Установление контакта с аудиторией, значение обратной связи и ее использование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление контакта с аудиторией, значение обратной связи и ее использование.



Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1. Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

2. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

3. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

4. Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

5. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

6. Показ практической значимости информации.

7. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

8. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

9. Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.


Поза, жесты и мимика выступающего.

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Невербальное общение – это то, что мы говорим друг другу без слов. Это все то, что в дополнение к вашим словам помогает быть правильно и позитивно воспринятыми аудиторией. Когда готовимся к выступлению, мы, конечно же, хотим выглядеть уверенными и доброжелательными, однако наше тело может выдать нас в самый неудачный момент. Именно поэтому стоит заранее уделить внимание проработке своей позы и жестикуляции.  

Поза

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией.

Старайтесь не скрещивать руки и ноги, не стоят вполоборота к залу. Движения должны быть спокойные, плавные, без суетливости. Ваше расположение может считаться удачным, если вас хорошо видно максимальной части аудитории. Выбирайте положение по центру помещения, или близко к центру. Не отходите в угол, не стойте с краю, не отходите к дальнему краю сцены. Помните, ваша задача – расположиться так, чтобы показать себя в самом выгодном свете, а также обеспечить комфортное восприятие для всех зрителей.

Есть два распространенных приемлемых положения ног:

1) вы равномерно опираетесь на обе ноги, пятки вместе, носки врозь, но расстояние между пятками 5-7 сантиметров

2) одна нога выставлена чуть вперед, центр тяжести перенесен на "заднюю" ногу. Попробуйте, что вам удобнее... И, в ходе выступления можно и нужно менять положение ног, но не очень часто. Широко расставить ноги, перенести центр тяжести немного вперед, можно лишь в одном случае - в

основной части выступления, когда оно эмоционально достигло высшей кульминационной точки, вы чувствуете, что владеете аудиторией, и наконец-таки говорите самое важное.

Перемещение позволит вам дополнительно привлечь внимание тех участников, которые начали утомляться. В любом деле важна золотая середина, в том числе и в активности оратора. Если выступающий долгое время стоит в статичной позе, не жестикулирует и не подает других признаков жизни, аудитория теряет к нему интерес. Если он двигается чрезмерно много и активно, он начинает нервировать окружающий и отвлекать их от сути выступления

Жесты

Живая речь немыслима без жестикуляции. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

В ораторском искусстве используются:

· Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

· Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

· Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

· Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

· Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Самые лучшие жесты — на уровне груди. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности в себе.

Жестикулировать руками на протяжении всей речи не следует. Переусердствовав, можно и упасть на виду у всех. Жест никогда не должен отставать от подкрепляемого им слова.

Самые распространенные ненужные и раздражающие жесты, которые могут только усилиться при публичном выступлении:

— не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги;

— не теребите беспрерывно ручку, платок, очки;

— не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой;

— не ерзайте на стуле;

— не чешитесь во время выступления, не теребите волосы, не трите лоб;

— не зевайте, особенно во весь рот;

— не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не барабаньте пальцами по столу.

Помните, что ваши жесты должны быть более выражены, чем в обычной жизни. Они должны быть шире, больше, для того, чтобы вас было хорошо заметно всей аудитории. Идем дальше - руки. Руки могут быть серьезным подспорьем в вашей аргументации во время выступления, если вы научитесь эффективно ими управлять. Но, не все сразу.

Попробуйте во время выступления держать руки перед собой, развернутыми к себе открытыми ладонями. Если и это сложно, возьмите в руки что-нибудь нейтральное - блокнот или что-нибудь, имеющее отношение к вашему выступлению (например, крем). Не стоит держать в руках во время выступления ничего тонкого и длинного, типа ручки, линейки или указки. Велик соблазн размахивать этими предметами и тыкать ими в аудиторию. Ей это будет неприятно.

Держа руки перед собой, пробуйте помогать ими себе, как-бы дирижировать, отбивать такт своей "песне". Пробуйте дирижировать аудиторией, как оркестром, и, когда вы почувствуете, что зал подчиняется движению ваших рук, знайте – это высший пилотаж. Очень полезно периодически записывать себя на камеру для того, чтобы заметить все свои ненужные жесты и исключить их в последующих выступлениях.

Мимика

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

Один совет – улыбайтесь. Улыбайтесь везде, где это уместно, особенно в начале своего выступления. Улыбка располагает к себе. Улыбайтесь не только губами – всем лицом и глазами, формальная улыбка заметна.

Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить некоторые эмоции.

Старайтесь охватить взглядом весь зал, включая самые крайние точки и задние ряды. Переводите взгляд от одного слушателя к другому, рассказывая как бы каждому по очереди. Представьте, как бы вы рассказывали то же самое компании своих друзей? Вы бы старались удержать зрительный контакт с каждым из них, чтобы донести суть своего рассказа. Точно также вы должны стараться донести свою речь до каждого сидящего в зале.

Здесь же уместно упомянуть и макияж. Он тоже должен быть ярче, чем в обычной жизни, так как, при свете софитов выступающий из зрительного зала выглядит бледнее. Добавьте красных тонов на щеки и на губы и дайте большей выразительности на глаза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.013 с.)