Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация истории с точки зрения цивилизационного подхода.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом теоретической рефлексии в XIX в. Г. Гегель, не видя будущности в культурно-историческом развитии России, вычеркнул её из списка «исторических народов». П. Чаадаев, признавая своеобразие цивилизационного развития России, видел его в том, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого». В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала будущее России с её самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, другая - с развитием самобытно-культурной самодостаточности. К. Леонтьев разработал концепцию восточнохристианской (византийской) культур ной «прописки» России. Н. Данилевский наиболее перспективным считал противостоящий Западной культуре «славянский тип» цивилизации, полнее всего выраженный в русском народе. А. Тойнби рассматривал российскую цивилизацию в качестве «дочерней» зоны православной Византии. Существует также евразийская концепция цивилизаци онного развития России, представители которой, отрицая как Восточный, так и Западный характер российской культуры, вместе с тем ее специфику усматривали во взаимном влиянии на неё Восточных и Западных элементов, полагая, что именно в России сошлись Восток и Запад. Сторонники евразийства отделяли Россию не только от Запада, но и от славянского мира, настаивая на исключительности её цивилизации, обусловленной спецификой её геополитического положения. Одни историки считают, что с IX в. (образование Русского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей было три таких субцивилизации: 1. Киевская Русь (примерно с конца X по конец XIII вв., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2. Московская Русь (с начала XIV по конец XVII вв.); 3. Имперская Россия (с начала XVIII в. по сей день). Другие историки в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют период Советской России (с 1917 г.). Третьи становление Киевской субцивилизации связывают не с образованием Русского государства, а с принятием христианства (конец X в.). По другой версии, в том ареале, который называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации: с IX (или VI) по конец XIII вв. - Русско-европейская (или славянско-европейская) цивилизация,а с начала XIV в. - Евразийская (или Российская) цивилизация. Наконец, некоторые историки рассматривают советский период как становление особого типа цивилизации. Современные исследователи Отечественной истории выделяют три глобальных периода, на которые можно разделить историю России: период авторитарной России (862 - 1917), период тоталитарной России (1917 - 1991), период демократической России (с 1991 г.). А. Ахиезер, полагая, что Россия находится между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу её периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов - «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, то есть переходу от одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем - возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в Отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1) IX в. - 1917 г.; 2) 1917 - 1991гг.; 3) с 1991 г. Первый глобальный период включает семь этапов: 1) господство раннего соборного идеала (от князя Олега до удельной Руси); 2) господство раннего умеренного авторитаризма (от Ивана Калиты до Великой смуты); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия (от смуты до царствования Алексея Михайловича); 4) господство крайнего авторитаризма (от конца царствования Алексея Михайловича до Анны Иоанновны); 5) господство позднего идеала всеобщего согласия (от манифеста «О вольности дворянства» 1762 г. до восстания декабристов); 6) господство позднего идеала умеренного авторитаризма (царствование Николая I); 7) господство позднего соборного идеала, приобретшего форму соборно-либерального (вторая половина XIX в. - 1917 г.). Второй глобальный период российской истории в ускоренных масштабах включает также семь этапов: 1) господство раннего соборного нравственного идеала (октябрь 1917 - середина 1918 гг.); 2) господство раннего умеренного авторитаризма («военный коммунизм»и гражданская война, 1918 - 1921); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия (новая экономическая политика, 1921 - 1928); 4) господство крайнего авторитаризма (эпоха диктатуры И. Сталина, 1929 - 1953; период форсированной индустриализации и коллективизации); 5) господство позднего идеала всеобщего согласия (эпоха «оттепели» Н. Хрущёва, 1953 - 1964); 6) господство позднего идеала умеренного авторитаризма (эпоха «застоя», середина 1960 - середина 1980 гг.); 7) господство позднего соборного идеала, приобретшего форму соборно-либерального (эпоха «перестройки и гласности», 1985 - 1991). Третий глобальный цикл в истории России начался, считает Ахиезер, после событий 19 - 21 августа 1991 г., получивших название августовского путча, соответственно, с утверждения этапа раннего соборного идеала, на смену которому должен прийти этап господства раннего умеренного авторитаризма. Л. Семенникова, отмечая, что Россия не вписывается полностью ни в Западный, ни в Восточный тип развития, полагает, что она, не являясь самостоятельной цивилизацией, представляет собой «цивилизационно неоднородное общество». По её мнению, Россия - это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединённых мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Поэтому в основу периодизации цивилизационного развития России она кладёт прежде всего политический фактор: 1) от Киевской Руси по эпоху Петра Великого (IX - начало XVIII в.), 2) попытка обрести единство на европейской основе (XVIII - XIX вв.), 3) проблемы исторического выбора (революция 1905 г. - падение самодержавия в феврале 1917 г.), 4) проблемы цивилизационного выбора после падения самодержавия (февраль - октябрь 1917 г.), 5) гражданская война (1917 - 1922 гг.), 6) история «советского общества» (развитие цивилизационно неоднородного общества в индустриальную эпоху). 7) от СССР - к России (с 1991 г.). Сторонники «двух цивилизаций» в России исходят из того, что на рубеже XIII - XIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, то есть цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе, и особый нормативно - ценностный порядок. В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет. В это же время, согласно пассионарной концепции Л. Гумилёва, начинается генезис нового, русского этноса, а затем - российского суперэтноса. Центральным моментом в процессе формирования новой Российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части: крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, Церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, в единое российское общество. В это время был сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами экономики в пользу экстенсивного развития. Следствием этого стало превращение кратковременного для Западной Европы процесса - колонизации и распашки земель - в длительный и стержневой для истории России процесс. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания», и близкого в этом плане идеологии протестантизма с его принципом «молись и работай». Главная ценность христианства: спасение Души после смерти, с одной стороны, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу. В рамках Русско-европейской цивилизации (IX - XIII) можно выделить 4 субцивилизации: Киевская, Новгородская, Северо-восточная и Юго-западная. Киевская субцивилизация прекратила существование в XIII в. в результате монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация - в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей (XVI в.) вошла в состав Западноевропейского цивилизационного ареала. На основе Северо-восточной субцивилизации в XIV веке стала складываться «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой Российской (евразийской) цивилизации. В рамках Российской (евразийской) цивилизации (XIII - XX) можно выделить также 4 субцивилизации: Московская Русь, Литовская Русь, Имперская (самодержавная) Россия, Советская (тоталитарная) Россия. Период с 1991 г. можно рассматривать как переходную, посткоммунистическую эпоху, как «переход к демократии» и, вероятно, к новой субцивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.007 с.) |