Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль государства в развитии научно-технического потенциалаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ мирового опыта позволяет сделать вывод о том, что с углублением социализации экономики и демократизации общества увеличивается число социально-экономических процессов, которые регулируются государством. В рыночной экономике государство определяет национальную стратегию развития, обеспечивает правовые основы деятельности общества, регулирует кредитно-денежные отношения и формирование доходов населения, разрабатывает научно-техническую, инновационную и промышленную политику, решает проблемы развития социальной сферы и безопасности страны, т.е. государство делает все необходимое для обеспечения благополучия и безопасности своих граждан. В большинстве развитых стран имеется значительный по своим масштабам государственный сектор экономики, дающий возможность государственным структурам непосредственно участвовать в хозяйственной деятельности. Поэтому на сегодня нет убедительных доказательств, подтверждающих постулат либеральной экономической доктрины: «чем меньше государства, тем лучше для экономики». Необходимость активной и возрастающей роли государства в социально-экономическом развитии страны вообще и в инновационной сфере, в частности, предопределена следующими обстоятельствами: во-первых, эффективность рыночной экономики в значительной степени зависит от институциональных условий, которые не могут формироваться автоматически. Роль государства при этом весьма существенна и состоит в создании условий для развития рыночной системы; во-вторых, нельзя не согласиться с Дж. К. Гэлбрейтом, который считает, что в капиталистическом обществе экономика обычно функционирует успешно, если государство контролирует около 50% ВВП. Об этом, в частности, свидетельствует пример США с их либеральной моделью рыночной экономики, где доля государственных расходов в ВВП колеблется от 30 до 50%. Мнение Дж.К. Гэлбрейта на этот счет следующее: «...Представление о том, что участие государства противоречит нормальной жизнедеятельности современной рыночной экономики, не соответствует действительности. Когда утверждают, что его роль должна быть сведена к минимуму, то это идеологический постулат, который лишен научной основы. В долговременной перспективе роль государства еще больше увеличивается, оно призвано создавать институты, способствующие экономическому росту»184; в-третьих, активная роль государства обусловлена растущим значением НТП в генерировании современного экономического роста. Процессы дерегулирования экономики, охватившие развитые страны с 80-х гг., не затронули высокотехнологичный сектор. В основном это касалось только традиционных отраслей экономики. В highech сфере, напротив, усилилось значение институтов прямой государственной поддержки инновационной деятельности, непосредственной организации наиболее капиталоемких производств, возросла роль государственных целевых научно-технических программ. Поскольку частный бизнес не склонен финансировать инновации, которые характеризуются высокой степенью неопределенности результатов и риска, ориентируясь на максимизацию текущей прибыли, то, чем выше эта неопределенность по тому или иному направлению НИОКР, тем значительней должна быть роль государства в их организации и финансировании. В развитых странах именно государство несет основную нагрузку в создании и распространении новых знаний и технологий, обеспечивая при этом свыше трети затрат на НИОКР и практически все затраты на фундаментальные исследования. Как показывает практика в условиях интернационализации хозяйственных связей, преимущества в глобальной конкуренции достигаются посредством обеспечения передового научно-технического уровня экономики. Деятельность государства должна быть направлена на стимулирование конкурентных преимуществ и сохранение национального суверенитета. Кроме того, практика рыночных преобразований еще раз доказала, что, если рынок не выполняет функцию управления экономическим процессом, ее должно взять на себя государство, осуществляя функции регулирования, преследуя определенные цели, опираясь на рыночные механизмы. В настоящее время в развитых странах происходит кардинальное изменение значимости регуляторов рыночных отношений в пользу инструментов корпоративно-монополистического и государственно-монополистического контроля, а также широкомасштабная государственная поддержка важнейших направлений технологического прогресса и использование результатов НТП для экономического роста и повышения качества жизни. Поскольку на долю научно-технического прогресса приходится сегодня преобладающая часть экономического роста, то развитие науки, все стороны ее функционирования, национальная инновационная сфера в целом превращаются в объект государственного регулирования. В связи с этим возникает приоритетная отрасль государственной деятельности — государственная научно-техническая политика, направленная на поддержание и развитие национального научно-технического, интеллектуального, индустриального потенциала, фундаментальной науки, передачу нововведений во все сферы общественного хозяйства с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.65 (0.006 с.) |