Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для преподавателя по ведению занятия↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для преподавателя по ведению занятия по дисциплине «Госпитальная терапия» Для специальности 31.05.02 –Педиатрия (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3 Тема: «Бронхо-обстуктивный синдром. Дифференциальная диагностика при Бронхо-обстуктивный синдром»
Утверждены на кафедральном заседании кафедры госпитальной терапии
протокол № ____ «_»_ августа 2019 г.
Составитель: д.м.н. Хамнагадаев И. Белгород 2019 Занятие № Тема: Методы обследования в пульмонологии. Дифференциальная диагностика и дифференцированная терапия болезней органов дыхания (бронхообструктивного синдрома, очаговых, диссеменированных, нагноительных заболеваний легких). 2. Форма организации учебного процесса: клиническое практическое занятие Методы обучения: объяснительно-иллюстративный 3. Значение темы: Заболевания системы органов дыхания часто встречаются в практике врача. В структуре заболеваний внутренних органов они занимают 2-е место. Пневмонией ежегодно болеет 3% населения, заболеваемость бронхиальной астмой приближается к 5%, а хроническим бронхитом страдает 3-4% населения. Клинические проявления многих заболеваний легких имеют различные проявления и требуют проведения дифференциальной диагностики с другой патологией. Правильная диагностика заболеваний, выделение ведущих патологических синдромов позволяет назначить правильное лечение.
4. Цели обучения: - общая обучающийся должен обладать ОК и ПК: ОПК-6 , ОПК-8, ОПК-9 , ПК-5, ПК-6, ПК-8. - учебная: знать с оциально-значимые проблемы, процессы и существующие методы применения медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача Методы физикального осмотра, клинического обследования больного, алгоритм лабораторных и инструментальных обследований терапевтических больных. Выявлять у больных основные патологические симптомы и синдромы заболеваний на основе медико-биологических дисциплин, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях; уметь анализировать и делать практические выводы, оценивать социальные факторы (в т.ч. факторы риска), влияющие на состояния физического и психологическое состояние пациента. Применять морально-этические нормы врачебного поведения. Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни. Проводить исследования больного терапевтического профиля на основе современных методов клинического, лабораторного, инструментального обследования больных; владеть навыками использования на практике оценки факторов риска, влияющих на физическое и психическое состояние пациента, навыками проведения объективного обследования больного, постановки предварительного диагноза на основании результатов клинических, лабораторных, исследований, навыками сопоставления клинических и морфологических данных выявлять патологические синдромы.
5. План изучения темы: Основные понятия и положения темы Заболевания системы органов дыхания часто встречаются в практике врача. В структуре заболеваний внутренних органов они занимают 2-е место. Без правильной диагностики невозможно осуществить правильное лечение. Одной из актуальных задач современной пульмонологии является создание единых стандартов диагностики и лечения различных заболеваний легких. Диагноз необходимо строить на основании данных анамнеза, клинических, лабораторных и других видов исследований. Рентгенологический метод остается одним из основных способов исследования и включает общие и специальные виды исследования. При динамическом наблюдении за пациентом рентгенография дает возможность произвести точную оценку течения заболевания, позволяет отследить формирование остаточных изменений, а при наличии возникающих осложнений — определить их характер. В настоящее время все более широкое распространение получает цифровая рентгенография. При цифровой рентгенографии удается обнаружить участки инфильтрации в легком позади тени сердца, в паравертебральной области. Дозовая нагрузка при этом виде исследования составляет 0,03–0,6 мЗв. Эндоскопические методы, использовавшиеся вначале исключительно для диагностики, очень скоро превратились в лечебные и нередко соперничают с полостными операциями. Бронхоскопию выполняют после обязательного предварительного рентгенологического исследования органов грудной полости в прямой и боковой проекциях, так как во время бронхоскопии можно осмотреть бронхи до V–VI порядков включительно и нельзя увидеть периферические отделы легких. Показаниями к бронхоскопии являются центральные или периферические, доброкачественные или злокачественные опухоли легких, выявленные рентгенологически, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, длительно текущая пневмония, муковисцидоз, абсцесс легкого, кровохарканье и легочное кровотечение неясной этиологии, опухоли средостения и патология плевры, инородные тела трахеобронхиального «дерева», подозрение на туберкулез. При наличии у больного кровохарканья или длительно текущего кашля на фоне проводимого лечения при отрицательных рентгенологических данных, а также при изменении характера кашля у курильщика показания к бронхоскопии абсолютные. Абсолютными противопоказаниями к плановым эндоскопическим исследованиям являются инфаркт миокарда в острой стадии, инсульт в острой стадии, сердечно-сосудистая и сердечно-легочная недостаточность 3-й степени, пароксизмальная тахикардия и мерцательная аритмия. Диагностическое эндоскопическое исследование дает возможность поставить диагноз, верифицировать его морфологически, оценить распространенность процесса и выработать оптимальную лечебную тактику. Благодаря постоянному усовершенствованию эндоскопической аппаратуры и подсобного эндоскопического инструментария, а также разработке и внедрению новых способов лечения многие заболевания можно лечить через эндоскоп. Спирометрия Это исследование позволяет узнать, какой объем воздуха может вдохнуть и выдохнуть обследуемый и с какой скоростью он способен это сделать. Спирометрия относится к группе методик исследования функции внешнего дыхания (ФВД). Результаты исследования имеют ключевое значение в диагностике таких заболеваний, как бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Кроме того, результаты спирометрии изменяются при ряде других болезней дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и опорно-двигательного аппарата, характеризуя их влияние на дыхание обследуемого. При выявлении нарушений, повтор (повторы) исследования позволяют оценить динамику заболевания и эффективность проводимого лечения. Подготовка к исследованию. Для получения максимально достоверных результатов целесообразно: - воздержаться от приема препаратов, влияющих на сопротивление дыхательных путей (лекарства из группы бронходилататоров или неселективных бета-блокаторов). Более подробную информацию о том, прием каких препаратов необходимо пропустить, следует получить у лечащего врача или у специалиста по исследованию ФВД при планировании диагностической процедуры, - не курить, по меньшей мере, за 4 часа до исследования, - избегать тяжелой физической работы за сутки до процедуры, - исключить полноценный прием пищи за 2 часа до исследования. Описание исследования. Наиболее часто выполняемой разновидностью спирометрии является т.н. маневр ФЖЕЛ, выполняющийся следующим образом: после измерения роста и веса обследуемому предлагают надеть на нос зажим, а также захватить и плотно удерживать во рту мундштук, соединенный с датчиком прибора. После нескольких циклов спокойного дыхания пациенту предлагают сделать максимально глубокий вдох и максимально резкий, мощный и полный выдох. Дыхательный маневр завершается полным и быстрым вдохом. Для получения достоверных результатов описанный дыхательный маневр повторяется несколько раз. В случае выявления у обследуемого обструктивных вентиляционных нарушений (замедления прохождения воздуха по дыхательным путям) показано выполнение пробы с бронходилататором (пациенту предлагают вдохнуть фиксированное количество бронходилататора - препарата, расширяющего просвет дыхательных путей – после чего исследование повторяют). Нежелательные явления. Для получения качественных результатов требуется несколько повторов дыхательного маневра с форсированным выдохом: в ряде случаев исследование сопровождается легким утомлением и головокружением различной степени выраженности, проходящими в течение 1-3 минут. В случае проведения пробы с бронходилататором прием последнего может сопровождаться учащенным сердцебиением и дрожью в конечностях, как правило, едва заметными. Противопоказания исследование противопоказано в течение, как минимум, 6 недель после хирургического лечения глазных заболеваний, а также вмешательства на органах грудной клетки или брюшной полости. Инфаркт миокарда или острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт) также являются противопоказаниями для выполнения спирометрии; в таких случаях от исследования воздерживаются на протяжении, как минимум, 4 недель. Спирометрия также противопоказана при наличии у обследуемого расслаивающей аневризмы, психического расстройства. Прием бронходилататора способен может оказывать дестабилизирующее действие на сердечный ритм и показатели артериального давления (АД). Действие это небольшое, тем не менее, проведения пробы следует избегать у лиц с высокими показателями АД и выраженными нарушениями сердечного ритма.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛЕГКИХ: 1. Рентгенологические 2. Бронхоскопия 3. Биопсия, цитология мазков и промывных вод бронхов. 4. Исследование функции внешнего дыхания 5. Анализы мокроты 6. Исследование плевральной жидкости 7. Анализы крови. ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ (ФВД) ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ОБСТРУКТИВНОМ БРОНХИТЕ (ХОБ) И БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ (БА). Нарушения ФВД могут быть по рестриктивному и обструктивному типу. При рестриктивных изменениях снижается жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ; норма 100 – 80 %). При обструктивных – объём форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ1; норма 100 – 80 %); коэффициент Тиффно – ОФВ1/ЖЕЛ х 100% (норма 100 – 85 %); пиковая объёмная скорость (ПОС) выдоха (норма 100 – 70%); максимальная объёмная скорость МОС25 (норма 100 – 70%); МОС50 (норма 100 – 60%); МОС75 (норма 100 – 55%). Тяжесть обструкции оценивается по снижению этих показателей, ведущими из которых является ОФВ1 (легкая степень – в пределах 80 - 70%, умеренная –69 -50%, тяжелая - менее 50%, менее 30% - ХОБЛ). При БА обструкция обратимая, показатели ФВД могут быть в норме. При легкой степени БА пиковая скорость выдоха (ПСВ) 80 – 100% от должной, суточные колебания ПСВ не более 20%; при средней степени тяжести БА в период обострения ПСВ – в интервале 60 – 80% от должной, суточные колебания ПСВ более 20%; при тяжелой БА показатели ПСВ ниже 60%, суточные колебания ПСВ более 30%. При ХОБ показатель ОФВ1 80 – 100% - соответствует легкой степени обструкции; 60 – 79% - умеренная степень обструкции; менее 60% - тяжелая степень обструкции. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПРИ ЭМФИЗЕМЕ, ПНЕВМОСКЛЕРОЗЕ И ЛЕГОЧНОМ СЕРДЦЕ. Эмфизема: ход ребер горизонтальный, межреберные промежутки расширены, легкие повышенной пневматизации. Легочный рисунок обеднен, деформирован, корни не изменены. Куполы диафрагмы низко расположены, уплотнены. Пневмосклероз: диффузное усиление и деформация легочного рисунка (мелкопетлистый, тяжистый вид) в прикорневой зоне и обедненность на периферии, деформация тени корней. Задача 2 Больная 40 лет поступила с жалобами на боли в левой половине грудной клетки, усиливающиеся при дыхании, повышение температуры до 38,5 С. Заболела остро 3 дня назад. Объективно: состояние средней тяжести. ЧД - 28 в мин. Левая половина грудной клетки отстает при дыхании, слева под лопаткой и в подмышечной области притупление, здесь же ослабленное дыхание и голосовое дрожание. Правая граница сердца смещена вправо. Пульс - 98 в мин. АД - 120/80 мм рт.ст. 1. Как объяснить физикальные симптомы? 2. Что ожидается на рентгенограмме грудной клетки слева? 3. Какое обследование необходимо назначить больной? 4. Какое лечение следует назначить больной?
Задача 3 Больной 46 лет, в течение многих лет кашляет. Последние 3 года с выделением слизисто-гнойной мокроты до 100 мл в сутки, одышка при ходьбе, периодически субфебрильная температура. Курит в течение 20 лет. Объективно: пониженного питания. В легких перкуторный звук с коробочным оттенком, жесткое дыхание, рассеянные сухие басовые хрипы. 1)Какие заболевания можно предположить? 2)Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза? 3)Какой основной механизм одышки? 4)Какие методы лечения можно рекомендовать?
Задача 4 Больной 47 лет работает поваром, курит 14 лет. В течение 4 лет беспокоит надсадный кашель с небольшим количеством слизистой мокроты, одышка при нагрузке. Грудная клетка бочкообразной формы, надключичные пространства выбухают. Голосовое дрожание ослаблено с обеих сторон. Перкуторно коробочный звук. Дыхание жесткое с удлененным выдохом, в боковых отделах дискантовые хрипы, усиливающиеся при форсированном выдохе. При функциональном исследовании снижение ОФВ1, МОС75,МОС50,МОС25. 1) Поставьте диагноз? 2) Что такое ОФВ1? 3) Перечислите 4 механизма бронхообструктивного синдрома? 4) Тактика ведения пациента Задача 5 Больной 20 лет, студент. Жалобы на периодические приступы экспираторного удушья с кашлем и ощущением хрипов и свиста в груди. Болен 2 года. Приступы возникают чаще ночью и проходят спонтанно через час с исчезновением всех симптомов. Лекарства не принимал. В осенне-весеннее время с детства отмечает вазомоторный ринит. Курит по 1,5 пачки в день. У матери бронхиальная астма. При объективном и рентгенологическом исследовании патологии в межприступный период не обнаружено. В анализе крови эозинофилов 6%. 1. Какая форма бронхиальной астмы и почему? 2. Какое предупредительное лечение Вы рекомендуете? 3. Какое лечение при очередном приступе удушья? 4. Патофизиология приступа удушья? 5. Трудоспособность.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия. В соответствии с методическими указаниями для внеаудиторной работы по теме следующего занятия. 7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. НИРС наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС. Ее основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить адекватное владение научной информацией. Вторая существенная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию. Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются: 1) самостоятельная работа; 2)пользование библиографическими указателями, каталогами, картотекамиНИРС наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных. Обсуждение реферата проводится на практическом занятии. Тематика НИРС: 1. Современные методы диагностики в пульмонологии. 2. Спирография, показания. Методика проведения, противопоказания. 3. Дифференциальная диагностика очаговых заболеваний легких. 4. Лечение бронхиальной астмы с позиций доказательной медицины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для преподавателя по ведению занятия по дисциплине «Госпитальная терапия»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.014 с.) |