал людям, что однажды взмолился Аллаху:

- О, Аллах! Сделай мое тело в Судный день настолько огромным, чтобы никто, кроме меня, не мог поместиться в Аду!

Абу Бакр (р.а.) - самый достойный человек, за исключением пророков, над которым когда-либо всходило солнце. Абу Бакр (р.а.) удостоился чести быть именованным Всевышним Аллахом «Ас-Сыддык» - «преданный, верный, надежный».

На протяжении всей своей жизни он находился рядом с Пророком (салла ллаhу алайhи ва саллам), был ему надежным другом, поддерживал Пророка Аллаха (салла ллаhу алайhи ва саллам) всем, чем мог. Во время переселения в Медину, преследуемые врагами Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) и его близкий друг укрылись в пещере Савр. И когда они скрывались в пещере от многобожников, преследующих их, Абу Бакра охватил страх за жизнь Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), но он успокоил Абу Бакра: «Не печалься, Аллах с нами. Он нам поможет!» Тогда Аллах низвел покой на сердце соратника Пророка и подкрепил Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) Своими воинами (ангелами)».

 В этом вынужденном уединении Абу Бакр (р.а.) разделил с Пророком (салла ллаhу алайhи ва саллам) сокровенные тайны великой любви Всевышнего Аллаха. Именно там, по наставлению Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), Абу Бакр (р.а.) был научен поминанию Аллаха сердцем и ему был открыт тайный смысл зикра.

Абу Бакр (р.а.) - один из первых людей, принявших Ислам без малейших колебаний, опасений и сомнений. Абу Бакр (р.а.) глубоко воспринял Послание Аллаха, так что Ислам стал основой его существа. Все его действия были пропитаны безусловной любовью к Исламу, к Великому Аллаху и Его Посланнику. Любое доброе дело он совершал во Имя Аллаха. За что бы он ни брался, доводил дело до конца, выполнял его безукоризненно, с неизменной искренностью.

Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорил: «Мы никого не оставили, не поблагодарив, за совершенное для нас добро, кроме Абу Бакра. Он нам сделал столько добра, что в День Суда Аллах сам вознаградит его». Никогда не разлучавшийся с Пророком (салла ллаhу алайhи ва саллам), привязанный к нему всем сердцем, Абу Бакр (р.а.) стал зеркалом всех прекрасных черт Пророка и его высокой нравственности. Сначала он растворился в любви к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам), затем в Божественной любви.

Абу Бакр был одним из богатейших людей среди курайшитов. Но, несмотря на все это, он вел простой и скромный образ жизни. По словам (Аббас Джамиу ас-сагир Хаким, Байхаки Абу Давуд, Тахарат, 4) Салману Фарси Муслим. Тахарат, 57,58)

Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Абу Хурайра, ибн Масуд, ибн Умар, Биляль, Абу Зарр, Сухайб, Салман Фарси, Саад бин Абу Ваккас.

Айши (р.а.), после своей смерти Абу Бакр не оставил ни одного дирхема, ни динара. Его наследство состояло из одного верблюда и раба, который был мастером по изготовлению мечей и сабель. В завещании Абу Бакр велел передать этого раба Умару, это повеление исполнила его дочь. Абу Бакр использовал все свое состояние на пути к Аллаху и Его Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам). В самые трудные дни для Ислама он покупал и освобождал рабов из неволи, и тем самым избавлял их от мучений и пыток.

Его богатство не препятствовало его богобоязненности, наоборот, своим образом жизни и добродетельными поступками стал бессмертным примером того, как нужно жить и распоряжаться своим богатством.

Абу Хурайра (р.а.) рассказывает: «Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорил: «Ничье имущество не помогло мне так, как имущество Абу Бакра!»

«На эти слова Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) на глазах Абу Бакра (р.а.) появились слезы и он произнес: «О, Аллаха! Разве я и мое имущество существуем не ради Пророка Аллаха!».

Абу Бакр (р.а.) во всех благих делах оказывался первым. Посланник (салла ллаhу алайhи ва саллам) часто спрашивал асхабов, что они сделали доброго и полезного за прожитый день. Однажды Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) задал вопрос сразу после утреннего намаза: «Кто из вас вступил в сегодняшнее утро с намерением держать пост?» Ему ответил только Абу Бакр (р.а.). И на следующие вопросы: «Кто из вас сегодня навестил больного? Кто из вас дал садака?», смог ответить только он. Умар (р.а.), отличавшийся боевым характером и врожденным чувством справедливости, был, как и многие присутствующие, растерян и недоумевал: «О, Расулюллах, мы все только что совершили утренний намаз, когда можно было успеть навестить больного и дать садака?» Абу Бакр (р.а.) отвечал: «О, Расулюллах! Мне стало известно, что сын моего брата тяжело болен, и я, направляясь в мечеть, избрал дорогу, проходящую мимо дома моего родственника. Я навестил его и пожелал скорого выздоровления. А при входе в мечеть один нищий человек попросил меня что-нибудь ему подать. В руках у моего сына Абдурахмана был кусок хлеба, и мы отдали его нуждающемуся». Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) взволнованно произнес: «Ты будешь в Раю, ты будешь в Раю!». Услышавший это Умар, (р.а.) воскликнул: «Как бы я не старался обойти Абу Бакра в благих деяниях, он всегда опережает меня.

 

  Самый любимый человек

Пророк Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) - самое любимое создание Аллаха. Всевышний Аллах обращается к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам): «Я, Хабиб» - «О, Мой Любимый». В Священном Коране наиболее часто употребляемые имена Пророка Мухаммад и Ахмад. (Мухаммад - «восславленный, восхваленный», Ахмад -«самый благодарный, наиболее благодарящий»). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) занимает высокое положение перед Аллахом. Всевышний Аллах превозносит своего Пророка, восхваляет Его, милостив к Нему, благословляет его, так же его благословляют все ангелы.

 Сподвижники искренне любили Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) и тянулись к нему.

Ибн Каб аль - Аслами передает, что Абу Фирас Рабиа ему рассказывал, что он находился неподалеку от дома Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). И перед утренним намазом, когда Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) начинал готовиться к ритуальному омовению, он приносил воду, иногда готовил для него мисвак или подавал то, что в этот момент было необходимо. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) был доволен помощью этого асхаба и сказал ему:

- Проси у меня о том, что бы ты хотел, чтобы я дал тебе?

- Я бы хотел быть в Раю рядом с тобой, - ответил он.

- Не хотел бы ты просить чего-нибудь еще? - спросил Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам).

- Я хочу только этого, - твердо сказал он.

Тогда Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) произнес следующее:

- Если так, то помогай мне в этом, совершая много молитв и земных поклонений (Муслим, Салят, 226).

Другой асхаб Савбан (р.а.), был из рабов. Он очень любил Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). Однажды он пришел к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам) опечаленный. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) спросил его:

- Что случилось, о Савбан?

Савбан ответил:

- О, Расулюллах! Мне так хорошо на ваших уроках. Прихожу домой, и меня охватывает тоска. Я начинаю скучать по Вас. И все думаю... Вот если вы уйдете из этого мира, то как мы с вами увидимся. Вы будете в Раю с Пророками... А где буду я, неизвестно. И как мне выдержать... Об этом слезы мои.

После этих слов Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) погрузился в глубокое молчание. И через некоторое время Всевышний Аллах ниспослал аят из суры «Ан-ниса», в котором говорится, что те, которые повинуются Аллаху и Его Пророку, будут в сообществе с теми, которых Бог взыскал Милостями Своими, с Пророками, праведниками, мучениками и добродетельными. «Какое прекрасное им будет товарищество», – сказано в заключение этого аята.

Затем Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) произнес знаменитый свой хадис: «Человек с теми, кто его любит» (Абу Нуайм).

Как прекрасна искренняя любовь и почет к Пророку Аллаха женщины - мусульманки, потерявшей на поле битвы при Ухуде мужа, отца и брата. Первый вопрос, заданный ею сподвижнику, пришедшему выразить ей свое соболезнование, был такой:

– А как Расулюллах? Жив ли он, здоров ли?

Вслед за этим она попросила:

– Покажите мне его!

Когда ей показали Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) она воскликнула:

– Хвала Тебе, мой Аллах! Если бы я не увидела его здоровым, ничто меня в этой жизни не могло бы утешить!

Эту любовь мы отчетливо видим и в переданных нам хадисах. Сподвижники, трактуя хадисы Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам), боясь неправильной его передачи, дрожали от страха и менялись в лице. Например, когда Абдуллах ибн Масуд произносил «Кала Расулюллах!» («сказал Посланник»), его охватывала сильная дрожь. Также многие сподвижники, передавая хадис и имея в виду обыкновенные человеческие недостатки, такие, как забывчивость, добавляли выражение типа: «сказал так» или «что-то в этом роде», «близко к этому значению».

Люди того времени, называющемся временем глубокого невежества (джахилии), собирались около него и были ему в наивысшей степени преданы, расплачиваясь за любовь и верность ему даже своими жизнями. Он вызывал в людях стойкое чувство надежности. Человечный, с неподдельным добрым нравом, чуткий Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) своим возвышенным духовным состоянием заставлял людей отойти от дикого образа жизни к человеческим чувствам. Он был представителем добра и любви. Он на протяжении всей жизни не изменил своей откровенности и искренности. Он никогда не говорил о том, чего у него не было на душе, не советовал что-либо, чего не осуществлял бы сам. Сайд бин Хишам рассказывал: «Я пришел к Айше (р.а.) и спросил о нраве Посланника Аллаха. Она спросила:

- Читаешь ли ты Коран?

- Да, читаю.

- Так вот, его нрав - это Коран» (Муслим, Салят, 226 Савбан Абу Нуайм Сайд бин Хишам имам аль-Газали)[5].

Он был живым воплощением истин Корана, он был живым Кораном. Он подарил миру знание и умение быть истинным рабом Аллаха.

Всевышний Аллах говорил своему любимому Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам): «Скажи им (О, Мухаммад): «Если вы искренне любите Аллаха и желаете, чтобы Он вас любил, то следуйте за мной в том, что я вам приказываю, и отдаляйтесь от того, что я вам запрещаю. Ведь я передаю ниспосланное мне Писание Аллаха. Аллах будет за это вас любить и простит все ваши прегрешения. Поистине, Аллах - прощающий, милостивый к Своим рабам» (Аль-Имран, 31).

Из этого аята следует, что любить Аллаха – значит любить всем сердцем Его Пророка, и эта любовь может осуществиться через приближение к духовному миру Пророка через умение чувствовать как он, жить как он. Этого состояния достигли асхабы - самые близкие и преданные его ученики. Правдивость и надежность должны стать отличительными чертами нашей души. Эти качества Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) были столь сильны и явны, что даже один из его главных врагов Абу Суфьян не мог не сказать о нем, отвечая на вопрос Гераклиуса:

- Были ли случаи, когда он не выполнил данного обещания?

- Нет, он держит любое высказанное слово.

Абу Бакр (р.а.) говорил о нем: «Если он сказал, значит это правда».

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) всегда настаивал, чтобы при произнесении свидетельства веры перед словом «расуль», «пророк» произносили слово «абду», что означает «раб». Тем самым, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) хотел предотвратить всяческие отклонения людей с пути Истины, которые могли произойти среди его последователей. «Мне предоставили свободу выбора между «абду расуль» и «малик расуль» (т.е. «Посланник-раб» и «Посланник-царь»). Джибрил (а.с.) посоветовал мне быть скромным. И я решил выбрать «абду расуль», а также один день насыщаться пищей, а другой день поститься», - говорил Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) (Хайсами, Маджамуз-Заваид).

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) постоянно подчеркивал свою слабость и беспомощность перед могуществом Аллаха. Как-то на его слова: «Никто не войдет в Рай, только лишь благодаря своим поступкам, без милости Аллаха», - один из сподвижников с удивлением воскликнул: «Даже ты, о Пророк?»

На этот возглас Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил:

- Да, это касается и меня! Разве только Аллах окажет мне Свою милость! И ничто не поможет мне, кроме как милость Аллаха, все Мои деяния и поклонения (Бухари).

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) никогда не гордился своим поведением и образом жизни. Источник гордыни - хвастовство и желание показать свои достоинства. Это одно из тех состояний, которое ведет, в конечном счете, к преувеличению собственной значимости, т. е. высокомерию.

 Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам), являясь самым безупречным человеком, стал достойным похвалы самого Аллаха! Он говорил своим сподвижникам:

«Называйте меня рабом и Посланником Аллаха» (Бухари, Муслим).

В день завоевания Мекки в глазах окружавших его людей он выглядел очень внушительно. Когда один из неверных, дрожа от страха и волнения, попросил:

«О, Расулюллах! Научите меня Исламу!» - он ответил фразой, в которой выразилась вся его скромность: «Успокойся, брат! Я не король и не правитель. Я сирота твоих старых соседей (он имеет в виду свою мать), сирота, который питался сушеным мясом».

В день завоевания Мекки Абу Бакр принес на спине своего старого отца, чтобы тот принял Ислам на глазах у Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам), который, проявив великодушие и скромность, сказал:

«О, Абу Бакр (р.а.)! Зачем же ты побеспокоил старого человека? Разве я не смог бы прийти к нему?»

О том, каково положение Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) перед Аллахом, передано в аяте, где Всевышний, обращаясь к Пророку, повелевает (смысл): «Ты скажи им: если вы любите Аллаха, то следуйте за мною; Он возлюбит вас и простит прегрешения ваши» («Алу Имран», 31).

Мусульманин, любя Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) не может не любить Аллаха. Асхабы любили Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) настолько сильно, что забывали о себе.

Как-то племена адал и каре попросили Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) прислать им учителей для обучения принципам Ислама. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам), вняв их просьбам, отправил в путь группу из десяти человек. Когда караван достиг местечка «Ражи», мусульмане попали в засаду. Восемь человек из них было убито сразу, двое было захвачено в плен и выдано мекканским мушрикам. Те решили казнить их.

Абу Суфьян перед казнью подошел к одному из них, Зайду (р.а.), и спросил:

– Ты хотел бы взамен жизни Мухаммада спасти свою жизнь?

Зайд (р.а.), с жалостью посмотрев на Абу Суфьяна, ответил:

– Если бы Пророк находился здесь, мне не пристало бы быть в это время в кругу своей семьи и детей. Более того, мне страшна даже мысль о том, что какая-нибудь ничтожная колючка может коснуться и поранить Мухаммада!

От этого ответа, исполненного любви, Абу Суфьян остолбенел и промолвил:

– Поразительно! Я в жизни не видел людей, любящих и уважающих кого-либо так, как любят и уважают сподвижники Мухаммада!!!

 

 

 О жизни Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам)

 До начала своей пророческой миссии Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) жил праведной жизнью, никогда не участвуя в том, что противоречило нравственным принципам истинной религии.

Дважды Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам), получив приглашение на свадьбу, пропустил её потому, что по Воле Всевышнего был объят глубоким сном. Так будущий Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) избежал участия в греховном: свадебные торжества в то время не отличались своей нравственностью. Как и все пророки до него, Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) был пастухом. Занятие это считалось достойным. Умение управлять животными и брать на себя ответственность за них - одно из главных людских качеств. Так приобретался необходимый опыт. Люди, пасшие животных, становились мягкосердечными и добрыми. Они проявляли терпение, собирая своих подопечных, перегоняя их с места на место, защищая от хищников. Знание особенностей поведения каждого животного из вверенного пастуху стада помогало ему в будущем быть более терпимым к людям с их различными характерами, относиться к ним с мягкостью и прощать их. Выпас овец требует особого искусства: овцы слабее других животных, в отличие от коров и верблюдов их невозможно привязать, они быстро разбегаются, однако они и лучше подчиняются командам своего пастуха. Это ремесло в некоторой степени помогло Мухаммаду (салла ллаhу алайhи ва саллам) понять людей и их психологию. Будущий Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) занимался торговлей. Он трижды за свою жизнь водил караваны: в 12 лет вместе с Абу Талибом в Сирию (Шам), в 17 лет – в Йемен, в 25 лет – тоже в Сирию. Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) отличали честность, проницательность, умение рисковать. Торговля научила его использовать деньги по назначению. Всевышний защищал своего избранника. На его пути встречались достойные люди: мать, кормилица, взявший его под свое покровительство дед, затем дядя Абу Талиб. Всевышний защищал Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) во времена насилия и притеснений, во времена тревожных раздумий, даруя ему утешение посредством Корана. Когда ниспослание Откровения прекратилось, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) был глубоко расстроен. Тогда Всевышний сказал ему, что не оставил Своего избранника.

С юных лет Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) был известен в обществе как человек надежный, честный, верный данному слову. Его называли Амин («верный, надежный»), Садык («преданный»). Уже до начала своего духовного наставничества Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) снискал любовь и уважение окружающих.

...Ислам распространялся. Многие страны приняли приглашение Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) и с готовностью вошли в состав исламского государства. Аравийский полуостров был полностью во власти мусульман. Наступило время материального достатка. Пророк Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) был признанным, авторитетным лидером и любимым духовным наставником верующих. Вся власть была сосредоточена в его руках, но Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) не изменил своей скромности. Он продолжал жить простой жизнью, считая, что все блага даны ему Великим Аллахом лишь в распоряжение. Он говорил: «Если бы у меня было денег с гору Ухуд, я бы раздал их все за три дня, сначала вернув долги». Бывали дни, когда в доме Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) не разводили огонь для приготовления еды, и он часто ложился спать голодным.

Однажды в его скромную обитель пришел благочестивый Умар (р.а.) и окинул взором жилище Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам). Перед ним предстала печальная картина. В углу лежал коврик из листьев финиковой пальмы. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) отдыхал на нем, и часто на его благородном лице оставались следы от жестких листьев. В доме было небольшое количество ячменной муки, которой хватило бы лишь на одну хлебную лепешку. На гвозде висел потертый бурдюк, наполненный водой. Так жил человек, в распоряжении которого находился в то время весь Аравийский полуостров. Потрясенный увиденным, Умар (р.а.) очень огорчился. Он не смог сдержаться, глаза его наполнились слезами. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) спросил его: «Умар, что случилось? Чем ты так расстроен? Ты плачешь?» Умар (р.а.) ответил: «О, Расулюллах! Мне трудно сдержать слезы. Иран и Рим утопают в роскоши, а Пророк Аллаха (салла ллаhу алайhи ва саллам) дни и ночи свои проводит на жестком плетеном ковре». Чтобы успокоить Умара (р.а.), Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) произнес: «Умар! Рим и Иран живут, довольствуясь земными благами! Нам же достаточно благ жизни вечной».

Айша (р.а.) рассказывала: «Посланник Аллаха в течение одного дня никогда не ел более двух разных блюд. Если он ел мясо, то в этот день больше ничем не питался; если ел финики и хлеб, то в пищу в этот день больше ничего не употреблял» (Ибн Саад, Табакату Кубра, 1/405).

По словам Айши (р.а.), однажды к Пророку (салла ллаhу алайhи ва саллам) пришла женщина. Увидев, что его постель представляет собой подстилку из мешковины, набитую сухими листьями, она тотчас побежала домой и принесла матрасы, набитые шерстью. Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам), заметив в комнате изменения, выразил свое неудовольствие и сказал: «О, Айша, верни эти вещи назад. Клянусь Аллахом, если бы я только захотел, Всевышний дал бы мне горы золота и серебра» (Ахмад). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) часто говорил: «Зачем мне мирское?! Наши отношения с этим миром напоминают отношение путника к дереву, под которым посреди длинной дороги он прилег на время отдохнуть, а проснувшись, продолжил свой путь» (Тирмизи, Ибн Маджа). 

Перед тем, как уйти в мир иной, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) не имел ни одного дирхема, ни одного динара и ни одного раба... Осталась лишь тощая лошадь, сабля и отданные им под вакф плодородные земли Фадак, находившиеся в двух днях пути от Медины. Наследства своим детям он не оставил.

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорил:

– Если даже человек в возрасте лишается последних сил, то все равно своей привязанностью к мирской жизни и далеко идущими планами он остается в душе молодым! (Бухари, Муслим).

В этом хадисе ясно говорится, что любовь к мирской жизни и планирование будущего – это две «ямы», из которых душе человека тяжело выбраться. Даже если человек лишается физических сил и теряет возможность двигаться, душа его остается бессмертной. Человек желает оставаться вечно молодым. Он начинает тревожиться, его охватывает чувство беспокойства, и причиной всему этому является невосполнимая боль утраты молодости. Человека охватывает страсть к уходящей жизни, которую невозможно вернуть назад, и он остается в плену призрачных проектов.

Как иссушенная земля вбирает в себя воду до последней капли, так и человек страстно хочет владеть всеми земными богатствами. Отрицательные черты характера сотворены Всевышним для особого рода испытаний.

Сокровище, находящееся в человеке, который является «кладезем высшего разума», проявляется лишь с поклонением Аллаху и сохранением красоты души.

Поход «Табук» был полон мучений и трудностей. Мусульмане, пройдя около тысячи километров, вернулись обратно. При приближении к Медине они изменились в лицах. Воины являли собой печальное зрелище: сильно исхудавшие, обросшие, с растрепанными волосами. И в это момент Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) произнес свое знаменитое изречение:

– Мы возвращаемся с маленького джихада, к большему!

Сподвижники с изумлением воскликнули:

– О, Расулюллах! Разве бывает джихад больше, чем тот, который мы совершили?

 На что Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) ответил:

– Теперь мы возвращаемся к большему джихаду! (то есть к борьбе со своими плотскими страстями) (Байхаки и Суюти).

Джихад со страстями – это тренировка и воспитание души, цель которого – развитие прекрасных черт характера и формирование совершенного человека. В одном из хадисов Кудси, Аллах повелел: «Мы – тайна человека. И человек наша тайна!»

Если человек не познает мудрость своего сотворения, то этот мир поглотит его. Не познав цель своего прихода в этот мир, человек не изведает святости своего сотворения, не поймет божественную цель, как наместника Бога на земле.

Пророк Аллаха

Пророк Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) - стоит на высшей ступени перед Аллахом: он самое совершенное из всех Его творений и самый любимый Его раб. В Коране сказано, что умма Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) – лучший народ, так как этой умме дарован самый достойный Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам).

Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) был направлен Всевышним с пророческой миссией ко всем без исключения творениям Аллаха, в то время как другие пророки посылались лишь к своим племенам. Пророчество Мухаммеда (салла ллаhу алайhи ва саллам) пребудет до конца Света, пророчества же других избранников Аллаха были ограничены временем. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) – последний Пророк.

Ислам нужно понимать, с одной стороны, как религию Единобожия, которую проповедовали все пророки, начиная с первого человека Адама (а.с.). Пророкам были даны одни и те же основы вероучения, различными были лишь шариаты, люди получали их в зависимости от своих потребностей. Также Ислам – это религия Откровения, ниспосланного Мухаммаду (салла ллаhу алайhи ва саллам), завершившего собой пророческую цепь.

Прямой Путь истины идет от Пророка Адама (а.с.) до Пророка Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам). Все пророки были из одного рода, шли по одному пути, дополняя друг друга, и знания их были почерпнуты из одного источника: ниспосылались Всевышним Аллахом посредством Откровений. Со времен сотворения человека шайтан и нафс сбивают людей с истинного пути, однако Всевышний Аллах, проявляя к Своим творениям Милость, снова и снова посылает к ним увещевателей и наставников (пророков).

Совершенство Ислама обусловлено ниспосланием Пророку Мухаммаду (салла ллаhу алайhи ва саллам) Корана, универсального Откровения для всех без исключения: Тора, например, – это свод законов для погрязшего в разврате племени Бану Исраиль, которые исказили законы Пророка Мусы (Моисея) (а.с.). Пророк Иса (Иисус) (а.с.) был призван напомнить этому же племени о нравственных устоях. Он принес людям Библию, которая тоже не была своевременно записана и дошла до нас со значительными искажениями. Библия не самостоятельная Книга, а дополнение к Торе, повествующая о морали и нравственности. Коран – последнее Откровение Всевышнего. В Коране содержится свод правил поведения и раскрывается суть нравственных принципов. Он вобрал в себя все то, что было ниспослано ранее. Коран заменяет их полностью, и время над ним не властно. В нем содержатся ответы на все вопросы, и поэтому он считается чудом. Коран подтвердил факт существования всех Божественных книг в их первоначальном состоянии, а не в том, в котором они дошли до нашего времени. Коран принес новые законы и нормы жизни для всего человечества. Коран обращен к широкому кругу людей. Практическое использование Закона Божьего было показано людям в мельчайших подробностях последним Пророком Аллаха Мухаммадом (салла ллаhу алайhи ва саллам). В хадисах Пророка (салла ллаhу алайhи ва саллам) содержатся разъяснения шариата. В Коране, в 3 аяте суры «Маида» подводится своеобразный итог пророческой миссии Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам). Всевышний говорит людям, что завершил их религию и дал им Ислам.

По словам Абу Хурайры, Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорил: «... Я послан пророком для всех людей без исключения» (Тирмизи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.083 с.)