Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная ситуация развития.
Как и любой другой подростковый возраст "начинается" с изменения социальной ситуации развития. Однако в отличие от других возрастных периодов подростковый возраст является по сути своей кризисным. Для этого существуют как внешние, так и внутренние /биологические и психологические/ предпосылки. К внешним относятся:
а) многопредметность, б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. /"Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой" /Ананьев Б.Г., 1969/. А именно: появление новых гормонов в крови, их влияние на центральную нервную систему, бурный рост тканей и систем организма, определяющих начало полового созревания. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму, драчливости подростков /Краковский, 1970/. С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте /Л. С. Выготский, 1984/. "Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют... в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. Эти движущие силы нашего поведения изменяются на каждой возрастной ступени, и их эволюция лежит в основе изменения самого поведения". Интересы - целостные, динамические структуры, органические процессы, глубоко укоренившиеся в биологической основе личности, развиваются вместе с развитием всей личности, и как все жизненные процессы, проходят все стадии роста и созревания. Интересы не приобретаются, а развиваются - в этом введении понятия развития в учение об интересах заключается самое важное. В этом именно возрасте выступают отношения истинных биологических потребностей организма к его высшим культурным потребностям, которые мы называем интересами.
Главным положением психологии подростка является то, что основные фазы развития интереса совпадают с основными фазами биологического созревания подростка. Созревание новых влечений и перестройка на этой основе интересов приводит к изменению характера отношений к среде и далее к перестройке всей системы отношений со средой. Существенной чертой развития интересов в этом возрасте является то, что биологическая основа сама сдвигается, претерпевает существенные изменения "разрушая прежде установившуюся гармонию". "Неудивительно, что и вся надстройка, как здание в период землетрясения, разрушается до основания" /Выготский Л.С., 1984/ Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности. Наряду с пробуждением новых влечений происходит перестройка интересов сверху, со стороны созревающей личности, и мировоззрения подростка. Интересы начинают перестраивать сами формы влечений, превращаясь в человеческие интересы, сами становятся внутренним составным моментом личности. В результате происходит смена социальной позиции, формируется отношение к себе как к члену общества. Социальная ориентация приводит к формированию социальных установок.
"Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка". И далее: "Самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления", "самосознание приобретается только путем развития, а не дается нам вместе с сознанием" /Л. С. Выготский, 1984/. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, человек осознает себя как известное единство. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка. /Там же/. Ведущая деятельность. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение /Божович Л.И./, общение /Эльконин Д.Б./, общественно-полезный труд /Фельдштейн Д.И./. Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого "нет понимания отношений, лежащих за явлениями"/Выготский, 1984/. Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. "При этом сущность предметов и явлений часто не совпадает с их видимостью. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и изменяются имеющиеся, а также изменяются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность /Божович Л.И., 1968/. "Благодаря этому расширению и углублению мышления перед подростком раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека... Отсюда, в содержании мышления раньше всего представлена общественная идеология, связанная с тем или иным местом в общественном производстве /Выготский Л.С., 1084/. Таким образом, "полная социализация мышления заключается в функции образования понятий" /Там же/ Кроме того, отсутствие прямой связи между житейской практикой школьников и содержанием тех знаний, которые он усваивает в системе новых предметов, а также отсутствие опоры на непосредственный опыт и интерес приводит к перестройке мотивационно-познавательной сферы. Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. /Божович Л.И., 1968/
Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем, отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям /Божович, 1968/. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности их популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных личных качеств, а положение его в группе определяет разную степень его "эмоционального благополучия". В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. Общественно — полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может дать ему признание как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела /Д.И. Фельдштейн, 1972/. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, "создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать" /Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна, 1987/. Центральные новообразования. На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере. Так, в моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:
1/ переоценка нравственных ценностей, 2/ устойчивые "автономные" моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Однако, мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения /Божович, 1968/. Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство "взрослости", переоценка ценностей, автономная мораль.
Ценностные ориентации.
Проведенное в 1997 году исследование школьников Москвы и Московской области показало, что рейтинг подростковых ценностей выглядит следующим образом (Подросток на перекрестке эпох. Под редакцией Кривцовой С.В. М.,Генезис, 1997). Класс. 1. Счастливая семейная жизнь. 2. Уверенность в себе. 3. Любовь. 4. Наличие хороших и верных друзей. 5. Свобода как независимость в поступках и действиях. 6. Здоровье. 7. Материально обеспеченная жизнь. 8. Познание. 9. Интересная работа. 10. Активная деятельная жизнь. 11. Красота природы и искусства. 12. Творчество. Класс. 1. Материально обеспеченная жизнь. 2. Наличие хороших и верных друзей. 3. Свобода как независимость в поступках и действиях. 4. Счастливая семейная жизнь. 5. Уверенность в себе. 6. Любовь. 7. Здоровье. 8. Интересная работа. 9. Красота природы и искусства. 10. Познание. 11. Творчество. 12. Активная деятельная жизнь. Как видно из приведенных результатов важнейшие социально-значимые ценности, такие как "Активная деятельная жизнь", "Творчество", "Красота природы и искусства", "Познание" отвергаются большинством подростков. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в педагогике сохраняется установка на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи). Этот же стиль воспитания присутствует в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" — это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни — постоянной усталостью и раздраженностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.
Интересно, что, отдавая предпочтение таким ценностям, как счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье, именно эти ценности подростки оценивают как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт - еще один источник стресса в этом возрасте.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.176.78 (0.023 с.) |