Тема 1: философия культуры как направление философского осмысления мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: философия культуры как направление философского осмысления мира



Цель занятия: выяснение предмета и специфики философии культуры как направления философского осмысления мира.

Основные понятия: философия, мировоззрение, культура, философия культуры.

Время: 1,5 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика философского осмысления мира.

2.Понятие мировоззрения, его структура и виды.

3.Философия как мировоззрение и вид знания.

4. Философия культуры как направление философии.

5. Современные проблемы философии культуры.

Темы докладов (рефератов):

1. Культура как объект философского осмысления.

2. Объект и предмет философии культуры.

3. Возникновение и развитие понятия философии культуры.

4. Философия культуры в системе наук о культуре.

Ход проведения:

Для выяснения первого вопроса необходимо выяснить предмет философии как науки и типа мировоззрения, определить главные векторы философского осмысления мира (в частности, определенные Кантом), особенности философского знания. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, критически-оценивающая, познавательная, культурно-воспитательная. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, герменевтика, феноменология. Эти же методы и функции философии в целом свойственны и философии культуры, что следует учесть при ее изучении. Поэтому при ответе на 1-й вопрос, следует дать их сущностную характеристику. Таким образом, специфика философии как особого вида знания состоит в том, что ее законы и понятия отвечают критериям – объективности и рациональности и проверяемы на практике. В отличие от науки, в философии большую роль играет желаемое, т.е. не только то, что существует, но и то, что должно быть в соответствии с ценностными представлениями человека и сущностью чего-либо.

При подготовке ответа на второй вопрос следует исходить из того, что смысл мировоззрения - это целостная система наиболее общих взглядов человека на мир и свое место в нем, совокупность ценностных ориентаций, верований, идеалов, убеждений и т.д., определяющих человеческую жизни деятельность.

Структура мировоззрения: познавательная подструктура (знания); ценностно-ориентационная (ценности, идеалы, убеждения, ориентации); эмоционально-волевая (эмоции, воля); духовно-практическая подсистема (оценки, нормы, принципы). Структура мировоззрения: мировосприятие; миропонимание; миропредставление.

Исходя из этого, в третьем вопросе следует рассмотреть роль философии как мировоззрения в жизни деятельности общества и личности. Владение философским мышлением позволяет понять глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в многомерном потоке сложных и противоречивых событий, давать им соответствующую оценку. Философия третья в историческом процессе, после методологии и религии, является духовным рационально-теоретическим освоением действительности. Ее предназначение-нужность человека самостоятельно, свободно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, видеть необходимые действия в отношении всего человечества. Философия учит человека «быть человеком», понимая его как духовное существо, возвышающееся над остальным миром, ответственное за него. Именно философия вырабатывает и обосновывает те принципы и идеалы, которые ориентируют человека в мире, а также осмысливает действительность, исходя из понимания не только сущности чего-либо. Мировоззрение, в том числе философия, исторически и культурно детерминировано. Выделяют 3 исторических формы мировоззрения: мифология (художественно-образное видение мира, исходящее из знаний, представлений, опыта); религия (формируется на основе веры в сверхъестественное, а также разделение мира на естественный и сверхъестественный); философия (теоретическое, рациональное отношение к миру, обобщение данных других наук). Философия отличается тем, что содержит наиболее общие, базовые, рационально обоснованные понятия о мире, касающиеся самого общества, самого существенного и вечного.

В четвертом вопросе необходимо определить предмет философии культуры и ее место в структуре общефилософского знания. При этом следует исходить из того, что философия культуры, в отличие от культурологии, исследует не конкретно-исторические формы и явления культуры, а общие закономерности ее развития как социального феномена, роль в формировании личности и общественной жизни. Анализ культуры как философской проблемы посвящен следует осуществлять, сходя из того, что существует множество подходов к изучению культуры (социологический, семиотический, антропологический и т.д.), среди них необходимо выделить философский и выяснить специфику его осмысления культуры. Она состоит прежде всего в выделении закономерностей, общезначимых черт и характеристик, составляющих основание культуры или причины ее развития. Это предполагает проникновение в сущность культуры как содержания или способа бытия личности и общества.

Что касается пятого вопроса, при ответе на него следует учитывать характер современной цивилизации, глобальные проблемы человечества, состояние культуры в современном обществе и возможности философского осмысления соответствующих проблем.

Необходимое оборудование и материалы:

Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций.

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Межуев, В. М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 c. — 5-89826-247-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.html

2. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html

Дополнительная литература

1. Белов, В. Н. Введение в философию культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Н. Белов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2008. — 240 c. — 978-5-8291-1036-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36291.html

7. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры: учебное пособие / М. П. Меняева. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. — 188 c. — ISBN 978-5-94839-303-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56519.html

План семинарского занятия №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.005 с.)