Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения



Задание 1. Установлено, что в процессе фотосинтеза в растительной клетке образуется определенный вид крахмала, а именно:

А. Транзиторный;

В. Первичный;

С. Вторичный;

D. Оберегаемый;

Е. Запасной.

Задание 2. Выявлено, что крахмал, постоянно присутствующий в корневом чехлике, способствует росту и положительному геотропизму корня. По происхождению и функции он:

А. Ассимиляционный;

В. Транзиторный;

С. Оберегаемый;

D. Запасной;

Е. Переходной.

Задание 3. После обработки крахмальных зерен горячей водой зафиксировано их значительное набухание, разрыв и...

А. Окрашивание;

В. Клейстеризация;

С. Растворение;

D. Кристаллизация;

Е. Испарение.

Задание 4. В клетках семени клещевины хорошо видны сложные алейроновые зерна, представляющие собой высохшие вакуоли, богатые…

А. Протеинами;

В. Инулином;

С. Крахмалом;

D. Целлюлозой;

Е. Жирными маслами.

Задание 5. В клеточном соке некоторых растений вместо крахмала синтезируется растворимый полисахарид инулин, который в клетке выполняет функцию:

А. Осморегулятора;

В. Термозащиты;

С. Катализатора;

D. Кофермента;

Е. Ингибитора.

Задание 6. В цитоплазме растительных клеток обнаружены крупные зернистые структуры с множеством образовательных центров, чередующимися тёмными и светлыми наслоениями. Следовательно, это зерна:

А. Сложные крахмальные;

В. Сложные алейроновые;

С. Простые крахмальные;

D. Простые алейроновые;

Е. Полусложные крахмальные.

Задание 7. В семенах грушиидентифицированы сложные алейроновые зерна, имеющие белковую оболочку, аморфный белок, глобоид, а также:

А. Ядро;

В. Кристаллоид;

С. Кольца наслоения;

D. Белково-липидную мембрану;

Е. Образовательный центр.

Задание 8. Рассматривается срез клубня картофеля, в клетках которого отмечено обилие структурированных включений. Раствор Люголя окрашивает их в сине-фиолетовый цвет. Значит это:

А. Капли жирного масла;

В. Алейроновые зерна;

С. Крахмальные зерна;

D. Кристаллы инулина;

Е. Кристаллы оксалата кальция.

Задание 9. В эндосперме клещевины обыкновенной – Ricinus communis,кроме сложных алейроновых зерен выявлены капельки различного размера, которые окрашиваются Суданом III в розово-оранжевый цвет. Это указывает на наличие в клетках:

А. Хитина;

В. Крахмала;

С. Целлюлозы;

D. Инулина;

Е. Жирного масла.

Задание 10. При микроскопии корневища купены лекарственной – Poligonatum officinaleв паренхиме определены идиобласты с пучками игольчатых кристаллов оксалата кальция, которые называются:

А. Рафидами;

В. Стилоидами;

С. Друзами;

D. Цистолитами;

Е. Кристаллическим песком.

Эталоны ответов: 1-В; 2-В; 3-В; 4-А; 5-А; 6-А; 7-В; 8-С; 9-Е; 10-А.

 

Краткие методические указания к работе на практическом занятии

Занятие начинается с установления уровня подготовленности студентов к занятию. Это выясняется с помощью устного или тестового контроля.

Далее студенты приступают к выполнению практической части занятия. Вначале готовятся временные микропрепараты ко всем работам практического занятия. Затем изучаются крахмальные зерна клубней картофеля и проводится качественная реакция на крахмал. Далее рассматриваются крахмальные зерна овса. Результаты работы 1 оформляются в альбоме. После первой работы аналогично выполняется работа 2. Студенты изучают алейроновые зерна и жирные масла в клетках клещевины. Затем выполняется работа 3.

После завершения работ 1 – 3 студенты убирают рабочие места, микроскопы и приступают к оформлению протоколов в лабораторных журналах.

В конце занятия проводится тестовый контроль отработанных умений по теме и их коррекция.

 

 


  Тема 1.3: «Строение цистолита. Качественные реакции на одеревенение, пропитывание, кутинизацию, минерализацию, ослизнение клеточной оболочки»

 

Актуальность темы

    Характерной чертой строения растительной клетки является наличие у нее прочной целлюлозной оболочки. В совокупности эти оболочки создают скелет растения и играют важную роль в поглощении, передвижении и выделении веществ. Клеточная оболочка, или стенка состоит из срединной пластинки, первичной и вторичной оболочек. Кроме целлюлозы она содержат гемицеллюлозу и пектиновые вещества. Все полисахариды клеточной оболочки улучшают обмен веществ и работу желудочно-кишечного тракта, способствуют выведению из организма ионов тяжелых металлов, понижают уровень холестерина в крови, используются как наполнители таблеток, эмульсий, основа для мазей.

    Широкое применение компонентов клеточных оболочек в фармации и медицине определяют актуальность изучения данной темы, а умения, приобретенные на занятии, будут необходимы при изучении фармакогнозии, технологии лекарств, клинической фармации и др.

 

Цели обучения

Общая цель:

Уметь анализировать строение и функции клеточной оболочки и ее вторичных изменений, происходящих в процессе специализации клетки.

Конкретные цели Исходный уровень

Уметь:

1. Объяснить строение клеточной оболочки  Основные продукты жизнедея- тельности растительных клеток.
2. Дать характеристику химическому составу клеточной оболочки и ее вторичным изменениям. Отличия растительной и животной клеточной оболочки
3. Определить химический состав клеточной оболочки с помощью качественных реакций. Пояснить строение органелл, синтезирующих питательные вещества.
4. Находить на препаратах плазмодесмы, перфорации, поры.   Трактовать понятие тонопласт и его функционирование.

 

Задания для обеспечения исходного уровня знаний и умений:

Задание 1. В делящейся клетке отмечено образование клеточной пластинки, которая затем превращается в…

А. Первичную оболочку;

В. Тонопласт;

С. Вторичную оболочку;

D. Срединную пластинку;

Е. Плазмалемму.

Задание 2. В качества веществ, которые составляют основу мазей, стабилизируют или пролонгируют действие некоторых препаратов, используют производные целлюлозы, источником которой служат...

А. Клеточные оболочки грибов;

В. Клеточные оболочки растений;

С. Мембраны животных клеток;

D. Плазмалеммы растительных клеток;

Е. Капсулы бактериальных клеток.

Задание 3. Под электронным микроскопом распознается сетчатая структура клеточной оболочки, обусловленная своеобразной ориентацией мицелл – макромолекул...

А. Гемицеллюлозы;

В. Целлюлозы;

С. Пектина;

D. Лигнина;

Е. Липопротеидов.

Задание 4. Стебли конопли выдержали в воде и таким образом достигли мацерации, то есть разъединения пучка лубяных волокон благодаря растворению межклеточного содержимого, а именно...

А. Пектиновых веществ;

В. Целлюлозы;

С. Гемицеллюлозы;

D. Крахмала;

Е. Белка.

Задание 5. Со стволов абрикоса обыкновенного срезали прозрачные светло-желтые наплывы камеди, которые образовались в результате повреждения ствола, ослизнения клеток и гуммоза, т.е....

А. Камедетечения;

В. Суберинизации;

С. Лигнификации;

D. Кутинизации;

Е. Минерализации.

Эталоны ответов: 1-D; 2-В; 3-В; 4-А; 5 - А.

Содержание обучения

Теоретические вопросы:

1. Строение клеточной оболочки и ее отличие от плазмолеммы.

2. Различие первичной и вторичной оболочек клетки по структуре и химическому составу.

3. Вторичные изменения клеточной оболочки.

4. Качественные реакции на химический состав клеточной оболочки.

5. Тип связей растительных клеток: плазмодесмы, простые и окаймленные поры.


Граф логической структуры темы 1.3.: « Запасные и экскреторные включения клетки»

 


Источники информации

Основная литература

1. Бухтиярова, И.П. Иллюстрированный справочник лекарственных растений Донбасса [Текст]: учеб. пособие / И.П. Бухтиярова, Н. А. Виноградова, В. П. Попович, С.В. Тюрина  ; Донецкий мед. ун-т. - Донецк, 2016. - 356 с.

2. Мінарченко, В. М. Медична ботаніка: підручник / В. М. Мінарченко, Л. М. Махиня, П. І. Середа. - К.: Медицина, 2009. - 328 с.

Дополнительная литература

1. Зузук, Б. М. Ресурсознавство лікарських рослин: підручник для студ. фарм. ф-тів / Б.М. Зузук, Л.Б. Зузук. - Вінниця: Нова книга, 2009. - 144 с.

2. Русско-украинский словарь лекарственных растений [Электронный ресурс]: учеб. пособие / ред. Л.А. Мирошниченко; Донецкий мед. ун-т. Каф. украинского и русского языков. - Донецк, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-R): цв. 12 см.

3. Ботаника. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. Е. И. Барабанова, С. Г. Зайчиковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970428870.html

4. Сербін, А. Г. Фармацевтична ботаніка: підручник / А.Г. Сербін, Л.М. Сіра, Т.О. Слободянюк. –Вінниця: Нова книга, 2007. - 488 с.

5. Яковлев, Г. П. Ботаника [Текст]: учебник / Г. П. Яковлев, В. А. Челомбитько, В. И. Дорофеев. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит., 2008. - 687 с.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

1.сайт каф. Управления экономики фармации, фармакогнозии и фармацевтической технологии. Kaf_uef.news@ mail/ru

2.ЭБС ДонНМУ http://katalog.dnmu.ru

3.ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

4.ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/

5.Научная электронная библиотека (НЭБ) eLibrary b http://elibrary.ru

6.ЭБС Российского университета дружбы народов http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.247 (0.026 с.)