Роль и значение уроков истории, направленных изучение вопросов культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и значение уроков истории, направленных изучение вопросов культуры



Школьный курс истории во все времена выполнял важную роль формирования мировоззрения нового поколения. Но ещё важнее становится понимать ценностные аспекты бытия, которые лежат в основе деятельности стран, народов и каждого конкретного человека на различных этапах его жизни, поэтому всё более актуальным становится изучение содержания исторического процесса с точки зрения культуры. В процессе рассмотрения особенностей исторического и культурного развития государств, формируется гармонично развитая личность[10].

Велика роль культурно-исторического материала, он есть в курсах разных предметов и в каждом случае имеет свою специфику, которую используют учителя в преподавании.Межпредметные связи способствуют созданию более целостной и многогранной картины развития отечественной и мировой культуры -достигается большая эффективность освоения культурного наследия.[11]

Так, на уроках физики, химии, биологии и других предметов естественнонаучного цикла школьники узнают основные вехи развития соответствующей науки.

Предметы эстетического цикла- музыкальная культура, изобразительное искусство- знакомят учащихся с художественно-образным осмыслением мира в разных видах искусства, с присущим им изобразительно-выразительным языком, с отдельными выдающимися памятниками музыкального и изобразительного искусства. На уроках литературы школьники изучают произведения разных эпох, различных жанров, выразительные средства литературы, как искусства.[12]

Особая роль принадлежит самому предмету история: духовная культура в ней раскрывается, как компонент общественно-экономической формации, многие её проявления (образование и наука, общественная мысль, литература и искусство, театр и тд.) рассматриваются в их динамике, взаимосвязи и поступательном развитии, в их социальной обусловленности.

Обучая истории, мы формируем и углубляем понятие «культура» как целостное, системное единство составных ее частей — реальность  духовной жизни человека и общества, прослеживаем развитие культуры как одной из сторон общественно-экономической формации  и постепенное ее высвобождение от пут религиозной идеологии  в ходе познания мира; само познание мира в двух его формах — наукой, раскрывающей закономерности жизни природы и общества, и искусством, познающим мир в художественных образах; активное воздействие науки и искусства на общество, их участие в преобразовании действительности; классовый характер культуры в классово антагонистическом обществе и отражение в ней классовой, идеологической борьбы вплоть до открытого столкновения двух культур в культуре буржуазного общества; глобальный характер этого столкновения в свете противоборства двух систем и обострения  идеологической борьбы в современном мире; изменение содержания, роли и значения культуры в обществе, строящем коммунизм,— расширение сферы культуры, ее всеохватывающий характер; роль народных масс в создании материальных и духовных ценностей, в их распределении и потреблении.[13]

Ещё одним показателем значимости изучения культуры включение значительного числа заданий на знание и понимание культурно исторического контекста в содержание Всероссийских проверочных работах, Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена 

В структуре контрольных измерительных материалов ВПР есть задания по культуре такие как: работа с изобразительными историческими источниками (1 вопрос) и реализация историко-культурологического подхода (7, 8 вопросы). Данные задания направлены на знания вопросов культуры в школьном курсе истории, а также на знание краеведческого материала.

В ОГЭ нам представлены задания 13 и 14 - факты истории культуры с древнейших времён до 1914 года.

В содержание ЕГЭ задания 17, 18, 19 предполагают базовые или повышенного уровня знания по культуре всего периода отечественной истории.[14]

Без изучения вопросов культуры на уроках истории дети не смогут справится с заданиями на важных экзаменах в их жизни. Поэтому каждому учителю стоит уделять отведённое время на тщательное рассмотрение разделов культуры в различных периодах.

Таким образом, вопросы культуры в школьном курсе истории будут всегда актуальными. Постижение истории и культуры должно быть направлено не только на успешное прохождение итоговой аттестации, но и учитывать ценностную составляющую в формировании личности обучающегося. Именно школа призвана воспитывать личность, которая объективно будет оценивать не только историко - культурное прошлое, но и настоящее. Отсутствие представлений о культуре цивилизаций в различных этапах ее существования предполагает появление радикальных взглядов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.005 с.)