Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида РД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида РД



Психологической основой понимания УР является процесс восприятия узнавания человеком звуковых образов языковых явлений и понимания из значений благодаря наличию у него речевого слуха на данном языке.

Аудирование как и говорение с психологической точки зрения представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой выделяют три уровня: побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский (аналитически-синтезирую-щий) и исполнительский.

Мотив аудирования: познавательно-коммуникативный интерес (потребность) в информации, содержащейся в аудируемом тексте.

Процесс аудирования включает фазу прогнозирования на смысловом уровне:

1) установление смысловых связей на уровне предложения;

2) смысловые связи на уровне абзаца;

3) на уровне текста;

4) фаза смыслоформулирования.

Чтобы хорошо прогнозировать и понимать, нужно хорошо владеть языком и хорошо развитым речевым слухом. Пониманию помогает также аудиторский опыт, информированность в теме (предмете) аудируемого текста. Все эти компоненты (уровень владения языка, речевой слух, аудиторский опыт, информированность в предмете) позволяют актуализировать слуховые образы языкового явления (слова, интонационные модели), его обобщенных парадигматических и синтагматических структур, тем самым обеспечивая правильное прогнозирование и последующее смыслообразование.

Если же эти компоненты не сформированы или недостаточно сформированы, процесс аудирования протекает с большими трудностями.

Важным психологическим фактором является также емкость памяти – возможность удерживать слушающим текст (предложение, абзац) определенной длины и глубины (то есть синтаксической сложности).

Два предложения одной и той же длины воспринимаются по-разному, труднее удерживается в кратковременной слуховой памяти предложение со сложным синтаксисом, чем простое распространенное. Помните: для понимания смысла всего предложения аудирующему необходимо удержать в памяти начало. Другие психологические трудности аудирования:

1) Вид аудируемой речи (живая или речь в механической записи), ситуативная диалогическая или контекстная монологическая речь, речь знакомого или незнакомого человека (диктора).

Речь при непосредственном общении понимается лучше (при прочих равных условиях), чем речь в механической записи. Помогают экстралингвистические факторы: ситуация, жесты, мимика, артикулирование, изменение темпа речи и так далее.

Ситуативная диалогическая речь в механической записи понимается с большим трудом,чем речь контекстная монологическая, особенно сюжетно-фабульная.

Затрудняют аудирование и особенности голосовых данных диктора.

2) Лингвистические трудности аудированного текста: наличие в аудированном тексте незнакомых слов, непонятного языкового материала (даты, географические названия, имена).

Если незнакомые слова встречаются в начале предложения, то понимание затруднено, либо имеет место неправильная ориентировка слушателя относительно содержания аудируемого текста.

Если незнакомые слова находятся в середине текста или в конце, то отрицательное влияние на понимание наименьшее, так как значение часто определяется по контексту.

К лингвистическим трудностям относятся также объем и синтаксическая сложность смысловых единиц текста (предложений, КБ, абзацев).

Несущественным для понимания является порядок слов в вопросительном предложении, если понято первое вопросительное слово.

Трудны реалии, имена, диалектические, фонетические особенности аудируемой речи (диктор, неразборчивость, ненормативность).

Обучение аудированию

Цель обучения аудированию в средней школе: сформировать коммуникативное умение аудировать различные виды речи: 1) живая диалогическая речь (при участии в диалоге и при неучастии в диалогическом общении), 2) живая монологическая речь, 3) диалогическая и монологическая речь в механической записи.

Каковы требования Программы по иностранному языку? Учащиеся должны понимать на слух речь в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, построенную на программном языковом материале IV-VIII кл., содержащую до 2% незнакомых слов (в зависимости от класса), о значении которых можно догадаться, длительностью звучания до 3 мин.

Аудирование широко используется в школе как средство обучения – при устной форме презентации языкового материала, в устно-речевой тренировке языкового материала.

Устная речь в школе невозможна без аудитивных навыков (узнавание и понимание языковых явлений).

Узнавание начинается с восприятия. В слуховой памяти человека уже должен быть сформирован слуховой образ слова. Если такого образа нет, то и узнавания нет, или же оно неточное, неполное. Что узнается? Отдельное слово, словосочетание, синтагма, предложение, фрагмент текста.

Помогает узнаванию и пониманию значения языкового явления контекст. Создание прочных слуховых образов возможно лишь при многократном восприятии языковых явлений на слух, при выполнении аудитивных предречевых условно-речевых упражнений с использованием языковых фонетических упражнений.

Этапы обучения аудированию:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.214 (0.008 с.)