Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об оскорблениях из-за ошибкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бывает, что человек оскорбляет друга после того, как тот допустил ошибку или что-то неловко высказал. И пошло! «Дурак, ты чего, это неправильно!..» Вместо «дурак» порой услышишь что-то еще грубее и обиднее. Я не думаю, что в момент произнесения оскорбления человек действительно желает зла другому человеку, хочет причинить ему боль. Наверное, это происходит автоматически. Это тоже своего рода стереотип: если человек ошибся, нужно его не просто поправить, но и оскорбить. Глубоко неправильное отношение к ошибке. Скорее всего, такая установка может быть усвоена в детстве. Не исключено, что родители ругали ребенка за ошибки, и, став взрослым, он переносит усвоенные родительские уроки на других: ошибся — обругаю. Однако оскорбление может быть вызвано желанием возвыситься над другим. Ошибка другого человека — повод для грубияна показать себе и остальным, что есть кто-то хуже него. Сам факт оскорбления и осуждения концентрирует внимание на ошибках и недостатках другого человека. Любое осуждение строится на том, чтобы, не помня своих недостатков, переключиться на чужие, утешаясь тем, что другие люди хуже. На самом деле, оскорбляя, человек не возвышается: благородный, умный человек не имеет желания унижать ни себя, ни других людей. В одной притче говорится: «На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: “Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами”». И все-таки я склоняюсь к тому, что в основном люди оскорбляют других из-за ошибки, не задумываясь. Они не видят в этом ничего плохого — выпалил, и все. Я слышал, как школьница говорила подруге о ее ошибке, начав фразу со слова «дура». В голосе не было гнева, зависти, чего-то злого. Быстрая фраза, и все. Может быть, вы скажете, что я придираюсь, но есть ли смысл обзывать человека, когда хочешь указать ему на ошибку? Не лишнее ли это действие? Можно воспринимать оскорбительное слово как слово-паразит, которое не несет никакой смысловой нагрузки и банально засоряет речь.
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой... (А.П. Чехов)
Хотите указать человеку на ошибку, чтобы он не повторял ее, — пожалуйста, только следует это делать деликатно, не унижая.
Желаю всем быть осознанными в своих словах и поступках.
Плохих людей не бывает
Вместо того чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе. Это намного полезнее и интереснее, чем заниматься критикой, и развивает в человеке сочувствие к окружающим, терпимость и доброжелательность (Д. Карнеги).
Гениальные слова Дейла Карнеги! Мне как раз и захотелось попытаться понять людей, которые совершают скверные поступки, и, я пришел к выводу, что плохих людей не бывает. Рекомендую прочитать статью «Не бывает людей хороших, не бывает людей плохих»[14]. В ней говорится, что в каждом человеке изначально есть все черты характера, в том числе и негативные, с точки зрения общества, и что в разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Допустим, некто вам или кому-то при вас нагрубил. Что можно подумать о таком человеке? Злой, плохой, негодяй — сразу приклеиваем ярлык. Но всегда ли мы себя ведем хорошо? Случается и нам по разным причинам (болеем, устали, настроение плохое и проч.) совершать неблаговидные поступки. Когда у нас все благополучно, спокойно, то не возникает желания делать кому-то больно, прятаться от реальности и поддаваться страстям (в частности, мне очень понравился видеоролик с Ошо, где он говорит, что жадность возникает тогда, когда человек хочет заполнить свою внутреннюю пустоту деньгами[15]. То же самое я считаю с другими страстями).
Часто дурной поступок — крик о помощи, как это ни странно. Человек пытается привлечь к себе внимание, как в детстве, ведь самый быстрый и простой способ быть замеченным — сделать какую-нибудь шалость или пакость (А. Лоргус, О. Красникова. Влюбленность. Любовь. Зависимость. Как построить семейное счастье).
Итак, первая причина, по которой люди могут совершать плохие поступки и погрязнуть в страстях, — наличие какой-то проблемы (она может возникнуть в раннем детстве). Решив эту проблему, человек может перестать совершать дурные поступки. Вторая причина «злого» поведения — заблуждение. Человек может считать нормальным свое поведение, потому что так воспитан или по другим причинам.
— Да ведь они воры и мошенники! — говоришь ты. — А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и заблудший. А такого человека жалеть надо. Если ты можешь, то убеди его в том, что для него самого нехорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого, то неудивительно, что он скверно живет. Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозлили тебя. Вспомни, как часто ты сам заблуждался и согрешал. Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание. Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать. Когда ты видишь, что человек заблуждается, — не гневайся на него: пойми, что нельзя нарочно заблуждаться. Никто не может хотеть, чтобы рассудок его затемнялся. Значит, кто заблуждается, тот искренно принимает ложь за истину (Эпиктет, «В чем наше благо?»)
Алчный человек считает, что счастье заключается лишь в большом количестве денег, и любыми способами стремится к ним. Завистник несчастен оттого, что не владеет чужими способностями, статусом и т.д. Гневливец во всем видит дурное и считает, что мир должен крутиться вокруг него. Все эти люди заблуждаются, так как живут по искаженным представлениям о мире. Они несчастны, потому что им постоянно чего-то не хватает (денег, способностей, идеальности). Когда человек осознает свое заблуждение, изменит отношение к жизни, он станет по-другому себя вести. Обе причины плохих поступков людей (проблема и заблуждение) во многом связаны: человек несчастен (проблема) и думает, что станет счастливее, когда у него будет, например, много денег, и становится алчным (заблуждение). Часто мы осуждаем людей за равнодушие: не помогают другим, думают только о себе. Возьмем пример: девушка, поднимаясь по лестнице, тащит тяжелую сумку. Люди проходят мимо и не помогают. Можно сказать, что прохожие равнодушные эгоисты. Кто-то, может быть, именно таков (кстати, нездоровый эгоизм — это и психологическая проблема, и заблуждение). Но некоторые не помогают по другим причинам. У того парня может быть грыжа, у другого недавно сделали операцию на глазах, и им тяжести поднимать категорически нельзя. Девушка, что прошла мимо, переживает смерть близкого и погружена в свои мысли, как и тот мужчина, что торопился на первое свое выступление и не заметил, что требуется помощь. В других ситуациях они бы, возможно, помогли. Почему я оправдываю людей? Мы часто судим людей незаслуженно, не зная, чем они руководствуются, совершая тот или иной поступок. В жизни не все так однозначно.
По тем мыслям, которые человек высказывает, нельзя судить о том, как он поступил бы с нами на деле. Также и наоборот: по делам человека очень трудно судить о том, ради чего он так поступает, какие у него в голове мысли, а в душе побуждения? <…> Если я вижу, что человек без устали хлопочет, читает, пишет, или работает с утра до ночи, или даже просиживает за своей работою целые ночи напролет, то я еще не скажу, что человек этот любит трудиться или трудится ради пользы людей, если я не знаю, зачем он все это делает. <…> И не только скверные, но как будто и прекрасные дела часто делаются ради скверных целей, например из-за денег или ради славы; и нельзя сказать про человека, поступающего так, что он трудолюбив и полезен, как бы неутомимо он ни работал и какие бы громкие дела ни совершал... <…> Но чужая душа — потемки, как же я узнаю внутренние побуждения человека, известные только ему самому? И выходит, что человек не может судить человека, то есть осуждать или оправдывать его, ни хвалить, ни порицать (Эпиктет, «В чем наше благо?»).
Когда мы довольны жизнью, когда нас ничто не беспокоит, нам не хочется никому делать зла, и нас не обуревают страсти. Плохих людей нет, есть несчастные, заблуждающиеся, либо мы сами можем ошибаться в своих суждениях, неверно оценивая те или иные поступки других.[16]
Что такое мудрость? На размышления о том, что такое мудрость, меня подтолкнул индийский духовный лидер, философ Ошо. Мудрость — это осознанность. Ты мудр, если всегда осознаешь свои действия, слова, поступки, живешь в настоящем моменте. В мудрости не может быть неосознанных действий. Осознавая себя, ты не можешь совершить глупость, опрометчивый поступок. Чем, по сути, отличается машина от человека? Машина работает автоматически, выполняет действия, которые в нее заложил человек. Все в ней действует по определенной программе. Она не может мыслить, импровизировать, хотеть, чувствовать и т.д. Сейчас создают подобия искусственного интеллекта, я не изучал подробно этот вопрос, но, думаю, что до уровня человека интеллект машины пока еще очень далек и, возможно, не сравнится с ним никогда. Человек обладает разумом и, соответственно, осознанностью. Но не всегда поступает осознанно. Кому-то нравится гневаться, бояться, пребывать в унынии? Вряд ли. Но мы все равно время от времени гневаемся на что-то, боимся чего-то и унываем. Как мне кажется, это происходит из-за того, что мы делаем это неосознанно. Люди вырабатывают привычку реагировать на определенные ситуации одинаково, не часто анализируют ситуацию, а немедленно эмоционально реагируют. Очень явно выражается агрессия на дороге. Я ехал в автомобиле с коллегами по работе на пассажирском сиденье, и перед нами резко затормозила машина. Затем она снова двинулась вперед, и когда мы хотели объехать ее, как она вдруг вильнула в нашу сторону, и нам опять пришлось тормозить. Коллега-водитель был раздражен, обогнал машину и резанул ее, резко дав по тормозам перед ней, отомстил. Оказалось, что водитель просто искал место, где бы ему развернуться. Да, водитель той машины, не прав, что резко давал по тормозам и не смотрел в зеркало заднего вида, но зачем ему мстить? Он делал это не специально, а по невнимательности, как оказалось. Зачем нервничать, гневаться, а тем более мстить? В разных ситуациях нам не хватает положительных (оправдывающих) предположений, оценок ситуаций, адекватного оптимизма. Заметил, что некоторые мои знакомые, если ты долго не берешь трубку телефона или не отвечаешь вообще, раздражаются, и спрашивают, почему не брал. К чему задавать этот вопрос? Если вы с человеком, не ссорились, то какой смысл вам специально не брать трубку, причин может быть много: вы можете не слышать телефон, спать, быть в ванной, туалете, телефон может стоять на беззвучном режиме и т.д. Зачем думать сразу негативно, сразу бросаться с обвинениями? Вместо раздражения, можно просто предположить один из тех, вариантов, что я написал выше, и перезвонить человеку позже. Или возьмём случай на дороге, когда кто-то резко впереди вас перестроился или затормозил. Он мог это сделать, потому что ему стало плохо, он пьяный или его отвлёк пассажир. Вот что, я подразумеваю под положительными (оправдывающими) предположениями и оценкой ситуации (что интересно, корни одинаковые в словах предположение и положительный). Слишком часто человек, не разобравшись в ситуации, не подумав, реагирует машинально. Но ведь мы же люди. У нас есть разум. Чтобы не было необдуманных поступков, мы должны рассуждать, пытаться понять, и если не хотим плохого настроения, либо не оценивать ситуацию, либо делать положительное (оправдывающее) предположение. Если мы будем все оправдывать, т.е. пытаться понять причину, легче становится жить. Убирается негатив и этот психологический мазохизм, к которому мы так привыкли. Однако самое лучшее даже не оправдывать действия других, а стараться не обращать на них внимания, т.е. не осуждать, не оценивать, не сравнивать. Вот идеал, к которому нужно стремиться. Вот тогда действительно будет спокойствие на душе. В этом и есть мудрость — в осознанности. Ты пытаешься проанализировать, осознать ситуацию и не дать воли дурным мыслям овладеть тобой, поскольку они тебе не полезны, портят настроение. Почему мы гневаемся? Гнев возникает из-за скрытого эгоизма, я бы даже сказал, эгоцентризма. Рассмотрим это на примерах ситуации на дороге, когда нас «подрезают» на машине и непринятым вызовом, которые я указывал в предыдущей статье Мы хотим, чтобы нас никто никогда не трогал, не подрезал, всегда отвечал по первому вызову, чтобы всегда происходило все так, как МЫ этого хотим. Следует понимать, что мир не крутится только вокруг нас, мы не центр вселенной. Во внешнем мире мы не имеем полного контроля над всем и вся. Контролировать мы можем только свои мысли. А значит, можем научиться и правильно реагировать на разные ситуации — ведь мы обитаем в социуме. Кто может со 100 % уверенностью сказать, что его никогда никто не «подрежет» за всю жизнь? Или что всегда все люди будут принимать ваши звонки? Никто не может это гарантировать. А какой смысл тогда злиться, если не в вашей власти толкнут вас или нет, возьмут трубку или нет? Где логика? В первой части книги я цитировал древнегреческого философа Эпиктета, который предлагал благодарить обидчика за то, что он не сделал тебе что-то еще хуже. Может быть, гнев происходит от осознания собственной беспомощности, от того, что не можешь повлиять на ситуацию. Ну, тут, наверное, уже работает гордыня. Зачем вам власть над всеми ситуациями в жизни? Представьте, что вы бы могли влиять на все ситуации, и все, что хотите, было бы, а чего не хотите, не было бы. С одной стороны, звучит круто. Но мне кажется, что такая предсказуемая жизнь быстро бы наскучила. Тебе все известно, тебе не к чему стремиться, незачем развиваться, нечего преодолевать. Некоторые препятствия в жизни в глубине души нам даже нравятся, они заставляют нас думать, вырабатывать навыки для их преодоления. Таким образом, человек развивается, растет. Наверное, невозможно вырасти и укрепить дух на всем готовом. Люди, избалованные тепличными условиями воспитания, мало приспособлены к жизни, им трудно брать на себя ответственность в принятии решений, и часто они бывают гневливыми, обидчивыми, привередливыми и нетерпеливыми. Итак, мудрость — это осознанность. Прежде чем реагировать на событие, следует подумать, разумна ли и уместна ли наша реакция. Причин гнева несколько. Пессимизм. Человек негативно воспринимает произошедшее с ним. Он видит в событии опасность или пренебрежительное отношение других к нему («подрезали» на машине и не ответили на звонок для того, чтобы сделать ему плохо). Эгоцентризм. Человек желает, чтобы все происходило так, как он хочет, чтобы мир крутился вокруг него и не делал ему никаких препятствий, чтобы все было идеально. Беспомощность, ущемленная гордость, нежелание смиряться с тем, что ты не управляешь событиями, происходящими в мире. Мудрость (осознанность) несовместима с гневом. Чтобы гнев ушел, нужно осознать причины его возникновения, а когда осознаешь, он растворится. Давайте по пунктам осознаем каждую причину и поймем, как ее устранить:
Пессимизм. Научитесь рассматривать событие либо нейтрально и не обращать на него внимания, либо позитивно и находить «оправдания» (оправдывающие предположения), почему произошло именно так, а не иначе. Эгоцентризм. Нужно осознавать, что мир не крутится вокруг вас, и всегда ожидать любого развития событий. Не требовать от мира и других людей идеальности. Отсутствие смирения. Нужно научиться смиряться с тем, что ты не можешь влиять на внешние вещи. В принципе это вытекает из эгоцентризма и связано с ним. Нужно признавать, что ситуация уже случилась, предотвратить ее было невозможно и время назад не вернешь, а значит, нужно смириться, успокоиться, и в этом — полная свобода. Чтобы не переживать по тому или иному поводу, есть два варианта: решить ситуацию или изменить к ней отношение (смириться). Гневаться или волноваться бессмысленно, особенно если ничего не можешь изменить. Все равно происходит насильственное смирение, но через гнев или печаль. Не лучше ли смириться без насилия над собой?
Пускай все возникает из вашей осознанности. Чудо сознания в том, что вам не нужно ничего ни говорить, ни делать, оно само превращает все безобразное в вас в прекрасное. Осознание — это трансформирующая энергия. Например, если вы осознаете гнев, он исчезает. Если вы осознаете любовь — она станет сильнее. Если в вас появляется ненависть — и вы ее осознаете — она исчезнет. Вскоре вы увидите, что туча ненависти исчезла, и на ее месте осталось совершенно противоположное качество — смесь сострадания, доброты, любви. Словно аромат. Вот мой критерий: все, что в результате осознания углубляется, является добродетелью. Все, что в результате осознания исчезает, — это грех. Для меня это определение. Я не называю ваши поступки грехом или добродетелью, правильными или неверными — поступки сами по себе не имеют этих качеств. Все дело в вашей осознанности. Попробуйте, и вы будете поражены, что многое в вас не может устоять перед осознанием, оно просто исчезает. Осознание действует почти как магия (Ошо).
Под «осознанностью» Ошо имел в виду некое медитативное состояние, «встречу с собой» (Ошо практиковал и пропагандировал медитации). Я же это интерпретирую как обычное осознание чего-либо разумом. И немного хотелось бы затронуть тему о том, нужен ли гнев вообще, и в частности, так называемый, «праведный гнев» воина. Вот что писал Сенека в трактате «О гневе»:
Наконец, я поставлю вопрос так: гнев сильнее разума или слабее? Если сильнее, то как же смог бы разум его обуздывать, ведь повинуется обычно только слабейшее? Если слабее, то разум и без него справится с любым делом, не нуждаясь в помощи более слабого. <…> Гнев не приносит пользы и не побуждает дух к воинским подвигам. Ибо самодовлеющая добродетель не нуждается в помощи порока. Когда необходимо решительно действовать, она сама воспрянет, не распаляясь гневом, и будет усиливать или ослаблять свое напряжение ровно настолько, насколько сочтет нужным, как метательные снаряды вылетают из катапульты с такой силой, какая желательна выпускающему их. Аристотель говорит: «Гнев необходим, ибо без него нельзя выиграть ни одного боя; для военного успеха нужно, чтобы он наполнил душу и воспламенил дух. Следует, однако, употреблять его не в качестве полководца, а как простого солдата». Это неверно. Если гнев внемлет разуму и следует туда, куда его ведут, то это уже не гнев, чье отличительное свойство — упрямство. Если же он сопротивляется разуму, не утихая, когда приказывают, но продолжая буйствовать по собственному произволу, тогда он такой же негодный помощник душе, как солдат, не исполняющий приказа к отступлению. Итак, если он позволяет заключить себя в известные границы, то это уже не гнев, и надо называть его каким-либо другим именем, ибо под гневом я понимаю чувство необузданное и неуправляемое. Если же не позволяет, то он пагубен для нас и не может считаться ни союзником, ни помощником. Итак, он либо не гнев, либо бесполезен. Ибо если человек требует возмездия не ради возмездия, а потому, что так должно, его не следует считать разгневанным. Полезный воин — тот, кто умеет повиноваться приказу, а любое чувство — столь же плохой исполнитель, сколь и распорядитель. <…> «Но в схватке с врагом гнев необходим». — Здесь менее чем где бы то ни было. Тут особенно важно, чтобы напор и возбуждение не вырывались, как попало, а были точно рассчитаны и повиновались нам. Почему нам уступают в бою варвары, превосходящие нас и телесной силой и выносливостью? Их злейший враг — их собственный гнев. Так же и гладиаторов спасает искусство, обезоруживает гнев. Кроме того, зачем нужен гнев, если разум может сделать то же самое? Или ты полагаешь, что охотник гневается на зверя? Но, тем не менее, он смело встречает нападающего и преследует убегающего хищника: все это разум делает без гнева. <…> Так что гнев не приносит пользы ни в бою, ни вообще на войне: он слишком склонен действовать опрометчиво и, желая подвергнуть опасности противника, не остерегается ее сам. Куда надежнее добродетель, которая сначала долго осматривается, выбирает нужное направление и, все обдумав, неторопливо начинает действовать строго по плану.
«Гнев нужен для наказания» - скажете вы. Как уже выше писал Сенека, настоящий гнев не управляем, и если вы будете наказывать кого-то в состоянии ярости, то можете перегнуть палку, а впоследствии горько пожалеть об этом.
Однажды Платон, разгневавшись на своего раба, не мог заставить себя подождать и велел ему тотчас снять тунику и подставить спину под розги, намереваясь выпороть его собственноручно; тут он, однако, осознал, что поддался гневу, и как был с поднятой рукой, так и застыл в позе человека, который сейчас ударит; так он и стоял, когда случайно зашедший друг спросил его, что это он делает. «Наказываю гневливца», - отвечал ему Платон. Словно окаменев, замер он в положении человека, намеревающегося дать волю своей ярости - положении, позорном для мудрого мужа; он давно забыл о рабе, ибо нашёл другого, гораздо более заслуживавшего кары. Тогда-то он раз и навсегда отказался от всякой власти над своими людьми и, сильно рассердившись как-то впоследствии за какой-то проступок, сказал: «Спевсипп, накажи-ка ты этого паршивого раба плетьми: я не могу - я гневаюсь на него». Он не стал бить раба по той самой причине, по какой всякий другой непременно побил бы. «В гневе, - говорил он, - я сделаю больше, чем следует, и с большим удовольствием, чем следует; пусть раб не окажется во власти того, кто сам собой не владеет». Неужели и после этого кто-то будет настаивать, что месть - дело разгневанного человека, если сам Платон отказал себе в такой власти? Пока ты в гневе, тебе не должно быть дозволено ничего. Почему? Именно потому, что ты желаешь, чтобы было дозволено всё. (Сенека, «О гневе»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.014 с.) |