Унитарный (монистический) подход к изучению истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Унитарный (монистический) подход к изучению истории.



 

    Унитарное (от лат. unitas - единство) представление о прогрессивном развитии всего человечества как единого целого, прошедшего путь от дикости и варварства к цивилизации сформировалось во второй половине XVIII века в рамках философии эпохи Просвещения (Ж. Кондорсе, И. Гердер).  В эту эпоху складывались основы монистической интерпретации исторического процесса, а в её рамках - линейные, циклические и утопические концепции развития общества.

    Представители монистического подхода (от гр. м onos - один; в монизме в основе всего существующего признаётся только одно начало) видят исторический процесс во власти определённых общих законов, доказательством чего является универсальность исторических закономерностей, основных фаз или этапов, через которые проходит человечество.

       Линейные концепции основываются на том, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему с последовательным нарастанием совершенства общества на основе прогресса. Концепции этого типа появились в XVI - XVIII вв. в период борьбы за духовную эмансипацию человека. Прогресс человечества виделся в то время как прогресс человеческого разума. О. Конт выделил три ступени социальной динамики: динамики прогресса. На первой - освоение мира и осознание единого Бога, на второй - познание величия главной сущности - природы, на третьей - понимание естественных законов. На каждой ступени человек становится всё более совершенным. Ж. Кондорсе линию прогресса цивилизации разделил на десять исторических эпох: от исходной ступени цивилизации до эпохи Просвещения.

Одержимость идеями прогресса и возможности создания на его основе справедливого общественного устройства вызвала появление так называемых утопических взглядов и теорий, в основе которых лежали ложные умозаключения и фантазирование. К ним относятся не только идеи социалистов-утопистов эпохи раннего Нового времени, но и сформулированная позднее в рамках методологии однолинейного прогрессизма теория общественно-экономических формаций К. Маркса, содержащая элементы социального утопизма и провиденциализма.

Современные теории - «постиндустриального общества» (О. Тоффлер, Д. Белл, А. Турен), «стадий экономического роста» У. Ростоу, «закрытых и открытых обществ» К. Поппера и ряд других также продолжают традиции унитарного подхода к пониманию истории, её линейной интерпретации. 

    Концепции циклического развития человечества представляют весь исторический процесс как смену одних и тех же циклов. Следует отметить, что образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался ещё в глубокой древности на основе вполне доступных для всех простых наблюдений за природой. Поэтому цикл стал обязательным элементом мифов об умирающих и воскресающих Богах, катастрофах и обновлениях мира. Первые описания циклического взаимопревращения встречаются у Гераклита. Циклические концепции были заметны у Платона  и Аристотеля, а Полибий в своей «Всеобщей истории» довёл концепцию форм государства Платона и Аристотеля до полной циклической определённости: все 6 форм правления сменяют друг друга.

    В начале XVIII века итальянский философ Д. Вико (один из основоположников историзма) сформулировал вывод о цикличном характере исторического процесса, о том, что все народы вне зависимости от расы и географических условий проходят одни и те же этапы в своём развитии. С его точки зрения исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим их трёх эпох: Божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). В конце XIX века в духе методологии, начала которой были заложены Вико, возникла циклическая концепция Э. Майера, который всю историю представлял в виде смены двух циклов: древнего и нового.

        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.005 с.)