Готовность ко всему (антинаивность) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовность ко всему (антинаивность)



 

Последнее качество (по философии стоицизма) я назвал «готовность ко всему, или антинаивность». Часто, когда нам предстоит что-либо сделать, мы всегда ожидаем позитивный исход дела. И когда все происходит не так, как мы хотели, возникает разочарование, недовольство и т.д. Например, мы собираемся снять деньги с кредитной карты, представляем, что у банкомата никого не будет, мы быстро это сделаем и пойдем по своим делам дальше. В итоге, приходим, там огромная очередь, и у нас возникает недовольство: ой, как же так! Получился яркий контраст, ожидал одного, а получил совершенно другое.

Чтобы не случилось подобного, стоики предлагали включать «негативную визуализацию»: заранее представлять, что вас ждет нечто плохое, и тогда не будет удивления и разочарования: предупрежден — значит вооружен. Все время думать о плохом — пессимистично. Я же предлагаю быть готовым ко всему. Мы можем представить и положительный результат, и отрицательный. Можем заранее продумать, как мы будем действовать в случае отрицательного результата. Будет очередь — значит, пойду в другой банкомат, или вернусь позже, или спокойно подожду. Но лучше вообще ничего не ожидать в тех случаях, когда от нас мало что зависит (случай с банкоматом как раз такой).

«Готовность ко всему» я назвал «антинаивность». Одно из значений слова «наивность» — неспособность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире и адекватно отвечать на вызовы времени.[4] Очень хорошее определение, особенно про «постоянно изменяющийся мир». Кстати, антонимом слова «наивный» является слово «опытный». Давайте разберем его вместе с ситуацией про банкомат (правда, пример будет немного преувеличенный). Человек снимает деньги в банкомате в первый раз без очереди, он подошел и быстро все сделал. Возможно, теперь он станет думать, что так должно быть всегда, но это будет наивностью. И если «новичок» придет в следующий раз в банк, увидит очередь и расстроиться, его можно простить, так как не было опыта (он просто не знал, что может быть иначе).

Человек, уже имевший опыт, снимал деньги и без ожидания, будучи первым, и стоял в очереди, и сталкивался с тем, что банкомат не работает (вот, та самая тема «постоянно изменяющегося мира», который не зависит от наших желаний). Но часто бывает, что и опытный человек, увидев очередь, негодует. Все потому, что изначально он имел надежду, что никого не будет, забывал свой «негативный» опыт, или очень не хотел, чтобы было по-другому. Если подумать — это не разумно.

Хочу также привести отрывок из книги «В чем наше благо?» Эпиктета, где мы увидим сочетание благодарности и ожидания худшего:

 

У разумного человека не может быть ни одного случая для ссоры. Он всегда заранее готов получить еще большие неприятности, чем те, которые люди ему делают.

— Прохожий меня обругал, — говоришь ты.

— Скажи ему спасибо за то, что он не побил тебя.

— Да он побил меня!

— Скажи спасибо, что не ранил.

— Он и ранил меня!

— Благодари за то, что не убил.

 

На тему благодарности рекомендую песню Владимира Высоцкого «Скажи спасибо». В песне говорится о разных «неприятных» ситуациях и предлагается не волноваться об этом и «сказать, еще спасибо, что живой», т.е. быть благодарным за то, что живешь, а все остальное неважно. Есть мнение, что песню можно интерпретировать иначе, но, как бы то ни было, я считаю, что ее нужно воспринимать в прямом смысле. Я ее называю песней на все случаи жизни. На сходную тему есть песня группы «Башаков-Бэнд» «Не парься, будь счастлив!» (русская версия; Bobby McFerrin. Don’t Worry, Be Happy).

Ещё об одном примере наивности, за которую приходится расплачиваться негативными эмоциями, я пишу во второй части книги, в главе «Что такое обида? Почему обижаются на правду?». Там идёт речь о завышенных ожиданиях от окружающего мира, вследствие которых мы обижаемся на кого-либо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.006 с.)