Юношеский возраст /15 - 18 лет/ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юношеский возраст /15 - 18 лет/



 

Социальная ситуация развития.

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей /И.С. Кон, 1982/.

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых всей ситуацией выбора /Божович Л.И., 1968/.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен вбудущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Самоопределение становится тем аффективным центром, вокруг которого начинает вращаться деятельность старших школьников, все интересы /Там же/.

Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать их учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Вместе с тем у них появляется интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Мышление приобретает личностный эмоциональный характер. "Эмоциональность" мышления проявляется не только в том, что появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам, но и в особенностях переживаний по поводу своих возможностей, способностей и личностных качеств.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Большую роль в восприятии мира начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении познается жизнь и деятельность взрослых. Огромное влияние оказывает общество в целом, его традиции. Общение с миром взрослых происходит не только тогда, когда старшеклассники вступают в коммуникативные взаимодействия с ними, но и тогда когда они наблюдают жизнь взрослых, их взаимоотношения, слышат их разговоры.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого, в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

 

Взаимоотношения с миром.

Ранняя юность - это установление подлинно психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

Это своеобразный переворот в психологии человека юношеского возраста, связанный с осознанием недоступных еще подростку противоречий жизни:

  • между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками;
  • между идеалами и реальностью;
  • между способностями и возможностями, а также признанием людей;
  • между социальными ценностями и прозой жизни.

Это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени.

Анализ своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых и значительных в этом возрасте проблем.

Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор известной жизненной дороги, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Выготский Л.С.). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходной будущей профессии (Психология развивающейся личности. Под редакцией Петровского А.В., М., 1987).

Формирование мировоззрения как обобщенного систематизированного представления о мире в целом, о его законах и требованиях приводит к появлению в сознании картины мира, в которой юное существо начинает мыслить и переживать себя «гражданином мира». Поэтому в этом возрасте человеку присущ романтизм, стремление решать свою судьбу в мировом масштабе, найти свое предназначение, а также желание утвердить свои взгляды в виде «особой» жизненной философии. Разрываются старые социальные связи в семье и школе.

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осознавать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных непосредственных внутренних побуждений, и действуют уже в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и направлен на её активное преобразование.

Происходит осознание значения убеждений и нравственных принципов для самого человека, их роли в формировании сто личности. В качестве особой жизненной задачи ставится задача разобраться в моральных вопросах, понять сущность того или иного качества личности, его места среди других черт характера, его значения в общей моральной характеристике личности.

Специфической формой отстаивания своих взглядов, в утверждении своей мысли является спор: спорят, чтобы объяснить себе самые трудные проблемы (Э. Штерн).

В течение одного разговора старшеклассники могут радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные взгляды. Они часто оказываются в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты...кто... такая? - спросила Синяя Гусеница. - Сейчас, право, не знаю, сударыня, - отвечала Алиса робко. - Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я же менялась несколько раз».

В ходе поиска смысла жизни девушка и юноша хотели бы приобрести ответ, который бы объяснил им смысл собственного существования и перспективы развития человечества одновременно.

Ранняя юность — это период формирования жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей и задач, которые ставит перед собой личность, как следствие построения пирамиды ее мотивов, становлений ценностных ориентации, которые подчиняют частные, преходящие стремления. С другой стороны, - это результат конкретизации целей и мотивов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план появляется тогда, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, объективные и субъективные ресурсы, которые для этого понадобятся. Для построения жизненного плана необходимо ответить на три вопроса:

  1. В каких сферах жизни сконцентрировать свои усилия для достижения успеха?
  2. Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?
  3. Какими средствами, и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

 

Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и временной перспективе весьма различны (Кон И. С. Психология ранней юности. 1989).

Идеал.

Показательными для характеристики того сдвига, который происходит в сознании школьников старшего возраста, являются изменения в развитии идеалов. Для всего психического развития ребенка решающее значение имеет характер идеала, который он принимает за образец для своего поведения. Идеал - это та эмоционально окрашенная модель, к которой человек сознательно или неосознанно стремится. Идеал, будучи осознанным, выступает в качестве эталона, по которому человек формирует самого себя, оценивает свои и чужие поступки. Вот почему содержание идеала и степень его устойчивости составляют важнейшую характеристику нравственного сознания школьника.

В юности идеал выступает не столько в виде образа конкретного человека, сколько в виде определенной системы моральных требований, которые предъявляются к личности,

исходя из общих представлений о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Таким образом, идеал включает не одно какое-нибудь лицо, а несколько различных лиц, каждое из которых удовлетворяет тому или иному требованию к идеалу.

 

Общение старшеклассников.

В ранней юности человеку присущ высокий уровень развития потребности в общении:

  • интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;
  • возрастает необходимость в новом опыте, познании, и вместе с тем - и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность быть ими принятыми и чувствовать их признание.

 

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в сутки в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников - учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название «ожидание общения», выражающийся в самом поиске его, к постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Общение старшеклассников не только в диадах, но и в группах определяется такими мотивами, как поиск наиболее благоприятных психологических условий, ожидания сочувствия и сопереживания, потребность в искренности, в единстве взглядов, потребность в самоутверждении.

Когда взрослым кажется, что на дискотеку старших школьников влечет развлекательная направленность; сами они считают, что встречаются там по более глубоким эмоциональным побуждениям (Снегирева Т.В.).

Однако, при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком, главная потребность, которая удовлетворяется здесь, - поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда - взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.008 с.)