Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема умений и навыков по Шатилову
Навыки формируются поэтапно. В психологии различают рецепцию, репродукцию и продукцию. По И.А.Зимней, С.Ф.Шатилову: стереотипизация навыков включает три этапа: 1. ориентировочно-подготовительный 2. стереотипно-ситуативный 3. вариативно-ситуативный На I этапе ученики знакомятся с новым речевым материалом, которые предъявляется в ситуации или в контексте, и выполняют отдельные речевые (языковые) действия по образцу или по правилу. На этом этапе формируется ориентировочная основа действий, как необходимое условие формирования навыка. На II этапе имеет место автоматизация действий ученика с новым речевым материалом в аналогичных речевых ситуациях, в основном, на уровне фразы, высказывания, в отдельных случаях – слова или словосочетания. Цель III этапа – дальнейшая автоматизация действий ученика с новым материалом, но на уровне сверхфразового единства (СФЕ). Новый материал вкрапляется в старый, благодаря чему формируется такое качество навыка, как стойкость, усиливаются автоматизированность и прочность.
Система упражнений для формирования навыков и умений речи Упражнение является ключом к решению проблемы обучения иноязычному общению, проблемы формирования речевых навыков и умений. Понятие «Упражнение» употребляется в двух значениях: а) как многократное выполнение действия (умственного или практического) с целью формирования или совершенствования качества учебных умений и навыков (Бим, Бухбиндер, Слободченко), б) как любое целенаправленное учебное действие, точнее способ действия, адекватный ближайшим задачам и правилам обучения. Создание рациональной системы упражнений является ключом для решения проблемы обучения иноязычной речи. Важность системы упражнений заключается в том, что она обеспечивает как организацию процесса усвоения, так и организацию процесса обучения. С точки зрения организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить: 1) подбор необходимых упражнений, которые отвечают характеру определенного навыка или умения; 2) определение необходимой последовательности упражнений; 3) распределение учебного материала и его соотношения; 4) систематичность (регулярность) выполнения определенных упражнений;
5) взаимосвязь разных видов РД (Е.И.Пассов) С точки зрения организации процесса обучения система упражнений потребует материального воплощения, как это имеет место в учебнике (УМК). Прежде чем рассматривать сущность системы упражнений, обратимся к определению самого понятия «упражнения» в методике обучения ИЯ. Упражнение - это специально организованное в учебных условиях многоразовое использование отдельных операций, действий или деятельности (или их последовательного ряда) с целью овладения ими или их усовершенствования. Каждое упражнение независимо от его характера имеет трех или четырехфазную структуру: I фаза: инструкция II фаза: образец выполнения III фаза: выполнение заданий IV фаза: контроль (контроль со стороны учителя, взаимоконтроль или самоконтроль учащихся) Первая фаза (инструкция) очень важна, так как она должна включать мотив для выполнения определенного речевого действия/деятельности, речевую ситуацию, роли коммуникантов (если упражнение выполняется в форме речевой игры). Наряду с этим ученику необходимо указать и на то, что он должен сделать и как: устно, письменно, в тетради, на доске, индивидуально, в парах, в группах или командах. Например. Задание (инструкция) - Вы репортер. Возьмите интервью у трех учеников своего класса. Поставьте им четыре вопроса, имеющихся в таблице. - Прочитайте текст и дайте ему заглавие - Спишите текст и вставьте пропущенные слова (артикли, предлоги) - Поставьте вопросы к картинкам - Спросите вашего друга, что он делал вчера вечером - Сдела йте описание данной картинки - Расскажите о себе и своем классе Вторая фаза (образец выполнения) факультативная: она может иметь место, если имеется потребность в образце выполнения. Но образец может и не понадобиться. Например, после прочтения примера образец не нужен. Третья фаза (собственно выполнение) – собственно выполнение упражнения. Упражнение может включать в себя от пяти и более заданий. Оптимальное количество заданий в упражнении определяется как характером упражнения, так и условиями его выполнения. Так, рекомендуется выполнять упражнение на формирование грамматических навыков в виде парной работы. Тогда оптимальное количество заданий будет определяться количеством учащихся в учебной группе.
Четвертая фаза может совпадать с исполнением. В процессе обучения ИЯ применяется большое количество самых различных упражнений. Чтобы овладеть этим многообразием, необходима их научная типология. Речь идет об определении видов и типов упражнений. К сожалению, эта проблема еще не получила более или менее положительного решения в современной методической литературе. Среди методистов нет единства в понимании главного – исходной основы типологии упражнений. Одни авторы в качестве такой модели берут дикотомию «язык – речь» (И.В.Рахманов), другие – первичные умения, навыки, речевые умения (И.Д.Салистра), третьи – целенаправленную и ненаправленную активизацию языкового материала (Б.А.Лапидус). Неоднозначно трактуются и уровни описания упражнений. Некоторые методисты различают только типы упражнений (Р.Ладо) типы, виды и подвиды (С.Ф.Шатилов) типы, роды и виды (И.В.Рахманов) При подборе упражнений следует определять типы и виды упражнений по определенным критериям, охарактеризовать их и определить их соответствие для формирования тех или иных навыков или речевых умений. Основными критериями, по Н.К.Скляренко, являются: 1) направленность упражнения на прием или выдачу информации 2) коммуникативность
Основные критерии – первых два. В чем сущность упражнений по ним. Рецептивные – ученик воспринимает вербальную информацию через слуховой или зрительный канал, а затем тем или иным способом демонстрирует, что он опознает, различает звуки, графемы, грамматические структуры и так далее, понимает устное или письменное высказывание. Фактически все репродуктивные упражнения являются рецептивно-репродуктивными, так как в репродуктивных упражнениях ученик повторяет (воспроизводит) полностью или с изменениями воспринятый учебный материал (звук, слово, высказывание, текст). Но ясно, что вначале ученик должен воспринять определенную вербальную информацию от учителя, диктора или учебника, а уже потом ее репродуцировать полностью или частично. Продуктивные упражнения: ученик самостоятельно порождает высказывание различных уровней (от предложения до уровня текста) в устной или письменной форме. Если же продуцирование устного или письменного высказывания имеет место после восприятия или понимания текста, то упражнение – рецептивно-продуктивное. Коммуникативность. Коммуникативное упражнение – это специально организованная форма общения, когда ученик реализует акт речевой деятельности с помощью изучаемого ИЯ.
Условно-коммуникативные упражнения предусматривают речевые действия учащихся в ситуативных условиях. Основные отличительные признаки такого типа упражнений – наличие речевой задачи (выясните что, посоветуйте, выскажите восхищение и так далее) и ситуативность. Если один из этих признаков отсутствует, упражнение нельзя отнести к условно-коммуникативным. В некоммуникативном упражнение учащиеся выполняют действия с языковым материалом вне ситуации, сосредотачиваясь лишь на форме. Примеры: 1.Некоммуникативные: «Напишите по одному вопросу к каждому предложению, начиная их словами, данными в скобках». Речевой задачи здесь нет, вопросы ставятся к уже известной информации, все внимание ученика сосредоточено на форме – порядок слов в вопросительном предложении: в каком времени, залоге нужно ставить глагол; ситуация отсутствует. Вывод: упражнение некоммуникативное. 2. Инструкция: Прочти записку, которую тебе написали родители (полей цветы, подмети пол, вымой посуду, покорми кота и собаку). Родители вернулись домой. Скажи им, что ты выполнил все то, что они просили. Здесь две речевые задачи: 1) прочти и пойми 2) сообщи родителям, что ты выполнил. Внимание ученика распределяется между содержанием и формой. Создана ситуация, которую можно даже инсценировать. В то же время все предложения, которые говорит ученик, построены по одинаковому образцу, упражнение имеет тренировочный характер. Вывод: Упражнение условно-коммуникативное. 3. Инструкция: Сегодня у нас гости из англоязычных стран. Познакомитесь с ними. Расспросите, откуда гости приехали, из какого города, какой национальности, кем он/она собираются стать, когда вырастет. Ситуация моделирует реальную ситуацию встречи украинских и зарубежных школьников, что мотивирует использование ИЯ с целью общения. Речевая задача поставлена перед обоими партнерами: узнать, как можно больше друг о друге. Продукт речи – диалог-расспрос. Вывод: упражнение коммуникативное. Характер упражнений должен соответствовать тем навыкам и умениям, которые посредством их формируются. Учитывая то, что практическая цель обучения в школе – это общение в четырех видах РД, система упражнений должна обеспечить формирование речевых навыков и умений. Основное место должны занимать условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения. Некоммуникативные занимают второстепенное место.
По возможности некоммуникативным упражнениям следует придавать игровой характер и выполнять как языковые игры. Например, повторение форм неправильных глаголов можно провести в виде игры с мячом; словарное лото (при повторении слов по теме); кроссворд, поле чудес. При формировании некоторых навыков, например, артикуляционных, вообще невозможно обойтись без некоммуникативных упражнений. Для формирования речевых навыков (грамматических, лексических, интонационных) необходимы условно-коммуникативные упражнения.
Основные типы и виды упражнений
В соответствии с этапами формирования речевых навыков и умений в систему упражнений вначале войдут условно-коммуникативные, направленные на формирование навыков, а затем коммуникативные, используемые для развития умений. Некоммуникативные упражнения в случае необходимости можно включать в систему вместе с условно-коммуникативными. В системе упражнений для обучения рецептивным видам РД – аудированию и чтению перевешивают рецептивные виды упражнений. Когда мы говорим о продуктивных видах РД - говорении и письме, то здесь рекомендуется соблюдать следующую последовательность: рецептивно-репродуктивные → продуктивные упражнения. Различают общую систему упражнений, которая охватывает все виды РД и находит свое материальное воплощение в учебнике; система упражнений для овладения навыками и умениями аудирования, говорения, чтения и письма; подсистемы упражнений для формирования «технических навыков» (техника чтения, техника письма), речевых навыков и умений в определенном виде РД, среди которых различаются еще группы упражнений, направленных на овладение конкретными навыками (например, лексических, орфографических и так далее), а также отдельными умениями (например, обмениваться репликами).
В методической литературе встречается понятие «комплекс упражнений» - по-разному трактуется. Н.К. Скляренко относит этот термин к определенному языковому или речевому материалу (комплекс упражнений по усвоению будущего времени).
Литература 1. Методика навчання іноземних мов у середніх навчальних закладах. Підручник для студентів вищих закладів освіти. – Київ: Ленвіт, 1993. – сс. 61-72 2. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. – М. Просвещение, 1983. 3. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М. Просвещение, 1986. – сс. 55-61
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.023 с.) |