Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: философия культуры как направление философского осмысления мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: выяснение предмета и специфики философии культуры как направления философского осмысления мира. Основные понятия: философия, мировоззрение, культура, философия культуры. Время: 1,5 часа Вопросы для обсуждения: 1. Специфика философского осмысления мира. 2. Понятие мировоззрения, его структура и виды. 3. Философия как мировоззрение и вид знания. 4. Философия культуры как направление философии. 5. Современные проблемы философии культуры. Темы докладов (рефератов): 1. Культура как объект философского осмысления. 2. Объект и предмет философии культуры. 3. Возникновение и развитие понятия философии культуры. 4. Философия культуры в системе наук о культуре. Ход проведения: Для выяснения первого вопроса необходимо выяснить предмет философии как науки и типа мировоззрения, определить главные векторы философского осмысления мира (в частности, определенные Кантом), особенности философского знания. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, критически-оценивающая, познавательная, культурно-воспитательная. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, герменевтика, феноменология. Эти же методы и функции философии в целом свойственны и философии культуры, что следует учесть при ее изучении. Поэтому при ответе на 1-й вопрос, следует дать их сущностную характеристику. Таким образом, специфика философии как особого вида знания состоит в том, что ее законы и понятия отвечают критериям – объективности и рациональности и проверяемы на практике. В отличие от науки, в философии большую роль играет желаемое, т.е. не только то, что существует, но и то, что должно быть в соответствии с ценностными представлениями человека и сущностью чего-либо. При подготовке ответа на второй вопрос следует исходить из того, что смысл мировоззрения - это целостная система наиболее общих взглядов человека на мир и свое место в нем, совокупность ценностных ориентаций, верований, идеалов, убеждений и т.д., определяющих человеческую жизни деятельность. Структура мировоззрения: познавательная подструктура (знания); ценностно-ориентационная (ценности, идеалы, убеждения, ориентации); эмоционально-волевая (эмоции, воля); духовно-практическая подсистема (оценки, нормы, принципы). Структура мировоззрения: мировосприятие; миропонимание; миропредставление. Исходя из этого, в третьем вопросе следует рассмотреть роль философии как мировоззрения в жизни деятельности общества и личности. Владение философским мышлением позволяет понять глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в многомерном потоке сложных и противоречивых событий, давать им соответствующую оценку. Философия третья в историческом процессе, после методологии и религии, является духовным рационально-теоретическим освоением действительности. Ее предназначение-нужность человека самостоятельно, свободно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, видеть необходимые действия в отношении всего человечества. Философия учит человека «быть человеком», понимая его как духовное существо, возвышающееся над остальным миром, ответственное за него. Именно философия вырабатывает и обосновывает те принципы и идеалы, которые ориентируют человека в мире, а также осмысливает действительность, исходя из понимания не только сущности чего-либо. Мировоззрение, в том числе философия, исторически и культурно детерминировано. Выделяют 3 исторических формы мировоззрения: мифология (художественно-образное видение мира, исходящее из знаний, представлений, опыта); религия (формируется на основе веры в сверхъестественное, а также разделение мира на естественный и сверхъестественный); философия (теоретическое, рациональное отношение к миру, обобщение данных других наук). Философия отличается тем, что содержит наиболее общие, базовые, рационально обоснованные понятия о мире, касающиеся самого общества, самого существенного и вечного. В четвертом вопросе необходимо определить предмет философии культуры и ее место в структуре общефилософского знания. При этом следует исходить из того, что философия культуры, в отличие от культурологии, исследует не конкретно-исторические формы и явления культуры, а общие закономерности ее развития как социального феномена, роль в формировании личности и общественной жизни. Анализ культуры как философской проблемы посвящен следует осуществлять, сходя из того, что существует множество подходов к изучению культуры (социологический, семиотический, антропологический и т.д.), среди них необходимо выделить философский и выяснить специфику его осмысления культуры. Она состоит прежде всего в выделении закономерностей, общезначимых черт и характеристик, составляющих основание культуры или причины ее развития. Это предполагает проникновение в сущность культуры как содержания или способа бытия личности и общества. Что касается пятого вопроса, при ответе на него следует учитывать характер современной цивилизации, глобальные проблемы человечества, состояние культуры в современном обществе и возможности философского осмысления соответствующих проблем. Необходимое оборудование и материалы: Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций. Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Межуев, В. М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 c. — 5-89826-247-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.html 2. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html Дополнительная литература 1. Белов, В. Н. Введение в философию культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Н. Белов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2008. — 240 c. — 978-5-8291-1036-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36291.html 7. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры: учебное пособие / М. П. Меняева. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. — 188 c. — ISBN 978-5-94839-303-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56519.html План семинарского занятия №2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.01 с.) |