Система сбора информации о дтп, правовая основа организации сбора сведений о дтп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система сбора информации о дтп, правовая основа организации сбора сведений о дтп.



Во всех странах с развитой автомобилизацией организован учет дорожно-транспортных происшествий, который регламентируется специальным документом — Правилами учета ДТП. Обычно Правилами устанавливаются:

- государственные органы, на которые возлагаются обязанности по сбору

сведений о ДТП;

- определения понятий дорожно-транспортное происшествие, погибший, раненый, материальный ущерб и некоторых других;

- порядок сбора и обработки информации, состав сведений о ДТП, их дифференциацию в зависимости от уровня управляющего звена;

- меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о ДТП, их согласованности с данными о состоянии дорожно-уличной сети, погоды и с другими факторами, влияющими на возникновение ДТП и состояние аварийности.

Порядок учета и сбора сведений о ДТП на всей территории России устанавливается Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, действующими с 1 января 1985 г. и в соответствии с которыми учету подлежат дорожно-транспортные происшествия с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель или телесные повреждения

людей, либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и дру­гих сооружений или иного имущества.

Как следует из данного определения, для квалификации происшествия как дорожно-транспортного необходимы два условия, во-первых, участие в ДТП движущегося транспортного средства.

К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

Таким образом, учету подлежат все ДТП движущимися транспортными средствами, имеющими двигатель, «а также с гужевыми повозками, даже если в дорожно-транспортном происшествии не участвовало других механических транспортных средств. Следует обратить внимание и на то, что Правила учета не требуют, чтобы в момент ДТП транспортное средство приводилось в движение двигателем» Поэтому ДТП, совершенные при движении «накатом», также подле­жат учету.

Вторым условием является наличие вредных последствий происшествия, которые могут заключаться в гибели людей, причинении им телесных повреждений либо в нанесении материального ущерба гражданам, государственным или общественным организациям.

Ускоренный рост количества автомобилей и возрастающая интенсивность движения на автодорогах заставляют уделять особое внимание вопросам безопасности и организации движения.

Ежегодно на земном шаре погибает на автодорогах 1 млн. человек.

Даже эпидемические заболевания не уносят столько жизней, сколько ДТП, причем их число практически во всех странах имеет тенденцию к дальнейшему росту. Однако есть и также страны, где количество ДТП со временем уменьшается. Например, число японцев, погибших за последние годы в ДТП, почти в 2 раза меньше чем в 80-е гг; за такой же период. Это объясняется тем, что в Японии были значительно ужесточены санкции за нарушения ПДД в последнее время, а также оптимальной" организацией дорожного движения.

ДТП возникают как в результате неправильных действий участников процесса движения (водителей, пешеходов, пассажиров), так и лиц, ответственных за техническое состояние и правильную эксплуатацию автомобилей и дорог.

Необходимо отметить, что статистический анализ показывает, что наибольший процент ДТП происходит по вине водителя автомобиля, а не из-за технической неисправности автомобиля или несовершенства дорог. Таким образом, в комплексе «автомобиль-водитель-дорога» самым ненадежным звеном является водитель — человек.

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в результате нарушения нормального движения транспортного средства (автомобиля, мотоцикла, троллейбуса) и повлекшее за собой смерть или травму людей, повреждение транспортных средств и грузов, искусственных

сооружений (зданий, телеграфных столбов, парапетов), зеленых насаждений или нанесения нанесен другой материальный ущерб.

Как следует из данного определения, для квалификации происшествия как дорожно-транспортного необходимы два условия: во-первых, участие в ДТП движущегося транспортного средства, во-вторых, наличие вредных последствий происшествия.

Число ДТП весьма велико, поэтому при организации сбора данных о состоянии аварийности все ДТП подразделяются в зависимости от тяжести их последствий на три группы.

Первая группа – ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, Сведения об этих происшествиях включаются в государственную статистическую отчетность.

Вторая группа – ДТП с материальным ущербом без пострадавших, а также ДТП, в которых люди получили легкие телесные повреждения и не относятся к числу раненых. Сведения о таких ДТП в государственную статистическую отчетность не включаются, а обобщаются на уровне отдельных городов и районов.

Третья группа — отдельные ДТП, которые по формальным признакам могут быть квалифицированы как дорожно-транспортные, но сведения о них в государственную статистическую отчетность не включаются (например, ДТП с с/х машинами при выполнении ими основных производственных операций -пахота, уборка с/х продукции, ДТП в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинения вреда здоровью людей, ДТП в результате стихийных бедствий: удар молнии, падение сломанного ветром дерева; ДТП во время мероприятий по авто- или мотоспорту).

Для более полного понимания определения ДТП, важное значение имеет расшифровка видов. Правилами учета все ДТП подразделяются на 9 видов.

1. Столкновение (все встречные, попутные и боковые, а также с внезапно остановившимися транспортными средствами, перед светофором, при заторах движения или из-за технической неисправности)

2. Опрокидывание (потеря устойчивости). В данном виде ДТП участвуют, как правило, одно транспортное средство (к этому виду не относятся опрокидывания после других видов ДТП)

3. Наезд на стоящее транспортное средство отличается от столкновения тем, что одно из участвующих транспортных средств не двигалось.

4. Наезд на препятствие (опору моста, столб, дерево, ограждение)

5. Наезд на пешехода. К этому виду относятся также ДТП, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза (досок, бревен и т.п.).

6. Наезд на велосипедиста.

7. Наезд на гужевой транспорт (т.е. наезд на упряжное животное или повозку, транспортируемую этим животным).

8. Наезд на животных (ДТП не должно квалифицироваться как «наезд на животное» и подлежит учету, если отсутствует материальный ущерб от гибели животных или птиц).

9. Прочие ДТП. Сюда относятся:

- сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания);

- падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного

средства предмета на человека, животное или транспортное средство;

- падение пассажира с движущегося транспортного средства или в его салоне в результате резкого изменения скорости или траектории движения;

- другие виды ДТП,

Ускоренный рост количества автомобилей и возрастающая интенсивность движения на автодорогах заставляет уделять особое внимание вопросам безопасности и организации движения.

Ежегодно на земном шаре погибает на автодорогах более 1 млн. человек. Даже эпидемиологические заболевания не уносят столько жизней, сколько ДТП, причем их число практически во всех странах имеет тенденцию к дальнейшему росту. Однако есть и такие страны, где количество ДТП со временем уменьшается. Например, число японцев, погибших за последние годы в ДТП, почти в 2 раза меньше, чем в 80-е годы, за такой же период. Это объясняется тем, что в Японии были значительно ужесточены санкции за нарушение ПДД в последнее время, а также оптимальной организацией дорожного движения.

ДТП возникают как в результате неправильных действий участников процесса движения (водителей, пешеходов, пассажиров), так и лиц, ответственных за техническое состояние и правильную эксплуатацию автомобилей и дорог.

Необходимо отметить, что статистический анализ показывает, что наи­больший процент ДТП происходит по вине водителя автомобиля, а не из-за технической неисправности автомобиля или несовершенства дорог. Таким образом, в комплексе "автомобиль - водитель - дорога" самым ненадежным звеном является водитель - человек.

На первый взгляд кажется очевидным, что создание автомобилей с высокими функциональными и эргономическими свойствами решает проблему безопасности. В действительности все оказалось сложнее. Да, улучшая автомобиль, мы расширяем границы пределов, в которых можно обеспечить устойчивость управления автомобилем. Но как только водитель ощущает расширение границ безопасности, он меняет план своих действий и опять приближается к границам устойчивого движения.

Человек не может абсолютно точно определить эти границы. Когда пара­метры плана действий близки к ним, водитель легко выходит за границы безопасности. Поэтому причиной 85...90% ДТП являются ошибки, допущенные водителем при выборе плана действий, т.е. ошибки водителя связаны с неправильным выбором скорости, дистанции и интервала движения, неправильной оценкой возможности смены полосы, выезда на встречную полосу движения, и только в 10... 15% случаев причиной ДТП являются ошибки выполнения маневра по выходу из нештатной (критической) ситуации. Чтобы повысить безопасность дорожного движения необходимо изменить поведение большей части водителей - сделать его мене рискованным.

Препятствием на этом пути является массовое незнание критериев мастерства управления автомобилем. Каждый начинающий и значительная часть опытных водителей считают, что единственным показателем мастерства является скорость.

Такой водитель при каждой возможности увеличивает скорость до предельно возможной по его оценке и из-за ошибок в оценке допустимой скорости регулярно выходит за границы безопасности. Как результат этого, легковые автомобили попадают в ДТП в 2 раза чаще, чем автобусы» и в 1,5 раза чаще, чем грузовые автомобили. Движение автомобиля при этом является неравномерным - с интенсивными разгонами и замедлениями. В действительности показателем мастерства являются равномерность движения, умение доехать до пункта назначения с оптимальной средней скоростью при минимальном расходовании топлива и ресурса автомобиля.

Никакая, даже очень хорошо организованная система обучения водителей не может обеспечить подготовку водителя высокой квалификации из-за ограниченности наката километров за период обучения. Будущий водитель легкового, грузового автомобилей и автобуса проезжает с инструктором соответственно 600, 1000 и 7000 км, тогда как для становления водителя необходим накат около 100 тыс. км. Поэтому следует понимать, что полученное водительское удостоверение не подтверждает водительского мастерства. Это всего лишь документ, дающий право продолжать обучение самостоятельно.

Важно, чтобы полученные при обучении знания помогли водителю пройти этот трудный период с наименьшими потерями. В данной связи полезно знать, что при увеличении наката километров изменяется не только уровень мастерства, но и самооценка мастерства и связанный с этим коэффициент аварийности  (рис.В.З.). Из графика на рис. В.З. следует, что когда водитель проявляет осторожность (период I), вероятность ДТП быстро уменьшается по мере развития у водителя "чувства автомобиля". Необходимо опасаться переоценки своих возможностей (период II), вероятность которой возникает после завершения "технического оснащения мастерства", когда водитель ощутил, что автомобиль "подчиняется" ему. На этом этапе важно осознавать, что к этому моменту вы научились только регулировать движение автомобиля и что вам предстоит научиться управлять им.

Коэффициент аварийности равен отношению числа ДТП, совершенных при определенном накате 8, к числу ДТП, совершенных на первых 10 тыс. км наката.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое управляемость автомобиля?

2. Что такое маневренность автомобиля?

3. Что такое пассивная безопасность?

4. Что такое активная безопасность дороги?

5. Что такое пассивная безопасность водителя?

6. Что такое пассивная безопасность дороги?

7. Что такое активная безопасность водителя?

8. К какой безопасности относятся надежность замыкания в зоне контакта

    шины с дорогой, надежное дорожное покрытие на обочинах?

9. Что такое коэффициент аварийности?

10. Что такое ДТП?

       

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.014 с.)