Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и значение уроков истории, направленных изучение вопросов культуры

Поиск

Школьный курс истории во все времена выполнял важную роль формирования мировоззрения нового поколения. Но ещё важнее становится понимать ценностные аспекты бытия, которые лежат в основе деятельности стран, народов и каждого конкретного человека на различных этапах его жизни, поэтому всё более актуальным становится изучение содержания исторического процесса с точки зрения культуры. В процессе рассмотрения особенностей исторического и культурного развития государств, формируется гармонично развитая личность[10].

Велика роль культурно-исторического материала, он есть в курсах разных предметов и в каждом случае имеет свою специфику, которую используют учителя в преподавании.Межпредметные связи способствуют созданию более целостной и многогранной картины развития отечественной и мировой культуры -достигается большая эффективность освоения культурного наследия.[11]

Так, на уроках физики, химии, биологии и других предметов естественнонаучного цикла школьники узнают основные вехи развития соответствующей науки.

Предметы эстетического цикла- музыкальная культура, изобразительное искусство- знакомят учащихся с художественно-образным осмыслением мира в разных видах искусства, с присущим им изобразительно-выразительным языком, с отдельными выдающимися памятниками музыкального и изобразительного искусства. На уроках литературы школьники изучают произведения разных эпох, различных жанров, выразительные средства литературы, как искусства.[12]

Особая роль принадлежит самому предмету история: духовная культура в ней раскрывается, как компонент общественно-экономической формации, многие её проявления (образование и наука, общественная мысль, литература и искусство, театр и тд.) рассматриваются в их динамике, взаимосвязи и поступательном развитии, в их социальной обусловленности.

Обучая истории, мы формируем и углубляем понятие «культура» как целостное, системное единство составных ее частей — реальность  духовной жизни человека и общества, прослеживаем развитие культуры как одной из сторон общественно-экономической формации  и постепенное ее высвобождение от пут религиозной идеологии  в ходе познания мира; само познание мира в двух его формах — наукой, раскрывающей закономерности жизни природы и общества, и искусством, познающим мир в художественных образах; активное воздействие науки и искусства на общество, их участие в преобразовании действительности; классовый характер культуры в классово антагонистическом обществе и отражение в ней классовой, идеологической борьбы вплоть до открытого столкновения двух культур в культуре буржуазного общества; глобальный характер этого столкновения в свете противоборства двух систем и обострения  идеологической борьбы в современном мире; изменение содержания, роли и значения культуры в обществе, строящем коммунизм,— расширение сферы культуры, ее всеохватывающий характер; роль народных масс в создании материальных и духовных ценностей, в их распределении и потреблении.[13]

Ещё одним показателем значимости изучения культуры включение значительного числа заданий на знание и понимание культурно исторического контекста в содержание Всероссийских проверочных работах, Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена 

В структуре контрольных измерительных материалов ВПР есть задания по культуре такие как: работа с изобразительными историческими источниками (1 вопрос) и реализация историко-культурологического подхода (7, 8 вопросы). Данные задания направлены на знания вопросов культуры в школьном курсе истории, а также на знание краеведческого материала.

В ОГЭ нам представлены задания 13 и 14 - факты истории культуры с древнейших времён до 1914 года.

В содержание ЕГЭ задания 17, 18, 19 предполагают базовые или повышенного уровня знания по культуре всего периода отечественной истории.[14]

Без изучения вопросов культуры на уроках истории дети не смогут справится с заданиями на важных экзаменах в их жизни. Поэтому каждому учителю стоит уделять отведённое время на тщательное рассмотрение разделов культуры в различных периодах.

Таким образом, вопросы культуры в школьном курсе истории будут всегда актуальными. Постижение истории и культуры должно быть направлено не только на успешное прохождение итоговой аттестации, но и учитывать ценностную составляющую в формировании личности обучающегося. Именно школа призвана воспитывать личность, которая объективно будет оценивать не только историко - культурное прошлое, но и настоящее. Отсутствие представлений о культуре цивилизаций в различных этапах ее существования предполагает появление радикальных взглядов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.005 с.)