Аргументы президента Ельцина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументы президента Ельцина



В Викитеке есть полный текст: Телеобращения Президента к гражданам в связи с подписанием Указа № 1400

В своём телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года Борис Ельцин так аргументировал подписание указа № 1400[23]:

Уже более года предпринимаются попытки найти компромисс с депутатским корпусом, с Верховным Советом. Россияне хорошо знают, сколько шагов навстречу делалось с моей стороны на последних съездах и между ними. (…) Последние дни окончательно разрушили надежды на восстановление какого-либо конструктивного сотрудничества. Большинство Верховного Совета идёт на прямое попрание воли российского народа. Проводится курс на ослабление и в конечном счёте устранение президента, дезорганизацию работы нынешнего правительства, за последние месяцы подготовлены и приняты десятки новых антинародных решений. (…) Многие из них целенаправленно спланированы на ухудшение ситуации в России. Наиболее вопиющей является так называемая экономическая политика Верховного Совета, его решения по бюджету, приватизации, многие другие усугубляют кризис, наносят огромный вред стране. Все усилия правительства хоть как-то облегчить экономическую ситуацию наталкиваются на глухую стену непонимания. Не наберётся и нескольких дней, когда Совет Министров не дёргали, не выкручивали руки. И это в условиях острейшего экономического кризиса. Верховный Совет перестал считаться с указами президента, с его поправками к законопроектам, даже с конституционным правом вето.

Конституционная реформа практически свёрнута… Процесс создания правового государства в России, по сути дела, дезорганизован. Наоборот, идёт сознательное размывание и без того слабой правовой базы молодого российского государства. Законотворческая работа стала орудием политической борьбы. Законы, в которых остро нуждается Россия, не принимаются годами. (…)

Уже давно большинство заседаний Верховного Совета проходит с нарушением элементарных процедур и регламента… Идут чистки комитетов и комиссий. Из Верховного Совета, его Президиума беспощадно изгоняются все, кто не проявляет личной преданности своему руководителю. (…) Всё это горькие свидетельства того, что Верховный Совет как государственный институт находится сейчас в состоянии политического разложения. (…) Власть в российском Верховном Совете захвачена группой лиц, которые превратили его в штаб непримиримой оппозиции.

(…) Единственным способом преодоления паралича государственной власти в Российской Федерации является её коренное обновление на основе принципов народовластия и конституционности. Действующая Конституция не позволяет это сделать. Действующая Конституция не предусматривает также процедуры принятия новой конституции, в которой был бы предусмотрен достойный выход из кризиса государственности. Будучи гарантом безопасности нашего государства, я обязан предложить выход из этого тупика, обязан разорвать этот губительный порочный круг.

Предыстория конфликта

Основная статья: Конституционный кризис 1992—1993

Введение поста президента при сохранении неограниченных[28][29] полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации породило в Российской Федерации проблему двоевластия, а точнее, признания или непризнания этими двумя конституционными институтами правила установления системы сдержек и противовесов между парламентом и президентом. Эту систему должны были бы принять для себя и парламент, и президент. Проблема дополнялась наличием в обществе сторонников немедленного проведения радикальных экономических реформ («шоковая терапия»), которые объединились вокруг президента Ельцина, и их противников, объединившихся вокруг Верховного Совета, председателем которого после избрания Ельцина президентом стал Р. И. Хасбулатов[30].

Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции. Ельцин настаивал на изменении формы правления в Российской Федерации, передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными органами, хотя Съезд время от времени принимал поправки, расширявшие полномочия президента. Более того, в августе 1993 года Верховный Совет разработал проект закона о поправках в Конституцию, который должен был исключить пункты о полновластии Съезда и парламента (часть 2 статьи 104 и пункт 26 статьи 109)[31][32][33].

Ещё одной причиной конфликта считается неоднократный отказ Съезда народных депутатов ратифицировать Беловежское соглашение о прекращении существования СССР[34] и исключить из текста Конституции Российской Федерации 1978 года упоминания о Конституции и законах СССР[35][36]. Группа народных депутатов России во главе с Сергеем Бабуриным даже обратилась в Конституционный суд с ходатайством о проверке законности ратификации Верховным Советом Беловежского соглашения в декабре 1991 года[37][38][39][40]. Это обращение так и не было рассмотрено[32] из-за событий сентября-октября 1993 года[38](накануне этих событий суд готовился к рассмотрению этого ходатайства[41][42]).

В начале 1993 года на Съезде народных депутатов Российской Федерации и в Верховном Совете сложилось твёрдое антиельцинское и антиреформаторское большинство, составившее парламентский блок «Российское единство» (КПРФ, АПР, бабуринская «Россия» и фракция «Отчизна», состоявшая из радикальных коммунистов и отставных военных)[9].

20 марта II пленум ЦИК КПРФ принял решение голосовать на апрельском референдуме против доверия президенту Ельцину, против социально-экономической политики правительства, за досрочные выборы президента и против досрочных выборов народных депутатов (НЕТ—НЕТ—ДА—НЕТ). КПРФ взяла на себя руководство парламентской фракцией «Коммунисты России»[9]. В то же время сторонники президента и большинство эфирных СМИ предлагали голосовать на референдуме по схеме «ДА—ДА—НЕТ—ДА»[43].

В тот же день Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, объявив, что только что подписал указ о введении «особого порядка управления»[44]. Конституционный суд Российской Федерации, ещё не имея подписанного указа президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными и усмотрел наличие оснований для отрешения президента от должности. Однако, как выяснилось чуть позже, в действительности указ с таким содержанием не был подписан. Созванный IX (внеочередной) Съезд народных депутатов предпринял попытку отрешить президента от должности (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова), но для отрешения не хватило 72 голосов.

22 марта, по воспоминаниям бывшего начальника службы безопасности президента Российской Федерации А. В. Коржакова, президент вызвал руководителя главного управления охраны, коменданта Кремля М. И. Барсукова и предложил ему разработать план действий на случай, если съезд примет решение об отрешении. По словам Коржакова, план Барсукова президенту понравился, и он его немедленно утвердил:

Суть его сводилась к выдворению депутатов сначала из зала заседаний, а затем уже из Кремля. По плану Указ о роспуске съезда в случае импичмента должен был находиться в запечатанном конверте. После окончания работы счётной комиссии (если бы импичмент всё-таки состоялся) по громкой связи, из кабины переводчиков офицеру с поставленным и решительным голосом предстояло зачитать текст Указа. С кабиной постоянную связь должен был поддерживать Барсуков, которому раньше всех стало бы известно о подсчёте голосов.

Если бы депутаты после оглашения текста отказались выполнить волю президента, им бы тут же отключили свет, воду, тепло, канализацию… Словом, всё то, что только можно отключить. На случай сидячих забастовок в темноте и холоде было предусмотрено «выкуривание» народных избранников из помещения.

На балконах решили расставить канистры с хлорпикрином — химическим веществом раздражающего действия. Это средство обычно применяют для проверки противогазов в камере окуривания. Окажись в противогазе хоть малюсенькая дырочка, испытатель выскакивает из помещения быстрее, чем пробка из бутылки с шампанским. Офицеры, занявшие места на балконах, готовы были по команде разлить раздражающее вещество, и, естественно, ни один избранник ни о какой забастовке уже бы не помышлял.

Президенту «процедура окуривания» после возможной процедуры импичмента показалась вдвойне привлекательной: способ гарантировал стопроцентную надёжность, ведь противогазов у парламентариев не было.

Каждый офицер, принимавший участие в операции, знал заранее, с какого места и какого депутата он возьмёт под руки и вынесет из зала. На улице их поджидали бы комфортабельные автобусы.

Борис Николаевич утвердил план без колебаний.

Коржаков А. В. Борис Ельцин: от рассвета до заката.

29 марта, после провала попытки импичмента, Съезд назначил на 25 апреля референдум с четырьмя вопросами, результаты которого удовлетворили ожидания сторонников президента Ельцина[45]:

  • На вопрос «Доверяете ли вы президенту Российской Федерации Борису Ельцину» 58,67 % проголосовавших ответили «да» (37,65 % имеющих право участвовать в референдуме)
  • На вопрос «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года» 53,05 % проголосовавших ответили «да» (33,99 % имеющих право участвовать в референдуме)
  • На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы президента Российской Федерации» «да» ответили 49,49 % проголосовавших (31,71 % имеющих право участвовать в референдуме)
  • На вопрос «Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы народных депутатов Российской Федерации» ответили «да» 67,17 % проголосовавших (43,08 % имеющих право участвовать в референдуме)[46].

1 мая в Москве во время уличной манифестации коммунистов и сторонников Верховного Совета впервые произошли массовые беспорядки. Участники акции отклонились от согласованного с властями маршрута — вместо разрешённого шествия по Садовому кольцу двинулись многотысячной колонной по Ленинскому проспекту в сторону Ленинских гор. В районе дома 37 проспект был перегорожен грузовиками и автобусами ОМОН, где произошло столкновение с сотрудниками правоохранительных органов, в результате которого погиб сотрудник милиции — сержант милиции Владимир Толокнеев, который был раздавлен грузовым автомобилем, за рулём которого, по свидетельствам очевидцев, находился один из демонстрантов в камуфляжной форме. Десятки манифестантов получили травмы[47]. В связи с этими событиями Верховный Совет предложил президенту освободить от должности министра внутренних дел В. Ф. Ерина[48], однако президент отказался сделать это[49].

Как вспоминает народный депутат Российской Федерации, член Верховного Совета Илья Константинов, в июне 1993 года тогдашний глава администрации Нижегородской области Борис Немцов предупредил его о предстоящем разгоне Съезда и парламента, заявив, что депутатов «раздавят танками», и советовал ему перейти на сторону президента[50][51].

1 сентября Ельцин временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого[52], который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства. Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранения вице-президента президентом не содержали. Обвинения Руцкого в коррупции, в связи с которыми проводилось расследование, позднее не нашли подтверждения[53]. Хасбулатов расценил этот указ как «очевидное и грубое нарушение Конституции Российской Федерации». Он указал, что «устранить президента и вице-президента, согласно Конституции, может только Верховный Совет и Съезд народных депутатов Российской Федерации при наличии в их действиях соответствующих нарушений, предусмотренных статьями Конституции»[44]. Позднее пресс-секретарь президента Ельцина Вячеслав Костиков признавался, что упоминание в указе имени Шумейко было тактическим ходом: «Фактически Шумейко продолжал исполнять обязанности первого заместителя председателя Совета Министров. Столь необычный приём был использован, чтобы смягчить восприятие указа оппозицией, которая в то время возлагала на А. Руцкого особые надежды… Было совершенно ясно, что указ направлен против Руцкого. Никакого ущерба Шумейко он не нанёс»[54].

3 сентября Верховный Совет принял решение направить в Конституционный суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному закону положений указа президента Российской Федерации от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти[44]. До разрешения дела в Конституционном суде действие указа было приостановлено Верховным Советом[55].

12 сентября проект указа № 1400 впервые обсуждали в Ново-Огарёве, куда Ельцин пригласил министра иностранных дел А. В. Козырева, министра обороны П. С. Грачёва, министра внутренних дел В. Ф. Ерина, и. о. министра безопасности Н. М. Голушко, начальника своей службы безопасности А. В. Коржакова и начальника главного управления охраны М. И. Барсукова. Указ одобрили все участники совещания[4][56]. Спор вызвала лишь дата предполагаемого роспуска Съезда и Верховного совета. Первоначально предлагалась дата 19 сентября. Но затем решили сделать это 18 сентября. Планировалось перекрыть входы в здание и не пускать депутатов внутрь[57]. По словам Коржакова:

Указ никому не показался ни антиконституционным, ни экстремистским. Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе.

[57]

На следующий день проект указа был согласован с председателем Совета министров В. С. Черномырдиным[4][56]. 16 сентября Ельцин снова пригласил к себе Коржакова, Барсукова и Грачёва, на этот раз в Завидово, для обсуждения деталей будущего роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Президент сообщил о своём решении отложить подписание указа о роспуске Съезда и парламента на несколько дней. Выяснилось, что против подписания указа выступает глава администрации президента С. А. Филатов, а силовые структуры до сих пор не согласовали свои будущие действия[57]. Также не поддержал роспуск Съезда и парламента директор Службы внешней разведки Евгений Примаков[58].

18 сентября Филатов поставил в известность о намерениях Ельцина Е. Т. Гайдара, назначенного в этот же день первым заместителем председателя Совета министров. Гайдар выразил поддержку этим намерениям[4]. В тот же день президент Ельцин без согласия Верховного Совета, в нарушение Конституции и закона «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации», подписал указ о назначении Голушко министром безопасности[59][60][61][62].

21 сентября, как позднее сообщила газета «Коммерсант», министр обороны Павел Грачёв провёл экстренное заседание коллегии министерства, на котором обсуждалась позиция Вооружённых сил в случае резкого обострения ситуации в стране. Руководство министерства и командиры воинских частей категорически отвергли возможность использования армии для решения внутриполитических проблем. В частности, командир Кантемировской танковой дивизии, принимавшей активное участие в августовских событиях 1991 года, заявил, что его солдаты не войдут в Москву ни при каких обстоятельствах. Что касается Таманской мотострелковой дивизии, то её части находились на учениях в Нижегородской области. В тот же день, по имеющейся информации, состоялся телефонный разговор Павла Грачёва с Борисом Ельциным, в ходе которого министр сообщил президенту позицию военных[63].

Хронология событий

Основная статья: Хронология событий сентября — октября 1993 года в Москве

Сентября

Руководство Верховного Совета заранее получило информацию из своих источников о том, что вечером президент Борис Ельцин намерен выступить с телеобращением, в котором заявит о роспуске Верховного Совета[64]. В 17:30 на экстренном заседании Президиума Верховного Совета спикер парламента Руслан Хасбулатов заявил, что в стране сложилась критическая ситуация, и предупредил народных депутатов о том, что «возможны любые события». Он призвал всех парламентариев быть в ближайшее время начеку, связаться со своими избирателями и в случае необходимости «встать на пути антиконституционного переворота»[64].

В 19:55 текст Указа № 1400 был получен Президиумом Верховного Совета[4].

В Викитеке есть тексты по теме: «Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 № 1400»

В 20:00 Ельцин выступил по телевидению с обращением к гражданам России, сообщив, что издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывал Съезду народных депутатов и Верховному Совету Российской Федерации прекратить свою деятельность[64]. Указом вводилось в действие Положение «О выборах депутатов Государственной Думы» и назначалось проведение 11-12 декабря 1993 года выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В Викитеке есть тексты по теме: «Постановление Президиума ВС России от 21.09.1993 № 5779-I»

В ответ на телеобращение Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина», в котором постановил на основании статей 1216 и 12111 Конституции считать полномочия президента Ельцина прекращёнными с момента подписания Указа № 1400 и признать, что вице-президент Александр Руцкой приступил к исполнению полномочий президента с момента подписания этого указа. Президиум постановил, что Указ № 1400 в соответствии с частью второй статьи 1218 Конституции не подлежит исполнению. Этим же постановлением 22 сентября созывалась внеочередная сессия Верховного Совета с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации»[Комм. 3].

На заседании Президиума было принято решение об организации обороны Дома Советов и создании Штаба обороны, а также были приняты Обращения «К народам России, Содружества Независимых государств, мирового сообщества», к народным депутатам Советов всех уровней, военнослужащим Российской Армии, сотрудникам Министерства безопасности и Министерства внутренних дел, всем гражданам России с призывом «пресечь государственный переворот, спровоцированный Б. Н. Ельциным и его окружением»[65].

В 20:45 к зданию Верховного Совета — Белому дому (Дому Советов) — начали приходить граждане, возник стихийный митинг[4]. Собравшиеся у Дома Советов граждане, по примеру событий 19-21 августа 1991 года, начали возводить заграждения[4][66].

В 21:00[64] сотрудниками правоохранительных органов было взято в плотное кольцо соседствующее с Домом Советов здание мэрии Москвы на Новом Арбате (бывшее здание СЭВ), здесь была развёрнута радиостанция[4][64].

Примерно в 22:00 в Парламентском центре на Цветном бульваре были отключены телефоны, а само здание было блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа. Была отключена автоматическая междугородная связь Дома Советов[4].

В 22.30. силами московского ГАИ и ОМОНа был блокирован гараж Верховного Совета на Звенигородском шоссе[64].

В Викитеке есть тексты по теме: «Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 № З-2»

В это же время началось экстренное заседание Конституционного суда Российской Федерации, на повестку дня которого было вынесено обсуждение Указа № 1400 и Обращения президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина к гражданам России. В принятом Заключении Конституционного суда от 21 сентября 1993 года Указ и Обращение были признаны не соответствующими положениям ряда статей действовавшей Конституции Российской Федерации — России и служащими основанием для отрешения президента Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статей 12110 или 1216 Конституции[4].

Сентября

В Викитеке есть тексты по теме: «Постановление ВС РФ от 22.09.1993 № 5780-I»

В полночь открылась VII (экстренная) сессия Верховного Совета[66], на которой были приняты постановления о прекращении полномочий президента Б. Н. Ельцина с 20:00 21 сентября 1993 года «в связи с грубейшим нарушением… Конституции…, выразившимся в издании им Указа… № 1400 „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации“, приостанавливающего деятельность законно избранных органов государственной власти»[67], и об исполнении этих полномочий вице-президентом А. В. Руцким[49][66][68].

В Викитеке есть тексты по теме: «Указ и. о. Президента РФ от 22.09.1993 № 2»

С 00:25 22 сентября Руцкой вступил в исполнение обязанностей президента России[69] и отменил указ Ельцина как антиконституционный[70].

Верховный Совет также принял постановление о незамедлительном созыве X чрезвычайного (внеочередного) Съезда народных депутатов с повесткой дня «О политическом положении в Российской Федерации в связи с совершённым государственным переворотом»[71].

Первые кадровые изменения коснулись руководителей силовых министерств. По представлению Руцкого[4], «ввиду выраженного неподчинения»[66], Верховный Совет принял постановление «О Министре безопасности Российской Федерации», которым дал согласие на освобождение первого заместителя министра безопасности Н. М. Голушко от временного исполнения обязанностей министра и на назначение министром безопасности В. П. Баранникова[72], а также постановление «О Министре обороны Российской Федерации», которым дал согласие на освобождение от этой должности П. С. Грачёва и назначение на эту должность В. А. Ачалова[73][74]. Руцкой также издал указ об освобождении от должности министра внутренних дел В. Ф. Ерина и о назначении и. о. министра А. Ф. Дунаева[75], предшественника Ерина на посту главы МВД в 1991—1992 годах. Новым министрам было поручено прибыть в свои министерства и принять необходимые меры по обеспечению соблюдения верности Конституции вверенными им ведомствами[66].

Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин огласил на сессии Заключение Конституционного суда «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его указом № 1400 и обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года»[66].

Утром, после перерыва, Верховный Совет принял закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР», предусматривавший введение уголовной ответственности за действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также за воспрепятствование деятельности законных органов государственной власти[76].

На 10 часов утра у Дома Советов России находилось до 1500 сторонников Верховного Совета, число которых к концу дня увеличилось до нескольких тысяч. Днём по указанию Руцкого началась запись в добровольческий «полк»[4].

Утром состоялось экстренное заседание правительства Москвы под председательством мэра Ю. М. Лужкова, на котором было принято заявление о поддержке действий Бориса Ельцина[4]. Тогда же прошло экстренное заседание XVII сессии Моссовета. Действия Ельцина были расценены как антиконституционные, а Указ № 1400 — как не имеющий юридической силы и не подлежащий исполнению[4].

Коллегия Министерства связи (согласно указанию, полученному от министра В. Б. Булгака) приняла решение об отключении автоматической телефонной связи АТС-205 города Москвы, обслуживающей Дом Советов. Отключены были в здании парламента и другие виды связи[4].

В целях противодействия реализации Указа № 1400[4] Александр Руцкой подписал указ об освобождении С. А. Филатова от должности руководителя Администрации президента и о назначении на эту должность главы своего секретариата Валерия Краснова[77], а также подписал указы о своём вступлении в исполнение обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации[78] и о ликвидации Главного управления охраны Российской Федерации[79]. Все эти решения реализованы не были.

Генерал армии Павел Грачёв, продолжавший руководить Министерством обороны, несмотря на решение Верховного Совета о его отстранении, сообщил журналистам, что ночью в воинские части, подразделения и учебные заведения поступила телеграмма от Владислава Ачалова с требованием незамедлительно прибыть к зданию Верховного Совета. В связи с данной телеграммой Грачёв распорядился всем войскам выполнять только распоряжения, подписанные им самим или начальником Генерального штаба генерал-полковником Михаилом Колесниковым[80].

Совет Министров выступил с заявлением о поддержке и принятии к безусловному исполнению Указа № 1400[4][80]. Председатель Совета Министров Виктор Черномырдин провёл селекторное совещание с руководителями республик, краёв и областей в составе Российской Федерации, в ходе которого потребовал от них поддержки действий Ельцина[4][80].

Совет Министров принял постановление «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населённых пунктов Российской Федерации», в соответствии с которым Министерству внутренних дел в целях борьбы с преступностью было предписано усилить уличное патрулирование, привлекая к нему военнослужащих внутренних войск, а также добровольцев из числа гражданского населения[81]

Тем временем Валерий Зорькин выступил с инициативой о проведении одновременных досрочных выборов нового высшего органа государственной власти и президента в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации[4][80].

Виктор Черномырдин направил главам администраций регионов телеграмму: «В связи с Указом Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в РФ“ решения ВС РФ, документы, распространяемые за подписью Руцкого с 20 часов 21 сентября не имеют законной силы, исполнению не подлежат. Предупреждаю о персональной ответственности за выполнение указа и распоряжений президента и правительства РФ на Вашей территории»[80].

Борис Ельцин подписал ряд указов. В одном из них, касающемся «присвоения Александром Руцким полномочий президента», Ельцин постановил считать незаконными и не подлежащими исполнению акты, издаваемые Руцким от имени президента РФ. Всем государственным органам, должностным лицам, гражданам РФ в своей деятельности было предписано руководствоваться Указом «О поэтапной конституционной реформе в РФ»[82].

Сентября

В Доме Советов продолжилась VII (экстренная) сессия Верховного Совета с повесткой дня о первоочередных действиях по преодолению государственного переворота[4].

Выступая перед депутатами, Генеральный прокурор Российской Федерации Валентин Степанков заявил, что выступает категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина[4][83] и его сторонников и призвал обе стороны решить конфликт политическим путём[4]. Ввиду такой позиции Генеральной прокуратуры и в целях противодействия реализации Указа № 1400[4], Верховный Совет принял постановление «О специальном прокуроре Российской Федерации по расследованию обстоятельств государственного переворота», назначив на этот пост бывшего члена коллегии Генеральной прокуратуры СССР Виктора Илюхина[84].

Тем временем Ельцин подписал указ[85], предоставлявший народным депутатам Российской Федерации юридические и социальные гарантии, а также крупное единовременное вознаграждение (многими депутатами это было воспринято как попытка «подкупа»[86], однако многие депутаты, поддерживавшие действия Ельцина, сдали свои депутатские мандаты[87][ нет в источнике ]).

Депутаты выступили в поддержку предложения Председателя Конституционного суда Валерия Зорькина о проведении одновременных досрочных выборов нового высшего органа законодательной власти и президента в полном соответствии с Конституцией и законами РФ[88].

Согласно письменному распоряжению назначенного Александром Руцким министра обороны Владислава Ачалова, для вооружения дополнительных подразделений, создаваемых с целью несения охранной службы внутри здания, со складов Департамента охраны Верховного Совета было выдано 74 автомата АКС-74У, 7 пистолетов, 9600 патронов к АКС-74У[89] и 112 патронов к пистолетам[4].

Днём на правительственном уровне было принято решение прекратить снабжение Дома Советов теплом и электроэнергией. К вечеру были отключены три кабельные линии из четырёх имеющихся[4].

Поздно вечером, в период между 20:00 и 21:00, было совершено нападение на здание Главного командования ОВС СНГ на Ленинградском проспекте. В ходе инцидента погибли два человека[90][91]. В результате оперативно-розыскных мероприятий было задержано несколько человек, которые сообщили, что входят в группу «защитников Верховного Совета», и ими был получен приказ о захвате здания ОВС СНГ[91]. Оружия у задержанных при себе не было, сообщили журналистам в пресс-службе ГУВД Москвы. По данным пресс-службы, все задержанные указали на причастность к происшедшему лидера Союза офицеров Станислава Терехова[91].

Как отметила комиссия Госдумы России, расследовавшая в 1999 году события сентября — октября 1993 года, «этот инцидент был использован „правительственной стороной“ для усиления блокады и давления на сторонников Верховного Совета под предлогом защиты жителей города Москвы от „незаконных вооружённых формирований“. Ответственность за нападение и гибель капитана милиции В. В. Свириденко была возложена на руководство и сторонников Верховного Совета»[4].

В 22 часа открылся Х внеочередной (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации[92][93] с повесткой дня «О политическом положении в Российской Федерации в связи с совершённым государственным переворотом»[49].

Сентября

На ночном заседании Съезда народных депутатов[91] было принято постановление «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом»[94]. В этом документе действия Бориса Ельцина оценивались как государственный переворот, все правовые акты, подписанные им с 20:00 21 сентября, признавались незаконными и не подлежащими исполнению на всей территории Российской Федерации, а самому отрешённому Верховным Советом от должности президенту было предложено «не усугублять свою вину перед народом и законом и добровольно прекратить свои антиконституционные действия». Было установлено, что граждане и должностные лица, не исполняющие указанные решения и акты, не могут быть привлечены к уголовной ответственности[4][91].

Во исполнение решения Съезда спецпрокурор Виктор Илюхин вынес постановление о возбуждении уголовного дела по ст. 64 УК РСФСР в отношении Бориса Ельцина и других должностных лиц, предпринявших конкретные действия по прекращению деятельности Съезда народных депутатов, Верховного Совета и законно избранных судебных органов[4][91].

Съезд утвердил произведённые ранее Верховным Советом и Александром Руцким назначения руководителей трёх силовых структур[91].

Съезд утвердил принятый Верховным Советом в первом чтении[95] закон «О порядке принятия Конституции Российской Федерации»[96], в ст. 7 которого, среди прочего, объявлялось, что «умышленное нарушение должностным лицом Российской Федерации, <…> установленного настоящим Законом порядка принятия Конституции Российской Федерации, принятие или подписание им документа, полностью или частично заменяющего Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации — России, временное приостановление действия отдельных статей Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России с нарушением порядка, установленного Конституцией», являются «государственными преступлениями, направленными против безопасности, незыблемости основ конституционного строя, единства и целостности Российской Федерации…» без сроков давности[96].

Тем временем вооружённая акция, организованная Тереховым, послужила поводом для резкого усиления давления сохранившей лояльность Ельцину исполнительной власти на сторонников Верховного Совета, мотивировавшегося заботой о безопасности населения в связи с «проблемой оружия» и «незаконных вооружённых формирований Белого дома»[15]. Белый дом и прилегающие к нему территории были объявлены «зоной повышенной опасности»[91]. Начальник ГУВД Москвы генерал-майор Владимир Панкратов заявил, что московская милиция получила приказ действовать в отношении преступников более жёстко: «В случае нападения на милиционеров или на объекты, имеющие особую важность, сотрудникам МВД разрешено открывать огонь без предупреждения»[91].

Было заявлено об усилении охраны объектов государственного управления, учреждений связи, вокзалов, дорог, начале операций по пресечению деятельности бандитских групп в «горячих точках» со сложной криминогенной обстановкой, укреплении нарядов городской милиции военнослужащими внутренних войск, для чего дополнительно привлекались 3000 человек[4].

Борис Ельцин подписал распоряжение о передаче Департамента охраны Верховного Совета в состав МВД. Виктору Ерину было предписано организовать охрану Дома Советов и других объектов, находившихся в ведении Верховного Совета, и совместно с Павлом Грачёвым незамедлительно принять меры по изъятию огнестрельного оружия у лиц, принимавших участие в охране Дома Советов[4].

В этих условиях, не вполне доверяя руководству Департамента охраны Верховного Совета[4], Александр Руцкой издал указ, которым предписывал утверждённому Съездом министру обороны Владиславу Ачалову сформировать в Доме Советов мотострелковый полк из числа резервистов города Москвы, с задачей «противостоять любым попыткам применения силы против народных депутатов Российской Федерации, а также конституционных органов власти Российской Федерации — Съезда и Верховного Совета Российской Федерации». Директору Департамента охраны Верховного Совета Александру Бовту было указано выделить автоматическое стрелковое оружие согласно штатному расписанию мотострелкового полка[97].

Руцкой издал также указ, которым предписывалось создать три внештатных временных подразделения охраны численностью 100 человек каждое[98].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.074 с.)