Блок эмоционального принятия: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок эмоционального принятия:



  • чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);
  • безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
  • отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
  • преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).

Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

  • стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
  • оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
  • ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
  • умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).

Как проводить обследование

Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить по 5-балльной шкале, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, родитель, который заполняет анкету, шесть раз указывает степень своего согласия с утверждениями каждой из характеристик взаимодействия. Утверждения, которые имеют положительную и отрицательную направленность, повышают достоверность оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели каждой из них и преобразовать по формуле:

где: а, b, с — оценки положительных утверждений;

d, е, f — оценки отрицательных утверждений.

Складываем оценки положительных утверждений и вычитаем оценки отрицательных. В результате указанных вычислений измеряем степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.

При апробации методики для каждого показателя были подсчитаны средние (M) и критериальные значения (N) (таблица). Указанное число величины N — крайнее значение, которое с учетом среднего квадратичного отклонения может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. Если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N, можно вынести заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия.

Средние и критериальные значения показателей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия родителя с ребенком дошкольного возраста

1 2 3
Характеристика взаимодействия Среднее значение (М) Критериальное значение (N)
Способность воспринимать состояние 4,22 3,7
Понимание причин состояния 3,85 3,2
Эмпатия 3,39 2,8
Чувства родителей в ситуации взаимодействия 3,9 3,3
Безусловное принятие 3,84 3,2
Принятие себя в качестве родителя 3,78 3,1
Преобладающий эмоциональный фон 3,66 3,0
Стремление к телесному контакту 4,03 3,3
Оказание эмоциональной поддержки 3,47 2,8
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 2,95 2,3
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 3,8 3,2

Приложение

Опросник ОДРЭВ

Скачать опросник в pdf

Вернуться в текст

Уважаемые родители!

Инструкция. Оцените справедливость следующих утверждений, используя 5-балльную шкалу:

5 — абсолютно верно;
4 — скорее всего это так;
3 — в некоторых случаях верно;
2 — не совсем верно;
1 — абсолютно неверно.

Скачать утверждения в pdf

Утверждение Балл
1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен  
2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине  
3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль  
4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка  
5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его  
6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня  
7. Я редко повышаю голос  
8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер  
9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы  
10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания  
11. Я легко могу успокоить моего ребенка  
12. Чувства моего ребенка для меня загадка  
13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду  
14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка  
15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет  
16. Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке  
17. Мне нравится быть матерью (отцом)  
18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования  
19. Я часто глажу моего ребенка по голове  
20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно  
21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав  
22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить  
23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям  
24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок  
25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка  
26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают  
27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка  
28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня  
29. Мы с моим ребенком приятно проводим время  
30. Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне  
31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения  
32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца  
33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия  
34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует  
35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен  
36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его  
37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня  
38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы  
39. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка  
40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство  
41. Мне часто хочется взять ребенка на руки  
42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его  
43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал  
44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка  
45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение  
46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной  
47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка  
48. Я очень устаю от общения со своим ребенком  
49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему  
50. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а)  
51. У меня часто складываются спокойные, теплые отношения с моим ребенком  
52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени  
53. Я часто хвалю своего ребенка  
54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка  
55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие  
56. Мне тяжело понять желания моего ребенка  
57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка  
58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам  
59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком  
60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть  
61. Мне удается научить ребенка, что и как делать  
62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой  
63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься  
64. Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком  
65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе  
66. Когда ребенок расстроен, и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему  

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Что такое большая психологическая игра

Ирина Шишкина
педагог-психолог структурного подразделения детский сад «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск, Самарская область

На сегодняшний день большая психологическая игра (БПИ) — один из самых популярных видов игр в психологической работе с детьми и со взрослыми. В статье мы расскажем, почему она популярна, что представляет собой и покажем один из ее вариантов — БПИ «Волшебная поляна», которая составлена на основе разработок М.Р. Битяновой для учащихся младших классов и адаптирована для детей старшего дошкольного возраста.

Большая психологическая игра представляет собой целостное, законченное действо, имеет свою внутреннюю систему целей и правил, продолжительна по времени. Игра позволяет участникам получить опыт, ценный в реальной жизни. С помощью игры можно увидеть детей в различных ситуациях, в свободной игровой деятельности. Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном игровом пространстве, готовых к внутригрупповому взаимодействию и не готовых. Также позволяет увидеть, кто из детей пользуется наибольшей популярностью, кто с кем стремится построить отношения.

Получив данную информацию, планируйте дальнейшую работу с данной возрастной группой детей с учетом ее индивидуальных и групповых особенностей.

Особенности БПИ
по И.О. Телегиной: Особенности БПИ
по И.О. Телегиной:

• условия, дающие возможность для активного проживания не просто опыта (как в тренинге), а некоего пути трансформации своего «я»;

• относительность сюжета и ролевой игры — прожить участником не какой-то вымышленной, заданной роли, а самого себя внутри условного метафорического пространства;

• использование таких механизмов, как выбор и свобода, которые позволяют научить ребенка нести ответственность за происходящее сначала в игровом пространстве и далее в жизни

БПИ «Волшебная поляна» — это «игра-переживание», сложный вид игры для участников и ведущего. В работе с детьми она позволяет создавать условия для совместного и одновременно индивидуального освоения придуманного пространства, строить в его рамках межличностные отношения, создавать и осмысливать ценности своего существования в данной ситуации. В этой игре дошкольник чувствует себя естественно, включается в игровую деятельность интеллектуальным, эмоциональным потенциалом, жизненным опытом и творческими ресурсами. Каждый ребенок чувствует себя свободным от многих ограничений, стереотипов, шаблонов, строит новые модели поведения, учится по-другому относиться к миру и себе.

«Волшебная поляна», которую обустраивают дети, — это условно их группа, пространство повседневных взаимоотношений. Найти место каждому и создать сообщество, комфортное для всех, — главная задача участников. Игра мирит детей, ведь отношения в группе складываются непросто. Она предоставляет ребенку личное пространство, а человек, имеющий право на личный мир, терпимее относится к окружающим.

Предполагаемый результат: созданы благоприятный психологический климат в группе, позитивные отношения между детьми, каждый участник получил опыт сотрудничества и взаимодействия.

Время игры: 30–40 мин.

Место проведения: помещение с большой площадью (музыкальный зал, физкультурный зал или просторная групповая комната).

Задача: предоставить детям опыт межличностного взаимодействия в ситуации обмена информацией, научить кооперации, строить личное пространство.

Содержание и игровая цель: дети оказываются в лесу, на волшебной поляне, которую должны мысленно увидеть, реально обустроить и приспособить для себя лично и всей группы в целом. Поляна окажется такой, какой ее создадут дети. Нормы и правила взаимоотношений в новом необычном сообществе зависят от тех, кто будет на этой поляне жить.

Материалы: большой лист бумаги; цветные карандаши или мелки; наборы детской посуды; разнообразные мягкие игрушки; куклы, машинки, конструкторы; большие куски светлой ткани, например, простыни (по количеству участников); платки, различные куски ткани; колокольчик; музыкальное сопровождение.

Участники: дети 5–7 лет (от 10 до 20 человек), один ведущий (педагог-психолог) и один ассистент (воспитатель).

Педагоги-психологи и воспитатели не включены в игру, они — наблюдатели, тем самым получают диагностический материал.

Приложение

Сценарий большой психологической игры «Волшебная поляна»

Вводная часть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.012 с.)