Социальная ситуация развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная ситуация развития.



Как и любой другой подростковый возраст "начинается" с изменения социальной ситуации развития. Однако в отличие от других возрастных периодов подростковый возраст является по сути своей кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние /биологические и психологические/ предпосылки.

К внешним относятся:

  1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

  1. Нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
  2. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение, который приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
  3. Предъявляются новые требования в семье /реальной помощи по хозяйству, ответственности; с ним начинают советоваться/.
  4. Коллектив учащихся начинает выполнять новую роль, вливаясь в общешкольный ученический коллектив, что расширяет связи подростка, предоставляя возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

 

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. /"Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой" /Ананьев Б.Г., 1969/. А именно: появление новых гормонов в крови, их влияние на центральную нервную систему, бурный рост тканей и систем организма, определяющих начало полового созревания. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму, драчливости подростков /Краковский, 1970/.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте /Л. С. Выготский, 1984/. "Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют... в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Эти движущие силы нашего поведения изменяются на каждой возрастной ступени, и их эволюция лежит в основе изменения самого поведения". Интересы - целостные, динамические структуры, органические процессы, глубоко укоренившиеся в биологической основе личности, развиваются вместе с развитием всей личности, и как все жизненные процессы, проходят все стадии роста и созревания. Интересы не приобретаются, а развиваются - в этом введении понятия развития в учение об интересах заключается самое важное. В этом именно возрасте выступают отношения истинных биологических потребностей организма к его высшим культурным потребностям, которые мы называем интересами.

Главным положением психологии подростка является то, что основные фазы развития интереса совпадают с основными фазами биологического созревания подростка. Созревание новых влечений и перестройка на этой основе интересов приводит к изменению характера отношений к среде и далее к перестройке всей системы отношений со средой. Существенной чертой развития интересов в этом возрасте является то, что биологическая основа сама сдвигается, претерпевает существенные изменения "разрушая прежде установившуюся гармонию". "Неудивительно, что и вся надстройка, как здание в период землетрясения, разрушается до основания" /Выготский Л.С., 1984/

Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

Наряду с пробуждением новых влечений происходит перестройка интересов сверху, со стороны созревающей личности, и мировоззрения подростка. Интересы начинают перестраивать сами формы влечений, превращаясь в человеческие интересы, сами становятся внутренним составным моментом личности.

В результате происходит смена социальной позиции, формируется отношение к себе как к члену общества. Социальная ориентация приводит к формированию социальных установок.

"Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка". И далее: "Самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления", "самосознание приобретается только путем развития, а не дается нам вместе с сознанием" /Л. С. Выготский, 1984/.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, человек осознает себя как известное единство. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка. /Там же/.

Ведущая деятельность.

В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение /Божович Л.И./, общение /Эльконин Д.Б./, общественно-полезный труд /Фельдштейн Д.И./.

Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого "нет понимания отношений, лежащих за явлениями"/Выготский, 1984/. Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. "При этом сущность предметов и явлений часто не совпадает с их видимостью. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и изменяются имеющиеся, а также изменяются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность /Божович Л.И., 1968/. "Благодаря этому расширению и углублению мышления перед подростком раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека... Отсюда, в содержании мышления раньше всего представлена общественная идеология, связанная с тем или иным местом в общественном производстве /Выготский Л.С., 1084/. Таким образом, "полная социализация мышления заключается в функции образования понятий" /Там же/

Кроме того, отсутствие прямой связи между житейской практикой школьников и содержанием тех знаний, которые он усваивает в системе новых предметов, а также отсутствие опоры на непосредственный опыт и интерес приводит к перестройке мотивационно-познавательной сферы. Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. /Божович Л.И., 1968/

Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем, отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям /Божович, 1968/. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности их популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных личных качеств, а положение его в группе определяет разную степень его "эмоционального благополучия". В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Общественно — полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может дать ему признание как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела /Д.И. Фельдштейн, 1972/. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, "создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать" /Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна, 1987/.

Центральные новообразования.

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

1/ переоценка нравственных ценностей,

2/ устойчивые "автономные" моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако, мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения /Божович, 1968/.

Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство "взрослости", переоценка ценностей, автономная мораль.

 

Ценностные ориентации.

 

Проведенное в 1997 году исследование школьников Москвы и Московской области показало, что рейтинг подростковых ценностей выглядит следующим образом (Подросток на перекрестке эпох. Под редакцией Кривцовой С.В. М.,Генезис, 1997).

Класс.

1. Счастливая семейная жизнь.

2. Уверенность в себе.

3. Любовь.

4. Наличие хороших и верных друзей.

5. Свобода как независимость в поступках и действиях.

6. Здоровье.

7. Материально обеспеченная жизнь.

8. Познание.

9. Интересная работа.

10. Активная деятельная жизнь.

11. Красота природы и искусства.

12. Творчество.

Класс.

1. Материально обеспеченная жизнь.

2. Наличие хороших и верных друзей.

3. Свобода как независимость в поступках и действиях.

4. Счастливая семейная жизнь.

5. Уверенность в себе.

6. Любовь.

7. Здоровье.

8. Интересная работа.

9. Красота природы и искусства.

10. Познание.

11. Творчество.

12. Активная деятельная жизнь.

Как видно из приведенных результатов важнейшие социально-значимые ценности, такие как "Активная деятельная жизнь", "Творчество", "Красота природы и искусства", "Познание" отвергаются большинством подростков.

Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в педагогике сохраняется установка на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи). Этот же стиль воспитания присутствует в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" — это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни — постоянной усталостью и раздраженностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

Интересно, что, отдавая предпочтение таким ценностям, как счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье, именно эти ценности подростки оценивают как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт - еще один источник стресса в этом возрасте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.176.78 (0.023 с.)