Тема 14. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и порядок управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и порядок управления



Вид занятия: Практическое занятие

Время проведения занятия: 2 часа

Учебные вопросы, подлежащие обсуждению:

1. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

2. Виды административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти.

3. Общая характеристика административных правонарушений против порядка управления.

4. Виды административных правонарушений против порядка управления.

Задачи для проведения практического занятия.

       Задача №1

За неповиновение законному требованию сотрудника полиции Стукалов А.П. был подвергнут административному задержанию. Срок задержания составил 14 часов (с момента задержания в воскресенье 13 мая в 20 часов до рассмотрения дела судьей в понедельник 14 мая в 10 часов). Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, Стукалову А.П. был назначен административный арест на срок 10 суток.

Можно ли было задерживать Стукалова А.П. на срок, больший, чем три часа?

Изменился бы ваш ответ, если бы Стукалов А.П. был задержан в 10 часов утра в понедельник?

До какого времени Стукалов А.П. должен будет отбывать административный арест?

 

Задача № 2

Гражданин Егоров подвергся административному задержанию. В отделении полиции, куда он был доставлен, он попросил дежурного по отделению позвонить ему домой и сообщить его родителям о факте задержания. Сотрудник полиции отказался это делать, аргументируя отказ тем, что, по его словам, об административном задержании сообщают лишь родителям несовершеннолетних, а ему 19 лет.

Дайте оценку действиям дежурного по отделению полиции.

 

Задача № 3

Гражданин Завьялов Н.Н., гуляя с внуком в парке, потребовал, чтобы находившиеся там молодые люди прекратили выпивать и сквернословить. Один из молодых людей – Виктор сказал, что требование по этому поводу начальника отделения полиции они бы удовлетворили, а гражданин не обладает властными полномочиями и требовать ничего не может. Тогда Завьялов Н.Н. позвал находившегося неподалеку сотрудника полиции, который также потребовал от компании прекратить выпивать и сквернословить, но молодые люди стали смеяться, а Виктор повторил, что они удовлетворят лишь требование начальника отделения полиции, а не какого-то сержанта. Он к тому же добавил, что в армии служил в звании старшего лейтенанта и ему негоже выполнять указания сержанта. Сержант, вызвав наряд полиции, задержал молодых людей и попросил Завьялова Н.Н. написать на имя начальника отделения полиции заявление о правонарушении группы молодых людей. Поскольку письменного заявления от Завьялова Н.Н. так и не поступило, а проведенный личный досмотр и досмотр вещей молодых людей показал, что ничего недозволенного у них не было, то через три часа без составления протокола их освободили, не назначив никакого наказания.

Дайте правовую оценку этому казусу.

Имели ли право сотрудники полиции освободить указанных лиц без рассмотрения дела из-за отсутствия заявления Завьялова Н.Н.?

Какие процессуальные документы, на ваш взгляд, следовало составить в данном случае?

 

Литература

Нормативные правовые акты

1.1 Международные нормативные правовые акты:

7. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru.

8. Декларация о преступности и общественной безопасности принята 12 декабря 1996 года Резолюцией 51/60 на 82-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН

9. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме: Утвержден на 76 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г. // Сов. юстиция. 1992. № 6.

10. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка// СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 499 – 504.

11. Декларация о полиции: Резолюция 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г.

12. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка// Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 163 -170.

2.2 Нормативные правовые акты Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

24. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации».

25. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».

26. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

27. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

28. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

29.  Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

30. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

31. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

32. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

33. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

34. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

35. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

36. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»

37. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»

38. Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»

39. Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях».

 

1.3 Материалы судов:

3. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013);

4. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 (ред. от 25.06.2019).

2. Основная литература

4. Бажукова Ю.В., Дрозд А.О., Прохорова О.В. и др. Административное право: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018. – 236 с. // (Электронные издания университета) http://213.182.177.142/01UM/files/2018-01ad.pdf.

5. Административное право: учебник / МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА); ред.: Л.Л. Попов, М. С. Студеникина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма - Инфра-М, 2019. - 704 с.

6. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. - М.: Норма - Инфра-М, 2020. - 351 с.

 

3. Дополнительная литература:

5. Административная юрисдикция органов внутренних дел: практикум / под общ. ред. Лампадовой С.С., Усмановой Д.Р., СПб.: Изд-во СПб унта МВД России, 2019. ‒ 72 c. // (Электронные издания университета) http: http://213.182.177.142/01UM/издания2019/Административная%20юрисдикция%20ОВД%20практикум.pdf. – С.6-8.

6. Заброда Д.Г. Классификация административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и местного самоуправления и установленный порядок управления // Научные исследования: теория, методика и практика сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 273-277// (Электронная библиотека «eLIBRARY.RU». Вход по паролю).

7. Доказательства в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях: научно-практическое пособие / МГС Науч.-консульт. совет; ред.: Ю. Ф. Беспалов, О. А. Егорова; сост. Ю. Ф. Беспалов [и др.]. - М.: Проспект, 2017. - 304 с.

8. Равнюшкин А.В., Карнаухов О.П. Неповиновение законному требованию сотрудника полиции (теоретические и практические аспекты) // Алтайский юридический вестник. 2017. № 2 (18). С. 66-70 // (Электронная библиотека «eLIBRARY.RU». Вход по паролю).

 

Тема 15. Законность и дисциплина в государственном управлении

План семинара

Время: 2 часа.

Учебные вопросы, подлежащие обсуждению:

1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении и способы их обеспечения.

2. Государственный контроль и его виды.

3. Государственный надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении и его виды.

4. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Примерные темы докладов и рефератов

1. Контроль Конституционного суда РФ.

2. Контроль полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.

3. Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ.

4. Право граждан на получение информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

5. Правовой статус Администрации Президента РФ.

6. Общественный контроль как способ обеспечения законности.

 

Методические указания по подготовке к ответу на учебные вопросы:

Изучение рекомендованной литературы необходимо начинать с основных источников, указанных в списке литературы. Если в них вопросы темы не нашли полного отражения, то целесообразно изучить и дополнительную литературу по данной теме.

При подготовке к первому вопросу следует изучить понятие законности и дисциплины в государственном управлении и способы их обеспечения, прочитав материалы лекции и рекомендованную литературу.

При подготовке на второй и третий вопросы следует изучить нормативные правовые акты, учебную и научную литературу, посвященную государственному контролю и надзору. Следует иметь в виду, что в законодательстве нет четкого отграничения указанных способов обеспечения законности и дисциплины, а в науке представлены их различия.

При подготовке к четвертому вопросу следует уяснить, что служебная дисциплина и законность взаимосвязаны между собой. Выполняя свои служебные обязанности, сотрудник должен действовать на основе требований законности. Каждый человек имеет право обжаловать действия и решения должностных лиц и органов в установленном порядке.

При работе над различными источниками, отыскивая ответ на поставленный в плане семинара вопрос, необходимо разобраться во всех материалах, определить, в каком источнике наиболее полно изложены аргументация и доказательная часть, из какой книги взять пример, иллюстративную часть, и только после этого приступить к конспектированию или написанию доклада.

Необходимо продумать ответ на каждый вопрос плана семинара и составить план выступления. При этом можно и нужно использовать конспект, в котором весь учебный материал разбит на смысловые участки, каждый из которых озаглавлен запоминающимися словами (опорными пунктами). И, наконец, свои выступления необходимо проговорить вслух.

При подготовке к семинарскому занятию обучаемый должен понять, что главное здесь – не работа памяти, а напряжение мысли, все более глубокое понимание, осознание практической значимости, самостоятельный анализ фактов и позиций изучаемого учебного материала.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и сущность законности и дисциплины.

2. Отличие законности от дисциплины.

3. Способы обеспечения законности и дисциплины.

4. Особенности ведомственного контроля и его отличие от административного надзора.

5. Особенности надзора прокуратуры в сфере государственного управления.

6. Особенности судебного контроля.

7. Основание и порядок подачи индивидуальных и коллективных обращений.

8.Обращения граждан и их объединений.

План практического занятия

Время: 4 часа.

Учебные вопросы, подлежащие отработке:

1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении и способы их обеспечения.

2. Государственный контроль и его виды.

3. Государственный надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении и его виды.

4. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

 

Рекомендуемые задачи:

Задача №1

Составьте схему «Способы обеспечения законности в государственном управлении».

 

Задача №2

Заполните таблицу «Государственный контроль»

№ п/п Виды государственного контроля Органы, осуществляющие государственный контроль Нормативные акты, закрепляющие компетенцию органов по осуществлению ими государственного контроля
1.      
       

 

Задача №3

Какие нормы Конституции РФ и какие именно федеральные законы составляют конституционные основы судебного контроля в сфере реализации исполнительной власти? Какие конкретно формы и методы судебного контроля предусматриваются действующим законодательством? В чем принципиальное различие судебно-контрольной деятельности Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (и территориальных судов), с одной стороны, и Конституционного Суда РФ, а также уставных судов субъектов Федерации - с другой стороны?

Ответы обоснуйте ссылками на конкретные нормы действующего законодательства и постановления судебных органов.

Тестовые задания для практического занятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.029 с.)