Этап. Учет интересов разных целевых аудиторий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап. Учет интересов разных целевых аудиторий



Непосредственными потребителями услуг дополнительного образования детей являются довольно разнообразные группы детей и подростков, из очень разных семей. Каждые группы заинтересованы в разных программах, нуждаются в разных условиях образовательного процесса. В связи с этим, выбранные модели и форматы реализации программ ДОД нуждаются в еще большей детализации.

В основе этого процесса также может быть положен анализ данных, описывающих актуальную ситуацию в регионе/муниципалитете.

Основными позициями для выбора на этом этапе станут конкретные категории обучающихся (по возрастам и социально-экономическому статусу их семей), уровни дополнительных общеобразовательных программ, типы образовательных организаций, реализующих эти программы (рисунок 5).

1) Возрастные особенности обучающихся

Совершенно очевидно, что для малышей и юношества нужны разные программы и условия обучения, разные акценты в профилях туристско-краеведческой направленности, разных уровнях сложности. На каких возрастных группах сконцентрировать внимание каждый регион (муниципалитет) будет решать индивидуально. Можно ориентироваться на обеспечение запроса наиболее активной категории, в большинстве случаев для краеведения, это дети с возрасте от 10 до 17 лет. Можно делать ставку на расширение предложения для категорий, которые в меньшей степени в настоящий момент вовлечены в программы ДОД – семьи из сельской местности с низким социально-экономическим статусом.

Возможны комплексные варианты, которые частично ориентированы и на ту, и на другую группы.

Данные, которые понадобятся для осуществления этого выбора:

- Охват дополнительными общеобразовательными программами детей разных возрастов;

- Распределение детей разных возрастов по программам разной направленности (эти сведения помогут в некоторой степени определить специфику возрастного запроса на направленность программ ДОД).

 

2) Социально-экономический статус (СЭС) семей обучающихся

В данном случае под СЭС семьи рассматривается интегральный показатель, включающий такие показатели семьи, как уровень ее материального (финансового) обеспечения, уровень образования и культурный бэкграунд родителей, психологический климат и др.

Существующие международные и отечественные исследования, раскрывающие связь показателей СЭС семьи с образовательными результатами и траекториями обучающихся, позволяют утверждать, что дети из семей с более высокими показателями СЭС в большей степени мотивированы и, соответственно, вовлечены (легче вовлекаются) в программы ДОД.

Выбор ориентации региональной (муниципальной) политики на детей из семей с высокими или низкими показателями СЭС повлечет за собой разные организационные решения. Например, для увеличения вовлеченности в программы ДОД детей из семей с низким уровнем материального благосостояния необходимы решения в сфере компенсации этого барьера, например, государственного финансирования востребованных этими детьми программ, введения ваучеров. Эту категорию, кстати, можно использовать для привлечения детей в непопулярные, но важные для региона программы туристско-краеведческой направленности, например язык и культура – для сохранения региональной идентичности.

Вовлечение в программы детей из семей с низким образовательным и культурным уровнем потребует осуществления определенных PR-шагов, поиска мотиваторов для данных детей, в том числе, материальных.

Рисунок 5 – Шкалы выбора модели создания новых мест по программам туристско-краеведческой направленности с учетом особенностей контингента обучающихся

 

3) Уровень дополнительных общеобразовательных программ

Уровень дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности во многом связан с возрастными и социально-экономическими характеристиками обучающихся, но эта связь не прямая. Очевидно, что для младших детей высоким спросом пользуются программы ознакомительного и базового уровней, но и программы углубленной подготовки для этой возрастной категории вполне востребованы и интересны. И наоборот, старшие школьники в большей степени вовлечены в программы углубленной подготовки, но это не означает, что им не могут быть интересны программы ознакомительного и базового уровней.

Таким образом, в этом направлении региону (муниципалитету) также придется сделать осознанный выбор собственной стратегии и тактики.

Для осуществления этого выбора понадобятся следующие данные:

- Охват обучающихся разных категорий (по возрасту и СЭС) программами туристско-краеведческой направленности разного уровня: ознакомительного, базового, углубленного, предпрофессиональной подготовки;

- Доля программ туристско-краеведческой направленности разного уровня в общей численности дополнительных общеобразовательных программ.

 

4) Тип образовательных организаций

Еще один уровень конкретизации развиваемых программ туристско-краеведческой направленности связан с типами видами образовательных организаций, которые их реализуют. Эта шкала выбора, в отличии от всех предыдущих будет иметь не 2 полюса, а целый веер вариантов, определяемых:

- Типом собственности:

§ Государственные;

§ Частные;

- Типом самой организации:

§ Общеобразовательные (школы);

§ Организации дополнительного образования детей;

§ Организации профессионального образования;

§ Необразовательные (музеи, библиотеки и др.).

Любой из выбранных вариантов повлечет за собой конкретные управленческие решения. Например, ставка на развитие частного сектора связана с определенными решениями в сфере их финансирования, налогообложения, грантовой и субсидийной поддержки, информационного сопровождения, формированием нормативных правовых норм, благоприятствующих развития негосударственного сектора.

Ставка на развитие новых мест дополнительного образования в школах может рассматриваться, как одно из самых перспективных направлений, особенно в части обеспечения охвата школьников младших возрастов. Территориальное удобство в этом формате предоставления услуг ДОД становится здесь очевидным преимуществом. Вопросы с наличием зданий и помещений и, частично, оборудования также уже решены. Дополнительные поставки оборудования, которое может использоваться в реализации школьных программ и программ ДОД, имеют более высокую эффективность и потенциальную отдачу. Дополнительных управленческих решений потребуют обеспечение специализированным оборудованием (инвентарем), информационно-методическими материалами и кадрами.

Необразовательные организации могут в этом контексте стать примерами эффективного межведомственного взаимодействия, в том числе, в части финансового, материально-технического и кадрового обеспечения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.007 с.)