Использование проектных, исследовательских и других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование проектных, исследовательских и других



развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

В период с 2000 по 2004 год были разработаны и представлены на городской экспертный совет три инновационные коррекционно-развивающие программы для учащихся 1-4 классов. Программа для учащихся 1 класса «Развитие функционального базиса навыков письма и чтения» используется по настоящее время.  В 2006-2007 учебном году я разработала для учащихся-логопатов 2-3 классов новую программу «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии». В её основе лежит адаптивная методика обучения русскому языку О.Л. Соболевой, которая обеспечивается наличием трех параллельных потоков информации, обращенных соответственно к визуалам, аудиалам и кинестетикам.

Основная идея программы заключается в реализации двуполушарного подхода в логопедической коррекции. Суть его состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному, что позволяет создать каждому ученику (с доминирующим левым полушарием и с доминирующим правым) оптимальные условия для исправления нарушений письма и чтения, для развития интеллектуальных и творческих способностей.

Программы для 2 и 3 классов  оснащены комплексом поурочных планов с обширным дидактическим материалом. Система вопросов и заданий направлена на активизацию разных зон мозга, формирование межанализаторных связей, тем самым, развивая и корригируя ослабленные познавательные способности ребенка. Демонстрационные презентации PowerPoint, диагностический и контрольный материал модуля «Семейный наставник» являются частью программы «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии». Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами. 

Успешной реализации программ обучения и коррекционного развития служит использование собственных методик и технологий:

· Альтернативный способ звуко-буквенного анализа с использованием полисенсорного воздействия;

· алгоритмизация на основе поэтапного формирования деятельности: правила работы с текстом, подготовка к списыванию и письму по памяти, правила компрессии и декомпрессии текста, работа с орфограммой.

Инновационные программы

Таблица 8

Название программы Цели Задачи:
1. Развитие функциональ-ного базиса навыков пись-ма и чтения   (1 класс). 1.Формирование и разви-тие тех психических про-цессов, которые в наи-большей степени влияют на обучение письму и чтению. 1.Развитие речевых на-выков и функций, необ-ходимых для овладения грамотой: -развитие зрительно-пространственного вос-приятия и наглядно-образного мышления; -формирование изобра-зительно-графических способностей; -развитие сукцессивных способностей ребенка; -развитие способностей к концентрации, распреде-лению и переключению внимания.  
2. Коррекция вербальной фонематической дисгра-фии и дисорфографии  (2-3 класс)   1.Снижение количества грамматических ошибок и описок в письменных работах. 2.Увеличение скорости чтения. 3.Повышение само-оценки и критического отношения к результатам своего труда. 4. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы. 1. Формирование навыка безошибочного списыва-ния и письма по памяти; 2. Формирование навыка работы с орфограммой - развитие орфографичес-кой зоркости и самоконт-роля; 3. Формирование умения сокращать и расширять предложения путем отбра-сывания или добавления второстепенных членов предложения – компресс-сия и декомпрессия текс-та; 4.Обогащение словар-ного запаса путем включения новых слов в активную речь; 5.Развитие слухоречевой и зрительной памяти (увеличение объема запоминаемого материала и его долговременность).

 

2.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.

 

В 2005-2006 учебном году на городском экспертном совете была представлена инновационная программа «Мониторинг психофизиологического развития первоклассников», которой был присвоен статус муниципальной. С октября 2006 года она внедряется в работу муниципальных образовательных учреждений г. Нефтеюганска.

 Программа создана для того, чтобы при поступлении ребенка в школу выявить его потенциальные учебные возможности, а в конце учебного года определить причины школьных трудностей (если они появились) и оказать помощь в их преодолении.

Отличие данной программы от других программ мониторинга в том, что:

· во-первых, исследуется динамика развития психофизиологии ребенка в первый год обучения, а не знания, умения, навыки, усвоенные в 1 классе;

· во-вторых, программа комплексная, имеет входную и выходную диагностику, проводится логопедом и психологом по единой методике, результаты оцениваются по одинаковым критериям;

· в-третьих, логопедические и психологические исследования не являются самоцелью, а имеют практический выход в область обучения письму, чтению, математике.

Для решения этих задач были адаптированы хорошо зарекомендовавшие себя тесты (Семаго М.М., Семаго Н.Я., Корнева А.Н., Левиной Р.Е., Гинзбурга М.Р., Равена, Кеэса и др.), составлены инструкции, выработана методика предъявления заданий и система оценивания результата.

Динамика развития психофизиологического состояния первоклассников определяется в сравнении уровней речевой и математической  готовности на входе и уровней состояния письма и математики на выходе.

Результаты мониторинга помогают:

· учителю, так как уже в начале года известны проблемы ребенка и его способности, а в конце года - причины школьных трудностей;

· родителям, так как при ранней диагностике они успевают подготовить ребенка к школе по рекомендациям специалистов, а в конце года принять решение о выборе программы обучения, соответствующей способностям ребенка;

· администрации, так как результаты мониторинга позволяют принять управленческие решения, как в отношении учителя, так и в отношении ученика;

· логопеду и психологу, так как дают фактический материал для планирования своей работы, а затем для оценки ее эффективности.

Таким образом, статистические данные мониторинга являются объективным и независимым отражением успешности обучения первоклассников, не связанными с пятибалльной оценкой. ЗУН. 

 

2.4. Результативность использования современных образовательных технологий

 

Результаты работы с использованием инновационных программ и технологий отражены в ежегодных отчетах.

1. Анализ работы по программе «Развитие функционального базиса навыков письма и чтения» показал, что хотя большая часть детей имела положительную динамику, не все дети справились с диагностическими заданиями в конце года. Причинами этого являются: гиперактивность с дефицитом внимания, несформированность контролирующей функции мозга, слабость познавательных процессов (ЗПР), заторможенность мыслительных процессов.

2. Программа «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии» позволила 70% учащихся улучшить результаты диктанта по русскому языку, 90%  детей повысили скорость чтения.

 Стоит заметить, что если раньше учащиеся лучше выполняли грамматическое задание, то в конце учебного года прогресс наметился именно в написании диктанта. Это явилось результатом планомерной и целенаправленной работы по:

· развитию навыка распределения внимания - проверка орфограмм и запись слов;

· развитию саморегуляции – проговаривание слогов, самопроверка;

· снятию тревожности – знание технологии письма под диктовку позволяет справиться со стрессом.

Учителя отмечают, что учащиеся, занимавшиеся в логопедической группе, более осознанно и ответственно подходят к выполнению письменных и устных заданий, увереннее чувствуют себя на контрольных работах и при чтении вслух, и как результат – повышение успеваемости.

3.Внедрение инновационной программы «Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса» в практическую деятельность учителей-логопедов и педагогов-психологов проводилось по двум направлениям:

· внедрение инновационной программы в практику специалистов школ города;

· уточнение теоретического обоснования программы, унификация диагностического и критериального аппарата, разработка стандартизированной методики написания отчетов и аналитических справок.

Большинство логопедов (73%) используют методику проведения и оценивания результатов обследования (определяют предрасположенность ребенка к нарушениям письма и чтения, достаточно точно формулируют логопедический диагноз и дают рекомендации родителям).

        

Таким образом, работа в инновационном режиме позволяет глубже проанализировать свою работу, увидеть потенциальные возможности коррекционных программ, обобщить и распространить опыт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.39 (0.011 с.)