Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4: философия искусства как направление философской мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: выяснить предмет и проблемное поле философии искусства, ее познавательные задачи и возможности. Основные понятия: философия искусства, идея искусства, традиционная философия искусства, современная философия искусства, искусство. Время: 1,5 часа Вопросы для обсуждения: 1. Предмет и основные проблемы философии искусства. 2. Традиционная и современная философия искусства. 3. Философия искусства как направление философских исследований. Темы докладов (рефератов): 1. И Тэн и позитивистский поход к искусству. 2. «Концепция творчества» Б.Кроче. 3. «Художественный плюрализм» Г.Рида. 4. «Философия красоты» Дж. Сантаяни. 5. «Визуальное мышление» Р.Арнхейма. 6. «Семиотика искусства» Я. Мукаржовского. 7. «Искусство и экзистенция» Ж.П.Сартра. 8. «Эстетика бунта» А.Камю. 9. «Искусство и трансценденция» К.Ясперса. 10. «Аффирмативное искусство» Г.Маркузе. 11. «Художественный волюнтаризм» Ф.Ницше. 12. «Философия символических форм» Э.Кассирера. 13. «Дегуманизация искусства» Х.Ортега-и-Гассета. 14. «Художественный метексис» А.Адорно. 15. Особенности и задачи художественной критики. Ход проведения: При ответе на первый вопрос о предмете и особенностях философии искусства необходимо определить ее объект, предмет, методы и специфику. Также желательно в общих чертах рассмотреть ее историческое развитие. Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства как социокультурного феномена, отношения культура – искусство, общество – искусство, личность – искусство. Это философский анализ искусства, который призван выявить и проанализировать всеобщие свойства искусства, закономерности ее развития и функционирования в жизнедеятельности человека. Философия искусства своим объектом имеет сферу человеческих чувств, предметом – эстетические измерения человеческого бытия, исследования искусства как социокультурного феномена. Главными проблемами философии искусства являются: - выделение искусства как специфического способа образного представления; - выявление смысла искусства; - выявление и анализ категорий, которые находятся в основе искусства (эстетическое восприятие, переживания, прекрасное, безобразное и т.д.); - выявление закономерностей и тенденций развития искусства, выделение его этапов; - изучение внешних и внутренних факторов, которые определяют характер и динамику развития искусства, его преемственности и прогресса; - анализ особенностей современного искусства, его влияния на жизнедеятельность современного человека. Что касается второго вопроса, порсвященного рассмотрению традиционной и современной философии искусства, необходимо исходить из того, что история философии искусства четко подразделяется на два этапа: традиционный, начиная с античности до середины XIX века, с которого начинается современный этап включает различные школы и направления, такие как марксистская, неомарксистская, позитивистская, феноменологическая, экзистенциалистская, прагматическая, неотомистская и др. концепции. Именно эти концепции нужно кратко рассмотреть в данном вопросе. В третьем вопросе следует акцентировать внимание на том, что философия искусства, как и другие направления философских исследований, имеет те же особенности, которые необходимо рассмотреть (формирование идеи искусства, анализ его смыслов, рассмотрение мировоззренческого значения искусства, оценка призведений искусства и выделение принципов этой оценки и т.п.). При этом следует исходить из наиболее общего понимания искусства. Самое общее определение искусства – это понимание его как чувственно-образной сферы культуры, системы чувственно-образных форм воспроизведения действительности, освоения и осмысления мира человеком (2-е значение – мастерство), это творческая деятельность, направленная на создание особого рода явлений – художественных произведений, воздействующих на чувственную сферу человеческой психики, и вызывающих определенные эмоции. Искусство – это искусственный мир, созданный человеком. Искусство начинается тогда, когда человек выражает свое миропонимание и мироощущение в специально созданных чувственных образах и опредмечивает их в соответствующих произведениях. Но как определить искусство с философской точки зрения? В свое время Спиноза утверждал, что всякое определение есть отрицание – т.е. отделение чего-либо от другого, как иного, отличного, выделение его особых черт. Через схожесть определения невозможно. Философский концепт искусства и заключается в выяснении отличимых существенных черт искусства, а также тех потребностей личности и обществ, которые обуславливают именно искусство, а не что-либо иное. Почему искусство это «не» наука, не религия, не мораль и т.п. 3 основные сферы: 1) изучение сущности искусства и его места в духовной жизни; 2) анализ видов искусства и методов художественного отражения действительности; 3) изучение взаимоотношений искусства с иными сферами жизни общества и личности: этикой, религией, мировоззрением, политикой, экономикой и т.п. Необходимое оборудование и материалы: Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций. Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 212 с. 2. Хренов, Н. А. Искусство в исторической динамике культуры [Электронный ресурс] / Н. А. Хренов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2015. — 752 c. — 978-5-906709-34-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43928.html Дополнительная литература 1. Бычков, В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 840 c. — 5-89826-325-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.html 2. Верещагина, А. Г. Критики и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Г. Верещагина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 744 c. — 5-89826-213-Х. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7162.html План семинарского занятия №5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.009 с.) |