Размышления о дневнике одной вожатой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размышления о дневнике одной вожатой



 

Октябрята – дружные ребята, играют и рисуют, читают и поют, весело живут.

Из правил октябрят

 

Собственно, никаких размышлений с моей стороны не будет. Я предлагаю вам, дорогие коллеги, самим оценить материал, который будет приведен чуть ниже. В мое время всех вожатых заставляли вести так называемые педдневники, да и сейчас во многих педотрядах (особенно, если это практика для студентов педагогических ВУЗов) их строго требуют. Педдневники – бюрократическое наказание для вожатых, особенно, если они действительно одержимы работой. Ведут их, как правило, кое-как, лишь бы отмазаться (я это дело всегда сваливал на напарницу), но попадаются и исключения.

Эту тетрадку нашли в лагере «Лесная сказка» мои друзья из Петрозаводска, кропотливый труд был утерян или забыт. Вожатая, писавшая его, несомненно, является человеком очень аккуратным и ответственным. В тетрадке все: подробные планы, сценарии, рисунки, анализ, выводы – тщательнейшим образом, прямо таки с любовью, оформлено. Ценнейший материал. Остается только сожалеть, что дети этой вожатой попались маленькие. Очень как хотелось бы почитать, что бы она написала о подростках. Итак, перед нами самый обычный лагерь, с самыми обычными вожатыми и руководителями.

 

Из дневника по педагогической практике в лагере «Лесная сказка» студентки педагогического колледжа. (В отряде 20 мальчиков и 23 девочки, 9-10 лет, 2 воспитателя и 2 вожатых.)

 

Распорядок:

8.00 – подъем;

8.10 – зарядка;

8.30-9.00 – утренний туалет;

9.00 – завтрак;

9.30-10.00 – уборка комнат и корпуса;

10.00 – линейка;

10.10-11.50 – спортивный и музыкальный часы;

12.00-12.30 – купание;

13.00 – обед;

14.00-16.00- тихий час;

16.00 – полдник;

16.30-19.00 – КТД;

19.00 – ужин;

20.00 -22.00 – дискотека, видеофильм;

21.00 – второй ужин;

22.00 – отбой.

Законы лагеря:

«0:0» – никуда не опаздывать, все делать вовремя.

«Зеленого друга» – охраняй природу, мусора не должно быть на территории вообще!

«Уходя, оглянись» – чистота и порядок в комнате должны быть постоянно.

Программа смены:

1-й день: заезд, расселение (3 часа), огонек знакомств по отрядам (2 часа);

2-й день: репетиция клипа к (1,5 часа), репетиция девиза и песни (2,5 часа);

3-й день: торжественная линейка открытия, генеральная репетиция клипа (30 мин), концерт (1,5 часа);

4-й день: разработка сценария, подготовка клипов (2,5 часа);

5-й день: генеральная репетиция (45 мин), концерт (2 часа);

6-й день: кружок макраме (30 мин), игра «Фанты» (30 мин), конкурс вожатых (2 часа);

7-й день: подвижные игры (30 мин), игра «Подвижная разведка» (1 час);

8-й день: подготовка в Дню влюбленных (1,5 часа), видеофильм (1 час);

9-й день: конкурс влюбленных (2,5 часа), концерт по заявкам (1 час), игры на свежем воздухе (2 часа);

10-й день: игра «Погончики» (1,5 часа);

11-й день: второй тур игры «Разведка» (1 час), поход (с 16 часов);

12-й день: поход, видеофильм (1 час);

13-й день: игра «Угадай-ка» (1,5 часа);

14-й день: Ярмарка (2 часа);

15-й день: лапта (40 мин), спортивное соревнование (1 час), экскурсия в деревню (1 час), третий тур игры «Разведка» (1 час), видеофильм (30 мин);

16-й день: игра по станциям (1,5 часа);

17-й день: подготовка к прощальному концерту (2 часа);

18-й день: линейка закрытия (30 мин), концерт(1 час), отрядный огонек (30 мин), прощальный костер (1 час), королевская ночь до 3.00.

 

Название отряда: «Виллабаджо».

Речевка: «Наша команда – это мечта,

У каждого в палате – чистота.

Мы очень любим вкусно поесть,

У нашей команды всегда имя есть –

Вилла-Вилла-баджо-е».

 

Дневник:

2-й день: «Этот день принес мне много положительных эмоций. Затруднения возникли в названии отряда, т.к. ребята предлагали много идей. Детям очень понравилась игра («У тети Моти»), все были в восторге. Также большое удовольствие дети получили от дискотеки. Все было клево!»

3-й день: «Больше всего мою душу затронула сегодняшняя линейка, было настолько красочно и красиво. Концерт тоже удался».

4-й день: «Уже сегодня увидела я, что многие из ребят сдружились, было очень много желающих поучаствовать в мероприятии. Ребята очень помогли своими идеями подготовить сценарий. Я думаю, что завтра всем понравится проведение мероприятия, т.к. сценарий очень интересный».

5-й день: «Этот день прошел замечательно, всем понравился концерт, надолго в памяти останутся герои – Кощей и Баба-Яга. Дети хотят принимать участие в других мероприятиях».

6-й день: «В этот день я очень много с моей напарницей Оксаной переживала и по поводу конкурса, подготовки к нему, и вообще как все это будет выглядеть со стороны. Обидно то, что мы заняли третье место, но, тем не менее, мне очень понравилось, как за нас болели дети».

8-й день: «В этот день у детей было достаточно свободного времени, очень много переживаний на соревнованиях по пионерболу. Мы взяли 1-ое место».

9-й день (День всех влюбленных): «В этот день было очень много интересных и веселых моментов. Очень приятно было наблюдать за парочками, как они переживали. Я думаю, что все влюбленные остались довольными. Погода тоже удалась, все было отлично».

10-й день: «В этот день самым основным было то, что все дети должны были обязательно помыться, постирать свое белье, навести идеальный порядок в комнатах и корпусе. Очень активной и эмоциональной оказалась игра в «Погончики», все дети с большим удовольствием приняли в ней участие. Они настолько все измотались в игре, что лучше для сна. Также дети рады, что их поощрили призами за 1-ое место в футболе».

13-й день (День лентяя): «Этот день, я думаю, запомнится детям навсегда. Каждый занимался своими делами сколько хотел, никого ни к чему не принуждали, все было по желанию. Все те, кто принимали участие в игре, остались довольными. Всем очень понравилось, дети показали свою активность».

14-й день: «В этот день было очень много положительных эмоций и от комического футбола, и от ярмарки. Дети с большим удовольствием бегали по станциям и в конечном итоге накупили себе много сладостей».

15-й день: «День прошел изумительно, дети были заинтересованы во многих мероприятиях, остались довольны».

16-й день: «С игрой по станциям день прошел быстрее обычного. Детям очень понравилось. Отряд занял 1-ое место. Погода была очень замечательная, много купались. Дети заявляют о том, что не хотят уезжать из лагеря домой».

17-й день: «Вот и подходит к концу наша смена, дети очень переживают, они уже настолько все дружные, как одна семья. Идет полная подготовка к прощальному концерту. Все ребята активные, хотят принимать участие, лишь бы как-нибудь показать себя. Как я буду с ними расставаться – не знаю».

18-й день: «В этот день дети очень много участвовали, к концу дня у них были выжаты все силы, но королевская ночь их взбодрила, чего они только ни натворили, как только ни пошутили друг над другом. Сколько было слез по поводу отъезда! Танцы были до упаду, большинство по желанию ушло спать».

Вывод за весь период практики:

«В «Лесной сказке» я проработала 3 смены… это были лучшие дни в моей жизни… все руководство было доброжелательным, с любым вопросом обратись, всегда помогут. Очень быстро привыкаешь к лагерному режиму… всю смену я наблюдала только рабочий настрой, не было таких людей, которым было неинтересно или они были пассивны, нет, была одна большая семья. В этом лагере живешь и просто отдыхаешь душой и телом, несмотря на то, что требовалась большая подготовка к мероприятиям».

 

Вот такой вот самый обычный, нормальный лагерь с нормальными вожатыми и детьми. Все счастливы и довольны… Довольны и счастливы… Что ещё надо-то?.. Эх!..

Но нам пора вернуться на наш лагерный сбор и пережить последний, пятый день.

 

 

 


ДЕНЬ 5

 

9.45 – 10.00 УТРЕННИЙ РАЗВОД
10.00 – 10.30 Завтрак
10.30 – 12.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ. Написание доносов к делу СУД
12.00 – 13.00 Подготовка.
13.00 – 14.00 МАЛЬЧИКИ В ГОСТЯХ У ДЕВОЧЕК
14.00 – 14.30 Обед
14.30 – 15.30 Отрядное время. Разделение к делу НОВЫЕ ОТРЯДЫ. Аресты
15.30 – 16.30 СУД
16.30 – 17.15 ИТОГОВЫЕ СОБРАНИЯ В ОТРЯДАХ. РЕЙТИНГ ДЕЛ
17.15 – 18.00 ОБЩЕЕ ИТОГОВОЕ СОБРАНИЕ
18.00 – 19.00 Подготовка
19.00 – 19.45 НОВЫЕ ОТРЯДЫ
19.45 – 20.00 Сбор старых отрядов. Распределение на ГОРОД ИСКУССТВ
20.00 – 20.30 Ужин
20.30 – 22.00 Подготовка к Вечернему делу
22.00 – 23.00 Вечернее дело ГОРОД ИСКУССТВ
23.00 – 01.00 ПОСЛЕДНИЕ ОГОНЬКИ
01.00 НОЧНОЕ КАФЕ

 

 

Как я люблю этот последний день перед разъездом! Насколько он всегда хорош, настолько же быстро пролетает. Был и нету.

В этот день, окрашенный легкой грустью предстоящего расставания, все купается в нежности. Деление на отряды весьма условно, весь лагерь – одна семья. Никто уже не ходит строем и не звездится и не самоутверждается. Все друг другу улыбаются. Свои последние дела готовят и проводят комиссары и их милые, бесконечно любимые и ослепительно красивые дети.

Пятый день для комиссаров – пожинание плодов. Это – урожай для хлебопашца, зарплата для шахтера, аплодисменты для артиста, финишная прямая для бегуна-стайера… Душа буквально поёт: «Опять, опять получилось!.. Значит, всё не зря!..» Как-то в последний день после трудного десятидневного сбора, с детьми хорошими, но до сбора редко слышавшими добрые слова, подошла ко мне одна девочка с совершенно удручённым видом. «Что вы с нами сделали?» – прошептала она и убежала.

Вот что мне написал недавно один читатель.

Егор. Новороссийск.

«Говорят, что бывали случаи, когда дети, возвращаясь из Орлёнка, кончали жизнь самоубийством. Что вы можете сказать по этому поводу?»

Вопрос серьёзнейший. Я не был в том знаменитом «Орлёнке», года там расцвела и тихо потом была задушена бюрократами методика И.П. Иванова. Читал только описания в книгах и статьях. Скорее всего, слухи о детских самоубийствах сильно преувеличены недругами коммунаров… возможно, один случай такой был… Однако, нельзя не признать, что очень часто дети, возвращаясь с хороших сборов, действительно переживают сильное разочарование и даже депрессию.

Я здесь скажу так: не надо превращать сбор в секту. Не надо врать и кодировать детей, что мир можно изменить в сторону добра и всеобщей благодати. Зло в мире было, будет и победить его нельзя, так же, как и Добро. Поэтому мы проповедуем детям следующее: «Ребята, вы отлично провели время, вы приобрели много новых друзей, вы получили навыки и знания… Вернувшись домой, вы всегда можете найти единомышленников и с ними время от времени устраивать для себя праздник. Но не думайте, что вас поймут все и все за вами пойдут. Избегайте как циничных, так и высокопарных слов, ибо абстрактные лозунги типа «Все люди – братья» или «За Родину, добро и справедливость!» нам не подходят. И только так. Ни в коем случае не нужно отказываться от борьбы с дурью, невежеством и пошлостью. Но не вообще! Ввязываться в драку нужно только тогда, когда есть уверенность, что здесь, на этом узком участке фронта возможен прорыв и, закрепив победу, можно осторожно двигаться дальше. Создайте в школе клуб, кружок с небольшим количеством членов. Пусть жизнь там будет по-настоящему интересной, насыщенной, полезной… Остальные ребята непременно потянутся, и тогда уже можно говорить о детской организации с разными направлениями работы. Но не позволяйте ей расширяться бесконечно, изо всех сил сопротивляйтесь законам Паркинсона. Но если только почувствуете хоть малейшую фальшь, бюрократические нотки в голосах товарищей – немедленно покидайте организацию и начинайте всё сначала…» (Когда-то в нашей стране не было школьника, который бы не читал прекрасную повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Миллионы тиражей и десятки переизданий. Но мало кому известно, что Гайдар написал продолжение – киносценарий «Клятва Тимура». Тимур уже ходит с портфелем, а дежурный по штабу покрикивает на старушек: «Мы вам на той неделе дрова нарубили, вас много, а мы одни…» В конце Тимур топит портфель в пруду, но в жизни так бывает ой нечасто.)

Главное в пятый день – доплыть по инерции и ничего не испортить.

Самая незаметная в пятый день фигура – Старший комиссар. Никому он теперь, неприкаянный, не нужен: ни детям, ни Отрядным комиссарам. Отрядные же комиссары еще не подозревают, что впереди последняя ночь, во время которой они тоже станут не нужны. Но грустить не надо: утром все вернется сторицей.

С середины сбора дети все настойчивее и громче требуют: «Хотим общаться с другими отрядами!» И в пятый день мы им говорим: «Да, пожалуйста, сколько душе угодно».

Все творческие дела в день пятый – сплошные импровизации. Никакой предварительной подготовки в городе они не требуют. И в этом главная интрига дня; бог знает, как оно все получится и каким боком выйдет, но это уже не имеет ровно никакого значения. Даже после самого неудавшегося дела будет радостно сказано: «Ну и...»

Прочный задел первых четырех дней не позволит поколебать педагогические устои никаким импровизациям. Да и творческий неуспех всех мероприятий в этот день маловероятен. Дети уже настолько продвинуты и находятся в таком сильном состоянии куража, что ниже заданной планки ну просто уже не могут опуститься. Как говорят солдаты в фильмах про войну: «Сорок пятый – это не сорок первый».

Вовсю расцветает «любовь на прощанье». Эта «любовь» бывает всегда, во всех коллективах, которым скоро предстоит прекратить существование: у туристов, санаторных больных, солдат и даже заключенных. Но только на сборе этот вид любви самый нежный и трепетный. На тринадцатидневном сборе в городе N под Костромой мои комиссары отмечали появления любви на прощанье уже за три дня до разъезда.

Так что главное, к чему теперь должны стремится комиссары – к получению удовольствия. В конце концов, не ради ли вот таких радостей они пахали целых четверо суток, практически без сна?

Я не знаю, может и достойны уважения люди, про которых говорят: «… отдает все силы служению… отказывая себе во всем ради… без остатка…»

Давайте еще раз рубанем правду-матку и сознаемся в чудовищных вещах... Мы работаем не ради детей, не ради светлого будущего... До гуманистических идеалов человечества нам нет решительно никакого дела. Мы работаем для себя, желая поймать ощущения. Чтобы нам, красивым, было хорошо и удобно, легко и приятно, душевно и восхитительно… Ради этого мы, трудоголики, работаем на износ и не спим ночами никогда. Но, если стремясь к этой эгоистической цели, мы вдруг обнаруживаем, что кому-то другому, совершенно нечаянно, доставили много счастья, то нам нисколечко этих удовольствий не жалко. Намазывайте гуще. Сколько бы ты ни отстегивал своей радости другим – у тебя ее будет только прибавляться. Закон преумножения положительной энергии.

Вперед, коллеги, день последний!

 

 


 

 

МАЛЬЧИКИ В ГОСТЯХ У ДЕВОЧЕК

 

Приятно наслаждаться наслажденьем,

Хотя оно чревато, говорят…

Она вздохнула, вспыхнула, смутилась,

Шепнула: «Ни за что!» и. согласилась.

Байрон

 

Меня часто спрашивают, как бороться с этими окаянными влюбленными парочками, мешающими сеять разумное и все остальное? Действительно, это бедствие и проклятие всех вожатых. Помню, как во все те же давние времена, на сборе «Эврика» комиссар Саша (сильный был, матерый комиссарище) в сердцах сказал на Совете: «Ничего не могу сделать с отрядом! Четыре (!) пары влюбленных, и что бы мы ни делали – они постоянно обнимаются и что-то ищут друг у друга в волосах!..» – и горько заплакал.

Бедный Саша. Надо было не реветь, а вспомнить, что неразрешимых педагогических проблем не бывает. Если есть неприятная ситуация, которая постоянно воспроизводится, то это значит, что вы чего-то не придумали. На «Зеленом гусе» парочек не бывает. Во-первых, некогда совершить обряд ухаживания и пара-образования; во-вторых, некогда и негде уединиться; в-третьих, энергия уходит в творчество. И потом, не нужно забывать о «сильной позиции»; комиссар не может помешать большому чувству, но он в силах послать носителей этого чувства куда подальше. В армии Фридриха-великого, если замечали солдатика, томящегося от любви и жажды счастья, то безжалостно его секли, уча: «Счастье – в службе императору!» Хорошо помогало.

Однако в одной стороне лагерной жизни постоянно встречаются весьма и весьма серьезные перегибы, если не сказать – преступления. Вожатых, вступающих с детьми в тактильные контакты за пределами приличия, гораздо больше, чем общественность может себе представить. Иначе все лагеря давным-давно были бы закрыты – это одна из причин, почему я не рекомендую знакомым отправлять своих детей в непроверенные лагеря.

По моим впечатлениям, сейчас гораздо более усердствуют в растлении малолеток вожатые-девушки, нежели парни. (Это связано не с большей нравственностью парней, а с количественными перекосами в вожатском составе.) Сам наблюдал в лагере «Колосок», как одна грудастая вожатая – полная и законченная дура – не пропускала ни одного более-менее симпатичного мальчика, чтобы, походя, не утопить его голову в своих огромных буферах. И все это – среди бела дня, на глазах у Начналага и Замповоспитательнойработе. Ее коллеги старались не отставать. Как там в песне поется? «Кусочек сердца отдавать кому-то – такая, брат, у нас с тобой работа…»

А еще я как-то заехал в лагерь «Пилот», где проводилась тематическая смена, и первое, что увидел – кучку вожатых, оживленно обсуждающих какое-то ЧП. А произошло следующее. Вожатая одного из отрядов, возвращаясь под утро в свою вожатскую, заглянула в спальню и не обнаружила там одну девочку 14 лет. Она подняла на ноги Старшего вожатого, тот – педсостав, и все ринулись на поиски. Девочка очень скоро была обнаружена на одеяле (!) за туалетом (!!) в объятиях вожатого первого отряда (!!!) «Ну, и что теперь?» – спросил я. «Вечером будем решать: оставлять его работать или на первый раз простить…» Неисповедимы дела твои, Господи! Я-то грешным делом подумал, что этот парень уже давно в наручниках и дает показания прокурору…

Но подростки друг с другом, в разумных пределах, при взаимном согласии и в рамках законодательства право имеют. Периодическая и разумная реализация инстинкта при помощи хотя бы МАЛЬЧИКОВ В ГОСТЯХ У ДЕВОЧЕК или НОЧНОГО КАФЕ позволяет всё это проводить в социально-приемлемых формах.

Если в этом вопросе предоставить детей самим себе, ничего, кроме гадости не будет. Опять вспоминаю Турцию, лагерь-отель для детей состоятельных родителей. Дети как дети, только сотовые телефоны у всех не меньше чем за пятьсот долларов. В моем третьем отряде были 13-14 летние. Мальчики все мелкие, а девочки уже очень даже при всем… И вот на каком-то огоньке девочка Аня жалуется: «А вы знаете, сегодня к нам в комнату ввалились мальчишки из второго отряда и стали хамить и говорить пошлости». «Хорошо, – говорю, – завтра я решу этот вопрос раз и навсегда, мальчишки из второго отряда больше к вашей комнате близко не подойдут». «Ой, ну зачем же так?», – заволновалась юная красотка. «О, Аня! – сказал я напористо, – посмотри мне в глаза и скажи честно-честно: ты жалуешься или ты хвастаешься?» Она опустила глаза и прошептала: «Я… хвастаюсь. Пожалуйста, не говорите им, чтоб они к нам больше не приставали…»

Хотят, хотят общаться меж собой мальчики и девочки, и переключить их на другую тему чрезвычайно трудно.

А теперь о Деле. На ночном Совете комиссаров заранее распределяется: мальчики какого отряда пойдут в гости к девочкам опять же какого отряда. Во время подготовки хозяева, (девочки) и гости (мальчики) готовят подарки, букеты цветов, скромное угощение и, конечно же, зрелища в виде песен, сценок и игр. При объяснении задания комиссар должен коснуться только этических, но ни в коем случае не творческих моментов – дети уже не маленькие, прекрасно справятся с любой художественной задачей.

Хозяюшки встречают и рассаживают гостей, ставят в вазы подаренные букеты.

Затем самая красноречивая хозяйка рассказывает о каждой девочке с перечислением похвальных качеств. После представления хозяек самый красноречивый мальчик представляет гостей. При этом он много шутит и буквально заваливает хозяюшек комплиментами. Затем хозяева и гости развлекают друг друга зрелищами и играми. Кому те успеют послать друг другу сигнал глазами.

Организуя все это, почему бы нам не помнить самим и не дать забыть детям, что прекрасное слово «любовь» еще никто не отменял?

 

Все начинается с любви

Все начинается с любви...

Твердят: «Вначале было слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

 

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

 

Все начинается с любви,

С любви! Я это точно знаю.

Все, даже ненависть – родная

И вечная сестра любви.

 

Весна шепнет тебе: «Живи...»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься. И начнешься.

Все начинается с любви!

(Р.Рождественский)

 

Да, кстати. Дело МАЛЬЧИКИ В ГОСТЯХ У ДЕВОЧЕК проходит абсолютно без комиссаров. Они только вначале инструктируют деток, а потом, пока те волнительно общаются, предаются блаженному отдыху.

 

 

 

 

Девочки приветствуют гостей. Школа вожатых. Воронеж.

 


 

СУД

Подсудимый полностью оправдан, но повесить все-таки надо…

А.Курицын

Итак, весь сбор – это уже одна большая семья. Во время СУДА самые популярные и обаятельные дети сбора становятся объектами милых, дружеских шуток. В пятый день все любят всех, но дети, которым выпало великое счастье попасть в доносы, – самые любимые. И пусть они это почувствуют.

Суды, как коллективно – творческие дела существуют, по-моему, с 20-х годов того столетия (помните суд над Онегиным в книге Каверина «Два капитана»?), но вот предшествующую СУДУ, как таковому, процедуру написания доносов и аресты с некоторой робостью могу считать своей новинкой.

Правда, хочу предупредить, что читка отдельных доносов сильно разочаровывает в отдельных детях. Но тут одно из двух: либо у писавших действительно подлая, тщательно маскируемая на сборе натура; либо просто еще не развито чувство юмора. Но, в любом случае, бежать сразу к реке топиться не стоит.

Подготовка. Написание доносов

Во время отрядного времени отводится примерно полчаса, для того, чтобы каждый ребенок отряда написал на кого-нибудь донос. (А еще можно повесить «Ящик для доносов» прямо в столовой с первого дня сбора и читать по вечерам проявления подростковой подлости.) Доносить можно как на своего ближнего по отряду, так и на своего дальнего из другого отряда. Писать донос каждый ребенок должен в интимной обстановке разборчивым почерком (лучше печатными буквами) Подпись под доносом не обязательна, но всенепременнейше должен стоять номер отряда доносчика. Написанные доносы сворачиваются и опускаются в «Ящик. После написания индивидуальных доносов комиссары отходят в сторонку, а дети сочиняют один-два коллективных доноса на своих и других комиссаров. Этим доносам также находится достойное место в упомянутом «Ящике».

Потом каждый отряд должен выдвинуть из своих рядов одного Адвоката для участия в будущем процессе. Понятно, что Адвокатом должен быть самый красноречивый и остроумный ребенок отряда. Он должен четко понимать свою истинную задачу: не столько убеждать суд в невиновности подсудимого, а больше развлекать почтеннейшую публику. И никакой железной логики не требуется.

Дети – натуры увлекающиеся, и очень часто такие действа, как СТРАТЕГИЯ и СУД, начинают воспринимать всерьез. Был случай, когда одну девочку судили за шпионаж в пользу инопланетян, и мне пришлось волей Старшего комиссара прервать процедуру, так как участники процесса стали не на шутку горячиться и переходить на личности: «Ты шпионка!», «От шпиона слышу». А еще помню, как искренне, до истерики, возмущались девочки, когда судья не вынес оправдательного приговора одному симпатичному пареньку, обвинявшемуся в разбитии тридцати девичьих сердец. Комиссару-судье это припоминали еще года два после сбора. Но, все-таки это – исключения, предмет исследований господ психологов.

 

Примеры доносов

 

Уважаемый господин Прокурор!

Доношу до Вашего сведения, что ребенок третьего отряда Вася является разбойником. Так, сегодня ночью, он обманным путем проник в спальню девочек четвертого отряда и потребовал у них еды, угрожая им не уйти до утра. Получив желаемую булку, упомянутый Вася слопал ее, но не удовлетворился, и потому стал развлекать всех разговорами, вызывая нездоровый хохот и нежелание спать. Прошу осудить этого бандита, а то я сегодня ночью сам отправлюсь к девочкам.

Имя свое подписывать считаю лишним.

 

Г-н Прокурор!

Ленка из второго отряда ведет себя так, будто она красивше всех. Если суд с ней не разберется, то я с ней разберусь сама.

Клеопатра.

 

Уважаемый господин Прокурор!

Спешу донести, что вчера Рома из первого отряда, находясь в лесу, распил с собакой спиртной напиток (кефир), и по предварительному сговору с ней совершил бандитское нападение на зайчика, который вышел погулять. Гражданин Рома сделал это с помощью неустановленного предмета (ружья) Нанеся зайчику три огнестрельных ранения, (а может и четыре), он попытался найти его с целью надругаться за обедом. Но не сумел. И поэтому, надругавшись матом над собакой, скрылся с места преступления. А бедного зайчика подобрали пионеры, занимавшиеся в лесу юным натурализмом.

Активист общества борьбы с обществом по борьбе с зайцами.

 

Дарагой госпадин Пракурор!

Даношу до Вашева свединья, што Света из васьмого атряда постояна строит гласки маему другу Коле. Это выводит ево из душевново равнавесия и мешает отдаватца делу сбора са всем пылом. К таму же он двоешник. Прашу в судебном парятке принудить вышеупомянутаю Свету прикратить иё преступную детельность. В канце канцов, гласки строить можно и болие умным пацанам, например, мне.

С уважением.

 

Молчать не буду! Граждане! Наш прокурор взя-ятки бере-е-ет!!!

Попробуй поймай.

 

После этих актов доносотворчества проводятся другие мероприятия сбора, пока доносы читаются и редактируются.

 

Проведение

Незадолго до начала СУДА в каждый отряд является судебный Пристав и громогласно спрашивает: «Кто из вас будет гражданин Рома?.. Гражданин Рома, Вы арестованы по обвинению в убийстве зайчика. Прошу следовать за мной!». Удивлению мальчика Ромы, как правило, не бывает предела. Кто донес? В чем обвиняют?

Все арестованные доставляются в следственный изолятор, где их ждут Адвокаты. Там им, наконец, вручается текст доноса, повергая в шок чудовищностью обвинений. Ознакомившись с доносом, Обвиняемый выбирает себе Адвоката, с которым обговаривает тактику поведения на процессе. В Адвокаты, боже упаси, нельзя выбирать членов своего отряда.

А в это время у зала суда снуют назойливые репортеры, стоят полицейские. Готова скамья для подсудимых и пр. Арестованные проходят сквозь полицейское оцепление, на которое наседает бушующая толпа. Одна половина скандирует: «Все сядут!», вторая: «Свободу невиновным!» Зрители занимают свои места. Судебный Пристав объявляет: «Встать, суд идет!» Судья и Прокурор – комиссары, все остальные – дети.

 

Порядок процедуры

а) прокурор зачитывает донос;

б) обвиняемый и его адвокат занимают свои места;

в) вопросы судьи к подсудимому;

г) вопросы прокурора;

д) вопросы адвоката;

е) вызов свидетелей и их допрос;

ж) речь прокурора;

з) речь адвоката;

и) последнее слово подсудимого;

к) судья: «Суд удаляется на совещание… (задумывается на несколько секунд, глядя в потолок) Суд посовещался… Гражданин Вася, вы признаны виновным в разбойном нападении на спальню девочек и завладением булки сдобной. В целях пресечения подобного вы приговариваетесь к публичному исполнению арии Кармен с булкой во рту. Приговор привести в исполнение немедленно»;

л) исполнение приговора.

 

Приговоры у нас, как известно, выносятся еще до суда. Поэтому при разработке приговора, следует стремиться к разнообразию и шоу. Один раз подсудимого или свидетеля следует подвергнуть пытке. Путем исполнения ему песни безголосым ребенком.

Еще раз повторюсь. Ни прокурорам, ни адвокатам, ни судьям не нужно сильно докапываться до истины и соблюдать логические связи. СУД, повторяю, – это шоу. И чем эмоциональнее и нелогичнее будут вести себя противоборствующие стороны, тем художественнее пройдет дело. Ошибка, которую могут совершать комиссары: они иногда увлекаются, звездятся сами, не давая детям слова сказать, сводя их роли к положению статистов. Это недопустимо. Практически все реплики Судей, Адвокатов и Прокуроров должны носить характер вопросов, тогда в центре внимания будут дети, а не комиссары.

 

Это дело иногда проходит очень весело, а иногда – не очень. Импровизация – она на то и импровизация, чтобы быть непредсказуемой. Но в этой непредсказуемости и есть его великая прелесть.

 

 


Суд. «Преступник» на скамье. Сбор «Белый гусь»

 

В конечном итоге, СУД – это просто капустник на местные темы. Я уже обращал ваше внимание, что на протяжении всего сбора мы учим детей: брать объекты для творческого осмысления из окружающей действительности, а не паразитировать на бесконечных пародиях на телепередачи. В голову это детям никогда не приходит, первое, что им приходит в голову – телепередачи. Но не то печально, что это не приходит в голову детям; печально, что это не приходит в голову вожатым.

Бывают приятные исключения. В одном лагере под Питером я присутствовал на Вечернем деле под названием «Конкурс журналистов». Несколько команд соревновались в делании репортажей, выпусках новостей, зачитывали «острые» статьи. В зале все время звучали смех и аплодисменты, а я буквально повизгивал от счастья, так как все вожатско-детское творчество было только на свои родные, лагерные темы: «Директор лагеря Наталья Петровна, заявила, что собирается внести в Госдуму законопроект о сокращении лагерных смен до одного дня, так как вожатые устают, а дети скучают по дому». Ну, разве не прелесть? Мой радостный привет ребятам питерского педотряда, увы, забыл его название.

СУД – это про свое, родное, смех здесь громче, заразительнее и здоровее!

 

 

Но и это Дело уже подошло к концу. Пора поприсутствовать на ИТОГОВОМ СОБРАНИИ.

 

 


 

 

ИТОГОВЫЕ СОБРАНИЯ

 

Об изыскании внутренних резервов нам доложит начальник транспортного цеха.

М.Жванецкий

 

Вообще-то лично мне всегда было интересно: какое дело на сборе больше всего детям понравилось, а какое не покатило никак? ИТОГОВЫЕ СОБРАНИЯ – не столько для детей и комиссаров, сколько для методистов.

Поэтому во время ИТОГОВЫХ СОБРАНИЙ в отрядах каждому ребенку вручается листок с отпечатанным на нем списком всех дел, которые уже проведены на сборе. Далее ему предлагается взять ручку и вычеркнуть ровно из этого списка половину наименее понравившихся.

Статистикой можно заняться после сбора. Однако не следует думать, что среди вычеркнутых дел будут никуда не годные. Любое, даже, может быть, не самое веселое и эмоциональное дело, льет воду на нашу педагогическую мельницу, все пригодится в нашем воспитательном хозяйстве.

Ну, а что касается самого ИТОГОВОГО СОБРАНИЯ, то здесь от отряда выбирается один выступающий для общелагерного собрания. Выступающий должен в своей речи донести обобщенное мнение отряда по все тем же вопросам:

а) что было на сборе хорошо?

б) что было очень хорошо?

в) что было на сборе хорошо, но не очень?

г) что совсем не хорошо?

д) что за ерунду вы нам подсунули в виде?..

е) пусть комиссары при подготовке следующего сбора учтут, что…

ж) а в целом, нам здесь было…

Обычно на таких собраниях выступающие попросту «звездятся», надувая щеки. И если из критической части их выступлений можно извлечь много полезной информации, то конструктивная, как правило, хромает и состоит, в основном, из глупостей. Иногда просто уши вянут, и хочется разочароваться в человечестве, послушав, что предлагают дети после того, как вы с ними пять дней провозились. Будьте готовы выслушать много вздора и богомерзкой ереси. Они будут говорить про свободное время и дискотеки, про то, что мало общались с другими отрядами и постоянно съезжать на бытовые проблемы. Самые страшные дети – это те, которые уже бывали на каких-нибудь сборах. Первая любовь – она самая сильная, поэтому «ветераны» будут говорить: «А вот у нас на «Звездном…». Хотя бывает и другое:

Юля, Воронеж

«Я съездила на «Данко», мне там стукнуло 15 лет, и я была, конечно, в безумном восторге. Я точно знала, что это лучший сбор в мире, а комиссары самые клевые… В первые часы на «Гусе» я скептически хмыкала и говорила: «А вот на «Данко…» Но через три дня совсем другие истины открылись мне и тот примитивный сборик, который меня так пленил, теперь вспоминается с юмором…»

В конце концов, они еще подростки, а, следовательно, прекрасно знают как «не надо». С синтезом идей дело у них обстоит гораздо туже. Но ведь это и не их забота, а нашего брата – разработчика и методиста.

Однажды на таком СОБРАНИИ я обратился к участникам: «У меня к вам один вопрос. Сегодня в одном из домиков нашей турбазы я увидел на стене сделанную маркером надпись, оставшуюся с лета. Она гласила: «Здесь в июле 20… года классно отдыхали клёвые девчонки Юля, Даша и Настя. Наш домик всегда был открыт для друзей и тусовки». Вот я и думаю. Если бы мы привезли вас сюда на пять дней и предоставили обычный молодежный набор: т.е. вы бы с утра до ночи сидели по домикам и потягивали пиво, играл бы магнитофон, тренькала гитара и танцы до упаду – вы наверняка остались бы очень довольны и уехали бы отсюда с чувством глубокого удовлетворения без всех этих напрягов с творческими делами. Так стоит ли заморачиваться со сбором, расписывать дни по минутам, если вы и без всего этого были бы очень довольны?» Они сказали: «Да, это так. Но теперь, если бы нам предложили выбрать между просто отдохнуть-потусоваться и лагерным сбором – мы ни за что бы не выбрали первое. Вы посадили нас «на иглу» и нам теперь невозможно представить все по-другому…»

И все-таки согласимся: собрать подростков в лагерь, включить музычку и предоставить их самим себе – несоизмеримо легче. А ведь есть «сборы актива», где тусовочные вопросы по принципу: «как бы нам детей не обидеть и не дать им перетрудиться» решаются замечательно:

Владимир. Пермь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.156 с.)