Коллективное рисование мандалы на тему «Волшебная поляна» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективное рисование мандалы на тему «Волшебная поляна»



Дети рисуют на большом листе бумаги, который имеет круглую форму. В это время звучит спокойная музыка. Желательно использовать то музыкальное сопровождение, которое поможет детям представлять поляну. Помогайте некоторым детям договориться, если возникает такая необходимость.

Пока дети выполняют задание смотрите, каким образом взаимодействуют дети, кто испытывает проблемы в выборе места для рисунка, не знает, что рисовать, четко обозначает границы в рисунке и не позволяет другим нарушать их.

Педагог-психолог: Заканчиваем рисовать. Посмотрим, какая получилась поляна. Если кому-то что-то непонятно, можно задать вопросы тому, кто это нарисовал.
(Дайте детям несколько минут для того, чтобы внимательно рассмотреть рисунок и задать друг другу вопросы.)

Педагог-психолог: Посмотрите еще раз, у нас получилась красивая и необычная поляна. Вот на такой прекрасной поляне мы можем сегодня пожить. Как вы думаете, что нам в первую очередь понадобится для жизни на поляне?
(Дети высказывают свои предположения. Если дети не догадались, подведите их к выводу, что нужны дома.)

Педагог-психолог: Правильно, для того чтобы жить на поляне, нам понадобятся дома. Сейчас вам предстоит их построить. У каждого дома есть основа, или, как говорят строители, — фундамент. Вам предстоит заложить фундамент своих домов. Для этого вы получите простыню и выберете то место на поляне, где вам хочется строить дом. На выбранном месте надо расстелить простыню.
(Раздайте детям простыни и скажите, чтобы они самостоятельно по желанию нашли место для строительства своего дома. Наблюдайте, как дети решают расположить свои дома на поляне, чьи дома окажутся по соседству, кто поселится один.)

Педагог-психолог: Все нашли место для своего дома, а теперь я прошу зайти в свои дома, устроиться в них поудобнее, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в собственном доме. (Пауза.) Постарайтесь прислушаться к себе и понять, хорошо ли вы себя чувствуете? (Пауза.) Теперь подумайте и представьте, как можно ваш дом украсить, благоустроить? Медленно откройте глаза, сейчас, когда зазвучит музыка, подойдите к столу. На столе лежат разные предметы. Вам надо выбрать только те предметы, которые необходимы для благоустройства вашего дома. Времени вам дается немного, как только прозвенит колокольчик, все прекращают украшать дома и занимают место внутри.
(Включите спокойную музыку. Помогите детям распределить между собой предметы, через 5 мин звоните в колокольчик.)

Педагог-психолог: Прошу всех зайти в свои дома. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала руки, а потом ноги. Закрыли глаза, устроились удобно в кроватях. А теперь пытаемся представить, как изменилась наша поляна с наступлением ночи. (Пауза.) Вокруг тишина. (Пауза.) Вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ежик. (Пауза.) Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь. (Пауза.) Появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Все вокруг проснулось. (Пауза.) Мы с вами тоже проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись. (Пауза.) Наступило утро.
(Во время этого упражнения звучит спокойная, тихая музыка. Произносите текст медленно, спокойно, чтобы дети могли расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать веселая музыка.)

Педагог-психолог: Все проснулись и встали. А теперь вы можете пожить один день на поляне так, как вам хочется. Помните лишь о том, что, когда прозвенит колокольчик, вы должны будете вернуться в свои дома. (Этот текст говорите на фоне веселой музыки.)

На данном этапе игры дети самостоятельно выстраивают свою жизнь на поляне. Совместно с воспитателем наблюдайте за воспитанниками, отслеживая, как они проживают день на поляне:

  • каждый сам по себе;
  • общаются (на поляне или в домах);
  • кто из детей с кем взаимодействует;
  • каков характер взаимодействия.

Продолжительность этого этапа может быть различной в зависимости от особенностей детей —
от 15–20 мин.

Педагог-психолог: (звенит колокольчик, веселая музыка прекращается, начинает звучать спокойная музыка.) Все зашли в свой дом. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала руки, а потом ноги. Закрыли глаза, устроились удобно в кроватях. А теперь вспомним, как вам жилось на поляне? (Пауза.) Что понравилось? (Пауза.) Чего не хватало? (Пауза.) Наступило утро. Все проснулись. Расскажите, как вам жилось на лесной поляне? Все ли было хорошо?

Последний этап игры можно проводить по-разному: обсуждение может проходить, когда дети находятся каждый в своем доме или взрослые и дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях об игре, что им понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.

Заключительная часть

Педагог-психолог: Дети, пришло время прощаться с волшебной поляной. Наш волшебный паровозик отвезет нас назад в детский сад.

Игра «Паровозик»

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Также читайте статью
Н.П. Кондрашовой «Семья глазами ребенка: анализ детских рисунков» в электронной версии журнала № 2, 2016.

Педагог-психолог: Паровозик у нас будет очень необычный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Они поедут вместе и назовут имя нового паровозика. Вы готовы? Тогда в путь.

(Игру продолжайте до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Во время игры звучит песня «Голубой вагон» В. Шаинского.)

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Регламент работы

Развивающая предметно-пространственная среда: риски при проектировании, критерии выбора средств

Елена Ложкина
начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России

Тамара Гаврикова
научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Изменились программы дошкольного образования, форма организации деятельности в детском саду, социальная среда ребенка. Условия, источники и движущие силы психического развития дошкольника сохранились, но требуют новых подходов. Обновить подходы можно, изменив развивающую предметно-пространственную среду. В этом обновлении участвует педагог-психолог. Расскажем, что вам нужно знать для психологического сопровождения этого направления.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — это часть образовательной среды, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения1.

РППС может включать:

  • пространство, которое специально организовано (помещения, участки и т. п.);
  • материалы, оборудование и инвентарь, которые должны учитывать особенности возрастных групп, особенности и недостатки развития детей, необходимость охраны и укрепления их здоровья;
  • образовательные ресурсы, которые можно обновлять, в том числе расходные материалы, спортивное, оздоровительное оборудование.

Организовать РППС — значит создать благоприятные условия для развития дошкольников. Условия должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, должны развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка.

Дошкольник должен выступать субъектом в отношениях с собой, педагогами и другими детьми в процессе игры и другой деятельности.

Какие проблемы возникают

РППС наряду с календарным графиком и режимом дня описывают в организационном разделе ООП ДО

Детский сад имеет широкий выбор средств и компонентов для предметно-пространственной среды. Однако возникают другие проблемы:

  • воспитателю и педагогу сложно определить средства, необходимые конкретному детскому саду;
  • детский сад сталкивается с высокой ценой этих компонентов или навязыванием комплекса услуг со стороны производителей.

Если финансирования достаточно, например для закупки целого комплекса средств, то администрации детского сада нужно решить:

  • использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование и увеличить капитальные издержки;
  • приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки;
  • выбрать только недостающее оборудование, средства, материалы.

Чтобы обосновать свой выбор, дошкольной организации нужно определить основную образовательную программу, затем провести инвентаризацию групп. Так станет понятно, какого оборудования, решающего задачи программы, и в каком количестве не хватает.

Зачем соблюдать принцип эмоциональной насыщенности

Только необходимое количество оборудования позволяет:

  • формировать пространство детского сада и групповых комнат гармонично;
  • обеспечивать экологичность обстановки;
  • создавать оптимальную эмоциональную нагрузку на ребенка.

Окружающая среда вызывает эмоциональный отклик у ребенка, что отражается в его деятельности.

Принцип эмоциональной насыщенности подразумевает психологически оправданное и педагогически целесообразное воздействие среды на эмоции.

Особенность дошкольников — это психоэмоциональная неустойчивость.

Всегда есть риск перенапряжения воспитанников. Поэтому важно соблюдать принцип эмоциональной насыщенности среды в сочетании с принципом «психоэмоциональной экологичности».

Чтобы обеспечить психоэмоциональную экологичность:

  • чередуйте пассивные и активные формы деятельности;
  • используйте умеренно стимулы на разные органы чувств;
  • чередуйте состояния деятельности и созерцания.

Часто детские сады, у которых есть хорошая финансовая база, нарушают эти два принципа. Они закупают большое количество современных средств и оборудования, функционально не связанных между собой.

Пример: игрушка не выполняет ни визуальную, ни информационную, ни эстетическую нагрузку. Или наоборот, игрушка несет в себе множество функций: «телефон-паровоз», «паровоз-телефон-собачка». Или игрушка не сообщает важные основы повседневной жизни: одноцветные типовые кубики и фигуры.

Такой подход позволяет обеспечить каждого ребенка достаточным количеством одинакового оборудования, но не учитывает развивающую его сторону. Более интересными и менее дорогостоящими будут:

  • наборы из природного материала (ракушек, шишек, глины, песка, дерева, желудей, семян и др.);
  • дополнительные детали и аксессуары (посуда, техника, одежда для кукол и др.).

Как могут навредить мягкие игрушки

В сентябре 2016 года наибольшим спросом пользовались мягкие игрушки и лишь затем учебные и дидактические материалы (по данным Росстата России).

В групповых помещениях не разрешено размещать аквариумы, животных, птиц

Мягкие игрушки и куклы популярны среди детей, и, конечно, они нужны в детском саду. Однако использовать их можно исключительно в качестве дидактического материала2. Также родители могут интересоваться, какие требования предъявляет детский сад к мягким игрушкам и куклам.

А именно:

  • к экологичности игрушек (качество материала и степень обработки);
  • эстетической и психоэмоциональной составляющей (радость и удовольствие);
  • педагогической составляющей (развитие способностей, умений);
  • нравственной составляющей;
  • срокам коллективного использования.

Рынок мягких игрушек и кукол перенасыщен дешевыми и разнообразными товарами из азиатских стран. Иногда в детские сады поступают игрушки, которые могут оказывать травмирующее влияние на психическое здоровье ребенка.

Например, в детский сад поступили натуралистические мягкие игрушки-пупсы. Также закупили мягких кукол, которые имеют явные половые признаки, игрушек-монстров (скелеты, черепа). Поступили игрушки, по которым невозможно определить реальный образ животного или птицы, которое они воплощают. Такие игрушки нарушают главный принцип дошкольного образования — обеспечивать сохранность не только физического, но и психического здоровья ребенка, гармоничность его развития.

Что из ИКТ использовать

Дошкольное образование сохраняет тенденцию к интеграции информационно-коммуникационных технологий в традиционную развивающую предметно-пространственную среду.

ИКТ используют с дошкольного возраста под влиянием «феномена быстрого взросления детей». Новое поколение детей находится в мире видеоигр и компьютеров с доступом в сеть Интернет с рождения. Они быстро осваивают этот мир. Это заставляет производителей создавать более сложные продукты.

В детском саду важно использовать именно развивающую продукцию и только в дозированном виде. Она не должна подменить или вытеснить традиционную деревянную, пластмассовую игрушку, игры на детских и дворовых площадках.

Развивающая ИКТ-продукция должна быть:

  • лицензируемой;
  • ориентированной на систему дошкольного образования;
  • включающей игры-эксперименты, творческие игры, аудиовизуальный контент (знания об окружающем мире, о животных, птицах, цветах, счете и др.).

В электронном контенте можно использовать популярные отечественные детские мультфильмы и фильмы, детские программы. Они содержат национальные культурные образы и помогают в воспитании и обучении дошкольников.

Вопрос времени, в течение которого можно использовать информационный визуальный контент в дошкольных группах, остается спорным.

Основные критерии выбора средств и компонентов РППС

Заведующий и работники должны определить основные критерии выбора средств и компонентов РППС. Критерии зависят от специфики программы, которую реализует детский сад, а также от возраста детей.

Основные критерии:

1. Средства РППС можно соединять в функционально-связанные системы (модули) под конкретные виды деятельности. Оборудование можно использовать в разных видах активности.

2. Средства могут выполнять разные функции обучения и воспитания. Например, элементы РППС можно применять для парциальных программ.

3. Воспитанники, в том числе с ОВЗ, будут иметь свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

4. РППС можно менять в зависимости от образовательной ситуации, изменяющихся интересов и возможностей детей.

5. Элементы РППС соответствуют санитарным нормам, а также требованиям надежности, пожарной безопасности, эмоциональной безопасности.

6. РППС соответствует основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

7. РППС соответствует материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в детском саду.

Когда детский сад проектирует РППС, нужно учитывать: психологические основы взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды, возраст группы, на которую нацелена среда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.039 с.)