Дадим краткую характеристику этих видов сложных дедуктивных умозаключений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дадим краткую характеристику этих видов сложных дедуктивных умозаключений.



Условными называют силлогизмы, в состав которых входят условные суждения.

В чисто-условном силлогизме все посылки и вывод являются условными суждениями. Например: Если студент последнюю ночь готовится к экзамену, то утром он имеет низкую работоспособность; если человек имеет низкую работоспособность, то он не может сдать экзамен успешно; следовательно, если студент последнюю ночь готовится к экзамену, то он не может сдать экзамен успешно. В чисто-условном силлогизме действует правило: следствие следствия есть следствие основания. Формула такого умозаключения (при наличии двух посылок) имеет следующий вид:

Если А, то В

Если В, то С

Если А, то С

В условно-категорическом силлогизме одна посылка является условным суждением, а другая и вывод – простыми категорическими суждениями.

В условно-категорическом силлогизме выделяются два модуса: утверждающий и отрицающий.

В утверждающем модусе действует правило: можно рассуждать от утверждения основания к утверждению следствия, но не наоборот. Например:

Когда идет дождь, крыши домов мокрые

Идет дождь

Крыши домов мокрые

Формула принимает следующий вид:

Если А, то В

А _________

В

В отрицающем модусе действует правило: можно рассуждать от отрицания следствия к отрицанию основания, но не наоборот. Например:

Когда идет дождь, крыши домов мокрые

Крыши домов не мокрые

Дождь не идет

Формула этого модуса выглядит следующим образом:

Если А, то В

Не-В______

Не-А

Условно-разделительный силлогизм (лемма) – дедуктивное умозаключение, в состав которого входят и условные и разделительные суждения. Например:

Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, он относится к лагерю материалистов.

Если философ признает первичность сознания и вторичность материи, он относится к лагерю идеалистов.

Философ может признавать или первичность материи или первичность сознания._____________________________________________

Философ может относиться к лагерю материалистов или идеалистов.

Формула данного умозаключения имеет следующий вид:

Если А, то В

Если С, то D

А или С

В или D

Выделяются различные виды лемм:

1. В зависимости от количества альтернатив в разделительной посылке выделяют дилеммы (две альтернативы), трилеммы (три альтернативы), полилеммы (больше трех). Данное умозаключение дилемма, формула трилеммы может иметь следующий вид:

Если А, то В

Если С, то D

Если Е, то F

А или С или E

В или D или F

2. Простые и сложные леммы отличаются тем, что в простых леммах вывод является простым суждением, а в сложных – сложным разделительным. Данное рассуждение сложное, а простое может выглядеть следующим образом:

Если А, то В

Если С, то В

А или С

В

3. Конструктивные леммы от деструктивных отличаются тем, что в конструктивных рассуждение идет от утверждения основания к утверждению следствия, а в деструктивных - от отрицания следствия к отрицанию основания. Данное рассуждение - конструктивная лемма, а деструктивная будет иметь следующую формулу:

Если А, то В

Если С, то D

Не-В или не-D

Не-А или не-С

Чисто разделительный силлогизм представляет собой дедуктивное умозаключение, в котором все посылки и вывод являются разделительными суждениями. Например:

Государство может быть республикой или монархией

Республика может быть президентской или парламентской

Монархия может быть абсолютной или ограниченной

Государство может быть или президентской республикой, или парламентской республикой, или абсолютной монархией, или ограниченной монархией.

Формулу этого умозаключения можно записать следующим образом:

S есть P1 или P2

P1 есть P3 или P4

P2 есть P5 или P6

S есть P3 или P4 или P5 или P6

В разделительно-категорическом силлогизме одна из посылок является разделительным суждением, а остальные и вывод – простыми категорическими суждениями. Существуют два модуса разделительно-категорического силлогизма: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий.

Формула утверждающе-отрицающего модуса:

А или В или С

А__________

Не-В, не-С

Например:

Преступление может быть совершено без умысла, с прямым умыслом или с косвенным умыслом.

Данное преступление совершено с прямым умыслом

Данное преступление не совершено без умысла и не совершено с косвенным умыслом

В этом модусе действует правило: разделительная посылка должна быть суждением строгой дизъюнкции.

Формула отрицающего-утверждающего модуса имеет следующий вид:

А или В или С

Не-А, не-В

С

Например:

Преступление может быть совершено без умысла, с прямым умыслом или с косвенным умыслом.

Данное преступление не совершено с прямым умыслом и косвенным умыслом

Данное преступление совершено без умысла

В этом модусе действует правило: разделительная посылка должна быть полной, то есть в ней должны содержаться все возможные альтернативы.

 

Правдоподобные рассуждения

Всем нам известно, что источником человеческого знания является опыт, общественная практика. Однако изначально опыт, практика не могут дать нам знания истинные, ибо мы строим предварительные обобщения и рассуждения, основываясь на описании явлений, процессов, различных предметов. Мы фиксируем и осмысливаем проявление сущности предметов, но еще не саму сущность. В результате мы получаем правдоподобные рассуждения. Такие рассуждения имеют место быть и в обучении. Все дело в том, что мы в образовательном процессе в большей степени используем своеобразный перенос знания с одних явлений и предметов на другие. Так называемый ассоциативный подход, как форма аналогии, предоставляет нам возможность развивать интеллект обучаемого, его мышление и давать ему необходимые для его жизни знания. По форме и содержанию они также правдоподобны.

Правдоподобными (вероятностными) рассуждениями называют высказывания, знания, заключенные в которых имеют сходство, подобие с истиной и поэтому не достоверны, а лишь вероятны.

Посылки правдоподобного рассуждения лишь с той или иной степенью вероятности подтверждают заключение. Правда, степень подтверждения не остается постоянной. Она изменяется по мере установления новых признаков, отражающих и характеризующих предмет рассуждения, будь это вещь, явление, процесс, совершенное человеком действие или бездействие, приведшее его к позитивному или негативному результату. Данное обстоятельство показывает тесную связь правдоподобных рассуждений с версиями, гипотезами, предсказаниями, которые имеют также вероятностный характер и достаточно распространены в деятельности юристов.

Несмотря на вероятностный характер своих заключений правдоподобные рассуждения по своей структуре, направленности мысли, области применения отличаются друг от друга. Наиболее распространенными их формами являются аналогия, индукция и статистические выводы как вид неполной индукции.

«Аналогия» и «умозаключение по аналогии» не тождественны. Аналогия – это сходство.

Умозаключение по аналогии (именно это мы будем подразумевать, употребляя понятие «аналогия») – это заключение, когда принадлежность предмету определенного признака обосновывается сходством в существенных признаках с другим предметом. Сходство – это совокупность отношений между объектами, состоящее в наличии у рассматриваемых объектов общих признаков.

Аналогия представляет собой перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Это такой способ умозаключения, который позволяет осуществить логический переход от известного знания об отдельном предмете или их группе к новому знанию о другом отдельном предмете или другой их группе.

Аналогия не является произвольным логическим построением. В ее основе лежат объективные свойства и отношения предметов реальной действительности. Они служат той основой, многократное повторение которой в человеческой практике привело к отражению и закреплению в мышлении особого способа рассуждения – «умозаключения по аналогии». Логический переход в выводах по аналогии в связи с этим регулируется правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов. Если обозначить буквами «а» и «в» два каких-то схожих предмета или события, а буквами Р, О, S, Т – их признаки, то логическая схема аналогии будет такова:

«а» имеет признаки S, Р, О, Т.

«в» имеет признаки Р, О, S.

Следовательно «в» имеет признак Т.

 

Если рассматриваемые случаи аналогичны по существенным признакам, то правдоподобно заключить, что они будут сходны и по другим, связанным с первым, свойством.

Наиболее типичной формой является аналогия между моделью и ее оригиналом (прототипом), которая широко используется в науке, технике и судебной практике.

Модель не тождественна оригиналу. Это мысленно или реально созданная структура, в которой с необходимостью представлен реальный объект с максимально возможной для конкретно-исторического этапа развития познания и общественной практики адекватностью. Она аналог предметов, явлений и связей реальной действительности.

Аналогии свойств – это умозаключение, в котором объектом уподобления являются два единичных предмета, а переносимым признаком – свойства этих предметов.

Аналогию такого вида Аристотель называл примером (парадейгмой). Очевидно, что доказательная сила таких умозаключений не очень велика. Тем не менее, при выполнении определенных условий мы можем достичь такого положения, когда парадейгма позволит прийти к заключению с достаточной для практических целей вероятностью. Истинность выводов в данном случае будет тем выше, чем большим числом общих свойств обладают сравниваемые предметы, чем они разнообразнее, типичнее и характернее для модели и прототипа, чем более однородны модель и прототип.

Выполнение этих условий необходимо в деятельности любого специалиста, в том числе и юриста. Например, искусно применял аналогию в судебных заседаниях известный русский адвокат Ф.Н. Плевако.

Так, защищая в Сызрани одинокую старуху, стащившую у соседки пятикопеечный чайник, он использовал следующий вариант аналогии.

«Что я скажу в защиту этой несчастной женщины? – начал он. Россия за тысячу лет своего существования перенесла немало бед и трагедий. Шел на нее Мамай, терзали ее печенеги, татары и половцы – устояла! Шел наполеон с двунадесятью языками – выстояла! Но теперь, господа присяжные заседатели, после того, как моя подзащитная своровала этот жалкий чайник, мне поневоле делается жутко… Такого испытания не выдержит святая Русь – обязательно погибнет!»

Опыт прошлых и настоящих войн и вооруженных конфликтов представляет нам примеры, когда с помощью камуфляжа и других приемов ложные военные объекты выдавались за истинные.

Вот как описывает такой вариант Я. Иосселиани. Он был применен, когда пришлось спасаться от вражеских «морских охотников».

«…Преследование продолжалось до полудня. Вражеские бомбы по-прежнему причиняли нам немало вреда. «Малютка» подошла к Лукульскому створу в районе Мамашая. Дальше начинались малые глубины, затруднявшие маневрирование.

Лодка резко развернулась вправо, выпустила соляр и увеличила ход до полного. Пройдя несколько минут в сторону моря, застопорили машину. По инерции «малютка» снова отвернула к берегу, постепенно теряя скорость, и упала на грунт прямо на фарватере.

Маневр удался. …Мы притаились, слушая, как «охотники» все дальше и дальше уходили в море. Похоже, они решили, что лодкалибо утонула либо ушла из района, старательно прочесанного бомбами»

Аналогия отношений – это умозаключение в котором объектом уподобления являются отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений.

Для уяснения сути и содержания данного вида аналогии можно привести пример пропорции. Древние греки и называли ее словом «аналогия». Их излюбленным примером было: 8/6 = 12/9. В этом равенстве отношение одной пары чисел (8, 6) переносится на другую пару чисел (12, 9). Первую можно считать моделью, а вторую – прототипом.

Августин Блаженный в «Исповеди» (книга V) приводит следующее рассуждение: «…Красноречивые высказывания не должны казаться истинными потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое – это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту, и другую пищу».

В этой аналогии истинность и ложность речи, ее мудрость или глупость, уподобляются пище, вредной или полезной, а сама речь и составляющие ее слова – посуде для этой пищи. На этом основании делается вывод, что как полезность или вредность пищи не зависят от того, в какой посуде эта пища подана, так и истинность и ложность речи не зависит от того, в каких словах, эта речь выражена.

В аналогии отношений сравниваемые признаки повышают образность нашего мышления, но значительно снижают вероятность истинности заключений. В одной из трагедий Габриеля д’Ануннцио братья говорят о сестре: «Она выросла в нашей семье, как роза среди железа». Отношения в этой аналогии выявлены очень четко, но, конечно, аналогия служит здесь не способом обоснования, а в лучшем случае способом понимания судьбы героини.

Для повышения истинности выводов по аналогии следует соблюдать ряд требований:

- число общих для образца и субъекта аналогии признаков должно быть возможно большим;

- признаки, служащие основанием аналогии, должны быть существенными для сравниваемых предметов;

- общие признаки должны охватывать различные стороны сравниваемых предметов;

- переносимый признак должен принадлежать к тому же типу, что и признаки, составляющие основание аналогии, и быть связанным с ними.

Выполнение этих требований повышает вероятность заключения, полученного при помощи аналогии, хотя и не делает его достоверным. Например, общие законы развития, сформулированные материалистической диалектикой, активно проявляют себя в неживой и живой природе, в обществе и в мышлении.

По характеру выводного знания, т.е. истинности умозаключения, аналогия делится на строгую аналогию, дающую достоверные заключения; нестрогую аналогию, дающую вероятное заключение; ложную аналогию, дающую ложное заключение.

Строгая аналогия предполагает наличие необходимой связи признаков сходства с переносимым признаком.

Такая ситуация, когда происходит установление необходимой зависимости между признаками, сближает аналогию с дедуктивным рассуждением, поднимает ее на уровень законообразной, но не делает их тождественными. В строгой аналогии имеет место сопоставление единичных объектов, а не подведение отдельного случая под общее положение. Поэтому в строгой аналогии мы имеем умозаключение, которое носит демонстративный характер, хотя она может давать истинные знания.

Строгая аналогия применяется в научных исследованиях, в математических доказательствах, в судебной практике. Например, сравнение отпечатков пальцев лиц, подозреваемых в совершении того или иного деяния, произведенное с соблюдением определенных правил, позволяет делать совершенно однозначный вывод о том, было конкретное лицо на месте совершения этого деяния или нет.

Нестрогая аналогия – это такое уподобление, когда зависимость между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая, лишь с меньшей степенью вероятности.

В такой ситуации только в проблематичной форме можно сделать заключение о принадлежности переносимого признака к числу сходных.

Так, например, было сделано предположение, что на Марсе существует жизнь. Были выделены сходные признаки у Земли и Марса:

- наличие атмосферы со свободным кислородом;

- наличие воды;

- наличие смены дня и ночи, а также времени года.

Далее, на основе этих признаков и с учетом того, что на Земле существует жизнь, делается вывод, что, следовательно, и на Марсе, вероятнее всего есть жизнь также.

Ложная аналогия возможна в тех случаях, когда у сравниваемых предметов обнаружено малое количество сходных признаков, когда связь между сходными и переносимыми признаками установлена в слабой форме.

Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью ввести оппонента в заблуждение. Тогда они выступают как софистический прием. В других случаях ложные аналогии обусловлены незнанием правил построения аналогий или отсутствием фактических знаний о рассматриваемых предметах.

Некоторые представители социал-дарвинизма проводят аналогию между человеческим обществом и организациями животных, приходят к ложному выводу о подчинении жизни человеческого общества дарвиновскому закону естественного отбора: «Сильный выживает, слабый погибает».

Иногда такая аналогия используется и в следственной практике, когда в качестве подозреваемого лица рассматривается человек, ранее совершивший подобный проступок.

Если для аналогии нет больших оснований, то вывод может быть совершенно ложным.

Умозаключения по аналогии нередко приобретают значение единственно возможного метода исследования в общественно-исторических науках, в сфере международных отношений и судебной практике.

Существенна роль аналогии в профессиональной подготовке и деятельности юриста. Практически ни одно занятие не обходится без использования аналогий, как преподавателями, так и студентами. Здесь аналогия выступает как способ получения выводов, рекомендаций, предложений, как инструмент активизации познавательного процесса, раскрытия его воспитательных и обучающих функций путем придания ему соответствующей образности и наглядности, как своеобразная мыслительная практика для слушателя, которая позволяет развивать его способности к сравнениям и формирует профессиональное мышление-действие.

В реальной практической деятельности допускается возможность использования юристом аналогии, но при соблюдении определенных условий. Все это связано с тем, что в основном с логической стороны в судебной практике оценка обстоятельств дела и принятия решений осуществляется в форме силлогизма, реже в форме недедуктивных умозаключений.

В судебной практике аналогия используется там, где применяется судебный прецедент. В других случаях аналогию возможно применять, если квалифицировано не прописано применение каких-то нормативно-правовых актов. Тогда судье рекомендуется использовать аналогию по факту применения нормы Верховным Судом РФ или другими судами РФ - по иерархии их отношений.

В наиболее отчетливой форме умозаключение по аналогии встречается при исследовании преступных действий по способам и средствам их совершения, при осуществлении судебной экспертизы, идентификации личности или материальных предметов. Правда, в данных ситуациях надо поднимать уровень аналогии до истинной, а вероятностные по характеру знания превращать в истинные знания.

Как видим, допущение использования аналогии связано с тем, что есть реальная практическая трудность предвидеть и перечислить все возможные варианты действий человека.

Роль аналогии в науке и судебной практике – это роль источника плодотворных догадок, предположений, версий и гипотез, которые затем проходят проверку более строгими индуктивными и дедуктивными умозаключениями. В судебных речах аналогии в сочетании с метафорами и наглядными, яркими образами очень часто используются для того, чтобы придать выступлениям особую убедительность, наглядность и доступность для восприятия мысли как судьями, так и присяжными заседателями, просто присутствующими. Возникающие при этом ассоциации и эмоции усиливают воздействие рациональных аргументов и тем самым оказывают свое влияние на сознание и принятие решений судьями и присяжными заседателями.

Но эти достоинства аналогии легко превращаются в недостатки, если не соблюдаются границы ее применения, а тем более, когда аналогия оказывается ложной.

 

Формы развития знания

Важную роль в научном познании играет не только учение логики о понятии, суждении, умозаключении и аргументации, но и о таких формах развития знания, как проблема, гипотеза, теория и управленческое решение.

Проблема

Проблема - это задача особого вида. В формулировке задачи есть описание того, что дано и что требуется найти. Задачи бывают разных типов: 1) для которых есть метод алгоритм решения; 2) решаемые подбором значений; 3) для которых требуется разработать метод решения.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи третьего типа, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы двух видов: неразвитые и развитые.

Неразвитая проблема - это задача, которая характеризуется следующими чертами.

Во-первых, это нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача.

Во-вторых, это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. как закономерный результат процесса познания.

В-третьих, это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.

В-четвертых, это задача, путей решения которой не видно.

Чтобы подчеркнуть незавершенный характер неразвитых проблем, их иногда называют предпроблемами.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой, или собственно проблемой. Таким образом, развитая проблема - это «знание о некотором незнании», дополненное более или менее конкретным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: 1) систему утверждений (описание исходного знания - того, что дано); 2) вопрос или побуждение («Как установить то-то и то-то?», «Найти то-то и то-то»); 3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только знание указанных видов, но и процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращении последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы.

Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:

· формирование неразвитой проблемы (предпроблемы);

· развитие проблемы - формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения;

· разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.

Гипотеза

Почти всегда, когда человек начинает какое-либо исследование, он выдвигает предположение о его результатах, т.е. как бы видит желаемый результат в начале исследования. Такое предварительное решение вопроса в большинстве случаев служит на пользу дела, поскольку позволяет разработать план исследования. Если бы в своей работе ученые не пользовались предположениями, то они превратились бы лишь в собирателей фактов, лишь в регистраторов событий.

Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Слово «гипотеза» греческого происхождения. Оно означаем «предположение».

В научной литературе не любое предположение называют гипотезой. Гипотеза - это предположение особого рода. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Таким образом, в научной литературе слово «гипотеза» употребляется в двух смыслах. Гипотезой называют особого рода знание, а также особый процесс развития знания.

Гипотеза в первом смысле слова - это обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т.д.

Гипотеза во втором смысле слова - это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении.

ПД-21 В этом процессе выделяют две ступени: развитие предположения; доказательство или опровержение предположения.

Развитие предположения. Здесь можно выделить несколько этапов.

1-й этап - выдвижение предположения.

Предположения выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов Бэкона - Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана планетарная модель атома. Выдвинутое таким образом предположение чаще всего еще не гипотеза. Это скорее догадка, чем гипотеза, поскольку оно, как правило, не является хотя бы частично обоснованным.

В гуманитарных науках гипотезами неправомерно называют догадки, не являющиеся в какой-либо мере обоснованными.

2-й этап - объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т.д.), - тех фактов, которые были известны до выдвижения предположения, но еще не принимались в учет, а также тех фактов, которые были открыты после выдвижения предположения.

Так, планетарная модель атома из догадки превратилась в гипотезу лишь после того, как на ее основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности периодическую систему химических элементов Менделеева. До того времени эта система являлась эмпирическим законом химии. Менделеев расположил химические элементы в определенном порядке на основе их атомных весов и закономерностей в изменении химических и физических свойств. Создание планетарной модели атома позволило придать физический смысл расположению элементов в таблице. Оказалось, что порядковый номер элемента в таблице равен числу положительных зарядов его ядра.

Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии, предположение, чтобы быть гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям.

Первое требование - предположение не должно быть логически противоречивым (не должно быть самопротиворечивым) и не должно противоречить фундаментальным положениям науки.

Второе требование - предположение должно быть принципиально проверяемым. Различают два рода проверяемости - практическую и принципиальную. Предположение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалекий период времени. Предположение является принципиально проверяемым, когда оно может быть проверено (если и не в ближайшее время, то когда-нибудь).

В качестве гипотез не признаются догадки, которые в принципе нельзя проверить (обосновать или опровергнуть).

Третье требование - предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы).

Четвертое требование - предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую. Оно называется принципом простоты. Этот принцип сформулировал английский философ Уильям Оккам, живший 600 лет назад в Англии и Германии. Поэтому данное требование (в разных формулировках) называется «бритвой Оккама».

Под простотой здесь имеется в виду отсутствие фактов, которые гипотеза должна объяснять, но не объясняет. В таком случае придется делать оговорки, что предположение объясняет все факты, кроме таких-то и таких-то, и для объяснения последних фактов выдвигать вспомогательные гипотезы (для данного случая).

Четвертое требование тоже не имеет абсолютного характера. Оно является лишь эвристическим.

После выдвижения предположения (1-й этап), объяснения на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (2-й этап), а также после проверки выполнения всех перечисленных требований (если они выполнены) предположение обычно считают обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой. Гипотеза - это не достоверное, а лишь вероятное знание.

Доказательство и опровержение гипотез. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов доказываются или опровергаются путем обнаружения этих явлений и предметов или установлением их отсутствия.

Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез, особенно гипотез, объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, является опровержение посредством приведения к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза - сложное утверждение.

Гипотезы могут также опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.

Одним из способов доказательства гипотез является разделительное логическое доказательство. Оно заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного.

Гипотеза может доказываться путем ее выведения логическим путем из более общих положений.

Все рассмотренные способы доказательства гипотез имеют ограниченное применение в социальной сфере.

Первый применим лишь к простым гипотезам. Второй работает лишь в тех случаях, когда можно перечислить все возможные предположения. Третий не применим к наиболее общим и наиболее фундаментальным гипотезам о социальных явлениях.

Как же доказываются сложные гипотезы о социальных явлениях, в частности такие, которые после доказательства получают статус теорий?

Такие гипотезы, как правило, нельзя доказать полностью. После доказательства они представляют собой относительную истину, но содержат и истину абсолютную, поскольку их основные положения с течением времени не отбрасываются, а, может быть, лишь уточняются.

Доказательством таких гипотез является практическая деятельность людей. На практике подтверждаются следствия, вытекающие из гипотез. Факты, описываемые следствиями, могут быть неизвестными в то время, когда следствия выводятся. Затем факты могут быть обнаружены. Это повышает степень правдоподобия гипотез. Таким образом, вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза, кроме того, позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Если, зная природу явлений, можно на практике получить эти явления из их условий, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление отдельных случаев ее практического использования еще не делают гипотезу достоверным знанием. При большом числе подтверждений следствий и ее многократном практическом использовании, а также при установлении определенных связей между следствиями происходит переход количественных изменений в качественные, и гипотеза становится доказанной в диалектическом смысле, т.е. в том смысле, что она содержит моменты абсолютной и относительной истины. Такая гипотеза может с течением времени уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. она становится теорией.

Версия. В процессе следственной и судебной деятельности часто выдвигается ряд гипотез, по-разному объясняющих одни и те же факты. Эти гипотезы называются следственными или судебно-следственными версиями (от лат. «verto» и позднелат. «vertio» - «поворачиваю», «превращаю»). Версия - один из вариантов утверждения об одном и том же.

В судебно-следственной практике иногда версиями называют любые предположения о том или ином обстоятельстве уголовного дела. Такое употребление термина «версия» является неправильным.

Чтобы выяснить, в каких случаях различные предположения об одних и тех же фактах уголовного дела являются версиями, нужно рассмотреть версию как процесс развития знания.

Процесс выдвижения и доказательства версий имеет определенную специфику по сравнению с процессом выдвижения и доказательства гипотез в других отраслях обществознания и в естественных науках. Эта специфика прежде всего обусловлена тем, что судебно-следственная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса.

На 1-м этапе развития версии ее специфика по сравнению с гипотезами в других областях познания заключается в том, что выдвигаются всевозможные предположения, объясняющие то или иное явление. Иначе говоря, на этом этапе должно выполняться требование полноты предположений. Если, например, исследуются причины убийства, то следует предположить, что оно было совершено с целью ограбления, из мести и т.д., если, конечно, не известны факты, исключающие какие-то из этих возможностей.

На 2-м этапе должны быть объяснены все имеющиеся факты на основе по крайней мере одного из выдвинутых предположений.

О соблюдении требований, предъявляемых к гипотезам, можно сделать следующие замечания.

Первое требование должно выполняться.

Второе требование применительно к следственной версии формулируется так: среди предположений не должно быть принципиально непроверяемых.

Пример. В отделение милиции обратились сельские жители с просьбой установить, кто отбирает пенсию у старушки Киселевой. Киселева жила очень бедно, хотя возделывала небольшой огородик и получала пенсию. Соседям свою бедность она объясняла тем, что каждый месяц в день получения пенсии к ней приходит черт и все деньги забирает. В доме Киселевой сделали засаду. После прихода почтальона и получения пенсии в доме открылась дверка подпола и вылез черт, с рогами и хвостом. Его схватили. Оказалось, что это сосед прорыл подземный ход из своего дома и каждый месяц навещал Киселеву, нарядившись чертом.

Если бы выдвинули предположение, что к Киселевой действительно ходит черт, то это предположение нельзя было бы проверить.

Третье требование должно выполняться.

Четвертое требование - требование простоты предположений здесь не работает, поскольку ни одно из предположений не отбрасывается, по крайней мере не выпускается из поля зрения.

После объяснения всех имеющихся фактов на основе хотя бы одного из предположений и выполнения указанных требований с учетом отмеченной их специфики все предположения считаются версиями. Таким образом, версии - это различные предположения о наличии состава преступления в деянии, о виновных по делу, о мотивах преступления и т.д., по крайней мере одно из которых является обоснованным в описанном выше смысле.

С логической точки зрения способы опровержения версий не отличаются от способов опровержения гипотез в других областях знания.

Доказательство версий имеет следующие особенности:

· косвенные логические доказательства требуют подкрепления прямыми доказательствами;

· доказательство считается завершенным лишь при вступлении в силу обвинительного приговора; до этого момента в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого ведется уголовное производство, считается невиновным;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.093 с.)