Тема 6: искусство модерна и постмодерна и его философское осмысление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6: искусство модерна и постмодерна и его философское осмысление



Цель занятия: выяснить сущность и особенности модернистского искусства, сущность и особенности постмодернистского искусства, особенности развития искусства в условиях тоталитарного общества, особенности развития искусства в условиях информационного пространства и глобализации.

Основные понятия: модернизм, авангардизм, импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, сюрреализм, демократия, тоталитаризм, постмодернизм, плюрализм, фрагментарность, поливариантность толкования, релятивизм, ирония, скептицизм, агностицизм, эпатажность, перформативность, деконструкция.

Время: 1,5 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Модернизм как культурный феномен: понятие и особенности, основные направления.

2. Постмодернизм как культурный феномен: понятие и особенности.

3. Постмодернистское искусство: главные черты и современные тенденции развития, философско-мировоззренческое значение.

4. Основные тенденции развития искусства в XXI веке: философский анализ.

Темы докладов (рефератов):

1. Искусство в условиях глобализации.

2. Основные принципы и особенности постмодернистского искусства.

3. Информационные технологии и современное искусство.

4. Сравнительный анализ модернистского и постмодернистского искусства.

Ход проведения:

Первый вопрос следует начинать с определения самого понятия «модернизм» (от лат. Modo – недавно, только что, от фр. Мodernism – современный) в искусстве, которое обозначает совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX - середины ХХ в.

Исторически модернизм сложился под знаком протеста против привилегий и принципов искусства предыдущих эпох, против красоты форм и реальности отражения. Модернизм – это различные направления в искусстве, которые отрицают ценность «старого», особенно ценят «оригинальность» и другие.

Необходимо подробно остановиться на модернизме как художественном стиле, возникшем в индустриальном обществе. Выяснить такие особенности модернистского (авангардистского) искусства, как: - представление идей, а не вещей; - уход от предметности; - поиск новизны; - свобода и спонтанность; - интуитивность; - ведущая роль цвета и линии в конструировании художественного пространства; - автономия искусства; - большая разница между «высоким» и «массовым» искусством.

Второй вопрос посвящен рассмотрению главных направлений модернистского искусства и их философскому осмыслению.

Философское осмысление искусства модерна предполагает рассмотрение этого искусства в более широком социально-историческом контексте, как результат попыток изображать не действительность, а отношение к ней, переживание чего-либо, внутреннее состояние человека. Это отразилось в основных направлениях искусства модернизма.

Прежде всего, речь идет о следующих.

Импрессионизм (от фр. Impression- впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - нач. ХХ столетия, представители которого стремились передать жизнь в его повседневности и непосредственности, и использовали специальную технику и условия (пленэр, пуантилизм и т.д.). Его представители – Клод Моне, КамильПиссаро, Сислей, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Жорж Сёра и др.

Постимпрессионизм – направление искусства, возникший в 80-е годы XIX в., Представители которого стремились отразить материальность мира, долговременные состояния и тому подобное. Его представители - Винсент ВанГог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек и др.

Фовизм (от. Фр. Fauve- дикий) – направление во французской живописи к XIX - нач. ХХ в. Особенностью данного искусства стали «дикая» выразительность цветов, экзальтация, обобщение пространства, объема и всего рисунка, упрощение форм тощо.Представникы - АнриМатис, Андре Дерен, Альберт Марке, Шарль Камуан, Морис Марино, Руо, Жорж Брак и др.

Экспрессионизм (от лат. Expressio - выражение) – направление в европейском искусстве первых десятилетий ХХ в. Художники этого направления воспринимали действительность субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх и тому подобное. Прежде всего – это автономность и субъективность творческого акта, стремление художника выразить себя. Представители – Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и др. Среди писателей - Франц Кафка, Пауль Адлер, ЛеоПеруц и др.

Сюрреализм (от фр. Surrealism-надреализм) – направление в искусстве начала 1920-х годов во Франции. Отмечается нереальным комбинированием реальных вещей, использованием иллюзий, парадоксальных сочетаний форм и тому подобное. Представители – Сальвадор Дали, Макс Эрнст, ГенеМагритт и др.

Кубизм (от фр. Cubisme) – направление живописи нач. ХХ в., Который характеризовался использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «расчленить» реальные объекты на стереогеометрични схематические элементы. Представители - ПаблоПикассо, Жорж Брак, Хуан Грис и др.

Абстакционизм (от лат. Abstractio - удаление, отвлечение) – направление искусства, которое отказалось от изображения более или менее реальных объектов и главное внимание обращало на красоту цвета, линии, ассоциативные связи и тому подобное. Направлениями абстракционизма является орфизм, супрематизм, ташизм, абстрактный экспрессионизм и др. Представители – Василий Кандинский, Казимир Малевич и др.

Примитивизм – стиль живописи XIX в., Который использует целенаправленное упрощения изображения, по примеру творчества ребенка или первобытного человека. Представители – Анри Руссо, частично МаркШагал, Нико Пиросмани и др.

Также можно рассмотреть футуризм и дадаизм.

Рассмотрение второго вопроса следует начать с определения самого понятия постмодернизма. Понятие «постмодернизм» (фр. Post – после) обозначает общее направление развития культуры и искусства с 2 пол. ХХ в.

Постмодернизм – это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляющееся в экономике и политике. Культура постмодернизма формируется в условиях информационного общества с конца 1960-х годов, когда модернизм полностью исчерпывает себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических), разрушения традиционной образности и создания абсолютно новых философии и искусства. В постмодернизме произошла переоценка модернизма с позиций восприятия человеком мира после Второй мировой войны как хаоса, чего нестабильного, неординарному, мира как сферы потребления, связанной с постиндустриальным обществом.

В это время и начинается процесс осмысления всех этих явлений в философии, получившей название «философия постмодернизма», т.к. и сама она обладает теми же признаками, которые пытается осмыслить. Впервые термин «постмодернизм» был употреблен Жаном-Франсуа Лиотаром в 1979 году в значении «дух времени» – сегодняшний тип философствования, сознательно дистанцирующийся от классической и неклассической (модернистской) философии. Это постнеклассическая философия. Теоретиками постмодернизма являются Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр, Дж.Ваттимо, В.Вельш, Ф.Гваттари, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, П.Клоссовски, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, У.Эко и др.

Философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и т.д., фиксируя невозможность конструирования в современной ситуации метафизики как таковой и рефлексивно осмысливая современный стиль мышления как «постметафизический». Подвергая резкой критике идею бинарных оппозиций, постмодернизм мыслит себя вне дихотомических противопоставлений субъекта и объекта, мужского и женского, внутреннего и внешнего, центра и периферии. «Постмодерн...понимается как состояние радикальной плюральности, а постмодернизм – как его концепция» (В.Вельш).

Поскольку постмодернизм окончательно преодолевает поиски новых смыслов в истории, культуре, познании, то он терпимо относится к любым культурам, к любым смыслам, к любым истинам, к любым формам, т.к. все «старое» преодолевается, но не отвергается вообще. Оно используется постмодернизмом в виде цитат и случайных фрагментов. Постулируется «множественность порядков» без всякой иерархии и связи. Любая теория, парадигма, идея, интерпретация возможна и допустима, но познавательная ценность каждой из них в равной степени относительна. По сути, провозглашаются плюрализм и релятивизм.

Философия постмодернизма базируется на выводах структурализма и постструктурализма (Р.Барт, Ф.де Соссюр, М.Фуко и др.), согласно которым язык обладает определенной субстанциальностью, т.е. не просто пассивно отражает некоторую внеязыковую реальность, а живет своей собственной жизнью, является причиной самого себя, говорит о самом себе и обладает такими свойствами: а) активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир – таким образом, смысл не предшествует языку, а наоборот непрерывно производится языком; б) власть языка над культурой и субъектом; в) функционирование языка происходит бессознательно; г) язык абсолютно свободен, лишен жесткой структуры; д) источником смысла является не Автор, а Читатель (интерпретатор); е) порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра); ж) язык (текст) всегда принципиально открыт, не завершен.

По выражению Джеймисона, культура постмодерна – еще «более человеческая», чем прежняя, т.к. становится абсолютно искусственным явлением, порывает с природой, с реальностью, с объективными смыслами, с Богом и становится текстом, сознается именно как язык. С этой общей установкой философии постмодернизма связаны все остальные ее идеи и понятия.

Таким образом, постмодернизм является феноменом культуры постиндустриализма и отражает ее основные тенденции. Постмодернизм отказывается от идеи центрального размещения человека в мире, стремится отразить кризисные явления жизни и их переживания, реконструкции и фрагментарности мира, игры как формы жизни современного человека и т.д. Главные черты постмодернизма: плюральность, объективирующаяся в широком веере разнообразных проектов., неопределенность, фрагментарность, поливариантность толкования, релятивизм, ирония, скептицизм, агностицизм, эпатажность, смешение «высокой» и «низкой» культур, перформативность, радикальная деконструкция всего.

Эти свойства определяют сущность постмодернистских феноменов, в том числе и искусства. При всех небесспорных качествах постмодернистского искусства важнейшей ценностью его является ничем не ограниченная свобода самовыражения художника. Постмодернистском искусству свойственны маргинальность, эклектика, ирония, синкретизм, игра и тому подобное. Наиболее ярким выражением постмодернистского искусства является перфоманс (от англ. Performance – исполнение, выступление, представление) – форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определенном месте и времени (4 базовые элементы: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя). Представители – Ив Кляйн, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеер и др.

Четвертый, заключительный и важнейший вопрос темы посвящен анализу основных тенденций и особенностей развития искусства XXI века. Актуальность обращения к проблеме характеристики искусства в XXI в. связана с процессом глобализации, охватившей не только все сферы культуры, но и ставшей ключевым признаком современной эпохи. Постоянная трансформация ценностей и переосмысление фундаментальных понятий проникли даже в те области, в которых незыблемо царило субъективное творчество духа. Человек XXI в. стремится уйти от разлада с самим собой и окружающим миром, боли и горя, дискомфорта в зону физического и морального благополучия, комфорта, что стало следствием формирования нового типа потребителя, экономики комфорта и впечатлений, соответствующей художественной культуры – эти жизненные реалии нашли отображение в искусстве, освобожденном от строгих правил прошлого, с необъяснимым желанием разорвать все принятые нормы, стремясь создать новые, до этого неизвестные никому практики, с иными способами раскрытия своих сюжетов.

Современный этап в истории культуры, который принято называть эпохой постмодерна, сопровождается прежде всего разрушением идеи автора и произведения, а отсюда и кардинальными изменениями в сфере искусства. В новой плюралистичной культурно-коммуникативной ситуации большую роль играют средства массовой коммуникации, которые обогащаются все более разнообразными и совершенными возможностями передачи информации. Научно-технический прогресс (НТП) привел к современной техногенной цивилизации, что повлияло на художественную культуру, все виды традиционного искусства и вызвало появление новейших разновидностей арт-практик. Вследствие того возникли принципиально новые виды искусства, которые оказали влияние на формирование сознания новейшего типа – изменился язык традиционных (литература, живопись, музыка, театр, балет) и технических (фотография, кинематограф и другие экранные искусства, мультимедиа) искусств, возникли актуальные технизированные арт-практики (перформансы, акции, инсталляции), а также новейшие сетевые арт-феномены.

В классической традиции особенность творческого процесса выражалась в нерасчлененности его субъективно-объективной обусловленности, а само искусство способно было удовлетворять художественную потребность лишь тогда, когда выступало в качестве цели. Постмодернизм же не располагает собственным материалом, лишен собственной субстанции и может предъявлять только то, что есть или что было в наличии, определенным образом используя и трансформируя его.

Постоянная смена творческих задач, ценностных критериев, условий жизни, привела к изменению понятий профессионализма в творческой деятельности, когда понятие «дилетантизм» утратило свое негативное значение, а опознавательной характеристикой в искусстве становится торжество некомпетентности. Характерной чертой общества комфорта и потребления является приоритет материального над духовным, вследствие чего происходит трансформация и подмена удобными псевдоценностями. Следовательно, само потребление наделяется аксиологическим аспектом. Вследствие этого, Э. Фромм, например, выделяет специфику эстетики общества потребления как искусство, обслуживающее сферу потребления и ставшее предметом потребления. Ж. Бодрийяр выделяет основные черты «общества потребления» XX в. и акцентирует внимание на влиянии процессов потребления на формирование интеллектуального и морального состояния граждан. Функция искусства понимается как игра на двусмысленности знака в предметах и превращении их статуса в полезный товар, в игру окружения. Таким образом, происходит вульгаризация искусства и культуры. Как известно, в течение веков искусство выступало как уникальный объект, который требовал особого восприятия, но на данном этапе развития общества искусство, основанное на редкости продукта, прекратило свое существование. В XXI в. место одинокого владельца и просвещенного любителя заняла масса, заинтересованная в восприятии произведений искусства, размноженных и сделанных в нескольких экземплярах. Примером одного из главных видов современных вещей является китч. Распространение китча характеризуется умножением количества вещей для массовой культуры.

Ярким выражением общества потребления является массовое искусство, характеризующееся простотой восприятия и понимания, выраженной развлекательной функцией. Массовое искусство одновременно удовлетворяет, культивирует, но и снижает запросы публики. В результате этого сфера искусства превращается в индустрию по производству массового, одинакового товара, вследствие чего редкий товар становится дорогим и малодоступным. Постепенно, с развитием массовых форм искусства, таких как фотография или кино, произведение оставляет за собой лишь утилитарное значение. Если раньше искусство требовало от зрителя концентрации внимания, глубины восприятия, то новое (массовое) искусство этого не требует: оно развлекает, рассеивает внимание и может служить мощным инструментом мобилизации и пропаганды.

В эстетике общества потребления вырабатываются «симулякры» как псевдокатегории (солидное, гламурное, привлекательное т.п.), все предметы, а значит, и человек, лишены всякого эстетического содержания, всякого незаинтересованного (бескорыстного) удовольствия. Искусство XXI в. становится предметом потребления или обслуживает сферу потребления, имея при этом денежный эквивалент, и все достоинства произведения искусства определяются его рыночной стоимостью и формированием символической системы ценностей (бренд или марка). Данный факт и заложил основу формирования художественного рынка как одного из признаков постиндустриального общества. В силу этого, в целом искусство XXI в. превращается в товар, связанный с тиражированием и стандартизацией, а основной целью его выступает культивация новых ценностей и ориентированность на большое количество людей, что позволяет извлекать высокие доходы. Автор произведения находится в определенных рамках и вынужден работать как на себя, так и на массового потребителя. Характерная особенность общества комфорта – в приоритете материального над духовным – выражена в удовлетворении изощренных как реальных, так и мнимых интересов и потребностей человеческого существования. Следовательно, искусство направлено на производство симулякров. Менеджмент потеснил творчество, и произвел на свет новое понятие – «креатив», фиксирующее «поточный» и «производственный» характер художественной деятельности. Искусство все более явно представляется сферой общедоступной и прикладной, обслуживающей какие-либо иные, порой не согласующиеся с его природой виды деятельности. Однако, в то же время со всей полнотой очевидности продолжают существовать и традиционные формы искусства, актуальным для современной культуры является опыт прошлых эпох.

Необходимое оборудование и материалы:

Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций.

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 231 с.

2. Хренов, Н. А. Искусство в исторической динамике культуры [Электронный ресурс] / Н. А. Хренов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2015. — 752 c. — 978-5-906709-34-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43928.html

Дополнительная литература

1. Бычков, В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 840 c. — 5-89826-325-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.html

Заочная форма обучения

План семинарского занятия №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.016 с.)