Мир моих интересов и увлечений» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мир моих интересов и увлечений»



Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии с изображением самих себя в разных ситуациях, связанных с их интересами и увлечениями.

Во время занятия участники показывают друг другу фотографии и обсуждают их. Возможна также визуальная организация снимков путем изготовления плаката, миниальбома и иным образом.

Техники, игры и упражнения на основе фотографии, предназначенные для работы в парах.

Задачи применения техник данного типа многообразны и включают, в частности, развитие межличностной компетентности и навыков включения в совместную деятельность, осознание характерных для партнеров способов взаимодействия в ситуациях межличностного общения, укрепление «Я» и личных границ, проявление латентных потребностей и свойств личности и, конечно, раскрытие творческих способностей. Использование этих техник, игр и упражнений в группе часто способствует сближению и самораскрытию участников, а также формированию групповой сплоченности.

Такие техники, игры и упражнения могут применяться в различных условиях и в разных по составу группах, как тренинговых, так и психотерапевтических, а также работающих в рамках реабилитационных программ. Возраст участников может варьировать в широком диапазоне, однако некоторые виды совместной деятельности, связанные с выполнением заданий этой группы, предполагающие, например, тесную речевую коммуникацию между партнерами, могут быть недоступны для лиц с речевыми нарушениями или детей младшего возраста с естественной для них ограниченностью вербальной активности. Можно рассматривать задания данного типа как средства подготовки участников к более активному взаимодействию. Это может, в частности, учитываться при работе с подростковыми группами, в случае которых личные границы участников часто оказываются слишком хрупкими для использования интерактивных техник на начальных этапах работы.

Разговор»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии, отражающие их профессиональную деятельность и увлечения. После того, как они в ходе занятия образуют пары, им предлагается, не вступая друг с другом в вербальный контакт, «общаться» посредством фотографий, показывая их друг другу и выражая свое отношение к ним посредством рисунков, мимики и жестов. После того, как они продемонстрируют друг другу фотографии, они должны, используя снимки и любые изобразительные материалы (в том числе технику коллажа), вместе создать композицию в форме плаката или миниальбома-книжки, передающую общность и различия их жизненного опыта, занятий и увлечений. На этом этапе работы они также не должны прибегать к вербальному общению и постараться достичь при этом взаимопонимания.

После создания композиций участники группы в общем круге показывают их друг другу и обсуждают. Ведущий может определенным образом организовать обсуждение, например, попросить партнеров рассказать, какие чувства они испытывали в процессе «разговора» и создания композиции, как они оценивают результаты совместной деятельности, что общего и какие различия они увидели в опыте, занятиях и увлечениях друг друга.

Совместный фотоколлаж»

Содержание: Участники группы образуют пары, после чего им предлагается совместно создать фотоколлаж, используя для этого вырезки из журналов и личные фотографии. В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях они могут в процессе работы общаться для того, чтобы определить тему и согласовать свои действия.

В случае необходимости (когда, например, партнеры испытывают тревогу или имеется определенный риск взаимной конфронтации) ведущий может организовывать деятельность пар, предлагая им те или иные темы либо рекомендуя разделить общее рабочее пространство (например, лист ватмана) на индивидуальные «территории».

Создание портрета»

Содержание: Участникам группы предлагается принести из дома фотографии со своим изображением. В ходе занятия они образуют пары и некоторое время общаются друг с другом, рассказывая о своих занятиях, интересах и увлечениях, после этого переходят к созданию «портретов» друг друга. Для этого они должны использовать как одну из готовых фотографий партнера, так и различные изобразительные материалы и средства, в том числе материалы для создания коллажа. При этом, исходя из того, что они узнали друг о друге, а также своих впечатлений о партнере, они должны как можно точнее передать его индивидуальные особенности, занятия, интересы и увлечения. Портрет, таким образом, создается в смешанной технике и может представлять собой плакат или иную изобразительную продукцию.

После того, как «портреты» будут созданы, партнеры должны представить друг друга группе, демонстрируя то, что они создали, и дополняя показ своими комментариями.

Иной вариант данной техники предполагает фотографирование партнерами друг друга. Как и в описанном выше варианте, этой работе может предшествовать беседа. Большое значение при создании фотопортретов может иметь поза, выражение лица, костюм, различные аксессуары и окружающая обстановка, помогая передать характер человека и его состояние. Это может потребовать соответствующей подготовки, поэтому сама съемка может производиться на следующем занятии.

При подготовке к съемке тот, кто фотографирует, может рассказать тому, чей портрет он собирается делать, каким он его «видит», и узнать, насколько его восприятие партнера отличается от восприятия тем самого себя. Возможны случаи, когда фотографируемый будет возражать против того, каким образом его собираются представить на портрете, поэтому ведущий должен наблюдать за межличностной динамикой.

После того как портреты будут созданы, происходит их показ и обсуждение в группе.

Примечание: Данную технику лучше всего использовать на начальном этапе работы группы.

Совместный проект»

Содержание: После того как участники группы образуют пары, им предлагается обсудить и затем реализовать совместный творческий проект с использованием фотографии. Результатом совместной деятельности может быть серия снимков на определенную тему, оформленная в виде минивыставки, альбома, плаката, ассамбляжа (фотоинсталляции) или иным образом.

После того как проекты будут реализованы, происходит их представление и обсуждение в группе. Ведущий может определенным образом организовать обсуждение, например, попросить партнеров рассказать, что они испытывали на разных этапах совместной работы, каковы были роли каждого, удалось ли им достичь взаимопонимания и реализовать то, что было задумано, довольны ли они результатами и т. д.

 

Занятия психотерапевтической фотографией, в том числе, как составная часть арт-терапии, могут включать съемку клиентом (участниками группы) различных объектов и ситуаций. Такая работа может проводиться как в ходе занятий, так и в промежутках между ними – в качестве своеобразного «домашнего задания». Для поиска и фотографирования объектов, реализации определенного творческого проекта, связанного с созданием фотографий, может предоставляться разное время. В одних случаях, например, всего 30–60 минут – в рамках этого времени участники могут вести съемку непосредственно в кабинете или здании, где проводятся занятия, а также перемещаться в пределах относительно ограниченного, прилегающего к нему пространства. В других случаях для реализации творческого проекта, связанного со съемкой, может предоставляться несколько дней или даже недель.

Съемка может иметь свободный характер, когда участники занятий выбирают и фотографируют все, что покажется им интересным и лишь позднее определяют тематику фотографий. В других случаях участники занятий заранее выбирают ту или иную тему из предлагаемых ведущим либо формулируют собственную исходя из актуальных для себя потребностей и запросов.

Предлагаемые ведущим темы для фотосъемки можно разделить на две большие группы. Первая включает темы, связанные с психотерапевтическим запросом и проблемами клиента или группы. Как правило, они ориентированы на исследование того или иного аспекта системы отношений участников занятий или затрагивают их биографический опыт («Моя семья», «Мир моих интересов и увлечений», «Мои друзья», «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города», «Мир взрослых и мир детей» и т. д.). В то же время деятельность участников занятий может быть достаточно эффективной и в том случае, если они будут работать «в обход» биографического материала и проблем, поскольку это обеспечит большую психологическую безопасность и возможность самораскрытия. Это отчасти связано с «проективной» природой фотографии, когда, выбирая для съемки тот или иной объект или ситуацию, человек неосознанно «переносит» на них свои потребности и переживания. Работа «в обход» психологической проблематики и биографического материала участников занятий, как правило, основана на использовании «открытых», метафорических или общих тем.

Некоторые темы, которые могут быть предложены клиенту или группе в ходе натурной съемки, представлены в таблице 1.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.009 с.)