Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории диалектикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Поясните роль, которую играют категории в познании. В каком смысле следует понимать категории как ступени, моменты познания? В связи с этим проанализируйте положения В.И. Ленина: а) «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею». (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 85). б) «Моменты познания... человеком природы — вот что такое категории логики». (Там же. С. 180). в) «Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики». (Там же). 2. Всякая категория является понятием. Но всякое ли понятие можно назвать категорией? В связи с этим определите, какие из перечисленных понятий можно отнести к общефилософским категориям: форма, множество, масса, скорость, случайность, совесть, пространство, жизнь, счастье, стоимость, товар, наследственность, возможность. Аргументируйте свой выбор. 3. Существуют ли абсолютно одинаковые явления? а) Чем отличаются стандартные детали друг от друга? б) Чем отличаются электроны в атоме? 4. Существуют ли явления, не имеющие между собой сходства? а) Есть ли общее между различными химическими элементами? б) Есть ли общее между живой и неживой природой? 5. В чем различие номиналистического и реалистического взглядов на категории единичного и общего? 6. Дайте оценку следующему рассуждению с позиций диалектики единичного и общего: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди — что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой» (Тургенев Н. С. Отцы и дети). К чему может привести игнорирование индивидуальных качеств, особенностей характера людей, к примеру, в воспитании человека? 7. Определите, к каким философским течениям можно отнести нижеприведенные утверждения, дайте их оценку. а) Общее существует самостоятельно, независимо от единичного. б) Общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи. в) Общее реально существует, но оно существует через отдельное, проявляется в нем как повторяющееся во многих отдельных вещах. г) Общее существует только как имя, которое дается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого он обозначает вещи. 8. От нижеследующих единичных понятий образуйте особенное и общее: а) Октябрьская социалистическая революция; б) А.С. Пушкин; в) наш институт; г) земной шар. 9. Д. Локк объяснял появление общего так: «Душа утомляется от созерцания единичных вещей и начинает обобщать». Согласны ли Вы с таким объяснением? 10. Известный педагог К.Д. Ушинский приводит такой диалог мальчиков: — Видел ли ты когда-нибудь птицу? — Конечно. Вот она (показывает на канарейку). — Так ведь это не птица, а канарейка. Да и канарейку ты тоже никогда не видел. ты видел только эту нашу канарейку. Сформулируйте проблему, которая нашла отражение в этом диалоге. Определите позицию, занимаемую каждым из мальчиков. 11. Существуют ли примеры превращения единичного в особенное и общее? И наоборот — общего в особенное и единичное? Если «да», то приведите примеры. 12. Каков философский смысл строк У. Блейка: В одно мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка. 13. Допустим, что мир состоит из единичных, неповторимых вещей, событий, фактов. Какие следствия вытекают из этого допущения в практической, научной деятельности людей? 14.Еще древние египтяне знали, что любой треугольник со сторонами 3, 4 и 5 будет прямоугольным и что сумма квадратов его катетов будет равна квадрату гипотенузы. Что же нового даст в этом случае теорема Пифагора? 15.От приведенных ниже понятий образуйте особенное и единичное: а) производство; б) техника; в) литература; г) спорт; д) государство. 16.Дайте анализ следующим определениям причины: а) Явление, предшествующее другому явлению. б) Явление, которое в силу привычки считается источником другого явления (следствия). в) Врожденная способность человека задавать вопрос «почему?». г) Явление, порождающее другое явление. д) Априорная логическая категория, с помощью которой чело век упорядочивает свои ощущения. е) Функциональная зависимость, в которой причина выступает в качестве аргумента. ж) Взаимодействие явлений, приводящее к изменению каждого из них. 17. С какой философской системой связаны следующие положения: а) Все, что движется, движется чем-то другим. б) Действие прекращается после прекращения действия причины. 18.Раскройте понятие «индетерминизм». Почему индетерминизм больше всего проявился в квантовой механике, микромире. 19.Что означало бы наличие в мире первопричины? 20.Связь каких категорий нарушена в нижеприведенных стихотворных строках? Как их следовало бы перестроить, чтобы они имели смысл? Потускнело зеркало — солнце померкло. Лавка упала — земля задрожала. Бабка чихнула — ветром подуло. Снял дед кожушок — растаял снежок. 21. Дайте философский анализ приведенных ниже суждений о причинности: а) «Причинность — это не онтологическая, а логическая категория» (М. Шлик). б) «Причинная зависимость, которая приписывается вещам, в действительности не содержится в самих вещах» (К. Пирсон). в) «Все наши заключения относительно причин и действий основаны исключительно на привычке» (Д. Юм). г) «Взаимодействие является истиной (конечной причиной) вещей» (Ф. Энгельс). 22. На семинарском занятии возник вопрос: могут ли разные причины порождать одинаковые следствия? Большинство студентов утверждало, что могут, ссылаясь на то, что пожар, например, может быть следствием брошенной спички или молнии, или неисправности электропроводки, и т. д. В ответ на это другие студенты отмечали, что в приведенном примере смешивается причина с носителем причины. Причиной возгорания всегда является появление огня, носителем его могут быть разные предметы: спичка, разряд молнии, взрыв и т. п. Дайте анализ рассуждений студентов и выскажите свое мнение по поставленному вопросу. 23. Дайте философский анализ содержания стихотворения «Гвоздь и подкова» в переводе С. Маршака: Не было гвоздя — подкова пропала. Не было подковы — лошадь захромала. Лошадь захромала — командир убит. Конница разбита — армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, — Оттого что в кузнице не было гвоздя. 24. В какой степени истинны следующие суждения? Выберите 2—3 наиболее верных из них. Случайность — это: а) пересечение необходимостей; б) непознанная необходимость; в) явление, существующее наряду с необходимостью и независимое от нее; г) то, что не нужно человеку; д) то, что не ожидает человек; е) форма проявления и дополнения необходимости; ж) самопроизвольное отклонение от предначертанного идеального пути; з) несущественная мелочь; и) проявление несовершенства мира или человеческой деятельности; к) как и необходимость, есть объективная характеристика любого явления. Каждое явление в одном отношении необходимо, а в другом — случайно. 25. Согласны ли Вы со следующими взглядами на случайность: а) «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную не рассудительность» (Демокрит); б) «Явления, когда они происходят по совпадению, мы называем случайными...» (Аристотель); в) «В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу... Случайной же какая-либо вещь называется единственно по не совершенству нашего знания» (Спиноза); г) «Мы называем случайными явления, причин которых мы не знаем и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть» (Гольбах); д) «В историческом развитии случайность играет роль, которая в диалектическом мышлении, как и в развитии зародыша, резюмируется в необходимости» (Энгельс). 26.Тождественны ли понятия «случайность» и «вероятность»? 27.Должна ли наука избегать случайностей? Как Вы понимаете выражение: «Наука — враг случайностей»? Согласны ли Вы с ним? 28. Какова взаимосвязь категорий «необходимость», «закономерность», «закон», «свобода»? В связи с этим рассмотрите положение Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела... Свобода, следовательно, состоит в основном на познании необходимостей природы... господстве над нами самими и над высшей природой...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116). 29. «Всякое научное мышление... неизбежно руководствуется допущением, что в глубочайшей основе явлений лежит абсолютная закономерность, не зависящая от произвола и случайности» (Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 100). Из какого понимания соотношения случайности и необходимости исходит М. Планк? 30. Эквивалентны ли высказывания? а) Все в мире причинно обусловлено. б) Все в мире необходимо. 31. Допустим, что в мире господствует случайность, а необходимости нет. Какие следствия в практической жизни вытекали бы из этого допущения? 32. «То, что Вы получили на экзамене неудовлетворительную оценку, — это не случайность, на то есть свои причины...» Корректно ли такое суждение с точки зрения диалектики причины и следствия, случайности и необходимости? 33. Истинны ли следующие определения? Форма — это: а) внешняя оболочка явления; б) способ упорядочения человеческих ощущений; в) способ организации и способ выражения содержания; г) активное начало, придающее материи разнообразие и движение; д) проявление целесообразности в мире. 34. Какое из утверждений наиболее полно характеризует содержание? Дайте обоснование своему выбору. Содержание — это: а) то, что отличает предмет или явление от другого предмета или явления; б) совокупность свойств, признаков того или иного предмета; в) главная характеристика, определяющая черта того или иного процесса, предмета, явления; г) совокупность тех элементов, процессов и их отношений, которые составляют предмет. 35.Почему между формой и содержанием в процессе развития возникает противоречие? 36.Какое значение в развитии содержания играет форма? а) В чем проявляется относительная самостоятельность формы? б) Может ли одна и та же форма положительно и отрицательно влиять на развитие определенного содержания? 37. Может ли одно и то же содержание иметь различные формы? а) Отражается ли на содержании это различие в формах проявления? б) Выражает ли какая-либо форма данное содержание полностью? Сверьте свой ответ по работам В.И. Ленина (см.: Полн. собр. соч. Т. 6. С. 385; Т. 41. С. 88—89). 38. Известный русский лингвист К. Щерба придумал фразу, которая, как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет никакого содержания: «Глокая куздра штеко будланула кудлатого бокра». Является ли эта фраза в действительности чистой формой, лишенной всякого содержания? Приведите примеры из области науки, политики, идеологии и культуры, которые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать различную форму. 39. Можно ли сказать, что сущность — это: а) абсолютно неизменная первооснова вещи; б) то, что человек считает важным; в) относительный, исторически меняющийся предел познания явления; г) то, для чего вещь предназначена творцом; д) устойчивая система законов функционирования и развития явления? 40. В чем состоит единство и противоположность сущности и явления? 41. И. Кант считал, что между явлением и сущностью вещей, «вещью в себе» лежит непроходимая пропасть, и перескочить через нее человеческому разуму не дано. Эту мысль он проводит в «Критике чистого разума». Однако в «Критике практического разума» он заявляет, что переход от явления к сущности возможен, но не для разума, а для веры. а) Дайте анализ философским воззрениям И. Канта. б) Какой смысл имеет «явление» в философии И. Канта? В связи с этим проиллюстрируйте примерами высказывание В.И. Ленина: «Сущность является. Явление существенно». 42. Существует ли некая конечная сущность и возможно ли ее исчерпывающее познание? Каким образом наука постигает сущность? Объясните мысль К. Маркса: «...Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 384). Почему невозможно совпадение сущности с формой ее проявления? 43. Что такое кажимость, видимость? В каком отношении находятся категории «кажимость» и «сущность». 44. Явления преходящи, временны, изменчивы. А изменяется ли сущность? Как с возникновением теории относительности углубились представления о сущности пространства и времени? Проанализируйте в этой связи и дайте философскую оценку следующим высказываниям: а) Сущности вещей существуют извечно и останутся вечно жизненными. б) Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка к сущности второго порядка, и т. д. без конца. 45.Можно ли утверждать, что сущность вещи — это объективная реальность, ведь она не дана человеку в ощущениях? 46.Может ли сущность быть одновременно и явлением? Ответ аргументируйте. 47.Возможно ли существование таких сущностей, которые бы ни в чем не проявлялись? 48.Какова взаимосвязь категорий сущности и закона? Можно ли сказать, что законы порождают явления? А наоборот: явления формируют законы? 49.Как Вы понимаете следующие высказывания? а) Закон (сущность) глубже явления. б) Явление богаче закона (сущности). Свой ответ аргументируйте. 50.Огонь может возникнуть от спички и молнии, атомного взрыва и сжатия. Значит, одно и то же явление может иметь самую разнообразную сущность. Так ли это? Обоснуйте свой ответ. 51.Может ли одна и та же сущность иметь различные проявления? Может ли одно и то же явление иметь разную сущность? Приведите примеры. 52.Можно ли сущность вещи отождествлять с ее качеством, а явление — со свойством? 53.Почему следует отличать возможное от действительного и как отличить их друг от друга? В каком виде существует возможность? 54.Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности? Обоснуйте свой ответ. 55.Какова взаимосвязь между следующими категориями: а) необходимостью и возможностью; б) возможностью и случайностью, в) возможностью и вероятностью? 56. Какова роль субъективного фактора деятельности людей при превращении возможности в действительность в развитии общества? Возможно ли предотвратить ядерную войну, со хранить мир и цивилизацию? Проанализируйте возможности развития коллектива, в котором Вы учитесь. Все ли возможности используете Вы лично для своего всестороннего развития? 57. Определите, какие из приведенных ниже событий: а) формально возможны; б) реально возможны; в) невозможны. Аргументируйте свой ответ: а) Создан «вечный двигатель». б) Из зерна пшеницы вырастет дуб. в) Найдено доказательство «великой теоремы» Ферма. г) Создана «мыслящая машина». д) Заключено соглашение о запрещении ядерного оружия. е) Человечество вернулось к рабовладельческому строю. 58.Может ли абстрактная возможность, минуя стадию реальной возможности, перейти в действительность? Аргументируйте свой ответ. 59.Почему следует отличать возможное от действительного? 60.Возможность способна превратиться (при определенных условиях) в действительность. Допустимо ли говорить об обратном переходе, т. е. о переходе действительности в возможность? Означает ли уничтожение какой-либо действительности ее полное исчезновение или она переходит на уровень возможности? 61.Проанализируйте следующие предложения и укажите виды возможностей, о которых идет речь: а) Вырастить ель из семян тополя. б) Всем людям жить до 200 лет. в) Вам самим полететь в космос. 62. Можно ли предвидеть, какой будет сельскохозяйственная техника через 10 или 100 лет? 63. Все реальные возможности превращаются в действительность? Можно ли предвидеть и планировать возможности? 64. Может ли абстрактная возможность превратиться в реальную? Обоснуйте свой ответ. 65. «Мысль содержит возможность того положения вещей, которое в ней мыслится. То, что мыслимо, также возможно...» Правильно ли это высказывание? 66. Согласны ли Вы со следующими взглядами на возможность: «Всякое возможное событие должно когда-нибудь наступить. Случайным или возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть»? Аргументируйте свой ответ. 67. Иллюстрацией какой возможности могут служить следующие примеры Гегеля: «Возможно, что сегодня вечером луна упадет на землю, ибо луна есть тело, отделенное от земли, и может поэтому так же упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что турецкий султан сделается папой, ибо он — человек, может как таковой обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т. д.»?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.009 с.) |