Взгляд назад: от принципа к фактам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляд назад: от принципа к фактам



Нужно потратить огромное количества времени и сил, перебрать и классифицировать море фактических сведений, чтобы сформировать понятия, а затем из понятий выстроить рабочие принципы. После того, как принцип сформулирован и проверен в различных обстоятельствах, он становится так же драгоценен, как испытанная временем дружба.

Когда мы просматриваем свои сегодняшние убеждения и сравниваем их с теми, что были прежде, мы часто бываем удивлены, обнаружив, что не всегда легко вспомнить кирпичики, легшие в основу нашей жизненной философии. Возможно, они существуют только как неотделимые частицы в материале, из которого построена неповторимая личность каждого из нас. Они могут быть даже заменены более широкими и функциональными подходами к различным вещам. Например, вместо пунктов "Не курить", "Не пить" может существовать более широкая идея: "Уважать человеческую жизнь, в том числе и свою собственную. Воздерживаться от вредных привычек, включая переедание; заботится о своем теле, которое есть храм Духа Святого." Запретительные пункты, которые были полезны для нас в начале нашего пути, стали теперь слишком узкими и слишком грубыми для того, чтобы охватить всю высоту и всю глубину нашей ответственности.


7 ОБУЧЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Мэри Элизабет Сарджент рассказывает историю Тома и Сью Смитов и их двоих детей. Том и Сью оба были крещены в детстве; оба посещали воскресную школу. Своего первого ребенка, Дика, они тоже по обычаю крестили в возрасте шести недель. Когда ему исполнилось пять лет, его отдали в воскресную школу. Соседка, которая ходила в церковь, брала его с собой. Дику не слишком нравилось в воскресной школе. Потом, вскоре после рождения дочки, семья переехала. Том все свое время отдавал работе и игре в гольф. Они посылали детей в ближайшую церковь на рождественские спектакли и на "день детей". Сью находила программу "дня детей" ужасной; она сама была учительницей и считала, что нельзя иметь в церкви такую слабую программу. Жена пастора как-то зашла попросить ее взять группу в воскресной школе. — "Нет, я не в состоянии это делать"ответила она. Она уже работали в Красном Кресте и комитете родителей и учителей, поэтому не допускала и мысли о новой нагрузке. Она призналась, что практически не знает Библию ("это так скучно"). "Может быть, вы сможете взять класс Дика?""Я не могу держать дисциплину с мальчишками". "Может быть, Том поможет вам?" — "Спасибо, нет. Он совершенно не интересуется религией." Ей хотелось, чтобы жена пастора поскорее ушла. Кое-кто из друзей должен был зайти на коктейль, и ей до смерти хотелось закурить.

Несколько мальчиков, одноклассников Дика по воскресной школе, собирались стать членами церкви. Он пропустил первое из шести занятий для будущих членов церкви. Мать заступилась за него: " У него столько дел, да еще в пятницу вечером встреча в клубе." Дик так и не стал членом церкви. Много воскресений подряд он посвятил пикникам и другим занятиям на природе, пренебрегая при этом посещением церкви. Но младшая Энни очень хотела креститься. (Том и Сью были слишком заняты и не успели крестить ее, когда она была младенцем, еще в старой церкви). Крещение должно было состоятся на Пасху. Однако у Тома и Дика были другие планы.

В конце концов Сью пошла на крещение дочери Энни одна. Она подарила дочке на память золотой крестик. В этот вечер у Энни было свидание, а следующее воскресение, когда было причастие, они провели в своем коттедже на озере; в общем, все время ей что-то мешало — в результате она тоже так и не собралась стать членом церкви.

Началась вторая мировая война. Дик был призван в армию и отправился в Ирландию. Энни, еще не закончив колледж, выскочила замуж за юношу, которого она встретила на танцах в солдатском клубе. Через шесть месяцев Том и Сью стали бабушкой и дедушкой. Врач сказал, что ребенок родился раньше срока.

Дик писал из Ирландии, что он влюблен, что его девушка молится за него, и что он верит, что останется цел во Франции. "Забавно, что кто-то молится за Дика" — сказал Том. Сью не сказала ничего.


Дик действительно прошел через всю войну невредимым, женился на этой девушке и привез ее домой. Он присоединился к католической церкви. "Я подумал, что если мои дети будут католиками, то почему бы и мне не быть католиком" — объяснил он.

Муж Энни тоже выжил на войне, но не выжил их брак. Ее муж влюбился в хорошенькую летчицу в Маниле. Он ухаживал за ней так же, как в свое время за Энни. Теперь Энни разведена, работает в Нью-Йорке — блестящая, но грубая женщина, циничная и язвительная, откровенная атеистка.

Сью по-прежнему ходит в церковь на Рождество и на Пасху. Она так же работает в Красном Кресте, но считает, что "женская работа ужасно скучная, за исключением того, что касается детей". Но собственные дети глубоко огорчают ее.

Том тоже огорчается. "Я не могу этого понять," — жалуется он Сью.них была хорошая семья и христианское окружение, так почему же они не выросли хорошими, добропорядочными протестантами, как ты и я?" (#1)

#1. Магу Е. Sergent, "Why Aren't They Like Us?" The Christian Century, 3 октября 1962 г., стр. 1191-1194.

Copyright 1962 Christian Century Foundation. Цитируется с разрешения Christian Century Foundation.

Обучение, которое начинается раньше всяких уроков

Большинство из нас знает (хотя мы часто ведем себя так, как будто не знаем), что дети усваивают массу вещей, которым их никто сознательно не учил. Мы можем назвать это "скрытой программой". Правда, наше повседневное поведение является скорее "настоящей программой". Разгневанный отец, узнав, что его сын подрался, тащит его в подвал и жестоко колотит, повторяя при этом: "Неужели я не научил тебя ничему лучшему, чем драка?" Очевидно, не научил. Напротив, отец научил сына, что физическая сила — это способ показать, кто главный. Большие и сильные люди могут применять силу к тем, кто слабее.

Неразгаданной тайной остается усвоение знаний и навыков в самом раннем детстве. Подумать только, раньше чем дети пришли в свой первый класс, они выучили одну из самых сложных на свете вещей — свой родной язык. Они владеют им так, как, вероятно, не научатся владеть никаким другим языком за долгие годы занятий в школе и университете. Кроме языка, они овладели основными социальными навыками, усвоили достаточно большой набор ценностей (как истинных, так и ложных) и научились мастерски разбираться в чувствах и настроениях других людей. Они сделали это, не прочитав ни слова, не посетив ни одного урока и не сдав ни одного экзамена.


Некоторые ученые полагают, что ребенок приобретает больше знаний до школы, чем за четыре года в колледже.

Поэтому мы должны быть внимательны к нашим детям, когда они умоляюще смотрят на нас и просят разрешения потрогать кошку, забить гвоздь, или нажать на звуковой сигнал автомобиля, как бы повторяя: "Как же мне понять что это, не попробовав сделать это?" Может быть, они не говорят это вслух, но нам следует помнить, что самые прочные знания и навыки впитываются из окружающей среды, когда ребенок погружен в деятельность. И обучение при этом происходит с радостью. Так что мы можем постараться дать ребенку возможность "попробовать сделать" вместе с нами что-нибудь, чему мы хотели бы научить его.

Обучение и возраст

Специалисты по детской психологии полагают, что ребенок между младенчеством и взрослостью переживает всего три или четыре критических периода. Из этого можно сделать вывод, что, формируя учебные группы, мы можем помещать в одну группу детей разного возраста — в пределах довольно широкого возрастного диапазона. Мы же традиционно склонны считать, что каждый год жизни ребенка приносит с собой кризис, и поэтому придерживаемся мнения, что для эффективного обучения лучше всего распределить детей по группам одного возраста.

Из опыта известно, что массу вещей дети узнают друг от друга. Стало быть, можно поспорить с тем, что рассматривать идеи и концепции лучше всего в аудитории, состоящей из учащихся близкого возраста. Кроме того, в задачу церкви входит вырастить братство учащихся, выходящее за узкие возрастные рамки. Дети, которые все время обучаются только среди своих сверстников, не приобретают опыта понимания и дружбы с теми, кто старше или младше. С другой стороны, в разновозрастных группах возникают взаимные привязанности между людьми разного возраста. Например, в небольшой церкви, где среди детей преобладают четверо-, пяти- и шестиклассники, стоит серьезно подумать, разделять ли их в группы по возрасту, или обучать всех вместе.

Труды Пиаже, Эриксона, Хевигурста и Кольберга не только обращают наше внимание на необходимость заботиться о различных нуждах детей, которые занимаются в учебных группах. Из них также видно, что пути приобретения знаний и навыков в общих чертах одинаковы для всех возрастов. Если верно, что способы познания одинаковы для всех возрастных групп, то наша первоочередная задача — узнать все эти способы и научиться применять их в самых различных ситуациях. Джером Брунер выделял три способа, которыми учащийся может воспринять то, что он собирается освоить.

Эти три способа — действие, образ и словесное описание. Я вспоминаю, как один энергичный христианин пытался обратить в христианство своего нового друга. Он атаковал его словами:" Разве ты не видишь, что ты грешник и что тебе нужно покаяться, чтобы быть оправданным перед Богом!" Несчастный слушатель был буквально парализован этим потоком непонятных слов; он


слышал каждый звук, но не мог соотнести слова с реальностью; "грешник", "покаяться", "оправданный" — все это было для него бессмысленной абстракцией. Способы восприятия Брунера охватывают весь спектр возможностей познания — от вполне конкретных, предметных до абстрактных, вербальных. "Грешник", сбитый с толку непонятными речами своего друга, вполне мог бы нормально воспринять ту же мысль, если бы собеседник попытался передать ее другим способом.

Обучение в действии

Познание посредством действия сводится к изучению чего-либо на практике. Вы можете написать целую книгу о бросках в бейсболе (или о способах благовествования), но я пойму быстрее, если вы покажете мне, как надо бросать мяч. Продемонстрируйте мне технику броска в замедленном темпе, потом дайте попробовать самому, а дальше я уже смогу тренироваться самостоятельно. Таким образом, вы показали мне технику броска с помощью действия. Большинство из нас не помнят, как мы впервые пытались вставить ключ в замочную скважину, силились попасть в нее, и как, наконец, рука взрослого не обхватила наш кулачок и не направила в нужном направлении, чтобы ключ вошел в замок под нужным углом и повернулся в нужном направлении. Мы услышали щелчок замка, открыли дверь и вошли. Одного раза было достаточно. Но вы не могли бы научиться этому из книги. Подумайте, скольким вещам вы научились благодаря тому, что они были показаны вам в действии: ездить на велосипеде, завязывать ботинки и много еще что.

Конечно, в церкви мы обычно не учим бросать мяч или открывать замок, но обучение на практике и тут остается одним из эффективнейших способов работы с учащимися. Не надо придумывать практику ради самой практики. Вместо этого нужно постараться использовать каждую возможность не только объяснить тему и указать соответствующие тексты и учебные пособия, но и показать что-то в действии. Подумайте, как с помощью совместных действий можно преподать следующие навыки и умения:

Как находить в Библии книгу Деяния Апостолов

Как молиться

Благоговение перед Богом

Терпение

Прощение

Покаяние

Мы много говорим о прощении. Но не все дети научились воспринимать наши слова. Концепция прощения станет для многих яснее, если уделить небольшое время следующей ролевой игре:

Учитель: Я прошу Джека и Джима разыграть для нас такую ситуацию. Джек и Джим часто играют вместе. Дедушка подарил Джеку новую книгу. Как-то раз Джек показывал эту книгу Джиму. А Джим довольно


неаккуратный; он случайно порвал одну из самых красивых страниц книги, с большими и яркими картинками. Что чувствует Джек? Что чувствует Джим? Пусть они изобразят свои чувства.

Тут учитель просит Джека и Джима некоторое время побродить вдоль комнаты молча, с грустным видом и опущенными головами. Они понуро ходят, Джим даже трет глаза. Учитель даже спрашивает, не плачет ли он и впрямь. Нет, он только серьезно вошел в роль.

Учитель: Теперь попросим Джека и Джима обсудить порванную книгу. Джек, начинай. Это была твоя книга.

Джек: Ты порвал мою книгу. Она была совсем новая.

Джим: Я нечаянно.

Джек: Ты должен заплатить за это.

Джим: Я постараюсь. Как ты думаешь, ее можно склеить?

Джек: Она все равно не станет новой опять.

Джим: Мне ужасно жалко. Ты простишь меня?

Джек: Я не знаю. Может быть, если ты поможешь мне ее склеить.

Учитель: А как вы думаете, что легче — попросить прощения или простить? (В этот момент начинает формироваться понятие прощения).

История о Сью и Томе, с которой начинается эта глава — это, в первую очередь, рассказ о родителях, которые учили своих детей определенным вещам, не подозревая об этом. Обучая детей на практике, мы даем им почувствовать на себе результаты тех или иных действий. Когда мы вовлекаем их в совместную деятельность, они как бы примеряют на себя наш образ жизни и то, что им придется по душе, может стать частью их натуры. Может случиться, что у растущего человека нет другого выбора, кроме как подражать поведению значимых для него взрослых. Большую часть способов поведения дети усваивают дома. В церкви мы можем предложить что-то альтернативное, но основное влияние производит семья посредством слов, которые там говорятся и поступков, которые там совершаются. Поэтому крайне важно, чтобы те, кто трудится в церкви, помнили об "обучении на практике" во время своего краткого по времени общения с детьми и молодежью.

Подумайте, например, какая опасность грозит нам, если наша жизнь (наши поступки) не соответствуют нашим словам. Перед учащимися тогда стоит выбор — или вообще игнорировать нас или счесть, что наши слова и наши дела никак не связаны друг с другом. В первом случае церковь быстро опустеет, во втором — наполнится теоретически подкованными лицемерами — точными копиями учителей. На самом деле богословские доктрины опираются


на действия, описанные в Новом Завете. Поэтому учить богословию "на практике" значит жить так, как этого хочет от нас Бог.

Образы, которые учат

Вы могли бы попробовать научить меня бросать мяч, нарисовав картинку. Вы могли бы изобразить возможные траектории полета мяча и разные виды захвата мяча руками, отметив стрелочками направление броска.

Вы могли бы даже постараться и снять учебный фильм, чтобы он запечатлелся у меня в мозгу и я мог бы попробовать свои сил в бросании, придя домой. Однако никакое из этих визуальных представлений не было бы столь же результативно для меня, как "обучение в действии". Только попробовав под вашим руководством выполнить действие, я могу всеми мышцами ощутить, как правильно держать мяч и в какой момент бросать.

Изображение вещи — это не сама вещь, но оно используется, чтобы заместить предмет изучения, когда мы обучаем с помощью образов. Посмотрим, как мы могли бы говорить о прощении, используя картинки:

Эти мальчики оказались разделены из-за разорванной странице в ценной книге. Джиму плохо от того, что он порвал книгу. Джеку плохо, потому что это была его любимая книга. (Тяжелые чувства изображаются с помощью штриховки на головах фигурок). Их разделяет стена обиды. Никому из них не просто разрушить эту стену. Им обоим надо постараться, чтобы снова стать друзьями. Им нужно действовать сообща, чтобы преодолеть преграду.


Мальчики должны взглянуть в лицо проблеме, которая их разделила. Они вместе должны придумать, что же делать по поводу разорванной книги. И если Джим нашел способ выразить, как он сожалеет, что порвал книгу, Джек должен найти способ простить Джима и спасти дружбу. Когда дружба восстановлена, тяжелые чувства понемногу уходят, но все это — нелегкая работа для обоих мальчиков, и книга действительно не станет такой, как была. Прощать и просить прощения — нелегко.

Обучение словами

Из всех живых существ только люди наделены речью. Именно благодаря этому могла возникнуть цивилизация. С помощью слов мы передаем следующим поколениям нашу историю. Конечно, при этом многое приходится записывать, но дети больше всего запоминают из наших устных рассказов.

При внимательном изучении выясняется, что язык вырос из практической деятельности. В каждом языке есть слова, которые своим звучанием изображают описываемое ими действие. В русском это например такие слова, как грохот, шуршание, жужжание. Еще остались языки, в письменности которых используются не буквы, а стилизованные изображения (образы). Когда мы используем в речи метафоры, мы тоже создаем особого рода образы. Слова, которые мы употребляем, по большей части далеко отошли от своего первоначального значения, обозначающего образ или действие. Если вдуматься, слова — это звуки, наделенные значением лишь благодаря соглашению группы людей. Это символы, служащие для быстрого и точного взаимопонимания между людьми.

Мы, христиане, часто склонны считать, что мир возможно спасти с помощью одних только слов. Мы говорим, читаем лекции, проповедуем. Великие христианские истины, которые мы исповедуем, в сущности очень абстрактны. Но мы пытаемся объяснить эти глубоко символические идей почти исключительно с помощью абстрактных же слов, как будто взятых из газетных


передовиц. Это как если бы дети пожаловались бы нам, что они не в состоянии одолеть наши непроходимые энциклопедии, а мы в ответ написали бы несколько томов словарей. Вместо этого идеи, которые мы хотим разделить с детьми, надо облечь в форму образов и действий.

Современные представления о проповеди, учении и свидетельстве почти целиком сводятся к разговорам. Но так было не всегда. Ной проповедовал праведность делом. Иезекииль с помощью пантомимы изображал плачевное состояние своего народа, говоря таким образом на языке образов. Наиболее запомнившиеся проповеди Христа были произнесены на открытом воздухе и сопровождались рядом действий. Сам Иисус указывал, что истинность Его учения проверяется действием. Прочтите в Евангелии от Иоанна (7:17): "Кто хочет творить [действие!] волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, t или Я Сам от Себя говорю [слова!]" Большая часть из дошедших до нас слов Христа — это словесные, картины, причти и истории, которые он рассказывал. Иисус использовал образы, хорошо знакомые слушателям, может быть, даже находившиеся в поле зрения во время беседы: сеятель, лилии, овцы.

В эпоху первых христиан понятия "свидетель" и "мученик" обозначались одним и тем же словом. Свидетелем называли человека, принявшего страдания и даже смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Жизнь этих людей придает слову "свидетель" особое значение.

В Евангелие от Иоанна Иисус Христос назван "Слово". Мы не всегда понимаем, что стоит за этим именем. Действительно, Иоанн Креститель называл себя "гласом", говорящим о Том, Кто грядет за ним, о Том, кто назван "Слово". Автор "Послания к Евреям" развил эту идею дальше: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте" (Евр 1:1-3). Заметьте, Бог говорил; Бог говорил через пророков; Бог говорил в Своем Сыне; вся вселенная держится словом Господней силы.

Однако Бог, в отличие от нас, не делает ошибок. Он не заговаривал людей до смерти. Он совершил величайшее действие — сотворил мир; и он явил людям Свой Образ, воплотившись в Иисусе Христе и искупив наши грехи. Жизнь, страдания и смерть нашего Господа — это действие, проявление любви, самое великое из когда-либо виденных миром. Стремясь достичь сердец людей, которые остро нуждались в Нем, Иисус Христос гораздо чаще говорил языком добрых дел или притч (словесных картин), чем абстрактным символическим или ученым языком. Действительно, и Марк и Матфей пишут, что обращаясь к толпам народа, Иисус никогда не обходился без притчи, и только в узком кругу учеников Он объяснял значение притч абстрактными словами (Мк 4:33-34, Мф 13:34). Несомненно, и мы тоже можем избрать наиболее действенные способы для достижения сердец людей, которые остро нуждаются во Христе сегодня.


Когда мы исследуем роль, которую играют при обучении действия, образы и слова, перед нами неизбежно встает вопрос: А какие действия церковь успешно использует в процессе обучения уже сегодня? Как сохранить и расширить этот арсенал обучающих действий? Вот несколько видов действий, которые традиционно выполняются в церкви: преклонение колен в знак поклонения Христу; личное исповедание перед церковью веры в Иисуса Христа и послушания Ему; приношение обетов перед Христом и перед Церковью; крещение и хлебопреломление; уплата десятины и участие в благотворительности.

Можем ли мы предложить обучающие действия для каждой из великих идей христианской веры? Видит ли ребенок в учителе воскресной школы сияющую и притягивающую к себе любовь Иисуса Христа? А если так, то возможно ли намеренно развивать и культивировать эту "скрытую" и как бы непреднамеренную часть учебной программы? Как можно на практике изучить корневую для всего христианского вероучения концепцию прощения?

Как можно при преподавании великих идей использовать образы? Легко нарисовать простую картинку, когда мы говорим о конкретных людях или событиях. Но как нарисовать идею?

Коль скоро мы собираемся объяснять Благую Весть не только на языке слов, но также и на языке действий и образов, мы должны иметь ввиду еще один важный момент. Как, кроме обучения идеям и концепциям, научить людей еще и принимать ответственные решения? Как помочь им сделать шаг от знаний к решительным действиям? Только тогда, когда наше учение меняет жизнь людей, мы можем считать, что достигли успеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.044 с.)