Общая характеристика понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика понятия



Абстрактное мышление - это отражение действительности посредством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (животных, растений, металлов и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатами таких обобщений являются именно понятия.

Специфика этой формы мышления состоит в том, что она представляет собой результат мысленного и, значит, словесно-языкового выделения предметов некоторого класса, т.е. предметов, качественно сходных в каком-то отношении. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, т.е. таких характеристик предметов, которые указывают на наличие или отсутствие у них тех или иных свойств или отношений. Важно при этом, что обобщение предметов в понятии происходит по таким их признакам, которые в совокупности являются отличительными для данных предметов, т.е. по таким совокупностям признаков, что все признаки данной совокупности вместе достаточны, чтобы отличить эти предметы от всех остальных. Это означает, что каждый признак из этой совокупности необходим для выделения данного класса. Для выделения, например, класса студентов используются признаки: «человек», «учащийся», притом «учащийся высшего или среднего специального гражданского учебного заведения».

Для того чтобы выделить класс предметов по какой-то совокупности признаков, необходимо обобщить данные предметы по этим признакам. Обобщение состоит в том, что мы отвлекаемся от всех индивидуальных и иных различий внутри класса, от того, например, что есть студенты технических и гуманитарных вузов, есть хорошо и плохо успевающие и т.п. Таким образом, мы имеем мысленное образование: «Человек, являющийся учащимся высшего или среднего специального гражданского учебного заведения».

Понятие как форма (вид) мышления, или как мысленное образование, есть результат обобщения предметов некоторого вида и мысленного выделения соответствующего класса (множества) по определенной совокупности общих для предметов этого класса — и в совокупности отличительных для них — признаков.

Содержание и объем понятия.

Совокупность признаков, по которым обобщаются предметы в понятии, называется содержанием данного понятия, точнее было бы сказать, основным содержанием; далее, мы будем различать основное и полное содержание понятия и в связи с этим различать само понятие просто как охарактеризованное выше обобщение предметов и как некоторую систему знаний. При корректном способе образования понятия основное содержание его — это совокупность признаков, которые все вместе достаточны, а каждый необходим для того, чтобы выделить данный класс предметов, т.е. отличить эти предметы от других.

Класс обобщаемых в понятии предметов называется его объемом. Мыслимые (обобщаемые в понятии) предметы — носители признаков, составляющих содержание понятия, — суть элементы объема этого понятия. Части объема — это виды предметов, обобщенных в понятии, и выделение их означает выявление определенных различий внутри класса предметов.

Выше была указана совокупность признаков, составляющая содержание понятия «студент». Объем этого понятия есть класс всех людей, обладающих этими признаками, т.е. класс всех тех, кого мы называем студентами. Отдельные люди этого множества — элементы его объема. Частями объема являются, например, множество студентов технических вузов, гуманитарных вузов, множество студентов выпускников и начинающих обучение и т.д. Элементами объема понятия могут быть не только отдельные предметы (индивиды), но и некоторые системы объектов: пары, тройки и т.д. «Изотопы», например, – это сокращение для понятия: «пара химических элементов, атомы которых имеют одинаковый заряд ядра». Следует, как мы упоминали, различать основное и полное содержание понятия.

Основное содержание понятия составляют явно сформулированные признаки, по которым обобщаются и выделяются предметы, мыслимые в понятии. Но наряду с ними, когда понятие введено и употребляется в некоторой системе знания, в составе некоторой теории, имеются неявно (имплицитно) содержащиеся в нем признаки, общие для мыслимых в понятии предметов. Так, нам известно, что основное содержание понятия треугольника в геометрии составляет характеристика его как плоской геометрической фигуры, замкнутой, ограниченной тремя сторонами (или как лежащей в плоскости ломаной замкнутой линии, состоящей из трех отрезков). Но из этих признаков, используя аксиомы геометрии, извлекают (логически выводят) также множество других признаков треугольника, которые фиксируются в множестве теорем о треугольнике, таких, как равенство суммы внутренних углов 180 градусам, что против большей стороны лежит больший угол и т.д. Вся совокупность признаков — основные и выводимые из них — и составляет то, что мы называем полным содержанием понятия в данной системе знания.

Теперь понятие предстает перед нами не просто как результат обобщения и выделения предметов некоторого класса, но и как определенная система знания, построенная на этой основе.

Как и всякая мысль, понятие выражается в определенной знаковой — языковой форме. Непосредственно такими формами в естественном языке являются общие описательные имена, примеры которых мы приводили. Обычно вместо них используются всякого рода сокращения: «студент», «треугольник», «хозрасчет», «квадрат».

Для овладения логической культурой важно помнить, что в естественных языках одно и то же слово часто выступает в качестве сокращения для различных понятий (явление омонимии в языке). Применение понятия в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности, доказательности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.004 с.)