О себе, или как я познакомился с философией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О себе, или как я познакомился с философией



Счастье — это разум

О себе, или Как я познакомился с философией

Я исследователь психологии и философии, прежде всего практической, которую можно применить для совершенствования себя и улучшения своей жизни.

Специального образования у меня нет — изучал все по книгам, статьям, видеороликам, лекциям, на тренингах.

С подросткового возраста коллекционировал мудрые мысли и афоризмы. Психологией начал увлекаться приблизительно лет десять тому назад, посещая специальные занятия в колледже. Философией занимаюсь более пяти лет, особенно меня интересует стоицизм, который сильно повлиял на меня и помог перестать беспокоиться по одной из личных проблем. Началось все с одного из мудрых высказываний древнегреческого философа Эпиктета:

 

Если кто-то упражняет меня в нераздражительности — разве он не приносит мне пользу? Сосед плохой? Самому себе. А мне он хороший: он упражняет мою доброжелательность, кротость. Вот это и есть волшебная палочка Гермеса: что хочешь подавай — и я сделаю это благом.

 

Меня это высказывание зацепило. Я был восхищен философом, который увидел пользу там, где ее, казалось бы, вообще нет — в плохом соседе. Я решил подробнее узнать об авторе в интернете и обнаружил книгу под названием «В чем наше благо?». В ней были собраны лучшие беседы Эпиктета с его учениками. Книга небольшая, около 30 страниц, но она на самом деле меняет мировоззрение. Я прочитал ее и перестал волноваться по одной беспокоившей меня проблеме: к сожалению, мой близкий родственник имеет пристрастие к алкоголю, и меня это всегда сильно огорчало, я гневался, доходило до скандалов. И в нужный момент мне попадается эта книга — мне кажется не случайно. Я прочитал ее, и меня отпустило. Я перестал переживать за родственника и гневаться на него.

Философ убедил меня, что мы не можем изменять других людей, нам это неподвластно. Человек сам принимает решения, и измениться он может только сам. Какой смысл переживать и гневаться на человека? Это ему не поможет. Вы можете подсказать ему что-нибудь, направить куда-либо, попросить о чем-то, но окончательное решение принимает он, а не вы. (Я забежал немного вперед, об этом мы будем подробнее говорить в главе «Смирение».)

Известна фраза: «Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». На этом в основном и строится философия стоицизма, которая на меня так сильно повлияла.

С осени 2015 года веду философский блог в интернете, где пишу статьи-рассуждения о счастье, об эмоциях, о поступках и др. Люблю анализировать, разбирать, выяснять причины эмоций, мыслей, поступков человека, стараясь как можно глубже вникнуть в тот или иной вопрос, и прийти к оптимальному решению. Говорят, что в ответах на многие вопросы истины нет, но я считаю, что, по крайней мере, можно попытаться прийти к таким умозаключениям, которые помогут выстроить более счастливую жизнь.

 

Введение

 

Книга состоит из трех частей. Основная тема книги и первая ее часть «Счастье — это разум» — о счастье, о том, что счастливым может быть любой, независимо от обстоятельств. Чтобы понять, как этого достичь, я подробно описываю пять качеств характера, развивая которые вы станете легче относиться к неприятным ситуациям, более позитивно взглянете на жизнь и, по моему мнению, станете тем самым счастливее. Все, что описано в книге, проверено мной на практике и я стараюсь всегда следовать этому. Мои рассуждения основаны на древнегреческой философии позднего стоицизма.

 

Вторая часть книги представляет собой мои рассуждения, где я постарался найти причины возникновения тех или иных чувств людей, понять почему человек поступает так, а не иначе. Рассмотрены темы касающиеся обид, стереотипов, гордыни, гнева, осуждения, употребления алкоголя и др.

 

В третью часть я включил избранные беседы древнегреческого философа Эпиктета, собранные в книге «В чем наше благо?» в переводе В.Г. Черткова (М., 1904).С этой книги, которая сильно на меня повлияла, началось мое знакомство с философией. В ней доходчиво говорится о том, что в нашей власти, а в чем мы не властны, почему мы переживаем, гневаемся, обижаемся, боимся и как перестать это делать.

Я хотел бы, чтобы книга была прочитана вдумчиво, прочитанное проанализировано, чтобы читатель сопоставил со своей жизнью, своим опытом, своими проблемами все, о чем узнал из моей книги. Не хочется, чтобы чтение было лишь способом скоротать время. Все, что здесь написано, можно применять на практике, чтобы улучшить свою жизнь. В книге есть ссылки на полезные статьи и видеоролики, дополняющие и подтверждающие мои рассуждения. Для более ясной картины рекомендую с ними ознакомиться.

Смирение

 

Самым главным из перечисленных качеств, я считаю смирение. Мы переживаем часто именно из-за того, что нам не хватает именно смирения.

 

Существует только один путь к счастью — перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.

 

Когда я вижу человека, который мучит себя какими-нибудь опасениями и беспокойствами, я спрашиваю себя:

— Что нужно этому несчастному человеку? Наверно, он хочет чего-нибудь такого, что не находится в его власти и чем он не может сам распорядиться; потому что когда то, чего я хочу, находится в моей власти, то я не могу беспокоиться об этом, а прямо делаю то, чего желаю.

Это цитаты из книги Эпиктета « В чем наше благо? ».

Смысл в том, что мы беспокоимся о том, что не можем изменить или у нас не получается изменить. Особенно это видно, когда мы переживаем уже случившееся, начинаем перемалывать в голове: а если бы я сделал так, зачем я в это ввязался, за что мне такая кара и т.д. Нужно понять, что ситуация уже в прошлом, мы не можем прокрутить время назад и сделать по-другому. Все, что мы можем, это принять ситуацию, смириться, подумать, как не допустить этого в следующий раз, если оно произошло по нашей вине, и продолжить жить дальше. В данной ситуации как раз и требуется смирение.

То же самое, когда мы хотим изменить другого человека или желаем, чтобы он принял нашу точку зрения. Например, когда люди спорят друг с другом, каждый пытается доказать свою точку зрения и хочет, чтобы другой человек непременно принял ее. Порой доходит до гнева и скандалов. Повторю: нужно понимать, что мы не можем принять решение за кого бы то ни было, свою голову не вставим. Человек может не принимать нашу точку зрения по самым разным причинам: из-за того, что у него другое мировосприятие, мировоззрение, другие приоритеты, из-за глупости, вредности, страха. И наше переживание или гнев по этому поводу ничего не изменят.

Нужно четко разграничивать, что находится в нашей власти, а что нет. Полностью в нашей власти находятся только наши мысли. Внешние вещи мы либо не можем контролировать вообще, например природные катаклизмы, смерть, прошлое, либо только частично, например собственное тело. Мы можем регулярно делать зарядку, закаляться, но никто не застрахован от получения травм и заражения инфекций. То же касается, например, сдачи экзаменов (услышал этот пример у философа Кирилла Мартынова). Казалось бы, чтобы хорошо сдать, нужно хорошо подготовиться, вроде все от нас зависит. Но мы забываем, что принимать экзамен у нас будет человек, у которого может быть в этот день плохое настроение, плохое самочувствие, и поставленная им оценка может оказаться ниже ожидаемой. На такие ситуации философы-стоики говорят: сделай все, что в твоих силах, а там уже как получится. Ты хорошо выучил предмет, ты с себя ответственность снял, можешь не беспокоиться, как будет, все, что мог, ты сделал.

 

Приведу цитату из трактата «В чем наше благо?»:

 

Когда человек желает того, что ему не дано, и отвращается от того, чего он избежать не может, то у него желания не в порядке: он болен расстройством желаний точно так же, как люди бывают больны расстройством желудка или печени.

Таким расстройством желаний болен всякий человек, который тревожится о будущем или мучит себя разными беспокойствами и страхами о том, что от него не зависит.

 

Однажды в одной радиопередаче я услышал интересную метафору о смирении: «Твоя рука находится в сосуде. Если ты сожмешь руку в кулак внутри него, сколько ни старайся, а вытащить ее не получится. Можешь стараться сколько угодно — час, два, целый день. Но стоит только распрямить и расслабить руку, она с легкостью выйдет из сосуда».

Здесь говорится о том, что спокойствие наступит, когда отпустишь ситуацию, что противиться бесполезно.

Не стоит также путать смирение с безволием. Смирение скорее синоним спокойствия (смириться — значит успокоиться). Опустить руки и смириться — это не одно и то же. Вы, может быть, слышали про Томаса Эдисона, который, прежде чем изобрести лампочку, провел десять тысяч экспериментов. Можно сказать, что он не смирялся с неудачами и продолжал свое дело, снова и снова, в результате добился своего. А я посмотрел на это немного с другой стороны. Если бы он каждый раз переживал по поводу неудачи, ему никаких бы нервов не хватило, чтобы довести дело до конца, особенно если учесть количество проведенных опытов. Возможно, он бы не выдержал напряжения и бросил это дело. Можно предположить, что он как раз смирялся с тем, что эксперимент не получался, и спокойно пробовал снова другим способом в надежде, что все-таки получится.

Важно разделять, что действительно в нашей власти, а что нет. Эдисон сам придумал и изобретал лампу накаливания, он делал то, что в его власти, — и у него получилось. Но не нужно обманываться тем, что все находится в нашей власти. Прошлое, смерть, другие люди не находятся в нашей власти, и тут позволительно опустить руки, так как ничего не поделаешь. Насчет изменения других людей: ты можешь взывать к разуму человека, что-то предпринимать, но не стоит убиваться, стремясь помочь человеку, если сам он не хочет в себе перемен. К сожалению, часто люди учатся на своих ошибках и понимают что-то, только оказавшись в конкретной ситуации. А бывает, что и не понимают, но тут тоже ничего не поделаешь. На эту тему есть замечательный афоризм:

 

Когда ученик готов, приходит учитель.

 

Не нужно человеку навязывать себя в качестве учителя. Он не поймет, потому что не готов принять помощь (возможно, у него сейчас другие приоритеты). Более того, на людей, которые насильно пытались кого-то вразумить, устраивались гонения. Вроде бы добро делаешь, а тебя за это гонят. Потому что не понимают и не готовы принять твои «поучения».

О смирении говорится в православии. Монахи очень смиренные люди. Исходя из этого факта можно ли назвать их безвольными? Ни в коем случае! Скорее наоборот, так как они совершают духовные подвиги, проявляют огромную силу воли, ограничивая себя в мирских благах и удовольствиях (едят только необходимое, спят на жестком, воздерживаются от половой жизни и многое другое). И при этом они очень спокойные, умиротворенные люди. Это и есть смирение. Само слово содержит корень «мир». «Смирение» — «с миром».

Нервные срывы, депрессии, запои, самоубийства — все это происходит из-за того, что мы не умеем смиряться и отпускать ситуацию. Многие бы избежали этой участи, если бы освоили смирение.

 

Невозмутимость

Велика власть ваша, если вы собою владеете. Власть над собой — высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство. Сильнее всех — владеющий собою (Сенека).

 

Мы переходим ко второму качеству счастливой жизни — невозмутимости.

Когда мы гневаемся, обижаемся, унываем, боимся чего-то, счастливы ли мы в этот момент? Вряд ли.

Хочу привести пример, который покажет, зачем для счастья нужна невозмутимость. Представим себе человека, который счастлив оттого, что он богат. При этом он совершенно не умеет управлять своими эмоциями, и любой может вывести его из себя, разгневать, обидеть и т.д. Как только его оскорбляют, он забывает про свое счастье в виде богатства и испытывает негативные чувства, прежде всего гнев. Его душу покидают радость и умиротворение, они мгновенно разрушаются. Можно ли назвать человека, который не владеет собой, счастливым? Ответ очевиден: нельзя. Получается, не он сам управляет своим настроением, а другие люди и внешние обстоятельства. «Порабощенность своими страстями — самое страшное рабство…» —как говорит Сенека, и с этим сложно поспорить.

Невозмутимость — это сила. Супергерои и крутые парни из фильмов невозмутимы и бесстрашны. Все вокруг взрывается, люди бегут в панике, а у героев - ноль эмоций, полная невозмутимость. Мудрецы, старцы, святые, духовные наставники пребывают в спокойствии. Уравновешенных людей всегда ценили и уважали. Только в состоянии покоя принимаются правильные и взвешенные решения.

Никому не нравятся гнев, страх, уныние, но мы почему-то все равно им предаемся. Как-то не логично получается: мы делаем то, что не любим. Нонсенс.

Это происходит потому, что мы живем словно автоматически, по формуле: событие — реакция. Мы выработали привычку реагировать на определенные ситуации одинаково, например, раздражаемся. Мы не анализируем происходящее: ситуация — и тут же реакция, и только потом думаем о происшедшем и своей реакции, т.е. разум включаем в последнюю очередь. Например, нас случайно толкнули в метро. Какая у многих реакция? Негативная реакция, думаешь, какой нахал, толкается (или что-то в этом роде). Хотя человек, возможно, сделал это случайно, без умысла. И когда мы уже узнаем, что он сделал случайно, то успокаиваемся, но только после того, как сначала разгневались. А бывают люди, — думаю, вы таких неоднократно встречали, — которые возмущаются, что человек действительно случайно толкнул, упрекают его, что он не держался, хотя на самом деле и держаться было не за что, т.е. виноват, и неважно, что по-другому нельзя было. В этом случае разум отходит в сторону.

Да даже если человек не держался, хотя мог, разве мы должны быть такими безжалостными к ошибкам других? Сами ошибок не совершаем?

Важно вырабатывать терпимость, понимание, снисходительность. Кстати, само слово подразумевает, что нужно «снизойти, спуститься с пьедестала», на который мы себя возносим и смотрим свысока на других. Значение слова «предлагает» нам спуститься и общаться с человеком на равных.

Итак, невозмутимость предполагает осознанность. Прежде чем проявить свою эмоцию, нужно научиться включать разум и подумать: поможет ли мне, допустим, гнев решить эту ситуацию, принесет ли он мне какую-то пользу? Наша спонтанная реакция вошла в привычку. Конечно, сложно до реакции включать разум, но можно, по крайней мере, постараться погасить негативную эмоцию, не подливать масла в огонь.

Как только вы хотите расстроиться или разгневаться из-за чего-то, предлагаю вспоминать замечательный афоризм Марка Аврелия:

 

Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его — счастьем.

И нельзя не привести здесь слова Эпиктета:

 

Разумный человек никогда ни на что не станет роптать, потому что он хорошо понимает, что настоящее горе наше происходит не от того, что случается с нами, а от того, что мы неразумно думаем о случившемся. Отстраним же эти неразумные мысли, и прекратится то, что мы считали несчастием.

Могу также порекомендовать упражнение «Спокойное присутствие». Вы включаете у себя в голове «режим видеокамеры». У камеры есть эмоции? Нет, она может только фиксировать изображение и звук. И ваша цель такая же: все видеть, слышать, но не воспринимать эмоционально, т.е. как бы выйти из внутреннего своего мира во внешний. Можно попытаться осмотреть ситуацию со стороны.

Если вы знаете, в каких ситуациях у вас возникает та или иная негативная эмоция, вы можете заранее к ней подготовиться, продумав, как вы себя будете вести. Например, я знаю, что мне не нравится давка в метро, и заранее представляю, как я включаю в себе «режим видеокамеры». Есть вариант: в такой момент представить что-то хорошее.

Кто-то скажет, что подавлять эмоции вредно. В работах психологов на эту тему говорится, что подавлять вредно только уже раскрученные эмоции, когда уже все бурлит внутри. Тогда да, это будет равноценно тому, если на пути несущейся машины ставить стену. Но на начальном этапе, когда эмоция только появилась, ее можно безопасно убрать. Самое главное — ее не раскручивать.[1]

Иногда, когда мы находимся в гневе, чтобы выпустить пар и не нанести вред здоровью, советуют избивать подушку или кричать в нее. Сейчас в России появился новый вид развлечений, где вам предлагается «выпустить свой гнев» в специальной комнате, в которой вы можете разбивать все, что попадет под руку (ко всему этому прилагаются разнообразные орудия разрушения — молотки, топоры и др.). Получается, что в таких «комнатах ярости» мы развиваем в себе не только «словесный гнев», как если бы мы просто ругались, но и навык разрушения, уничтожения, убийства, если можно так выразиться (только «убиваем» мы не живых существ, а неодушевленные предметы, но смысл остается тот же, подробнее в конце главы).

 

В статье Н.И. Козлова говорится, что выпускать гнев также вредно для здоровья, как и подавлять его (в случае если, он сильно раскручен).[2]

Над эмоциями нужно работать, когда вы еще находитесь в ровном эмоциональном состоянии, продумывать, что является их реальной причиной. Не доводить до состояния аффекта, когда уже сложно что-либо предпринять, а вовремя останавливать себя (если на начальном этапе нейтрализовать эмоцию, вреда не будет). Но если эмоции снижают качество вашей жизни и вы не можете сами справиться с ними, то следует обратиться к специалисту, например к психологу, так как корни ваших эмоций могут уходить глубоко в детство, и это нужно все разбирать.

В завершение этой главы приведу отрывок из книги «В чем наше благо?» (гл. III. Как бороться против порочных желаний?) Эпиктета, который дает понять, чем вредит постоянное выплескивание эмоций, и вы поймете какую «медвежью услугу» оказывают «комнаты ярости», упомянутые выше.

 

III. КАК БОРОТЬСЯ ПРОТИВ ПОРОЧНЫХ ЖЕЛАНИЙ?

Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать; чтобы выучиться хорошо читать, надо много читать, и т.д. Наоборот, если перестанешь делать то, к чему привык, то и сама привычка понемногу пропадет. Если ты, например, пролежишь десять дней, не вставая, и потом станешь ходить, то увидишь, как слабы стали твои ноги.

Значит, если ты хочешь привыкнуть к какому-нибудь делу, то тебе нужно часто и много делать это дело; и наоборот, если ты желаешь отвыкнуть от чего-нибудь, то не делай этого.

То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, — ты подкладываешь дрова в огонь. Когда ты поддался плотскому соблазну, то не думай, что ты провинился только в этом, и больше ничего: нет, ты в то же время усилил еще и привычку к похотливым поступкам. Всякий разумный человек скажет тебе, что наши душевные недуги, наши злые помыслы и желания так именно и усиливаются.

Если больной лихорадкой не совсем вылечился, то он легче вновь заболевает, чем человек, никогда не страдавший ею. То же бывает и с болезнями души: после них остаются раны, которые надо вылечить совсем. Иначе, если ударять опять по тому же месту, рана вновь откроется и еще пуще разболится.

А потому если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке нарастать...

 

Добавить здесь больше нечего, идем далее.

 

Благодарность.

Благодарить за то, что есть

Третье качество, которое нужно в себе развивать, для того чтобы быть счастливым, — благодарность. Благодарность — известная прописная истина, которую многие не соблюдают. Философы-стоики призывали ценить то, что у тебя уже есть, а не сосредотачиваться на том, чего у тебя нет. Как правило, то, чем мы обладаем, мы привыкли воспринимать как само собой разумеющееся, и чтобы почувствовать его ценность, стоики предлагали представить, каково бы нам было, если бы мы этого лишились. Этот метод называется «негативная визуализация».

Самое банальное, за что всех призывают благодарить, — это то, что у нас есть руки, ноги, глаза, мы можем ходить, видеть, слышать, и именно это нужно ценить, потому что некоторые люди не могут совершить даже таких простых действий. Попробуйте загнуть один палец и жить, не пользуясь им. С непривычки вы сразу почувствуете массу неудобств и ограничений, а это всего лишь «какой-то» один палец. Но на самом деле благодарность за то, что мы имеем здоровые органы и части тела, не самый лучший пример. Знаете ли вы Ника Вуйчича? У него от рождения нет ни рук, ни ног, только маленький отросток, заменяющий ногу. Он научился ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, работать на компьютере. Он женат, у него двое детей, он известный мотивационный оратор, меценат, писатель. Он яркий пример человека, который понял, что такое благодарность и умение ценить то, что у тебя есть.

За что же ему быть благодарным, спросите вы? За то же, за что и всем нам нужно быть благодарными: за то, что у нас есть разум, и просто за жизнь. Только благодаря своему разуму он не впал в депрессию, не покончил с собой, у него хватило духа, чтобы подбадривать других.[3]

 

Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано

(В. Г. Белинский).

 

 

Итог

 

Подведем итог. Наше счастливое состояние зависит только от нас самих, а не от уровня жизни или обстоятельств. В любых обстоятельствах можно быть как счастливым, так и несчастным, и регулироваться это будет только нашим желанием.

Внешние вещи, другие люди, обстоятельства непостоянны, мы над ними, как правило, не властны, все может измениться вмиг. Поэтому не стоит сильно привязываться к людям или вещам и только в них видеть свое счастье, ведь потеряв их, вы будете переживать и станете несчастными. Всегда нужно стараться адекватно оценивать ситуацию и принимать решения, хорошо все обдумав, без опоры на эмоции.

Полностью мы можем контролировать только свои мысли, свой разум. Чтобы быть счастливым, нужно развивать в себе смирение, невозмутимость, благодарность (благодарить за то, что есть, фокусироваться на радости, уметь находить плюсы в любой ситуации), готовность к любому развитию событий (антинаивность) и любовь к себе (самоуважение).

Для более полного понимания разобранных вопросов читайте рассуждения Эпиктета в третьей части книги (помимо того, что представлено в моей книге, есть также более полная версия под названием «Беседы»). Интересно также почитать произведения Марка Аврелия и Сенеки. И когда будете читать, постарайтесь переложить советы философов на свою жизнь, на свои личные проблемы и переживания. Постарайтесь переосмыслить их, и, возможно, вы перестанете волноваться, и жить станет легче.

 

Несколько мудрых мыслей.

 

Счастье на стороне того, кто доволен (Аристотель).

Учись находить в жизни радость — вот лучший способ привлечь счастье (Хун Цзычен).

Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если ее решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно (Японская пословица).

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным

(К.А. Гельвеций).

Пути к счастью нет: счастье — это и есть путь (Вэйн Дайер).

Пессимист смотрит на возможности и видит трудности; оптимист смотрит на трудности и видит возможности (У. Черчилль).

Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз. Оптимист видит только первый путь, пессимист — только второй (Сергей Федин).

Адекватный оптимист уверен не в том, что все будет хорошо, а в том, что не все будет плохо.

 

 

Почему люди пьют алкоголь?

Плохих людей не бывает

 

Вместо того чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе. Это намного полезнее и интереснее, чем заниматься критикой, и развивает в человеке сочувствие к окружающим, терпимость и доброжелательность

(Д. Карнеги).

 

Гениальные слова Дейла Карнеги! Мне как раз и захотелось попытаться понять людей, которые совершают скверные поступки, и, я пришел к выводу, что плохих людей не бывает. Рекомендую прочитать статью «Не бывает людей хороших, не бывает людей плохих»[14]. В ней говорится, что в каждом человеке изначально есть все черты характера, в том числе и негативные, с точки зрения общества, и что в разных ситуациях мы ведем себя по-разному.

Допустим, некто вам или кому-то при вас нагрубил. Что можно подумать о таком человеке? Злой, плохой, негодяй — сразу приклеиваем ярлык. Но всегда ли мы себя ведем хорошо? Случается и нам по разным причинам (болеем, устали, настроение плохое и проч.) совершать неблаговидные поступки. Когда у нас все благополучно, спокойно, то не возникает желания делать кому-то больно, прятаться от реальности и поддаваться страстям (в частности, мне очень понравился видеоролик с Ошо, где он говорит, что жадность возникает тогда, когда человек хочет заполнить свою внутреннюю пустоту деньгами[15]. То же самое я считаю с другими страстями).

 

Часто дурной поступок — крик о помощи, как это ни странно. Человек пытается привлечь к себе внимание, как в детстве, ведь самый быстрый и простой способ быть замеченным — сделать какую-нибудь шалость или пакость

(А. Лоргус, О. Красникова. Влюбленность. Любовь. Зависимость. Как построить семейное счастье).

 

Итак, первая причина, по которой люди могут совершать плохие поступки и погрязнуть в страстях, — наличие какой-то проблемы (она может возникнуть в раннем детстве). Решив эту проблему, человек может перестать совершать дурные поступки.

Вторая причина «злого» поведения — заблуждение. Человек может считать нормальным свое поведение, потому что так воспитан или по другим причинам.

 

— Да ведь они воры и мошенники! — говоришь ты.

— А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и заблудший. А такого человека жалеть надо. Если ты можешь, то убеди его в том, что для него самого нехорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого, то неудивительно, что он скверно живет.

Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозлили тебя. Вспомни, как часто ты сам заблуждался и согрешал.

Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание.

Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.

Когда ты видишь, что человек заблуждается, — не гневайся на него: пойми, что нельзя нарочно заблуждаться. Никто не может хотеть, чтобы рассудок его затемнялся. Значит, кто заблуждается, тот искренно принимает ложь за истину

(Эпиктет, «В чем наше благо?»)

 

 

Алчный человек считает, что счастье заключается лишь в большом количестве денег, и любыми способами стремится к ним. Завистник несчастен оттого, что не владеет чужими способностями, статусом и т.д. Гневливец во всем видит дурное и считает, что мир должен крутиться вокруг него. Все эти люди заблуждаются, так как живут по искаженным представлениям о мире. Они несчастны, потому что им постоянно чего-то не хватает (денег, способностей, идеальности).

Когда человек осознает свое заблуждение, изменит отношение к жизни, он станет по-другому себя вести.

Обе причины плохих поступков людей (проблема и заблуждение) во многом связаны: человек несчастен (проблема) и думает, что станет счастливее, когда у него будет, например, много денег, и становится алчным (заблуждение).

Часто мы осуждаем людей за равнодушие: не помогают другим, думают только о себе. Возьмем пример: девушка, поднимаясь по лестнице, тащит тяжелую сумку. Люди проходят мимо и не помогают. Можно сказать, что прохожие равнодушные эгоисты. Кто-то, может быть, именно таков (кстати, нездоровый эгоизм — это и психологическая проблема, и заблуждение). Но некоторые не помогают по другим причинам. У того парня может быть грыжа, у другого недавно сделали операцию на глазах, и им тяжести поднимать категорически нельзя. Девушка, что прошла мимо, переживает смерть близкого и погружена в свои мысли, как и тот мужчина, что торопился на первое свое выступление и не заметил, что требуется помощь. В других ситуациях они бы, возможно, помогли. Почему я оправдываю людей? Мы часто судим людей незаслуженно, не зная, чем они руководствуются, совершая тот или иной поступок. В жизни не все так однозначно.

 

    По тем мыслям, которые человек высказывает, нельзя судить о том, как он     поступил бы с нами на деле. Также и наоборот: по делам человека очень     трудно судить о том, ради чего он так поступает, какие у него в голове     мысли, а в душе побуждения? <…>

Если я вижу, что человек без устали хлопочет, читает, пишет, или работает с утра до ночи, или даже просиживает за своей работою целые ночи напролет, то я еще не скажу, что человек этот любит трудиться или трудится ради пользы людей, если я не знаю, зачем он все это делает. <…>

И не только скверные, но как будто и прекрасные дела часто делаются ради скверных целей, например из-за денег или ради славы; и нельзя сказать про человека, поступающего так, что он трудолюбив и полезен, как бы неутомимо он ни работал и какие бы громкие дела ни совершал... <…>

Но чужая душа — потемки, как же я узнаю внутренние побуждения человека, известные только ему самому?

И выходит, что человек не может судить человека, то есть осуждать или оправдывать его, ни хвалить, ни порицать

(Эпиктет, «В чем наше благо?»).

 

 

Когда мы довольны жизнью, когда нас ничто не беспокоит, нам не хочется никому делать зла, и нас не обуревают страсти. Плохих людей нет, есть несчастные, заблуждающиеся, либо мы сами можем ошибаться в своих суждениях, неверно оценивая те или иные поступки других.[16]

 

Что такое мудрость?

На размышления о том, что такое мудрость, меня подтолкнул индийский духовный лидер, философ Ошо.

Мудрость — это осознанность. Ты мудр, если всегда осознаешь свои действия, слова, поступки, живешь в настоящем моменте. В мудрости не может быть неосознанных действий. Осознавая себя, ты не можешь совершить глупость, опрометчивый поступок.

Чем, по сути, отличается машина от человека? Машина работает автоматически, выполняет действия, которые в нее заложил человек. Все в ней действует по определенной программе. Она не может мыслить, импровизировать, хотеть, чувствовать и т.д. Сейчас создают подобия искусственного интеллекта, я не изучал подробно этот вопрос, но, думаю, что до уровня человека интеллект машины пока еще очень далек и, возможно, не сравнится с ним никогда.

Человек обладает разумом и, соответственно, осознанностью. Но не всегда поступает осознанно. Кому-то нравится гневаться, бояться, пребывать в унынии? Вряд ли. Но мы все равно время от времени гневаемся на что-то, боимся чего-то и унываем. Как мне кажется, это происходит из-за того, что мы делаем это неосознанно. Люди вырабатывают привычку реагировать на определенные ситуации одинаково, не часто анализируют ситуацию, а немедленно эмоционально реагируют.

Очень явно выражается агрессия на дороге. Я ехал в автомобиле с коллегами по работе на пассажирском сиденье, и перед нами резко затормозила машина. Затем она снова двинулась вперед, и когда мы хотели объехать ее, как она вдруг вильнула в нашу сторону, и нам опять пришлось тормозить. Коллега-водитель был раздражен, обогнал машину и резанул ее, резко дав по тормозам перед ней, отомстил. Оказалось, что водитель просто искал место, где бы ему развернуться. Да, водитель той машины, не прав, что резко давал по тормозам и не смотрел в зеркало заднего вида, но зачем ему мстить? Он делал это не специально, а по невнимательности, как оказалось. Зачем нервничать, гневаться, а тем более мстить?

В разных ситуациях нам не хватает положительных (оправдывающих) предположений, оценок ситуаций, адекватного оптимизма. Заметил, что некоторые мои знакомые, если ты долго не берешь трубку телефона или не отвечаешь вообще, раздражаются, и спрашивают, почему не брал. К чему задавать этот вопрос? Если вы с человеком, не ссорились, то какой смысл вам специально не брать трубку, причин может быть много: вы можете не слышать телефон, спать, быть в ванной, туалете, телефон может стоять на беззвучном режиме и т.д. Зачем думать сразу негативно, сразу бросаться с обвинениями? Вместо раздражения, можно просто предположить один из тех, вариантов, что я написал выше, и перезвонить человеку позже. Или возьмём случай на дороге, когда кто-то резко впереди вас перестроился или затормозил. Он мог это сделать, потому что ему стало плохо, он пьяный или его отвлёк пассажир. Вот что, я подразумеваю под положительными (оправдывающими) предположениями и оценкой ситуации (что интересно, корни одинаковые в словах предположение и положительный).

Слишком часто человек, не разобравшись в ситуации, не подумав, реагирует машинально. Но ведь мы же люди. У нас есть разум. Чтобы не было необдуманных поступков, мы должны рассуждать, пытаться понять, и если не хотим плохого настроения, либо не оценивать ситуацию, либо делать положительное (оправдывающее) предположение. Если мы будем все оправдывать, т.е. пытаться понять причину, легче становится жить. Убирается негатив и этот психологический мазохизм, к которому мы так привыкли.

Однако самое лучшее даже не оправдывать действия других, а стараться не обращать на них внимания, т.е. не осуждать, не оценивать, не сравнивать. Вот идеал, к которому нужно стремиться. Вот тогда действительно будет спокойствие на душе.

В этом и есть мудрость — в осознанности. Ты пытаешься проанализировать, осознать ситуацию и не дать воли дурным мыслям овладеть тобой, поскольку они тебе не полезны, портят настроение.

Почему мы гневаемся?

Гнев возникает из-за скрытого эгоизма, я бы даже сказал, эгоцентризма. Рассмотрим это на примерах ситуации на дороге, когда нас «подрезают» на машине и непринятым вызовом, которые я указывал в предыдущей статье Мы хотим, чтобы нас никто никогда не трогал, не подрезал, всегда отвечал по первому вызову, чтобы всегда происходило все так, как МЫ этого хотим. Следует понимать, что мир не крутится только вокруг нас, мы не центр вселенной. Во внешнем мире мы не имеем полного контроля над всем и вся. Контролировать мы можем только свои мысли. А значит, можем научиться и правильно реагировать на разные ситуации — ведь мы обитаем в социуме.

Кто может со 100 % уверенностью сказать, что его никогда никто не «подрежет» за всю жизнь? Или что всегда все люди будут принимать ваши звонки? Никто не может это гарантировать. А какой смысл тогда злиться, если не в вашей власти толкнут вас или нет, возьмут трубку или нет? Где логика? В первой части книги я цитировал древнегреческого философа Эпиктета, который предлагал благодарить обидчика за то, что он не сделал тебе что-то еще хуже.

Может быть, гнев происходит от осознания собственной беспомощности, от того, что не можешь повлиять на ситуацию. Ну, тут, наверное, уже работает гордыня. Зачем вам власть над всеми ситуациями в жизни? Представьте, что вы бы могли влиять на все ситуации, и все, что хотите, было бы, а чего не хотите, не было бы. С одной стороны, звучит круто. Но мне кажется, что такая предсказуемая жизнь быстро бы наскучила. Тебе все известно, т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.112 с.)