Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Период новорожденности (0-0. 2)
"Развитие ребёнка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности" (Выготский Л.С., 1984). Главнейшая особенность возраста заключается в той, особенной, ситуации развития, которая создается благодаря тому, что ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденность совмещает черты того и другого (питание, сон, двигательные реакции). Состояние нервной системы у новорожденного заставляет предположить начатки психики, хотя совершенно отличные от психики взрослого человека. Своеобразие психики новорожденного выражается в трех моментах: 1 - преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения; 2 - неспособность выделить себя и свои переживания от восприятия объективных вещей, не дифференцирует еще социальных и физических объектов; 3 - первоначальные восприятия ребенка представляют собой нерасчлененное впечатление от. ситуации в целом, где не только нерасчленены отдельные объективные моменты ситуации, но не дифференцированы еще элементы восприятия и чувства. Новорожденный задолго до того, как обнаруживает способность реагировать на отдельно воспринимаемые элементы ситуации, начинает реагировать на сложные комплексные целые, эмоционально окрашенные. Готовность нервной системы приспосабливаться к новым условиям обеспечивается следующими рефлексами: - защитные рефлексы, направленные на удаление от раздражителя (сужение зрачка, зажмуривание век, реакция отдергивания на боль и др.); - ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с раздражителем (поворот головы в сторону солнечного света в роддоме в 1-3 день, открывает рот в сторону раздражителя при прикосновении источника пищи к губам и.т.д.); - сосательный рефлекс (появляется уже в 18 недель в утробе матери); - цеплятельный (прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания); - рефлекс отталкивания (ползания) при прикосновении к подошвам ног. У ребенка в отличие от детенышей животных безусловные рефлексы не обеспечивают специфических (человеческих) форм поведения.
Одной из основных особенностей новорожденного периода являются безграничные возможности усвоения нового опыта. Формируются новые потребности: - в получении впечатлений; - в движении; - в общении с взрослым. Развитие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений, в отличие от животных. Развитие зрительного и слухового аппарата происходит на основе развития нервной системы и головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 часть веса мозга взрослого, хотя количество нервных клеток то же. Однако психическое развитие не определяется созреванием нервных клеток, а зависит от впечатлений, на основе которых формируются условные рефлексы. Известно, что если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (т.е. отсутствия достаточного количества впечатлений), его развитие резко замедляется. Организатором впечатлений является взрослый. В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется улыбка как выражение радостного переживания, как реакция на взрослого. Постепенно вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления - это выражение первой социальной потребности в общении, граница между новорожденностью и младенческим периодом. Ведущей деятельностью, как и в младенческом периоде, является эмоциональное общение с взрослыми. Центральными новообразованиями - индивидуальная психическая жизнь /а. индивидуальною существования, вотканное в социальное окружение ребенка, б. эта индивидуальная жизнь уже является социальной и психической, в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих людей/ (Выготский Л.С., 1984), потребность в впечатлениях (Божович Л.И., 1968), потребность в общении со взрослыми (Мухина В.С., 1985). Особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, называемая комплексом оживления, является выражением первой социальной потребности - в общении со взрослым.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (0,2 - 1 год). Социальная ситуация развития в младенчестве, согласно Л.С. Выготскому, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. В силу своей возрастной беспомощности ребенок оказывается максимально социальным существом. Поскольку все приспособления к действительности осуществляются младенцем при помощи взрослого, то "человек является для младенца всегда "психологическим центром" всякой ситуации... Это означает, что отношение ребенка к миру является зависимой производной величиной от самих непосредственных его отношений к взрослому человеку. Отсюда понятно, почему любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно в процессе развития становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним" (Божович Л.И., Выготский Л.С.).
Ведущая деятельность. Ведущей деятельностью в период младенчества является эмоциональное общение со взрослым. Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий:
Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребенка ко взрослому, и оно нарастает во всем периоде младенчества. Если малыш капризничает, то взрослый, подошедший к ребенку, может поднять его настроение и далее ребенок может опять заниматься теми погремушками, которые его перестали было интересовать. В 4-5 месяцев общение приобретает избирательный характер: ребенок отличает своих от чужих, незнакомый человек может вызвать испуг. При правильном развитии ребенка общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка:
Наиважнейшее средство общения - экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции). В 3 месяца речевое общение бесплодно, поскольку ребенок воспринимает только экспрессивную сторону общения. В 1 год длинная речь взрослого и поглаживания по головке вызывают эмоциональное раздражение, так же как и непредметное общение, попытки вовлечь ребенка в более сложную деятельность оказываются неэффективными. Взрослый оценивает поведение ребенка, поощряет похвалой, хмурит брови, грозит пальцем, закрепляя положительные эталоны и тормозя негативные. После 3 месяцев появляется гуление. Ребенок прислушивается, подражает себе. В 4 месяца ребенок может подражать ритмам. После 6 месяцев появляется лепет, которым сопровождается все время бодрствования ребенка. В 7-8 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Воспроизводит не сразу, спустя некоторое время. Потребность в общении приводит к подражанию звукам речи, через которое происходит усвоение языка. Подражание -одна из ярких потребностей и способностей ребенка. Эта способность открывает возможность обучения. Понимание речи первоначально возникает на основе зрительного восприятия /"Где находится то-то"/. Названный предмет тут же показывают. К концу младенчества возникает связь между названием предмета и самим предметом, которая выражается в поиске и нахождении предмета /В.С. Мухина, 1985/.
В младенчестве интонация вопроса определяет понимание речи. К 1 году младенец произносит от 4 до 15 слов. Пассивный багаж значительно богаче. Усвоение речи постепенно приобретает активный характер. Манипуляции с предметом также имеют свое развитие. Сначала манипуляции направлены на предмет, а к концу младенчества появляется направленность на результат. Действия с предметами приводят к тому, что появляются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства. Этому способствует и то обстоятельство, что ребенок уже овладел многими движениями, позволяющими ему активно передвигаться /ползание, начало ходьбы/. Обследование окружающего пространства позволяет ребенку знакомиться и со свойствами предметов. Он начинает использовать эти свойства для решения возникающих задач, что приводит к развитию элементарных форм мышления.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА.
Ходьба становится основным средством передвижения в пространстве. Латентный период становления речи занимает примерно 3 месяца. Первое слово является фундаментальным шагом в детском развитии по следующим причинам:
У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируются воля и аффект (Выготский Л.С., 1984).
РАННЕЕ ДЕТСТВО /1-3 года/ Социальная ситуация развития ребенка раннего детства изменяется с той стороны, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Ведущая деятельность - предметная. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления /В.С. Мухина, 1985/. Ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Связь действия с предметом проходит три фазы развития:
а) ребенок выполняет с предметом все известные ему действия, б) употребляет предмет только по назначению, в) производит различные действия, при твердом усвоении основной функции. Кроме того, он начинает соотносить предметы между собой и использовать один предмет как средство воздействия на другие. Осваивая соотносящие и орудийные действия, ребенок усваивает общий способ употребления орудий. Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды как игра и продуктивные виды деятельности /рисование, лепка, конструирование/. Центральными новообразованиями возраста являются овладение прямой походкой, овладение речью и овладение предметной деятельностью. Прямохождение. Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Благодаря развивающемуся при ходьбе мышечному чувству происходит интенсивное развитие координации движений, чувства расстояния и пространственного расположения. На первых ступенях овладения ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с сильными переживаниями и периодом интенсивного переживания образа тела. Постепенно достигается автоматизация передвижения, и оно перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес. Овладением телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Расширяется круг вещей, ставших объектом его понимания. Речь. Развитие речи идет по двум направлениям: - совершенствуется понимание речи взрослых; - формируется собственная активная речь. Причем сначала понимание речи относится к целостной ситуации, а через нее устанавливается связь с определенным предметом или действием. Понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, создает возможность использовать речь как средство освоения действительности, недоступной непосредственному опыту /В.С. Мухина, 1985/. Познавательные процессы. Восприятие. По мысли Л.С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает здесь как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение /т.4, с.367/. Ребенок раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом; придать взаимное положение в пространстве (матрешки, пирамидки, коробки с вырезами определенной формы). Развивается зрительное восприятие, слуховое восприятие. Начинают распознаваться звуки речи, и к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Мышление. Основная форма мышления - наглядно-действенное, когда используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов, осуществляя практические действия с ними. Однако в период раннего детства начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления, т.е. той формы мышления, в которой решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван.
Формируются обобщения - мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Начинает формироваться знаковая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого. Воображение. Начав устанавливать связь между предметом-заменителем и обозначаемым предметом, ребенок впервые приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывает взрослый, или что изображено на рисунке. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка - сказки, рассказы. Память. Память развивается чрезвычайно интенсивно. Преобладают двигательная и эмоциональная. Память принимает участие в развитии всех видов познания. Доминирует непроизвольная память - запоминают то, что запомнилось само. Поэтому запоминаются повторяющиеся, яркие, необычные впечатления, ритмичные речевые сочетания. Самосознание. К концу раннего детства относят зарождение самосознания. Ребенок начинает узнавать себя на фотографии, в зеркале, пользуется своим именем в общении. Начинает осознавать себя как самостоятельную единицу со своими собственными желаниями, а также свои возросшие возможности/например, по самообслуживанию/. Сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, а то и требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает кризис трех лет.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.
Первый пояс симптомов кризиса, или семизвездие кризиса трех лет, характеризуется появлением негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста-бунта (ребенок находится в состоянии войны с окружающими, конфликтует), обесценивания (ребенок начинает ругаться), деспотизма - ревности /в семье с одним ребенком - деспотизм, в семье с несколькими детьми - ревность/ (Выготский Л.С.). Второй пояс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, делится на две группы. 1. Симптомы, которые вытекают из установки ребенка на самостоятельность. Из-за изменения социальных отношений ребенка, и как следствие его аффективной сферы, всего, что для него наиболее дорого и ценно, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Эти реакции носят болезненный характер /ночные страхи, неспокойный сон, энурез, резкие затруднения речи, заикание, гипобулические припадки /ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами/. 2. Осложнения кризиса 3-х лет - невротические и психопатические симптомы. Особенность кризиса - происходит перестройка по оси социальных отношений. 1. Мотив негативного поступка заложен не в содержании самой деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношении к вам. 2. Негативная реакция проявляется не в том, что ребенок отказывается от поступка, а в том, чтобы сделать "наоборот", т.е. проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят. Таким образом, ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношением к другим людям.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.044 с.) |