Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б1. В. 01 философия культуры и искусства↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА» (ГБОУВОРК «КУКИИТ») ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО на заседании Учебно-методического совета от «___»_____ 201_ г., протокол № _
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Б1.В.01 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
по направлению подготовки Хореографическое искусство Квалификация выпускника Магистр Форма обучения (очная, заочная)
Симферополь, 2018
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не может ограничиваться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу обучающихся в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинарское занятие – школа публичного выступления. Обучающиеся вооружаются знаниями в области ораторского искусства, приобретают навыки ведения дискуссии, умение анализировать и оценивать выступления, ярко, четко и убедительно излагать свои мысли. Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль преподавателя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой обучающимися рефератов, сообщений; всем обучающимся указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Семинарские занятия способствуют выработке навыков самостоятельной работы. Анализируя выступления, преподаватель помогает вскрыть недостатки в методике самостоятельной работы и устранить их. В плане семинара обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии. При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к обучающимся, а при его проведении – обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов. На семинаре решаются важные воспитательные задачи. Воспитательное воздействие на обучающихся оказывает организация занятия, его научно-теоретический уровень. В атмосфере творческой коллективной работы успешно формируются принципиальность в суждениях, смелость в оценке выступлений однокурсников, самокритичность и другие ценные качества. Решению воспитательных задач помогают наглядные пособия и технические средства обучения, способствуя углублению и закреплению знаний участников семинара. Велико влияние личного поведения преподавателя на занятии. Он выступает как пропагандист научных идей. Убежденность, последовательность взглядов, острая реакция на ошибочные суждения, живое реагирование на ход занятия, педагогический такт – эти качества преподавателя дают хороший воспитательный эффект. По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач; обобщение и систематизация знаний обучающихся по смежным предметам (культурология – история культуры, философия – философия культуры и искусства, педагогика – психология и т.п.). На семинаре контролируется уровень знаний обучающихся, качество их самостоятельной работы. Главная цель семинарских занятий: обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Виды семинаров Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки обучающихся в данной группе, их специальностью, необходимостью увязать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность обучающихся, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса. В практике проведения семинаров в вузах сложился ряд видов: вопросно-ответный; развернутая беседа на основе заранее врученного обучающимся плана семинарского занятия; устные доклады обучающихся с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными обучающимися и прочитанного перед всей группой; теоретическая конференция в группе или на потоке; семинар-диспут; семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных обучающимися под руководством преподавателя; семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам; контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; семинар-коллоквиум; семинар-пресс-конференция. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку обучающихся по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления обучающихся (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум участников, разумеется, при использовании всего арсенала средств их активизации; постановку хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему или всей группе; умелую концентрацию внимания обучающихся на сильных и слабых сторонах выступлений товарищей; своевременное акцентирование интересов обучающихся на новых моментах, возникающих в процессе обсуждения семинарской темы и т. д. Рекомендуемое количество вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинаре – от 3 до 5. Очная форма обучения План семинарского занятия №1 Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Межуев, В. М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 c. — 5-89826-247-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.html 2. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html Дополнительная литература 1. Белов, В. Н. Введение в философию культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Н. Белов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2008. — 240 c. — 978-5-8291-1036-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36291.html 7. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры: учебное пособие / М. П. Меняева. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. — 188 c. — ISBN 978-5-94839-303-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56519.html План семинарского занятия №2 Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Межуев, В. М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 c. — 5-89826-247-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.html 2. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html Дополнительная литература 1. Белов, В. Н. Введение в философию культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Н. Белов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2008. — 240 c. — 978-5-8291-1036-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36291.html 2. Жукова, О. А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории [Электронный ресурс] / О. А. Жукова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2017. — 624 c. — 978-5-906709-88-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75847.html 3. Жукова, О. А. Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России [Электронный ресурс] / О. А. Жукова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2014. — 536 c. — 978-5-906709-06-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42512.html 4. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры: учебное пособие / М. П. Меняева. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. — 188 c. — ISBN 978-5-94839-303-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56519.html
План семинарского занятия №3 Тема 3: Основания культуры Цель занятия: выяснить сущность и специфику функционально-аксиологических, творческих, антропологических и игровых и этнологических, духовно-психологических, семиотических, эстетических, коммуникативных оснований культуры. Основные понятия: миф, вера, религия, духовность, ценность, способность, одаренность, талант, гениальность, этнос, нация. Время: 1,5 часа Вопросы для обсуждения: 1. Миф как социокультурный феномен и культурфилософская проблема. 2.Религия как социокультурный феномен и духовное основание культуры. 3. Функционально-аксиологические и эстетические основания культуры. 4. Способность, одаренность, талант, гениальность: понятия и условия развития. 5. Национальная культура и национальные ценности. Темы докладов (рефератов): 1. Миф как феномен культуры: история и современность. 2. Особенности религии как феномена культуры и ее роль в совоременной культуре. 3. Антропологические функции ценностей и их социокультурное значение. 4. Ценностное содержание духовной культуры. 5. Антропоцентристская и сциентоцентристская концепции развития культуры. 6. Феномен духовности и его значение в культуре. 7. Вера как духовный феномен. 6. Дух и душа как духовные феномены. 7. Творчество как условие развития культуры. 8. Национальная и этническая культуры: проблема взаимосвязи. 9. Способность, одаренность, талант, гениальность в контексте хореографического искусства. 10. Условия и предпосылки хореографического творчества. 11. Проблемы развития хореографического искусства в контексте культурной политики Российской Федерации.
Ход проведения: Отвечая на первый вопрос особое внимание следует обратить на особенность мифологии как формы сознания, специфику мифологического осмысления мира. В частности, необходимо рассмотреть такие мифологические образы, как демиург и культурный герой, которые хаос превращают в порядок, на особенности мифологического сознания, на его роль в современной цивилизации. Говоря о религии как феномене культуры, нужно обратить внимание на ее отличие от мифологии, роль в духовной культуре общества, проблемы ее функционирования в современном мире. Третий вопрос нужно начать с определения понятия ценностей и их роли в культуре. Как известно, ценности составляют основу любой культуры. Именно они определяют ее направленность, место человека в культуре и обществе, смысл жизнедеятельности личности. В широком смысле слова ценность – это способность и возможность какого-либо предмета или явления удовлетворять человеческие потребности. В узком смысле слова ценность прежде всего используется для обозначения духовных феноменов – идеалов, желаемой цели и тому подобное; то есть того, что имеет особую социально-культурную или личностную значимость для самореализации человека в обществе и прогрессивного развития общества в целом. Именно система духовных ценностей является тем стержнем культуры, который определяет ее характер и розвиток. Цененость связана с процессом оценки, в который входят такие элементы, как субъект, объект, критерии и сам процесс оценивания. Кроме того, необходимо выделить основные группы ценностей, определяющих культурную жизнь. Функциональный подход к изучению феноменов культуры заключается прежде всего в выяснении того, каким образом они могут и удовлетворяют человеческие потребности. С функциональным подходом связан аксиологический, поскольку ценность любого феномена культуры заключается прежде всего в его функциональном значении. Ценности взаимосвязаны с понятием эстетического – особым субъект-объектным отношением, которое сопровождается удовольствием, гедонистическими чувствами, ощущением и переживанием прекрасного и тому подобное; то есть выражает предметность или иной феномен как самодостаточную ценность, воспринимается как красота. Понятие эстетического связано с восприятием прекрасного как в искусстве, так и в жизни, в окружающем мире. Важным феноменом, сочетает художественное и эстетическое является художественное восприятие, которое имеет 4 составляющие: чувственное восприятие, анализ и осмысление, оценку, переживание. Отвечая на четвертый вопрос, следует раскрыть смысл таких понятий, как способность, одаренность, талант, гениальность, имеющих сущностную связь с понятием творчества. Общепринято считать, что способность – это индивидуальное свойство личности, позволяющее ей эффективно решать соответствующие проблемы и соответствующим образом преобразовывать действительность. Одаренность – особое, качественно-своеобразное сочетание способностей, характеризующее личность как особо предрасположенную к определенному виду деятельности, на более высоком уровне, чем большинство людей. Талант – сочетание выдающихся способностей личности, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное воплощение какой-либо деятельности, получение новых, нестандартных результатов. Гениальность – высшая степень талантливости человека, результаты творчества которого имеют эпохальную значимость для всего человечества. При этом нужно привести соответствующие примеры. Отвечая на пятый вопрос, необходимо отметить, что особое значение в современной культуре имеют национальные ценности, которые обеспечивают формирование национальной культуры и связаны с развитием демократических основ общества, гражданским обществом, правами и свободами личности. Необходимо определить понятия этнос, нация, национализм, национальная идея, этническая идентичность, национальный характер и выяснить их взаимосвязь с культурой. Необходимо также обратить внимание на отличие ценностей национальной и этнической культур, исходя из понятий нации и этноса. Необходимое оборудование и материалы: Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций. Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html Дополнительная литература 1. Белов, В. Н. Введение в философию культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Н. Белов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2008. — 240 c. — 978-5-8291-1036-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36291.html 2. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры: учебное пособие / М. П. Меняева. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. — 188 c. — ISBN 978-5-94839-303-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56519.html План семинарского занятия №4 Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 212 с. 2. Хренов, Н. А. Искусство в исторической динамике культуры [Электронный ресурс] / Н. А. Хренов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2015. — 752 c. — 978-5-906709-34-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43928.html Дополнительная литература 1. Бычков, В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 840 c. — 5-89826-325-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.html 2. Верещагина, А. Г. Критики и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Г. Верещагина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 744 c. — 5-89826-213-Х. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7162.html План семинарского занятия №5 Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 212 с. 2. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 231 с. 3. Хренов, Н. А. Искусство в исторической динамике культуры [Электронный ресурс] / Н. А. Хренов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2015. — 752 c. — 978-5-906709-34-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43928.html Дополнительная литература 1. Бычков, В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 840 c. — 5-89826-325-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.html План семинарского занятия №6 Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 231 с. 2. Хренов, Н. А. Искусство в исторической динамике культуры [Электронный ресурс] / Н. А. Хренов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2015. — 752 c. — 978-5-906709-34-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43928.html Дополнительная литература 1. Бычков, В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 840 c. — 5-89826-325-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.html Заочная форма обучения План семинарского занятия №1 Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Межуев, В. М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 c. — 5-89826-247-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.html 2. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html Дополнительная литература 1. Белов, В. Н. Введение в философию культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Н. Белов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2008. — 240 c. — 978-5-8291-1036-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36291.html 7. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры: учебное пособие / М. П. Меняева. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. — 188 c. — ISBN 978-5-94839-303-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56519.html План семинарского занятия №2 Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 212 с. 2. Никитина И.П. Философия искусства В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.П. Никитина. – 2-изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 231 с. 3. Хренов, Н. А. Искусство в исторической динамике культуры [Электронный ресурс] / Н. А. Хренов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Согласие, 2015. — 752 c. — 978-5-906709-34-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43928.html Дополнительная литература 1. Бычков, В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства [Электронный ресурс]: монография / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, В. В. Иванов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 840 c. — 5-89826-325-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7258.html Составители: доктор филос. н., проф. Швецова А.В.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА» (ГБОУВОРК «КУКИИТ») ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО на заседании Учебно-методического совета от «___»_____ 201_ г., протокол № _
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Б1.В.01 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
по направлению подготовки Хореографическое искусство Квалификация выпускника Магистр Форма обучения (очная, заочная)
Симферополь, 2018
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не может ограничиваться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу обучающихся в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинарское занятие – школа публичного выступления. Обучающиеся вооружаются знаниями в области ораторского искусства, приобретают навыки ведения дискуссии, умение анализировать и оценивать выступления, ярко, четко и убедительно излагать свои мысли. Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль преподавателя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой обучающимися рефератов, сообщений; всем обучающимся указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Семинарские занятия способствуют выработке навыков самостоятельной работы. Анализируя выступления, преподаватель помогает вскрыть недостатки в методике самостоятельной работы и устранить их. В плане семинара обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии. При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к обучающимся, а при его проведении – обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов. На семинаре решаются важные воспитательные задачи. Воспитательное воздействие на обучающихся оказывает организация занятия, его научно-теоретический уровень. В атмосфере творческой коллективной работы успешно формируются принципиальность в суждениях, смелость в оценке выступлений однокурсников, самокритичность и другие ценные качества. Решению воспитательных задач помогают наглядные пособия и технические средства обучения, способствуя углублению и закреплению знаний участников семинара. Велико влияние личного поведения преподавателя на занятии. Он выступает как пропагандист научных идей. Убежденность, последовательность взглядов, острая реакция на ошибочные суждения, живое реагирование на ход занятия, педагогический такт – эти качества преподавателя дают хороший воспитательный эффект. По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач; обобщение и систематизация знаний обучающихся по смежным предметам (культурология – история культуры, философия – философия культуры и искусства, педагогика – психология и т.п.). На семинаре контролируется уровень знаний обучающихся, качество их самостоятельной работы. Главная цель семинарских занятий: обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Виды семинаров Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки обучающихся в данной группе, их специальностью, необходимостью увязать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность обучающихся, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса. В практике проведения семинаров в вузах сложился ряд видов: вопросно-ответный; развернутая беседа на основе заранее врученного обучающимся плана семинарского занятия; устные доклады обучающихся с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными обучающимися и прочитанного перед всей группой; теоретическая конференция в группе или на потоке; семинар-диспут; семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных обучающимися под руководством преподавателя; семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам; контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; семинар-коллоквиум; семинар-пресс-конференция. Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку обучающихся по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления обучающихся (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум участников, разумеется, при использовании всего арсенала средств их активизации; постановку хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему или всей группе; умелую концентрацию внимания обучающихся на сильных и слабых сторонах выступлений товарищей; своевременное акцентирование интересов обучающихся на новых моментах, возникающих в процессе обсуждения семинарской темы и т. д. Рекомендуемое количество вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинаре – от 3 до 5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.016 с.) |