Анализ результативности работы по реализации методики изучения вопросов культуры на уроках истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результативности работы по реализации методики изучения вопросов культуры на уроках истории



Для оценивания работы необходима объективная оценка результативности, которая формируется по результатам контроля учебно-познавательной деятельности. Под контролем понимается выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение качества, уровня, объема усвоения материала, выявления пробелов и успехов в знаниях, умениях учеников[21].

Обратимся к критериям результативности урока[22]:

1. Цели урока должны задаваться согласно тенденции передачи функции от учителя к учащемуся;

2. Обучение детей к осуществлению рефлексивных действий- оценивать свою готовность, самостоятельно находить причины затруднений, подтверждать знания;

3. Использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения, которые повышают активность учащихся в учебном процессе;

4. Владение учителем технологией диалога и обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;

5. Сочетание учителем проблемной и репродуктивной формы обучения;

6. Задание на уроке чётких критериев самоконтроля и самооценки;

7. Осмысление учебного материала всеми учащимися с помощью использования;

8. Стремление учителя оценивать реальное продвижение каждого учащегося, поддержка и поощрение минимальных успехов;

9. Планирование коммуникативных задач урока;

10. Принятие и поощрение учителем собственной позиции учащегося, обучение конкретным формам её выражения;

11. Создание на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества и психологического комфорта;

12. Осуществление личностного воздействия «учитель-ученик» через совместную деятельность.

Основные методы проверки результатов на уроке[23]:

· Поурочное наблюдение за работой учащихся;

· Устный и письменный опрос, который имеет следующие формы: уплотненный, индивидуальный, фронтальный;

· Проверка домашней работы;

· Поурочное оценивание;

· Контрольная работа;

· Программированный контроль;

Рассмотрев критерии и методы оценивания, мы можем проанализировать урок «Перемены в культуре России, в годы петровских реформ». Урок, который мы рассматриваем относится к виду открытие новых знаний. 8 класс.

В ходе этого урока была достигнута цель- на основе фактов сформировать представление о переменах в культуре, в годы Петровских реформ. Учащиеся 8 класса с помощью заданий, данных им на уроке, раскрыли тему и сформировали представление о культуре петровских времён.

Так же были достигнуты задачи:

1. создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям в процессе работы в группе;

2. вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания;

3. развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;

4. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

5. формировать у учащихся оценочные суждения, на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как с историческим источником.

На базе урока были раскрыты такие УУД:

Регулятивные:

1. Определена цель и проблема в учебной деятельности.

2. Распланирована учебная деятельность.

3. Оценена степень и способ достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные:

1. Найдена достоверная информация в разных источниках.

2. Выделено главное.

3. Определены понятия.

4. Сделаны выводы.

5. Выделены причины и следствия.

6. Представлена информация в разных формах.

Коммуникативные УУД:

1. Умение работать в группе.

2. Излагать своё мнение, аргументировать его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД:

1. Оценивать свою деятельность.

2. Осознание принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы.

3. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

4. Анализ деятельности учеников 8 класса на уроке истории:

В основном учащиеся были активны на уроке, они выполнили все представленные им задания, отвечали на заданные вопросы. Чувствовалось их желание работать на уроке. Но были моменты, когда ученики отвлекались, были не активны. Большинство же проявляло инициативу, были заинтересованы в процессе. В ходе урока учащиеся получили новые знания и закрепили их, открыли для себя что-то новое, заинтересовались культурой петровских времён.

Таким образом, можно сделать вывод урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. Были раскрыты все УУД, были достигнута цель и выполнены все поставленные задачи. Ученики получили знания, умения, навыки в соответствие с целями и задачами урока.

 

                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Культура во все временя играет важную роль в жизни человека и общества. Человек, не знающий своей культуры, культуры своего народа, не является развитым, он не в силах по достоинству оценить весь спектр умений, знаний и навыков, на которые способен его народ.

Изучение вопросов культуры на уроках истории помогает формированию у учеников ценностных ориентаций и убеждений, на основе личностного осмысления опыта истории, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма, так же с благодаря урокам культуры у учащихся появляется стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества. История воспитывает современное историческое сознание, учит восприятию отечественных и мировых культурных традиций и ценностей.

Вопрос о преподавании истории культуры носит сложный характер. Учебники и пособия в наше время не сориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал объемный, а количество часов по-прежнему мало. Поэтому вопрос преподавания культуры на уроках истории стоит остро.

Анализ учебной и методической литературы показывает, что сегодня сложились разные подходы к преподаванию историко-культурного материала в школе. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять ценностный, персоналисткий, искусствоведческий, диалогический, проектный и продуктивный подход.

Учитель всегда испытывает определённые трудности в отборе материала на уроках истории. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ей восприятия.

Данную проблему можно решить, используя различные методики.

       Очень важным моментом для школьников является исследование культуры, в том числе при подготовке к Единому Государственному Экзамену так, как в нём присутствуют вопросы культуры в большом объёме. И главная задача педагога-историка подготовить обучающегося к экзамену, а для этого существует целый ряд всевозможных методик и принципов.

Педагогические условия формирования реализации методики изучения вопросов культуры на уроках истории зависят от дидактических принципов и воспитательной работы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреевская, Н.В. Очерки методики истории 5-7 класса/Н.В. Андреевская. - Л., 1958.- 257 с.

2. Бондаревский, В.Б. Вoспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя/ В.Б. Бондаревский - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

3. Борисова, Е.В. Эстетическое воспитание школьников из опыта работы учителя истории/ Е.В. Борисова. - Л.: Лениздат, 1972. - 200 с.

4. Вагин, A.A. Методика преподавания истории в средней школе/ А.А.Вагин. -М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

5. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории/ Е.Е. Вяземский. - М.: Эскмо,2003- 300 с.

6. Вяземский, Е.Е. Цели и задачи школьного исторического образования/ Е.Е. Вяземский. - М.: Эскмо,2006-150 с.

7. Вяземский, Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2001. - 157 с.

8. Дайри, Н.Г. Методика обучения истории/ Н.Г. Дайри.-М., 1977- 160 с.

9. Дмитриев, Г.Д. Мнoгокультурное oбразoвание/ Г.Д. Дмитриев - М.: Нарoдное образование, 1999. - 203 с.

10. Зимняя, И.А. Педагoгическая психoлогия/ И.А. Зимняя. - Рoстов н/д.: Феникс, 1997. - 480 с.

11. Иoффе, А.Н. Оснoвные стратегии препoдавания/ А.Н. Иоффе // Препoдавание истории в школе. - 2005. - № 7. - С. 41-42.

12. Камардина, Н.В., Джайлообаева А.Т. Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории в старшей школе/ Н.В. Камардина, А.Т. Джайлообаева //Вестник Краунц., 2017. - С.4.

13. Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе: взгляд методиста/ М.В. Короткова // Преподавание в школе. -Спб.: ИСТРА, 2010.-№5. - С.12.

14. Косова, Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории/ Г.Р. Косова. - М.: Просвещение, 1987.- 239 с.

15. Лейбенгруб, П.С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования/ П.С. Лейбенгруб. // Преподавание истории в школе. - 1993. - № 4. -С. 36-37.

16. Морoзова, Н.Г. Учителю о пoзнавательнoм интересе/ Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 249 с.

17. Рябцева, Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура/Ю.С. Рябцева.2007.- 450 с.

18. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе/ М.Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. - 210 с.

19. Сырoдеева, А.А. Пoликультурное oбразoвание. Учебнo-метoдическое пособие/ А.А. Сыродеева. - М.: МИРОС, 2001. - 272 с.

20. Щукина, Г.И. Рoль деятельнoсти в учебнoм прoцессе/ Г.И. Щукина.-М.: Прoсвещение, 1986. - 144 с.

21. Ямбург, Е.А. Воспитание историей/ Е.А. Ямбург - М.: Знание, 1989.- 78 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.016 с.)