Работа с пассивным грамматическим минимумом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с пассивным грамматическим минимумом



    На начальной и средней ступени обучения все ГС усваиваются активно. А вот на старшей ступени появляются ГС, которые ученики должны только узнавать и понимать. Это те ГС, которые составляют пассивный грамматический минимум и которые используются в рецептивных видах РД – аудировании и чтении. Восприятие ГС должно проходить автоматически, по формальным признакам.

    ГС пассивного минимума подаются не ситуативно, а в контексте (на слух или в тексте). Если ГС активного минимума вводятся по принципу одной трудности, постепенно, то в пассивной грамматике ГС предъявляется крупными блоками: в форме таблицы.

           

 

Литература

1. Методика викладання іноземних мов у середніх навчальних закладах. Київ, “Ленвіт”, 2002. – сс.38-42

2. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М. Просвещение, 1986. – сс. 55-61

 

Лекция V. Обучение иноязычному материалу: фонетика. Обучение умению понимать УР на английском языке в средней школе

 

План лекции

1. Формирование фонетических навыков:

1) Фонетический минимум. Требования к произношению учащихся

2) Обучение звукам английской речи

3) Упражнения на рецепцию звуков

4) Упражнения на репродукцию звуков

2. Обучение умению понимать УР на английском языке в средней школе

1) Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида РД

2) Обучение аудированию речи на английском языке в средней школе

 

1.

   Основой любой речи является звук. Много лет язык существовал только в звуковой форме. Письменный код появился значительно позже как отражение звуковой речи. Все виды РД базируются на звуках. Даже в письменной речи роль звуковых компонентов очень важна. Моторная теория речи подчеркивает роль кинестезий. В письменной речи мы проговариваем про себя то, что пишем и читаем. Овладение устной речью и чтением вслух вообще невозможно без стойких слухоречевых и ритмико-интонационных навыков.

Обучение фонетике предусматривает овладение учащимися всеми звуками и звукосочетаниями изучаемого ИЯ, основными интонационными моделями (интонемами) самых распространенных типов простых и сложных предложений. Существует несколько критериев формирования фонетического минимума (ФМ):

1. По степени трудности фонетического явления. Объектами специального усвоения при обучении речи является лишь те звуки, которые представляют для учеников определенные трудности.

2. По критерию соответствия потребностям общения. В минимум включаются, в первую очередь, те звуки и интонемы, которые выполняют в речи смыслоразличительную функцию.

3. По критерию нормативности. Из ФМ для средних учебных заведений исключаются всякие отклонения от нормы, а объектом обучения выступает полный стиль образцовой литературной речи (за эталон берется речь дикторов BBC).

Требования к произношению учащихся

Основными требованиями к речи являются фонематичность и скорость. Фонематичность означает степень правильности фонетического оформления речи, достаточную для того, чтобы она была понятной для собеседника; скоростьстепень автоматизированности произносительных навыков, которая позволяет ученикам говорить в нормальном (средне-нормальном) темпе речи – 130-150 слов в минуту.

В средней школе очень трудно достичь безошибочности и аутентичности речи учащихся. Поэтому требования к речи учащиеся определяют, исходя из принципа апроксимации, то есть, приближенности к правильной речи. С этой целью ограничивается объем фонетического материала, который изучается, а также допускается определенное снижение качества произношения отдельных звуков и интонационных моделей. Аппроксимированное произношение – это такое произношение, в котором, как и в литературном произношении, отсутствуют фонологические ошибки, но которое, в отличие от литературного произношения, допускает нефонологические ошибки, то есть такие, которые не мешают пониманию.

Что нужно помнить при обучении ИЯ? Ученики уже владеют звуковыми средствами РЯ, а то и двух языков. С одной стороны, это помогает в овладении произношением ИЯ, с другой стороны – вызывает определенные трудности, вызванные интерференцией. Например: Долгота гласных. В украинском и русском долгота не имеет смыслоразличительного характера, в отличие от английского. Источником ошибок в интонации является отсутствие в украинском и русском языке высокого тона в начале и резкого падения в понижающем тоне, что характерно для английской речи. То есть, задача учителя состоит в том, чтобы скорректировать те фонетические навыки, которые уже есть у учеников, в соответствии с фонетической системой новой речи и дополнить ее теми элементами произношения, которые отсутствуют в РЯ.

Для нейтрализации негативного влияния фонетических навыков РЯ обучение иностранной речи должно строиться на сравнительном анализе фонологических систем РЯ и ИЯ, что является одним из основных принципов обучения фонетике.

В связи с тем, что репродукция звукового потока обязательно сопровождается контролем со стороны слухового анализатора, в памяти того, кто говорит, обязательно должны существовать соответствующие акустические образы. Это требует одновременного создания слуховых (акустических) и речемоторных образов слов.

При овладении произношением на ИЯ с учетом трудностей рекомендуется пользоваться аналитико-имитативным методом. Это означает, что объяснение и анализ используются только в той мере, в какой они помогают понять особенности фонетического явления и усвоить его (η, r).

Целью обучения фонетике является формирование слухоречевых и ритмико-интонационных навыков на аппроксимированном  уровне.

Слухоречевые навыки – это «навыки фонемно-правильного произношения всех звуков в речевом потоке и понимание всех звуков при аудировании речи».

Ритмико-интонационные навыки – это «навыки интонационно и ритмично правильного оформления речи и соответственно понимания речи других людей».

Из этого определения явствует, что фонетические навыки включают как автоматизированную рецепцию звуков (так называемый «фонематический слух») и интонем («интонационный слух»), так и репродукцию – артикуляцию и интонирование.

Все навыки характеризуются автоматизированностью, гибкостью и стойкостью и формируются поэтапно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.252 (0.008 с.)