Тема 4: философия искусства как направление философской мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4: философия искусства как направление философской мысли



Цель занятия: выяснить предмет и проблемное поле философии искусства, ее познавательные задачи и возможности.

Основные понятия: философия искусства, идея искусства, традиционная философия искусства, современная философия искусства, искусство.

Время: 1,5 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и основные проблемы философии искусства.

2. Традиционная и современная философия искусства.

3. Философия искусства как направление философских исследований.

Темы докладов (рефератов):

1. И Тэн и позитивистский поход к искусству.

2. «Концепция творчества» Б.Кроче.

3. «Художественный плюрализм» Г.Рида.

4. «Философия красоты» Дж. Сантаяни.

5. «Визуальное мышление» Р.Арнхейма.

6. «Семиотика искусства» Я. Мукаржовского.

7. «Искусство и экзистенция» Ж.П.Сартра.

8. «Эстетика бунта» А.Камю.

9. «Искусство и трансценденция» К.Ясперса.

10. «Аффирмативное искусство» Г.Маркузе.

11. «Художественный волюнтаризм» Ф.Ницше.

12. «Философия символических форм» Э.Кассирера.

13. «Дегуманизация искусства» Х.Ортега-и-Гассета.

14. «Художественный метексис» А.Адорно.

15. Особенности и задачи художественной критики.

Ход проведения:

При ответе на первый вопрос о предмете и особенностях философии искусства необходимо определить ее объект, предмет, методы и специфику. Также желательно в общих чертах рассмотреть ее историческое развитие. Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства как социокультурного феномена, отношения культура – искусство, общество – искусство, личность – искусство. Это философский анализ искусства, который призван выявить и проанализировать всеобщие свойства искусства, закономерности ее развития и функционирования в жизнедеятельности человека.

Философия искусства своим объектом имеет сферу человеческих чувств, предметом – эстетические измерения человеческого бытия, исследования искусства как социокультурного феномена. Главными проблемами философии искусства являются: - выделение искусства как специфического способа образного представления; - выявление смысла искусства; - выявление и анализ категорий, которые находятся в основе искусства (эстетическое восприятие, переживания, прекрасное, безобразное и т.д.); - выявление закономерностей и тенденций развития искусства, выделение его этапов; - изучение внешних и внутренних факторов, которые определяют характер и динамику развития искусства, его преемственности и прогресса; - анализ особенностей современного искусства, его влияния на жизнедеятельность современного человека.

Что касается второго вопроса, порсвященного рассмотрению традиционной и современной философии искусства, необходимо исходить из того, что история философии искусства четко подразделяется на два этапа: традиционный, начиная с античности до середины XIX века, с которого начинается современный этап включает различные школы и направления, такие как марксистская, неомарксистская, позитивистская, феноменологическая, экзистенциалистская, прагматическая, неотомистская и др. концепции. Именно эти концепции нужно кратко рассмотреть в данном вопросе.

В третьем вопросе следует акцентировать внимание на том, что философия искусства, как и другие направления философских исследований, имеет те же особенности, которые необходимо рассмотреть (формирование идеи искусства, анализ его смыслов, рассмотрение мировоззренческого значения искусства, оценка призведений искусства и выделение принципов этой оценки и т.п.). При этом следует исходить из наиболее общего понимания искусства.

Самое общее определение искусства – это понимание его как чувственно-образной сферы культуры, системы чувственно-образных форм воспроизведения действительности, освоения и осмысления мира человеком (2-е значение – мастерство), это творческая деятельность, направленная на создание особого рода явлений – художественных произведений, воздействующих на чувственную сферу человеческой психики, и вызывающих определенные эмоции. Искусство – это искусственный мир, созданный человеком. Искусство начинается тогда, когда человек выражает свое миропонимание и мироощущение в специально созданных чувственных образах и опредмечивает их в соответствующих произведениях. Но как определить искусство с философской точки зрения? В свое время Спиноза утверждал, что всякое определение есть отрицание – т.е. отделение чего-либо от другого, как иного, отличного, выделение его особых черт. Через схожесть определения невозможно. Философский концепт искусства и заключается в выяснении отличимых существенных черт искусства, а также тех потребностей личности и обществ, которые обуславливают именно искусство, а не что-либо иное. Почему искусство это «не» наука, не религия, не мораль и т.п.

3 основные сферы: 1) изучение сущности искусства и его места в духовной жизни; 2) анализ видов искусства и методов художественного отражения действительности; 3) изучение взаимоотношений искусства с иными сферами жизни общества и личности: этикой, религией, мировоззрением, политикой, экономикой и т.п.

Необходимое оборудование и материалы:

Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций.

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 212 с.

2. Хренов, Н. А. Искусство в исторической динамике культуры [Электронный ресурс] / Н. А. Хренов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2015. — 752 c. — 978-5-906709-34-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43928.html

Дополнительная литература

1. Бычков, В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 840 c. — 5-89826-325-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.html

2. Верещагина, А. Г. Критики и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Г. Верещагина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 744 c. — 5-89826-213-Х. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7162.html

План семинарского занятия №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.006 с.)