Догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность



Направлен:

— на перевооружение экономики с помощью импортных технологий;

— на локальное стимулирование увеличения российских инноваций;

— на догоняющее развитие — показывает свою эффективность на примере Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и Китая.

Его основой является максимальное внедрение технологий, доступных на мировом рынке, привлеченных либо закупленных в страну вместе с иностранным капиталом. Зачастую импортные технологии не оказываются самыми передовыми во всем мире. Тем не менее данный вариант инновационного развития имеет много преимуществ, хотя есть и определенные риски при его использовании в России:

— необходимость жесткой конкуренции с производителями аналогичной продукции, что достижимо только при существенном увеличении производительности труда;

— более эффективное производство происходит в комбинации с процессом привлечения прямых иностранных инвестиций, что влечет принятие достаточно больших усилий по улучшению инвестиционного климата. Также большое участие в экономическом развитии страны зарубежного капитала и технологий увеличивает ее зависимость, а также усиливает внешние риски;

— возрастает зависимость экономики от импорта техники и технологий, в то же время это является препятствием для развития собственных разработок

Достижение лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях

Вариант ориентирован на выполнение долгосрочных целей и задач. Направлен:

— на модернизацию сектора исследований и разработок;

— на концентрацию усилий на перспективных научно-технологические направлениях, которые дают возможность расширить использование российских разработок, а также повысить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Также Россия имеет право претендовать на самые высокие позиции в производстве авиакосмической техники, композитных материалов, в разработке и использовании нанотехнологий, в отдельных направлениях рационального природопользования и экологии, в других сферах деятельности.

Этот вариант характеризуется резким подъемом спроса на новые научные и инженерные кадры, предполагает возможность формирования развитой национальной инновационной системы и восстановления лидирующих позиций в области российской фундаментальной науки. Имеются определенные недостатки, а именно:

— довольно большие затраты за счет масштабного государственного финансирования научных исследований и разработок;

— существенные инновационные риски, которые могут быть связаны с кардинальными решениями

Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать готовность к непрерывному образованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску; предприимчивость; умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде; готовность к работе в высококонкурентной среде. Необходимо модернизировать политику в области образования по ряду направлений для достижения названных компетенций

Инновационный бизнес. Императив перехода экономики на инновационный путь развития — повышение инновационной активности бизнеса. К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся следующие: — недостаточное качество бизнес-среды, неразвитость условий для справедливой конкуренции, в том числе за получение государственной поддержки; — сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий; — недостаточность усилий региональных и муниципальных властей по улучшению условий для инновационной деятельности; — взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики пока не носит достаточно регулярного характера, не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных инновационно активных предприятий, особенно в слабо концентрированных и в новых формирующихся секторах; — недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций; — отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего свертывания таких инициатив. Ключевые задачи стратегии в рамках инновационного бизнеса: — развитие среды, благоприятной для инноваций; — принятие мер по поддержке инновационной деятельности компаний, старту новых инновационных бизнесов; — повышение качества взаимодействия бизнеса, науки, государства, общества

Инновационное государств о

Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. С инновационным человеком и инновационным бизнесом должно взаимодействовать эффективное инновационное государство. Модернизация будет проводиться по двум основным направлениям: — повышение инновационности самого государства. В рамках этого направления будут реализованы меры по совершенствованию на основе использования современных технологий системы государственного управления, созданию в системе государственных закупок необходимых стимулов и механизмов, позволяющих увеличить долю закупаемой инновационной продукции, стимулирование инноваций в социальной сфере; — повышение открытости государства, усиление его взаимодействия с институтами гражданского общества, бизнесом по вопросам стимулирования инновационного развития. Это направление включает в себя как целый ряд реформ по отдельным сферам регулирования, так и усиление взаимодействия государства с гражданским обществом, частным бизнесом, создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения, институтов гражданского общества

Эффективная наука. Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способных проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям

Инфраструктура инноваций. Инфраструктура инноваций — как финансовая, так и физическая (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коллективного пользования и т.д.) — важнейшая составляющая общей системы поддержки инноваций. Основными направлениями ее развития станут развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов; развитие инновационной инфраструктуры, включая развитие технико-внедренческих зон, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования оборудованием и др.

Участие в глобальной инновационной системе. Ключевыми направлениями развития международного сотрудничества в сфере инноваций должны стать: — поддержка выхода российских высокотехнологичных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внешней торговле высокотехнологичной продукцией; — создание в России высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций; — активизация международного научно-технического сотрудничества

Территория инноваци й. Значительное число регионов уже активно участвует в процессах глобальной конкуренции за инновационный капитал. Однако в условиях повышающейся мобильности информации, капитала, эффективных исследователей конкуренция за локализацию инноваций на территории региона может быть успешной только при формировании благоприятной институциональной и бизнес-среды, социальной инфраструктуры, комфортных жилищных условий. Поэтому социально-экономическая политика субъектов РФ должна быть нацелена на инновации как на один из ключевых результатов деятельности органов власти региона

В рамках национальной инновационной политики и разработки соответствующих стратегических документов в этих странах активно развиваются интеграция и взаимная координация общенациональных приоритетов, целей и задач в системной цепочке «образование — наука — технологии — промышленность», что является необходимым условием реализации инновационной политики этих государств. В контексте разработки инновационной стратегии для России могли бы представлять интерес соответствующие междисциплинарные стратегии, разработанные, например, в Германии, Великобритании и Японии. К их числу можно отнести стратегию высоких технологий Германии (Hightech-Strategie fcr Deutschland), стратегию разработки и применения технологий будущего — (Zukunftstechnologien) — биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и др.; японскую инновационную стратегию до 2025 г., а также европейскую программу конкурентоспособности и инноваций (Competitiveness and Innovation Framework Programme) на 2007-2013 гг.; английскую рамочную программу по науке и инвестициям в инновационной сфере (Science & innovation investment framework 2004-2014); инновационную стратегию ОЭСР (OECD Innovation Strategy 2008) и др. Важнейший элемент этих инновационных стратегий — охват широкого спектра социальных, научно-технологических, экономических, политических, образовательных, культурных и других аспектов, связанных с развитием инновационной деятельности, что практически не используется в российской практике подготовки таких стратегий.

Фактически стратегии нацеливают на зарождение в будущем инновационной цивилизации XXI в. Например, в стратегиях Германии определено в качестве генеральной цели формирование новой культуры инноваций, которая должна охватывать все сферы жизни общества, а уровень развития инновационной экономики и ее конкурентоспособность рассматриваются как важнейший критерий эффективности государственной политики в целом. Цивилизационный аспект инновационного развития присутствует и в инновационной стратегии Японии до 2025 г., затрагивая, в частности, изменение культуры традиционного японского общества. Важным элементом проводимых в этих странах реформ является изменение структуры и функций органов исполнительной власти.

С точки зрения использования зарубежного опыта в российской практике в этой области следовало бы более детально рассмотреть практику формирования, организацию работы и структуру функций инновационных департаментов (министерств) Великобритании, включая, например, создание института главных научных советников правительства и департаментов, осуществленное в 2005-2008 гг. Наличие в структуре руководства департаментов по инновациям, университетам и профессиональному образованию и по вопросам бизнеса, предприятий и нормативной реформе (ВЕЯЯ) членов парламента создает более сбалансированную систему органов исполнительной и законодательной власти в области инновационного развития.

По мнению автора, определенный интерес в рамках цепочки «образование — наука — технологии — промышленность» может представлять опыт Канады в контексте повышения уровня инновационности в системе образования. Речь идет о создании в университетах специальных научно-исследовательских кафедр двух уровней. Это кафедры первого уровня, учреждаемые на семь лет и возобновляющие деятельность для выдающихся исследователей, признанных коллегами как мировые лидеры в своих областях. И кафедры второго уровня, учреждаемые на пять лет, возобновляемые только один раз, предназначенные для перспективных ученых. Финансирование этих кафедр осуществляется на основе дополнительных бюджетных ассигнований.

Безусловно, важнейший элемент инновационной цепочки — организация работ в структуре «наука — технологии» и ее финансирование. Здесь целесообразно более детально рассмотреть опыт Великобритании и Италии, имея в виду возможное использование его в российской практике при организации инновационной деятельности. Несмотря на наличие в Великобритании, Канаде и Италии национальных академий наук, в этих странах созданы соответствующие научно-исследовательские советы (в Великобритании их семь), в состав которых входит большинство государственных научно-исследовательских институтов и центров, которые показали свою эффективность в организационно-управленческом плане. Так, национальный научно-исследовательский совет Канады является крупнейшим научно-технологическим ведомством канадского правительства и входит в ведение министерства промышленности. Можно отметить и национальный научно-исследовательский совет Италии, входящий в ведение министерства образования, университетов и исследований, который является самым крупным правительственным агентством и одновременно самой крупной научно-исследовательской организацией Италии.

В целом, как показывает анализ, создание своего рода кластеров НИИ и научно-исследовательских центров, работающих во многих случаях на принципе партнерства с частным сектором, нацелено на проведение и координацию междисциплинарных исследовательских работ, что отвечает современным тенденциям инновационного развития. Так, в рамках научно-исследовательских советов Великобритании на основе принципов партнерства проводятся такие комплексные исследования, как деятельность мозга и искусственный интеллект, прогнозы изменения глобального климата и климата в Европе, когнитивные исследования и пр. В целом эта система организации управления научно-технологической и инновационной деятельностью показала себя достаточно эффективной, что следовало бы учесть в рамках реформы и развития инновационной деятельности в России.

Кроме того, в Великобритании и Италии создана довольно стройная и дифференцированная система финансирования инновационной деятельности промышленных фирм, что уже дает определенный экономический эффект. Анализ показывает, что правительство Великобритании в результате проводимой реформы инновационной деятельности фактически создало новую структуру инновационных механизмов ее финансирования. Они включают набор фондов, действующих на принципе государственно-частных партнерств, что дает возможность косвенного участия правительства не только на доконкурентной, но и конкурентной стадиях инновационного процесса, не нарушая при этом правил игры, принятых ВТО. Можно в связи с этим упомянуть фонды роста на ранней стадии развития фирм или фонды раннего роста в Великобритании, которые были созданы на основе специальной правительственной программы по стимулированию рискового финансирования фирм, находящихся на начальном этапе развития. Усовершенствована система венчурного финансирования и оказания поддержки инновационным стартапам. Проводится налоговая реформа, направленная на формирование льготного фискального режима для инновационного бизнеса. Таким образом, можно констатировать, что в указанных странах разработан комплексный подход к проблеме финансирования инноваций, который следовало бы принять во внимание российским организациям при разработке инновационной стратегии страны.

Одна из самых серьезных проблем малых и средних фирм, занимающихся наукоемким бизнесом, — дефицит акционерного капитала, вызванный, в частности, рисковым характером инновационной деятельности. Предложения на финансовых рынках рискового капитала для этих фирм достаточны низки, в том числе и в России. Представляется целесообразным российским организациям изучить опыт Великобритании, где разработаны различные схемы финансирования акционерного капитала. Схемы представляют собой комбинированный капитал, состоящий из финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики, что отвечает принципам и содержанию инновационной деятельности.

Нельзя не отметить систему финансирования инновационной деятельности в Канаде. Там также создана комплексная система фондов инновационного развития, таких как Канадский фонд инноваций, фонд новых инициатив, фонд передовых технологий, фонд лидерских возможностей и др. Такая же дифференцированная система фондов для развития инноваций создана в Италии.

В контексте реализации элемента «промышленность» инновационной цепочки целесообразно учесть в российской практике опыт разработки правительством бизнес-плана промышленности Канады на 2009-2010 гг., который являлся основным двигателем инновационной деятельности. Он устанавливал связь между стратегиями и задачами промышленности, научно-технологическими и инновационными приоритетами правительства. Такой комплексный подход целесообразно использовать в России или включить его в качестве соответствующего раздела в инновационную стратегию. Приоритеты, сконцентрированные в этом бизнес-плане, затрагивают автомобильную, аэрокосмическую, телекоммуникационную, судостроительную и текстильную отрасли промышленности. Кроме того, в него включены приоритеты, связанные с повышением конкурентоспособности экономики страны, защитой интеллектуальной собственности и развитием малого наукоемкого бизнеса. Цель бизнес-плана заключается в том, чтобы поднять уровень инновационности промышленности, повысить производительность труда и конкурентоспособность промышленных фирм в глобальной экономике, что имеет особое значение для России, учитывая, что инновационность российской промышленности находится на довольно низком уровне.

Таким образом, России необходимо иметь расширенную, комплексную, междисциплинарную инновационную стратегию развития на период до 2025-2030 гг. в контексте формирования инновационной цивилизации XXI в., чтобы не оказаться на периферии глобального инновационного развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.016 с.)