Общая характеристика процесса познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика процесса познания.



Предмет и  метод логики

Логика как наука: ее предмет и специфика.

Логика — это наука о формах и приемах познания на ступени абстрактного мышления, о законах, которые составляют основу правильных методов, и языке как средстве познания.

Когда говорят, что логика изучает приемы и методы познавательной деятельности, имеют в виду действия именно логического характера, т.е. такие приемы и методы познания, которые не связаны со специфическим содержанием тех или иных наук. Каждая из конкретных наук имеет в качестве предмета исследования ту или иную область природы или общественной жизни, логика же изучает то, каким образом осуществляется мыслительно-познавательная деятельность в различных науках.

Наряду с исследованием законов и форм, выводов и доказательств, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структуры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними.

В исследовании же языка как средства познания выясняются вопросы о том, каким образом выражения языка могут представлять в нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения.

В естественных процессах мышления у нас нередко проявляются склонность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к интуиции, неопределенность значений употребляемых слов. Предписания логики способствуют сокращению этих и других недостатков естественных рассуждений.

Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. Описание и объяснение мыслительных процедур с точки зрения логики направлены в первую очередь на выработку определенных требований, норм и правил, предъявляемых к мыслительным процедурам.

Значение логической правильности мышления состоит в том, что она является необходимым условием гарантированного получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания. Понятие логической правильности мышления является многосторонним и систематически излагается в курсе логики. Важно уяснить наиболее общие черты правильного мышления, составляющие основу логической культуры личности.

Требование определенности мышления включает в себя определенность значений употребляемых в рассуждениях терминов и связанных с ними понятий, уяснение смысла тех или иных утверждений и точность выдвигаемых положений и формулировок в соответствии с принципом исключенного третьего (см. тему 9).

Последовательность мышления означает, что, утверждая что-либо, человек, с одной стороны, не должен принимать одновременно нечто несовместимое с этими утверждениями, с другой стороны, он должен принимать следствия своих утверждений. Последовательность мышления проявляется так же, как умение построить цепочку рассуждения, где каждое последующее звено зависит от предыдущего, т.е. выделить его исходные пункты и следствия, вытекающие из них. Непоследовательность же мышления характеризуется нарушением этапности рассуждений, наличием пре­рывности и несвязуемости в этом процессе.

Доказательность, как черта правильного мышления, состоит в стремлении доказывать или хотя бы в какой-то мере обосновывать выдвигаемые утверждения, не принимать ничего на веру и в то же время не делать голословных утверждений. Для человека, следующего этому требованию логики, характерно если и не приводить все аргументы в пользу чего-либо, то хотя бы иметь их в виду.

Значение логики.

 Значение логики отмечали многие выдающиеся педагоги, философы, ученые. Это значение становится ясным, если учесть, что процесс познания представляет собой деятельность, направленную на воспроизведение действительности в особых логических формах: понятиях, высказываниях, теориях, и складывается в основном из также структурно определенных процедур: выводов и доказательств, обобщений, определений, операций с понятиями и высказываниями и др.

Важно, чтобы мышление осуществлялось в соответствии с законами логики и указанными структурами мыслительных и познавательных процедур, выработанных человечеством в процессе развития логики. И здесь, безусловно, важную роль играет весь тот «инструментарий» мышления, выявление которого является основной задачей логики. Именно он и составляет то, что называют культурой мышления. Овладение этим инструментарием, несомненно, повышает эффективность и результативность интеллектуальной деятельности.

 

Понятие знака. Виды знаков

Любое рассуждение можно представить как цепочку знаков. Что же такое знак?

Знак - это материальный объект, которым в процессе мышления и общения людей замещают другой объект.

Выделяют три вида знаков по характеру их отношения к объектам, которые они обозначают:

- иконические знаки (знаки-копии) — знаки, значения которых полностью определяются обозначаемым предметом. Примеры иконических знаков: фотографии, картины, отпечатки пальцев;

- знаки-символы - знаки, физически никак не связанные с обозначаемыми предметами. Их значения устанавливают в основном по условному соглашению. В связи с этим они получают статус условного обозначения и всеобщего правила. Примеры знаков-символов: большинство слов естественного языка, дорожные знаки;

- знаки-индексы - знаки, значения которых полностью определяет контекст их использования. Примеры знаков-индексов: местоимения, некоторые наречия («тут», «теперь», «завтра»), положение флюгера, следы на снегу.

Видами знаков являются языковые знаки. Они могут быть или знаками-символами, или знаками-индексами. В связи с тем, что рассуждения, как правило, выражают при помощи языка (естественного или искусственного), в логике исследуют только языковые знаки. Другие виды знаков в сферу ее изучения не попадают.

Имя и понятие

Содержание и объем понятия.

Совокупность признаков, по которым обобщаются предметы в понятии, называется содержанием данного понятия, точнее было бы сказать, основным содержанием; далее, мы будем различать основное и полное содержание понятия и в связи с этим различать само понятие просто как охарактеризованное выше обобщение предметов и как некоторую систему знаний. При корректном способе образования понятия основное содержание его — это совокупность признаков, которые все вместе достаточны, а каждый необходим для того, чтобы выделить данный класс предметов, т.е. отличить эти предметы от других.

Класс обобщаемых в понятии предметов называется его объемом. Мыслимые (обобщаемые в понятии) предметы — носители признаков, составляющих содержание понятия, — суть элементы объема этого понятия. Части объема — это виды предметов, обобщенных в понятии, и выделение их означает выявление определенных различий внутри класса предметов.

Выше была указана совокупность признаков, составляющая содержание понятия «студент». Объем этого понятия есть класс всех людей, обладающих этими признаками, т.е. класс всех тех, кого мы называем студентами. Отдельные люди этого множества — элементы его объема. Частями объема являются, например, множество студентов технических вузов, гуманитарных вузов, множество студентов выпускников и начинающих обучение и т.д. Элементами объема понятия могут быть не только отдельные предметы (индивиды), но и некоторые системы объектов: пары, тройки и т.д. «Изотопы», например, – это сокращение для понятия: «пара химических элементов, атомы которых имеют одинаковый заряд ядра». Следует, как мы упоминали, различать основное и полное содержание понятия.

Основное содержание понятия составляют явно сформулированные признаки, по которым обобщаются и выделяются предметы, мыслимые в понятии. Но наряду с ними, когда понятие введено и употребляется в некоторой системе знания, в составе некоторой теории, имеются неявно (имплицитно) содержащиеся в нем признаки, общие для мыслимых в понятии предметов. Так, нам известно, что основное содержание понятия треугольника в геометрии составляет характеристика его как плоской геометрической фигуры, замкнутой, ограниченной тремя сторонами (или как лежащей в плоскости ломаной замкнутой линии, состоящей из трех отрезков). Но из этих признаков, используя аксиомы геометрии, извлекают (логически выводят) также множество других признаков треугольника, которые фиксируются в множестве теорем о треугольнике, таких, как равенство суммы внутренних углов 180 градусам, что против большей стороны лежит больший угол и т.д. Вся совокупность признаков — основные и выводимые из них — и составляет то, что мы называем полным содержанием понятия в данной системе знания.

Теперь понятие предстает перед нами не просто как результат обобщения и выделения предметов некоторого класса, но и как определенная система знания, построенная на этой основе.

Как и всякая мысль, понятие выражается в определенной знаковой — языковой форме. Непосредственно такими формами в естественном языке являются общие описательные имена, примеры которых мы приводили. Обычно вместо них используются всякого рода сокращения: «студент», «треугольник», «хозрасчет», «квадрат».

Для овладения логической культурой важно помнить, что в естественных языках одно и то же слово часто выступает в качестве сокращения для различных понятий (явление омонимии в языке). Применение понятия в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности, доказательности.

Понятие как форма мышления

Виды понятий.

Среди понятий по объему выделяют пустые и непустые, а среди непустых — единичные и общие.

Пустые понятия имеют в качестве объема пустой класс. Понятие является пустым, если содержит логически противоречивую характеристику предметов или если фактически не существует предметов с данной характеристикой.

Единичным является понятие, объем которого есть единичный класс, а общие понятия имеют в качестве объема класс, состоящий более чем из одного предмета.

2. Отношения между понятиями по их объему:

По характеру признаков выделяют обычно положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия.

Понятие положительно, если его видовое отличие выражает наличие у предметов какого-либо свойства или отношения, и отрицательно, если указывает на отсутствие какого-либо свойства или отношения. Положительны понятия: «европейское государство», «столичный город», «родственники»; отрицательные понятия – «человек, не знающий физики», «непересекающиеся множества», «нечестный и бессовестный человек».

Безотносительным или относительным понятие является в зависимости от того, представляет ли его видовое отличие характеристику, присущую (или неприсущую) предмету самому по себе («кристаллическое вещество», «остроугольный треугольник», «государство демократического устройства»), или указывает на отношение данных предметов к каким-то другим предметам: «отец А. Македонского», «столица Франции», «город, расположенный на экваторе» и т.п.

Отношения между понятиями

В множестве пар понятий по объему выделяются совместимые и несовместимые. Понятия совместимы, если их объемы имеют какие-то общие элементы. В противном случае понятия несовместимы.

Виды совместимости

Равнозначными называются понятия, объемы которых совпадают и только содержания различны. Таким образом, эти понятия выделяют один и тот же класс предметов, но по разным совокупностям признаков. Например, «равносторонний треугольник» и «равноугольный треугольник».

Понятия находятся в отношении логического подчинения, если объем одного из них составляет правильную часть объема другого (а содержания — в соответствии с законом обратного отношения — находятся в обратном отношении).

Понятие с более широким объемом называется подчиняющим, а другое — подчиненным. Например: «четырехугольник» и «прямоугольный четырехугольник», «философ» и «философ-материалист».

Отношение логического подчинения иначе характеризуют как родовидовое, называя понятие, объем которого включает объем другого в качестве своей правильной части, родовым по отношению к этому второму, а второе — видовым по отношению к первому. Класс предметов, составляющих объем родового понятия, называют родом для класса предметов, мыслимых во втором понятии, а этот второй класс, наоборот, видом предметов данного рода.

Перекрещивающимися называют такие понятия, в объемах которых имеются общие элементы, однако в составе каждого из них содержатся такие предметы, которые не являются элементами другого. Например, «поэт» и «драматург», «студент» и «спортсмен» и т.п.

Виды несовместимости

Противоречащими являются такие понятия, в одном из которых мыслятся предметы, лишенные каких-либо свойств, составляющих видовое отличие предметов, мыслимых в другом. Примеры противоречащих понятий: «город, являющийся столичным», и «город, не являющийся столичным», «слово, изменяющееся по числам и падежам», и «слово, не изменяющееся по числам или не изменяющееся по падежам», «ромб» и «неравносторонний четырехугольник».

К числу противоположных понятий относят, например, такие, как «человек высокого роста» и «человек низкого роста», «черное» и «белое», «человек высоконравственный» и «безнравственный человек». В этом отношении находятся понятия, которые отражают крайние степени какой-либо интенсивности и объемы которых составляют два крайних вида в множестве видов, которые выделены и расположены по степени изменения какого-нибудь признака. Так, например, объем понятия «ахроматический цвет» можно разделить по степени яркости на «белый», «светло-серый», «серый», «темно-серый», «черный». Таким образом, «белый» и «черный» здесь оказываются противоположностями.

Два несовместимых понятия, которые не являются ни противоречащими, ни противоположными, называются соподчиненными. Например, «прямолинейное движение» и «криволинейное движение», «животное» и «растение» и т.п.

Приняты следующие графические изображения отношений между объемами совместимых и несовместимых понятий.

3. Выяснение отношений между понятиями имеет двоякое значение:

а) для уяснения логических характеристик самих понятий (их содержаний и объемов);

б) для развития навыков аналитического мышления.

Для успешного решения задач на определение отношений между понятиями необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:

а) в отношения могут вступать более чем два понятия;

б) для решения этих задач нужно иметь, конечно, сами понятия, а не слова, которые служат их сокращениями;

в) каждая из схем отношений между понятиями задает некоторую систему высказываний;

г) те или иные понятия лишь тогда находятся в том или ином отношении, когда все эти высказывания являются истинными.

 

Виды определений.

По структуре выделяют определения явные и неявные в зависимости от того, выделяются ли в качестве самостоятельных (непересекающихся) частей определяемое выражение и определяющее. Явные определения имеют форму равенства или эквивалентности. Отношение равенства в естественном языке обычно выражается словами «это», «есть», «это есть» или «то же, что», а эквивалентности — словосочетанием «если и только если» или «равносильно», «означает то же, что».

Явное определение — это наиболее простая и наиболее употребительная форма определений. Наличие явного определения в той или иной теории позволяет исключить (элиминировать) определяемое выражение из языка этой теории, заменяя его во всех случаях, где оно встречается, определяющей частью. Употребление его (определяемого) может быть полезно ради сокращения некоторых контекстов.

В структуре неявных определений нельзя выделить определяемое и определяющее в качестве самостоятельных частей, в силу чего они не дают способа элиминации определяемого из тех или иных контекстов. Мы ограничимся здесь рассмотрением только явных определений.

Основным, наиболее типичным случаем явных определений, посредством которых вводятся понятия для мыслимых в том или ином случае предметов, являются определения посредством указания рода этих предметов и их видового отличия в этом роде. По характеру видовых отличий, т.е. по характеру признаков, по которым выделяется соответствующий класс предметов, эти определения делятся на соответствующие виды.

В атрибутивных определениях такими видовыми отличиями выступают качества и свойства предметов, мыслимых в определяющей части.

В генетическом определении класс предметов или предмет, мыслимый в определяющей части, выделяется указанием на происхождение предметов, на то, как они возникают в тех или иных случаях, или, наконец, как они могут быть построены.

В операциональном определении видовой характеристикой предметов является указание на некоторую операцию, посредством которой эти предметы могут быть обнаружены и отличены от других.

Определение посредством отрицания чаще всего применяется в случаях, когда удается определить все виды предметов некоторого класса (выделенные по одному и тому же основанию), кроме одного. Тогда предметы этого вида определяются именно как «все остальные» в данном роде. Например: «треугольник является тупоугольным, если и только если он не является прямоугольным и не является остроугольным».

Высказывание и суждение

Категорические суждения.

Категорические суждения — это множественные атрибутивные суждения; субъект в них — всегда общее понятие, таковым же в стандартной форме выражения этих суждений является и предикат. В стандартной форме в этих суждениях есть всегда и третий элемент – связка. А поскольку субъект есть общее понятие, то всегда имеется и четвертый элемент структуры категорического суждения – кванторное слово. В зависимости от того, относится ли утверждение (или отрицание) ко всем или не ко всем предметам соответствующего класса, различаются общие и частные суждения (деление по количеству).

В зависимости от того, утверждается или отрицается нечто о мыслимых в субъекте предметах, суждение является утвердительным или отрицательным (деление по качеству). В стандартной форме это означает различение суждений по характеру связки; в утвердительном – «это есть», в отрицательном – «не есть». Различая суждения одновременно по количеству и качеству, мы приходим к делению их на следующие виды:

общеутвердительные: стандартная (логическая) форма – Все S есть Р (суждение типа А);

общеотрицательные: стандартная форма – Ни одно S не есть Р (суждение типа Е);

частноутвердительные: стандартная форма – Некоторые S есть Р (суждение типа I);

частноотрицательные: стандартная форма – Некоторые S не есть Р (суждение типа О),

где S и Р – общие понятия, соответственно субъект и предикат суждения, «есть» и «не есть» – связки, «все» («ни один») и «некоторые» – кванторные слова (количественные характеристики суждения).

Подчеркнем еще раз, что эти формы представляют собой стандартные формы категорических суждений. Смысл суждения в стандартной форме состоит в том, что утверждается или отрицается принадлежность каждого или некоторых предметов S к классу предметов Р, или, более точно, тождество всех или некоторых предметов S каким-то предметам Р или отсутствие такового.

В нестандартной форме в суждении мы можем просто утверждать или отрицать наличие у всех или некоторых предметов S каких-то признаков Р.

Сравните: «Все интеллигентные люди стремятся к самосовершенствованию» (нестандартная форма представления категорического суждения) и «Всякий интеллигентный человек есть существо, стремящееся к самосовершенствованию» (стандартная форма). В случае таких (стандартных) преобразований в качестве предиката суждения появляется понятие; оно предполагает указание какого-либо (желательно ближайшего) рода предметов. Выявление его не всегда есть тривиальная задача, но в любом случае всегда можно взять наиболее широкий род: «некто» или «нечто» — «Юридические законы есть нечто, имеющее обратную силу» и т.п.

Стандартная форма любого простого высказывания такова, что в ней выделены, во-первых, классы предметов или отдельные предметы, к которым относится утверждение или отрицание (субъекты суждения или логические подлежащие), во-вторых (в случае, если субъектами суждения являются классы предметов), установлены количественные характеристики утверждений или отрицаний (кванторные слова), и, в-третьих, выделено, что именно утверждается или отрицается об этих предметах (предикат суждения или логическое сказуемое).

Стандартизация имеет существенное значение для выяснения смысла выражений языка, для осуществления операций с суждениями.

Дедуктивные рассуждения

Сложные силлогизмы.

Для лучшего понимания разнообразия сложных дедуктивных умозаключений представим их классификацию.

1. Умозаключения, построенные на основе простой категорический силлогизм:

а) энтимема Энтимема – дедуктивное умозаключение, построенное на основе простой категорический силлогизм, в котором одна из посылок или вывод пропущены. Например: Все студенты обязаны сдавать экзамены, значит, и Иванов обязан это делать.

б) полисиллогизм Полисиллогизм представляет собой совокупность двух или более простой категорический силлогизм, в которой вывод предыдущего является посылкой последующего. Например:

Все спортсмены регулярно тренируются

Все легкоатлеты спортсмены

Все прыгуны с шестом – легкоатлеты

Иванов – прыгун с шестом

Иванов регулярно тренируется

2. Умозаключения, построенные на основе сложных суждений:

а) условные силлогизмы:

-чисто условный силлогизм

-условно-категорический силлогизм (утверждающий модус и отрицающий модус)

-условно-разделительный силлогизм, лемма (а: дилеммы, трилеммы и полилеммы; в: сложные и простые леммы; с: конструктивные и деструктивные леммы)

б) разделительные силлогизмы:

-чисто разделительный силлогизм

-разделительно-категорический силлогизм (утверждающе-отрицающий модус и отрицающе-утверждающий модус)

условно-разделительный силлогизм, лемма (см. выше).

Правдоподобные рассуждения

Всем нам известно, что источником человеческого знания является опыт, общественная практика. Однако изначально опыт, практика не могут дать нам знания истинные, ибо мы строим предварительные обобщения и рассуждения, основываясь на описании явлений, процессов, различных предметов. Мы фиксируем и осмысливаем проявление сущности предметов, но еще не саму сущность. В результате мы получаем правдоподобные рассуждения. Такие рассуждения имеют место быть и в обучении. Все дело в том, что мы в образовательном процессе в большей степени используем своеобразный перенос знания с одних явлений и предметов на другие. Так называемый ассоциативный подход, как форма аналогии, предоставляет нам возможность развивать интеллект обучаемого, его мышление и давать ему необходимые для его жизни знания. По форме и содержанию они также правдоподобны.

Правдоподобными (вероятностными) рассуждениями называют высказывания, знания, заключенные в которых имеют сходство, подобие с истиной и поэтому не достоверны, а лишь вероятны.

Посылки правдоподобного рассуждения лишь с той или иной степенью вероятности подтверждают заключение. Правда, степень подтверждения не остается постоянной. Она изменяется по мере установления новых признаков, отражающих и характеризующих предмет рассуждения, будь это вещь, явление, процесс, совершенное человеком действие или бездействие, приведшее его к позитивному или негативному результату. Данное обстоятельство показывает тесную связь правдоподобных рассуждений с версиями, гипотезами, предсказаниями, которые имеют также вероятностный характер и достаточно распространены в деятельности юристов.

Несмотря на вероятностный характер своих заключений правдоподобные рассуждения по своей структуре, направленности мысли, области применения отличаются друг от друга. Наиболее распространенными их формами являются аналогия, индукция и статистические выводы как вид неполной индукции.

«Аналогия» и «умозаключение по аналогии» не тождественны. Аналогия – это сходство.

Умозаключение по аналогии (именно это мы будем подразумевать, употребляя понятие «аналогия») – это заключение, когда принадлежность предмету определенного признака обосновывается сходством в существенных признаках с другим предметом. Сходство – это совокупность отношений между объектами, состоящее в наличии у рассматриваемых объектов общих признаков.

Аналогия представляет собой перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Это такой способ умозаключения, который позволяет осуществить логический переход от известного знания об отдельном предмете или их группе к новому знанию о другом отдельном предмете или другой их группе.

Аналогия не является произвольным логическим построением. В ее основе лежат объективные свойства и отношения предметов реальной действительности. Они служат той основой, многократное повторение которой в человеческой практике привело к отражению и закреплению в мышлении особого способа рассуждения – «умозаключения по аналогии». Логический переход в выводах по аналогии в связи с этим регулируется правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов. Если обозначить буквами «а» и «в» два каких-то схожих предмета или события, а буквами Р, О, S, Т – их признаки, то логическая схема аналогии будет такова:

«а» имеет признаки S, Р, О, Т.

«в» имеет признаки Р, О, S.

Следовательно «в» имеет признак Т.

 

Если рассматриваемые случаи аналогичны по существенным признакам, то правдоподобно заключить, что они будут сходны и по другим, связанным с первым, свойством.

Наиболее типичной формой является аналогия между моделью и ее оригиналом (прототипом), которая широко используется в науке, технике и судебной практике.

Модель не тождественна оригиналу. Это мысленно или реально созданная структура, в которой с необходимостью представлен реальный объект с максимально возможной для конкретно-исторического этапа развития познания и общественной практики адекватностью. Она аналог предметов, явлений и связей реальной действительности.

Аналогии свойств – это умозаключение, в котором объектом уподобления являются два единичных предмета, а переносимым признаком – свойства этих предметов.

Аналогию такого вида Аристотель называл примером (парадейгмой). Очевидно, что доказательная сила таких умозаключений не очень велика. Тем не менее, при выполнении определенных условий мы можем достичь такого положения, когда парадейгма позволит прийти к заключению с достаточной для практических целей вероятностью. Истинность выводов в данном случае будет тем выше, чем большим числом общих свойств обладают сравниваемые предметы, чем они разнообразнее, типичнее и характернее для модели и прототипа, чем более однородны модель и прототип.

Выполнение этих условий необходимо в деятельности любого специалиста, в том числе и юриста. Например, искусно применял аналогию в судебных заседаниях известный русский адвокат Ф.Н. Плевако.

Так, защищая в Сызрани одинокую старуху, стащившую у соседки пятикопеечный чайник, он использовал следующий вариант аналогии.

«Что я скажу в защиту этой несчастной женщины? – начал он. Россия за тысячу лет своего существования перенесла немало бед и трагедий. Шел на нее Мамай, терзали ее печенеги, татары и половцы – устояла! Шел наполеон с двунадесятью языками – выстояла! Но теперь, господа присяжные заседатели, после того, как моя подзащитная своровала этот жалкий чайник, мне поневоле делается жутко… Такого испытания не выдержит святая Русь – обязательно погибнет!»

Опыт прошлых и настоящих войн и вооруженных конфликтов представляет нам примеры, когда с помощью камуфляжа и других приемов ложные военные объекты выдавались за истинные.

Вот как описывает такой вариант Я. Иосселиани. Он был применен, когда пришлось спасаться от вражеских «морских охотников».

«…Преследование продолжалось до полудня. Вражеские бомбы по-прежнему причиняли нам немало вреда. «Малютка» подошла к Лукульскому створу в районе Мамашая. Дальше начинались малые глубины, затруднявшие маневрирование.

Лодка резко развернулась вправо, выпустила соляр и увеличила ход до полного. Пройдя несколько минут в сторону моря, застопорили машину. По инерции «малютка» снова отвернула к берегу, постепенно теряя скорость, и упала на грунт прямо на фарватере.

Маневр удался. …Мы притаились, слушая, как «охотники» все дальше и дальше уходили в море. Похоже, они решили, что лодкалибо утонула либо ушла из района, старательно прочесанного бомбами»

Аналогия отношений – это умозаключение в котором объектом уподобления являются отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений.

Для уяснения сути и содержания данного вида аналогии можно привести пример пропорции. Древние греки и называли ее словом «аналогия». Их излюбленным примером было: 8/6 = 12/9. В этом равенстве отношение одной пары чисел (8, 6) переносится на другую пару чисел (12, 9). Первую можно считать моделью, а вторую – прототипом.

Августин Блаженный в «Исповеди» (книга V) приводит следующее рассуждение: «…Красноречивые высказывания не должны казаться истинными потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое – это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту, и другую пищу».

В этой аналогии истинность и ложность речи, ее мудрость или глупость, уподобляются пище, вредной или полезной, а сама речь и составляющие ее слова – посуде для этой пищи. На этом основании делается вывод, что как полезность или вредность пищи не зависят от того, в какой посуде эта пища подана, так и истинность и ложность речи не зависит от того, в каких словах, эта речь выражена.

В аналогии отношений сравниваемые признаки повышают образность нашего мышления, но значительно снижают вероятность истинности заключений. В одной из трагедий Габриеля д’Ануннцио братья говорят о сестре: «Она выросла в нашей семье, как роза среди железа». Отношения в этой аналогии выявлены очень четко, но, конечно, аналогия служит здесь не способом обоснования, а в лучшем случае способом понимания судьбы героини.

Для повышения истинности выводов по аналогии следует соблюдать ряд требований:

- число общих для образца и субъекта аналогии признаков должно быть возможно большим;

- признаки, служащие основанием аналогии, должны быть существенными для сравниваемых предметов;

- общие признаки должны охватывать различные стороны сравниваемых предметов;

- переносимый признак должен принадлежать к тому же типу, что и признаки, составляющие основание аналогии, и быть связанным с ними.

Выполнение этих требований повышает вероятность заключения, полученного при помощи аналогии, хотя и не делает его достоверным. Например, общие законы развития, сформулированные материалистической диалектикой, активно проявляют себя в неживой и живой природе, в обществе и в мышлении.

По характеру выводного знания, т.е. истинности умозаключения, аналогия делится на строгую аналогию, дающую достоверные заключения; нестрогую аналогию, дающую вероятное заключение; ложную аналогию, дающую ложное заключение.

Строгая аналогия предполагает наличие необходимой связи признаков сходства с переносимым признаком.

Такая ситуация, когда происходит установление необходимой зависимости между признаками, сближает аналогию с дедуктивным рассуждением, поднимает ее на уровень законообразной, но не делает их тождественными. В строгой аналогии имеет место сопоставление единичных объектов, а не подведение отдельного случая под общее положение. Поэтому в строгой аналогии мы имеем умозаключение, которое носит демонстративный характер, хотя она может давать истинные знания.

Строгая аналогия применяется в научных исследованиях, в математических доказательствах, в судебной практике. Например, сравнение отпечатков пальцев лиц, подозреваемых в совершении того или иного деяния, произведенное с соблюдением определенных правил, позволяет делать совершенно однозначный вывод о том, было конкретное лицо на месте совершения этого деяния или нет.

Нестрогая аналогия – это такое уподобление, когда зависимость между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая, лишь с меньшей степенью вероятности.

В такой ситуации только в проблематичной форме можно сделать заключение о принадлежности переносимого признака к числу сходных.

Так, например, было сделано предположение, что на Марсе существует жизнь. Были выделены сходные признаки у Земли и Марса:

- наличие атмосферы со свободным кислородом;

- наличие воды;

- наличие смены дня и ночи, а также времени года.

Далее, на основе этих признаков и с учетом того, что на Земле существует жизнь, делается вывод, что, следовательно, и на Марсе, вероятнее всего есть жизнь также.

Ложная аналогия возможна в тех случаях, когда у сравниваемых предметов обнаружено малое количество сходных признаков, когда связь между сходными и переносимыми признаками установлена в слабой форме.

Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью ввести оппонента в заблуждение. Тогда они выступают как софистический прием. В других случаях ложные аналогии обусловлены незнанием правил построения аналогий или отсутствием фактических знаний о рассматриваемых предметах.

Некоторые представители социал-дарвинизма проводят аналогию между человеческим обществом и организациями животных, приходят к ложному выводу о подчинении жизни человеческого общества дарвиновскому закону естественного отбора: «Сильный выживает, слабый погибает».

Иногда такая аналогия используется и в следственной практике, когда в качестве подозреваемого лица рассматривается человек, ранее совершивший подобный проступок.

Если для аналогии нет больших оснований, то вывод может быть совершенно ложным.

Умозаключения по аналогии нередко приобретают значение единственно возможного метода исследования в общественно-исторических науках, в сфере международных отношений и судебной практике.

Существенна роль аналогии в профессиональной подготовке и деятельности юриста. Практически ни одно занятие не обходится без использования аналогий, как преподавателями, так и студентами. Здесь аналогия выступает как способ получения выводов, рекомендаций, предложений, как инструмент активизации познавательного процесса, раскрытия его воспитательных и обучающих функций путем придания ему соответствующей образности и наглядности, как своеобразная мыслительная практика для слушателя, которая позволяет развивать его способности к сравнениям и формирует профессиональное мышление-действие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.09 с.)