Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории с точки зрения цивилизационного подхода.

Поиск

Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом теоретической рефлексии в XIX в. Г. Гегель, не видя будущности в культурно-историческом развитии России, вычеркнул её из списка «исторических народов». П. Чаадаев, признавая своеобразие цивилизационного развития России, видел его в том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого».

В полемике западников и славянофилов сформирова­лись две противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала будущее России с её самоидентификацией в русле европейской со­циокультурной традиции, другая - с развитием самобытно-культурной самодостаточности. К. Леонтьев разработал концепцию восточнохристианской (византийской) культур­ ной «прописки» России. Н. Данилевский наиболее перс­пективным считал противостоящий Западной культуре «славянский тип» цивилизации, полнее всего выраженный в русском народе. А. Тойнби рассматривал российскую ци­вилизацию в качестве «дочерней» зоны православной Ви­зантии.

Существует также евразийская концепция цивилизаци онного развития России, представители которой, отрицая как Восточный, так и Западный характер российской куль­туры, вместе с тем ее специфику усматривали во взаимном влиянии на неё Восточных и Западных элементов, полагая, что именно в России сошлись Восток и Запад. Сторонники евразийства отделяли Россию не только от Запада, но и от славянского мира, настаивая на исключительности её цивилизации, обусловленной спецификой её геополитического положения.

Одни историки считают, что с IX в. (образование Русского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколь­ко этапов, различающихся особыми типологическими черта­ми, что позволяет квалифицировать их как самостоятель­ные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей было три таких субцивилизации: 1. Киев­ская Русь (примерно с конца X по конец XIII вв., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2. Москов­ская Русь (с начала XIV по конец XVII вв.); 3. Имперская Россия (с начала XVIII в. по сей день). Другие историки в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют период Советской России (с 1917 г.). Третьи становление Киевской субцивилизации связывают не с образованием Рус­ского государства, а с принятием христианства (конец X в.).

По другой версии, в том ареале, который назы­вается Россией, существовала не одна, а две цивилизации: с IX (или VI) по конец XIII вв. - Русско-европейская (или славянско-европейская) цивилизация,а с начала XIV в. - Евразийская (или Российская) цивилизация. Наконец, некоторые историки рассматривают советский период как становление особого типа цивилизации.

Современные исследователи Отечественной истории выделяют три глобальных периода, на которые можно разделить историю России: период авторитарной России (862 - 1917), период тоталитарной России (1917 - 1991), период демократической России (с 1991 г.). А. Ахиезер, полагая, что Россия находится между традици­онной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как осо­бой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы со­циальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу её периодизации он положил динамику господствую­щих в обществе нравственных идеалов - «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, то есть переходу от одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем - возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период ис­тории. Таких периодов в Отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1) IX в. - 1917 г.; 2) 1917 - 1991гг.; 3) с 1991 г.

Первый глобальный период включает семь этапов: 1) гос­подство раннего соборного идеала (от князя Олега до удель­ной Руси); 2) господство раннего умеренного авторитариз­ма (от Ивана Калиты до Великой смуты); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия (от смуты до царствова­ния Алексея Михайловича); 4) господство крайнего автори­таризма (от конца царствования Алексея Михайловича до Анны Иоанновны); 5) господство позднего идеала всеобще­го согласия (от манифеста «О вольности дворянства» 1762 г. до восстания декабристов); 6) господство позднего идеала умеренного авторитаризма (царствование Николая I); 7) гос­подство позднего соборного идеала, приобретшего форму соборно-либерального (вторая половина XIX в. - 1917 г.).

Второй глобальный период российской истории в ускоренных масштабах включает также семь этапов: 1) господство раннего соборного нравственного идеала (октябрь 1917 - середина 1918 гг.); 2) господство раннего умеренного авторитаризма («военный коммунизм»и гражданская война, 1918 - 1921); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия (новая экономическая политика, 1921 - 1928);   4) господство крайнего авторитаризма (эпоха диктатуры И. Сталина, 1929 - 1953; период форсированной индустриализации и коллективизации); 5) господство позднего идеала всеобщего согласия (эпоха «оттепели» Н. Хрущёва, 1953 - 1964); 6) господство позднего идеала умеренного авторитаризма (эпоха «застоя», середина 1960 - середина 1980 гг.); 7) господство позднего соборного идеала, приобретшего форму соборно-либерального (эпоха «перестройки и гласности», 1985 - 1991).

Третий глобальный цикл в истории России начался, счи­тает Ахиезер, после событий 19 - 21 августа 1991 г., полу­чивших название августовского путча, соответственно, с утверждения этапа раннего соборного идеала, на смену которому должен прийти этап господства раннего умерен­ного авторитаризма.

Л. Семенникова, отмечая, что Россия не вписывается пол­ностью ни в Западный, ни в Восточный тип развития, по­лагает, что она, не являясь самостоятельной цивилизацией, представляет собой «цивилизационно неоднородное общест­во». По её мнению, Россия - это особый, исторически сло­жившийся конгломерат народов, относящихся к разным ти­пам развития, объединённых мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Поэтому в основу пе­риодизации цивилизационного развития России она кладёт прежде всего политический фактор: 1) от Киевской Руси по эпоху Петра Великого (IX - начало XVIII в.), 2)  попытка обрести единство на европейской основе (XVIII - XIX вв.), 3) про­блемы исторического выбора (револю­ция 1905 г. - падение самодержавия в феврале 1917 г.), 4) проблемы ци­вилизационного выбора после падения самодержавия (фев­раль - октябрь 1917 г.), 5) гражданская война (1917 - 1922 гг.), 6) история «со­ветского общества» (развитие цивилизационно неоднород­ного общества в индустриальную эпоху). 7)  от СССР - к России (с 1991 г.).

Сторонники «двух цивилизаций» в России исходят из того, что на рубеже XIII - XIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой инте­грации, то есть цивилизационной основой России, становит­ся государственность, формирующая в обществе, и особый нормативно - ценностный порядок. В это время меняется со­циальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социаль­ных связей, основу которых составляет министериалитет. В это же время, согласно пассионарной концепции Л. Гу­милёва, начинается генезис нового, русского этноса, а затем - российского суперэтноса.

Центральным моментом в процессе формиро­вания новой Российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части: крестьян-полуязычни­ков, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, Церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, в еди­ное российское общество. В это время был сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами экономики в пользу экстенсивного развития.

Следствием этого стало превращение кратковременного для Западной Европы процесса - коло­низации и распашки земель - в длительный и стержневой для истории России процесс. Победа иосифлян над нестя­жателями утвердила в православной культуре «идеал пови­новения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания», и близкого в этом плане идеологии протестантизма с его принципом «молись и работай». Главная цен­ность христианства: спасение Души после смерти, с одной стороны, и труд как ценность, с другой стороны, ока­зались отделены и противопоставлены друг другу.

В рамках Русско-европейской циви­лизации (IX - XIII) можно выделить 4 субцивилизации: Киев­ская, Новгородская, Северо-восточная и Юго-запад­ная. Киевская субцивилизация прекратила существование в XIII в. в результате монгольского нашествия. Нов­городская субцивилизация - в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей (XVI в.) вошла в состав Западноевропейско­го цивилизационного ареала. На основе Северо-восточной субцивилизации в XIV веке стала складываться «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой Российской (евразий­ской) цивилизации.

В рамках Российской (евразийской) цивилизации (XIII - XX) можно выделить также 4 субцивилизации: Московская Русь, Литовская Русь, Имперская (самодержавная) Россия, Советская (тоталитарная) Россия. Период с 1991 г. можно рассматривать как переходную, посткоммунистическую эпоху, как «переход к демократии» и, вероятно, к новой субцивилизации.      

          



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.007 с.)