Система белорусских народных игр патриотической направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система белорусских народных игр патриотической направленности



Под системой понимается елое, составленное из частей; соединение) совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [17].

В толковом словаре С.И. Ожегова система рассматривается как «Определённый порядок в расположении и связи действий» [15].

В этимологическом словаре системе даётся следующее определение: «планомерное расположение и взаимная связь частей чего-нибудь» [20].

Прежде чем приступить к описанию системы белорусских народных игр патриотической направленности, рассмотрим подробнее слово «игра».

Слово «игра» настолько общепризнанно, что употребление его не сопровождается толкованием игры. Но при этом существует огромное число самых разных определений игры. В своё время И.С. Кон отмечает «Что такое игра, мы не знаем. Вернее, так, я не знаю ни одного законченного определения, которое бы исчерпывало весь объём этого понятия, все мои интуитивные представления об игре» [10, С.:21].

Немецкий психолог К. Гроос называет игры изначальной школой поведения «Игра объективно - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребёнку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих» [2, С.:7].

Позицию Грооса продолжил польский педагог Януш Корчак, который считал, что игра- это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

По мнению С.Т. Щацкого: игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

В.А.Сухомлинский предлагает такую метафору: Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Игра - непременный спутник детства. «Игра, - говорил А.М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Обратимся к Большому энциклопедическому словарю, в котором понятие игры изложено так: Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжёлым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим [5].

В дошкольной педагогике наиболее часто встречается такое определение игры: Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на освоение социального опыта, фиксированного в закреплённых способах существования предметной деятельности.

В нашем исследовании мы будем придерживаться определения понятия игры данное Д.Б. Элькониным, где он рассматривает её как такую деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности [18, С.:174].

Рассмотрим понятие «Народная игра».

Народная игра - это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребёнок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений.

В энциклопедическом словаре понятие «народная игра» отражено как: игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием [19].

Е.А. Аркин считал народную игру незаменимым средством развития ребенка. Он утверждал, что взрослый должен осуществлять руководство ею: вести объяснение, распределять роли, когда нужно принимать участие в игре, подводить итоги [2].

Рассмотрим специфику белоруской народной игры:

История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.

В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне.

Народная педагогика определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном соотношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» и др., охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными и новыми для детей.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». К примеру, «ловилки -догонялки» развивают ловкость, настраивают внимание и улучшают скорость реакции.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребёнок эмоционально переживает. Детские игры полны смеха, радости и движения.

Знание народных игр, умелое руководство ими помогает педагогу развивать у детей интерес к культурному наследию своего народа, воспитать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.

Существует немало пособий, в которых представлены белорусские народные игры. Одним из таковых является «Гульні, забавы, ігрышчы» А.Ю. Лозка [11].

В том вкючены игры, забавы, игрища. Вступительная статья каждой из главы раскрывает историю собирания и изучения игр, даёт их толкование, классификацию, раскрывает смысл наиболее архаичных вариантов. Отдельные тексты игр подаются с нотными примерами и рисунками. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которых интересуют обряды, устное народное творчество. Книга также рекомендуется педагогам учреждений дошкольного образования для проведения развлечений на белорусскую тематику с дошкольниками.

Ещё одним примером является книга А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» [8].

В книге представлены наиболее распространённые игры народов союзных республик, а также автономных республик, входящих в состав РСФСР (Башкирия, Бурятия, Дагестан, Карелия, Мордовия, Якутия, Украина, Беларусь и многие другие), в которые дети играют на физкультурных занятиях и в свободное время. Предлагаются методические рекомендации по использованию игр в целях нравственно-патриотического, интернационального и физического воспитания дошкольников. Книга красочно иллюстрирована национальными орнаментами каждой из республик, а также рисунками, поясняющими правила игры. Пособие рекомендуется педагогам учреждения дошкольного образования при проведении физкультурных занятий и развлечений в группе.

Нами проанализированы пособия раскрывающие содержания белорусских народных игр и разработана их система, которая будет использована в опытно-экспериментальной работе. Данная система включает следующие структурные компоненты: цели, задачи, процессуальный компонент, содержательный компонент, результативный компонент. Представим данную систему схематично. (Рис.1)

Целевой компонент Процессуаль-ный компонент Содержатель-ный компонент Результатив-ный компонент
Цель патриотического воспитания детей старшей дошкольной группы с использованием белорусских народных игр. Задачи: Развивать осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом; способность сопереживать партнеру по игре; Формировать потребность в эмоционально насыщенном содержательном общении со взрослым и детьми в игре, различных видах деятельности; опыт игровых действий, отображающих смысл социальных отношений; коммуникативные умения (умение договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и.т.д.);умения взаимодействовать с партнером по игре на основе ролевого диалога; планировать развитие содержания игры; подчиняться правилам ролевого поведения, не отступать от них; правила общения, влияющие на характер взаимоотношений участников игры, их доброжелательное партнерство; образ малой родины;                Воспитывать патриотические чувства; нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и. т.д.; бережное отношение к предметам, используемым в играх;   Реализация белорусских народных игр на занятиях и в повседневной жизни по этапам: 1.Знакомство с игрой.               2.Проведение игры.                 3.Рефлексивный этап. Пособия с белорусскими народными играми: «Гульні, забавы, ігрышчы» А.Ю. Лозка. А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР»   Высокий уровень патриотического воспитания по задачам учебной программы: 1. Интерес к традициям белорусского народа. 2.Знание белорусских народных игр. 3.Знание элементов белорусской одежды, орнамента. 4.Знание фольклорных произведений белорусского народа.

Таким образом, на современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребёнка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

 


1.3 Условия реализации белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования

Нами выявлены условия реализации белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования: предметно-развивающая среда; повышение квалификации педагога; реализация работы по патриотическому воспитанию посредством белорусских народных игр; обогащение и мотивация детей дошкольного возраста и повышение их интереса к белорусским народным играм; проведение игр в определенной системе и последовательности. Представим их схематично. (Схема 2)

Условия
                           

Проведение игр в определенной системе и последовательности
Реализация работы по патриотическому воспитанию посредством белорусских народных игр
Предметно-развивающая среда

 


Обогащение и мотивация детей дошкольного возраста и повышение их интереса к белорусским народным играм
                         

 

Повышение квалификации педагога

 

 


Предметно-развивающая среда

Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять книги, игрушки, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.014 с.)