Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие коммунальных форм и Псков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что во второй половине XX в. были преодолены представления об особом пути развития средневековых коммун в различных частях лЛатинского мира, отсутствовало единство по вопросу о том, что же такое средневековая коммуна. Происхождение коммун в разных частях латинского мир было различным. В сСеверной Франции превалировали «мирные» коммуны, возникшие не в результате восстания против сиеньора, а, наоборот, скорее, по инициативе сеиньора, которому было выгодно поддерживать «мир ярмарки», и по этой причине он, зачастую, сам даровал тому или иному городу определенные правовые привилегии. Уступая толику власти коммуне, он получал значительную экономическую выгоду. Несколько иной была ситуация во Фландрии и Северной Германии, там у истоков коммуны лежали клятвенные объединения торговцев, именуемые иногда «ганзы». Эти первичные докоммунальные союзы были заинтересованы в получении особого правового статуса, и сиеньоры нередко шли им навстречу, хотя порой и не без борьбы. В Германии гильдийно-цеховая организация предшествовала образованию комммун и стала ее базой. В североитальянских коммунах дело обстояло иначе. Они повсеместно возникали в борьбе, зачастую не без крови. Горожане являли собой военную силу, с которой приходилось считаться всем. После установления коммунального правления города Северной Италии вступали друг с другом в войны (что не было характерно для коммун севернее Альп), но в час опасности демонстрировали способность к объединению, подобному тому, которое заставило императора Фридриха Барбароссу несколько дней пряталться от преследования воинов Ломбардской Ллиги после битвы при Леньяно в 1176 году. Ничего подобного не происходило ни с одной другой, не итальянской коммуной или союзом коммун вплоть до битвы при Куртрэ в начале XIV в. Политические институты коммун различались также от города к городу внутри одного географическоого ареала. Так, в большинстве североитальянских городов первым из коммунальных институтов стал консулат. Консулы в количестве от одного до двенадцати выбирались, как правило, на один год с возможностью последующего переизбрания. Выбирала их городская ассамблея, которой они были в дальнейшем подотчетны. Но в Венеции вместо консулов выбирали дожа, в докоммунальный период назначаемого из Константинополя как чиновника византийской администрации. Ключевым отличием консула от дожа было то, что первый был сменяемой фигурой, а второй правил пожизненно. Кроме того, консул был подотчетен ассамблее, а власть дожа во многих аспектах, даже на символическом уровне, напоминала царскую, причем это именно так воспринималось современниками, осмысливавшими опыт венецианского самоуправления.[767] Коммуны отличались по происхождению, социальной стратификации горожан, системе взаимоотношений с сельской округой, военным возможностям. Можно выделить несколько условий их возникновения (сильная христианская община, слабость центральной власти, развитие торговли) и некоторые ключевые характеристики (выборность городских магистратов, юридическая обособленность от округи и правовая автономия города в целом). Но был один политический институт, общий для всех средневековых коммун, поэтому его нужно считать родовым признаком коммуны — городская ассамблея, включавшая всех взрослых горожан мужского пола, и бывшая главным носителем власти (пределы которой были для разных коммун неодинаковы) на раннем этапе развития коммуны. Такое собрание и было, собственно, коммуной, что, вероятно, и объясняет его повсеместное распространение. [768]. То есть, несмотря на многочисленные различия, европейские коммуны все же имели ряд общих черт, и, как представляется, Новгород и Псков прекрасно вписываются в этот калейдоскоп коммунальных видов и форм, объединенных общими признаками. Все, что мы знаем о городском собрании псковичей, традиционно называемом в историографии вечем, укладывается в описанную выше картину коммунальной городской ассамблеи. На вече принимались важнейшие решения, выбирались или утверждались городские магистраты, производился суд по наиболее тяжким преступлениям. Псков противостоял волости и пригородам, которым диктовал свою волю, а мужи псковичи — жители города, горожане — были политическим народом, эту волю на вече выражавшим. На материале ПСГ можно проследить юридическое противопоставление города и округи. Различие наказаний за воровство «на Крому» (т. е., внутри крепости) и «на посаде» объясняется этим же противостоянием (см. Ччасть I, Гглава 1, § 1.2.–1.3.). Бросается в глаза сходство между ПСГ и комплексом германских и некоторых североитальянских правовых источников в том, что касается жалованного характера права. Причем, важно не происхождение отдельных норм, а тот факт, что законодательство (и части статутов, и ПСГ) опиралось на авторитет правителя, давшего городу права и привилегии.[769] Джорджо Киттолини считал, что природа германского и итальянского городского права и итальянского различна, и германское право может называться городским «не потому, что выражает некую независимость или политическую автономность, а потому, что относится к вещам и людям из самого, собственно, города».[770] Вышесказанное верно и для ПСГ, в которой трудно увидеть выражение (по Дж. Киттолини) «независимости или политической автономии». ПСГ и коммунальное городское законодательство роднит также их направленность внутрь, а не вовне общества. Исключением можно считать только статью ПСГ, упоминающую «переветника», социальное лицо которого ориентировано на внешние отношения, а также статьи, повествующие о бегстве за рубеж изорника и покупке там товара. Это единственные свидетельства значимости для современников ПСГ их связей с внешним миром. Но аналогичную картину мы наблюдаем и на немецком материале: удачным описанием объекта городского права может служить выражение infra murum (внутрь стен), повторяющееся во многих памятниках. Его следует понимать буквально: стены становились объектом правоотношений, устанавливался особый порядок поддержания их в хорошем состоянии. Все кодексы и грамоты Любекского права начинаются с точного и пространного описания границ города и пределов его юрисдикции. ПСГ не знает таких четких границ между городом и округой. Однако на границе рисуемый памятником мир обрывается. В этом смысле закрытость права, отраженного в ПСГ, роднит, ее с германским городским законодательством. Можно констатировать близость псковской пошлины, отраженной в ПСГ, ранним городским статутам Европы. Условия возникновения коммуны в Пскове были также связаны с христианством, как и в случае с городскими коммунами в Западной Европе. А. Е. Мусина пришел к выводу, что первичной формой социальной организации в Пскове была приходская, а не кончанская, что весь Псков, или мужи псковичи, псковских источников это не только политический народ Пскова, но и его церковь в широком смысле слова как совокупность горожан. То, что вече собиралось на Персях перед Троицким собором, имело еще и символическое значение как объединение горожан в дом Ссвятой Троицы ( или дом Ссвятой Софии в Новгороде), которая, будучи покровителем города, была и единственно возможным источником легитимации власти.[771] В равной степени к Пскову применимы и другие начальные условия возникновения коммуны. Прежде всего, речь идет об ослаблении центральной власти, вследствие которого горожане оказались предоставлены самим себе и начали на приходских собраниях принимать и политические решения. В этом смысле ситуация на Руси периода раздробленности, усугубленная к тому же монгольским вторжением, была сходна с той, что сложилась в Италии после распада державы Каролингов. Центральная власть не имела возможности контролировать то, что происходило в городах периферии. С. Рейнольдс (см. «Королевства и сообщества») высказала предположение, что различия в общественных отношения в разных регионах Европы в X–XII вв. сильно преувеличеныо, и что они появились позднее, как следствия дальнейшего развития. В ранний же период вся Европа демонстрировала большее единство в организации общественной жизни, благодаря повсеместному господству обычая в качестве ее регулятора. С. Рейнольдс утверждала, что главная характеристика европейского общества в докоммунальный период состояла в превалировании горизонтальных связей общества над вертикальными. В общественной сфере господствовало коллективное действие, которое позднее не исчезло, а институализировалось, приняв, в том числе, форму городской коммуны. Исследовательница предположила, что такой тип отношений, характеризуемый коллективным действием, предопределил возникновение сообществ (community), в том числе городских коммун (commune), ставших следствием усложнения механизмов регуляции общественной жизни.[772] Именно такую картину мы наблюдаем и в Пскове, но в более поздний период. О Пскове в XII–XIII вв. имеется мало сведений, но они позволяют предполагать именно горизонтальный характер связей в псковском обществе этого времени. Об этом говорят упоминания в новгородских источниках коллективных действий псковичей в их противостоянии с Новгородом и с новгородскими князьями. Псковичи могли принять князя, изгнанного из Новгорода, или «затвориться» от новгородцев «во граде». Часто, но не всегда, за термином «псковичи» в XII–XIII вв. скрывается собрание жителей города, хорошо известное нам в XIV–XV вв. и называемое в XV в. «вечем». (О том, что было признаком институализации такого собрания, см. См. Ччасть I, Гглава 1, § 1.2.–1.3.). Сначала в источниках фиксируется появление такого собрания, затем можно сказать, что собрание получало реальные политические функции и постепенно институализировалось — называлось коммуной. Взаимоотношения Пскова с Ригой и другими ливонскими городами, тоже коммунами, ярко показывали коллективную ответственность горожан. В грамоте Пскова Риге в качестве угрозы в случае невыдачи последней некоего Нездильца фигурирует: «тТо мы исправим в Плескове на вашей братии».[773] Осознание коллективной ответственности горожан, на которых можно нечто «исправить» (т. е. взыскать), за действия своих сограждан есть проявление коммунального сознания. Таким же образом поступали и ганзейские города по отношению к Пскову, задерживая его купцов в конфликтных ситуациях.[774] Перед нами иллюстрация нормы, вошедшей в состав многих европейских кодексов городского права. Согласно этой норме, члены клятвенного союза должны были отомстить тому, кто причинил ущерб члену коммуны, не возместив убытка.[775] Экономический фактор тоже играл роль. Быстрой социально-политической эволюции Пскова (см. главу. 1) в XIV–XV вв. способствовала транзитная торговля с ганзейскими городами Ливонии. Мы можем судить об увеличении торгового оборота, хотя лишь по косвенным данным.[776] Именно торговля лучше всего объясняет процесс социальной дифференциации псковского населения в XIV–XV вв., учитывая то, что крупной земельной собственности в Пскове не было и на конец XV в. В историографии коммуны торговля уже не считается единственным двигателем коммунального развития. «Торговая» концепция А. Пиренна и его последователей была разработана на материале городов Фландрии, а затем была применена к другим центрам коммунального движения, таким как Северная Италия и Северная Германия. Однако, и для городов Фландрии торговый характер развития уже не может считаться всецело аргументированным.[777] Итак, Псков отвечает общим характеристикам коммуны лЛатинского мира даже с точки зрения экономики. Но полезно понять, к какой из многочисленных форм коммуны Ллатинского мира он окажется ближе всего. Такая близость не может быть зафиксирована для одного момента времени, следует сравнивать процессы развития, происходившие в городах и получившие отражение в источниках.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.01 с.) |