Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизации всемирной истории.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основой периодизаций всемирной истории, возникающей только на определённом этапе развития человеческого сообщества в результате глобального взаимодействия своеобразных в историко-культурном отношении стран и народов, являются фундаментальные изменения в характере этого взаимодействия. В качестве критериев периодизации рассматриваются и материальные, и духовные факторы. В ХХ веке периодизация всемирной истории была представлена в схеме мировой истории К. Ясперса, основанной на идее «осевого времени», и в концепции всемирно-исторического процесса Л. Васильева, разработанной на основе синтеза различных идей о его единстве. Историческая схема Ясперса признаёт реальность всемирной истории как особой стадии развития человеческого духа и как результат взаимодействия различных культур. Немецкий философ-экзистенциалист, полемизируя с марксистскими и технократическими концепциями мировой истории, делает акцент на духовной составляющей бытия человека. Ясперс выделяет в общественном развитии четыре «среза»: 1) «доистория» (до IV тыс. до Р.Х.), Великие исторические культуры Древности» (локальные истории: с IV тыс. до Р.Х.), Осевая эпоха» (начало всемирной истории как идеи: VIII - III вв. до Р.Х.), Эпоха техники» (единая мировая история как реальность: с XVII в.). Согласно Ясперсу реальность всемирной истории обусловлена духовным единством человечества, которое начало формироваться в «осевое время». Л. Васильев, подвергая критике существовавшую в советской науке традиционную периодизацию истории, справедливо полагает, что она опирается только на европейские реалии, произвольно идеологически интерпретированные. Переходная эпоха в истории Европы, вызванная падением Античного мира, распространением христианства и выдвижением на сцену европейской истории германских народов, для неевропейского мира абсолютно условна и может быть использована лишь для удобства или сравнения сходных процессов исторического развития. В историческом процессе Л. Васильев выделил 3 ступени: 1. время существования локальных обществ «азиатского» типа (с древнейших времён до VII - VI вв. до Р.Х.); 2. время параллельного сосуществования локальных обществ античного (или европейского) и «азиатского» (или неевропейского) культурно - исторических миров (VII - VI вв. до Р.Х. – XIV - XVII вв.); 3. время возникновения всемирной истории на путях общечеловеческой интеграции локальных обществ в ходе их модернизации и глобальной трансформации (с XVII в. по настоящее время). Согласно Л. Васильеву, начиная с эпохи Античности и до начала активной европейской экспансии и колонизации Востока, сосуществовали две принципиально различные общественные системы и два типа исторического развития. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения античный генотип Европейской цивилизации проявился в полной мере, приняв форму капитализма, ставшего не результатом развития классического европейского феодализма, а стадией развития античного генотипа. Столкновение двух типов социального развития в начале Нового времени выявило превосходство Европейской цивилизации, что породило иллюзию неполноценности неевропейского мира. В XVIII - XIX вв. происходил симбиоз, а в XX - наблюдался синтез традиционных и европейских структур на Востоке, пока в конце ХХ века не выявились негативные последствия развития европейского типа цивилизации для всего человечества. В традиционную схему деления мировой истории на стадии дикости (1й этап), варварства (2й этап) и цивилизации (3й этап), через которые в разное время проходит значительная часть народов и регионов Земли, можно внести ряд существенных дополнений. Представляется более целесообразным видеть на третьей стадии развития человечества эпоху развития и расцвета духовной культуры, а на четвёртой - эпоху развития и расцвета материальной культуры, или цивилизации. В то же время стадию так называемой «дикости» (или «доистории») можно охарактеризовать как эру первобытной, «природной» культуры эпохи ранней Древности, а стадию так называемого «варварства» - как эру «переходной» культуры эпохи поздней Древности. И тогда стадии развития человечества можно представить следующим образом: 1) Фаза естественности, органического единства человека с природой и Космосом, фаза первобытного, «природного» искусства, фаза полноты и гармонии бытия; 2) Фаза «переходности», фаза разрежения полноты и гармонии бытия вследствие зарождения высокого, «интеллектуального» искусства, фаза начала «затенения» первоистоков человека; 3) Фаза Культуры (или великих культур) как завершение эры «переходности», полного отступления от первоистоков и трансформации человека во внеприродную «отличительную» структуру; фаза преддверия духовной пустоты; 4) Фаза Цивилизации как завершение эры духовной Культуры и начало эры технократических материальных ценностей (эры материальной культуры); фаза искусственности и неестественности; фаза полного забвения первоистоков человека; фаза преддверия пустоты вообще. Таким образом, в истории человечества (равно как и в истории локальных цивилизаций) прослеживаются следующие линии духовного развития: I. Естественность - переходность - искусственность; II. Полнота бытия - разрежение - пустота (дисгармония духа); III. Культура - затенение (варварство цивилизации) - пустота вообще (забвение культурной традиции, опустошение естественного жизненного пространства, исчезновение великих чувств и аффектов, «расчеловечивание»). Эти линии могут свидетельствовать о том, что человек развивается не только в сторону прогресса (прогресс интеллекта, морали, техники, прогресс цивилизации), но и в сторону регресса и дегенерации. Такой путь развития приводил в конечном итоге все предшествующие цивилизации к упадку и гибели. Сегодня этот путь развития (его именуют технократическим) может привести либо к глобальной катастрофе и исчезновению человечества, либо к возврату к природным первоистокам, о которых человеку ещё предстоит вспомнить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.005 с.) |