Приемы НРИ — новые навыки взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы НРИ — новые навыки взаимодействия



Расскажите родителям о двух группах навыков — «Не делай!» и «Делай!».

1. Группа навыков «Не делай!» — навыки взаимодействия, которые должны быть ослаблены, потому что они негативно влияют на развитие речи ребенка, и которые не надо применять в игре с ним. Включают три вида: «Не командуй», «Не задавай вопросы», «Не критикуй».

«Не командуй» — нельзя давать ребенку никакие команды. Команды снижают его уверенность и спонтанность, не дают занять лидерскую позицию, часто не выполняются и тем самым повышают переживание неуспеха и взаимного недовольства у ребенка и взрослого.

Взрослому нельзя использовать как прямые («Сделай башню», «Дай мне кубик», «Поставь еще одну машинку»), так и непрямые команды («Не мог бы ты это доделать», «А не взять ли нам еще и синие», «Давай сделаем тут дверь»).

«Не задавай вопросов» — взрослые не должны задавать вопросы. Кто задает вопросы — тот руководит взаимодействием. Вопросы могут восприниматься как завуалированные команды, оценки и критика. Поэтому они сдерживают спонтанную речь у ребенка, особенно у детей с отставанием в развитии. Например:

  • «Ну что, сделаем башню?» — вопрос, который перехватывает у ребенка инициативу;
  • «Не мог бы ты сходить за кубиками?» — вопрос, воспринимающийся как команда;
  • «Это ты что построил, автосервис?» — вопрос, воспринимающийся как сомнение или неодобрение.

«Не критикуй» — нельзя критиковать ребенка. Критика снижает спонтанность, уверенность в себе, заставляет избегать активного поведения. Например:

  • «Да такая башня и минуты не простоит! Нет, ты не так делаешь!» — прямая критика;
  • «Эта деталь сюда не подойдет. Уже хватит машинок. Разве это синий, это зеленый!» — непрямая критика.

Если надо поправить ребенка, то лучше использовать формулировку без критики, например: ребенок взял красный кубик и говорит: «Зеленый». Родитель в ответ: «Ты взял красный кубик».

2. Группа навыков «Делай!» — навыки, которые надо усилить и применять в игре с ребенком как можно чаще, т. к. они способствуют речевому прогрессу. Включают пять видов: «Описание», «Отражение», «Имитация», «Похвала», «Игнорирование».

«Описание» — взрослый описывает «хорошее поведение» ребенка в момент совершения им каких-то действий. Описывать нужно только «хорошее поведение» — это позволит его закрепить и усилить. Нежелательное поведение описывать не нужно.

Описание создает у ребенка ощущение поощрения, дает ему понять, что взрослый внимателен к нему. Кроме того, это обогащает словарный запас, дает модель для самостоятельного сопровождения речью своих действий («Ты делаешь башню», «Ты кладешь кубики друг на друга», «Ты рисуешь кошку. У кошки черная шерсть»).

«Отражение» — повторение высказываний ребенка. Возможно дословное повторение и более развернутое, грамотное. Отражение способствует развитию словарного запаса, поддерживает мотивацию активного говорения, воспринимается как интерес и поощрение. Например:

Ребенок: «Кубики!»
Родитель: «Ты взял кубики».
Ребенок: «Машинка бжжж!»
Родитель: «Машинка поехала по дороге».

«Имитация» — взрослый имитирует «хорошее поведение» ребенка: копирует, повторяет его. Это способствует взаимной имитации, расширяет репертуар поведенческих и речевых навыков, выражает поощрение. Например:

Ребенок: начинает строить башню. Родитель: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню». Начинает строить башню такого же или меньшего размера.

Ребенок расставляет машинки на полу. Родитель: «Ты ставишь синюю и красную машинки вместе. Я поставлю желтую и черную».

«Похвала» — взрослый хвалит ребенка за «хорошее поведение». Это способствует закреплению и устойчивости новых навыков ребенка. Например:

  • «Как ты хорошо сделал башню! Как здорово ты катаешь машинки! Мне нравится, когда ты со мной говоришь!» — похвала с обозначением конкретных действий;
  • «Красота! Молодец! Любимый сынок! Ты хорошая девочка!» — похвала без обозначения конкретных действий.

«Игнорирование» — взрослый игнорирует поведение ребенка, направленное на привлечение к себе внимания (плач, крик, агрессия). Игнорирование должно быть последовательным и постоянным. Например:
Ребенок не может что-то найти или сделать, хнычет, отходит. Взрослый отворачивается: «Попробую-ка я построить башню». Ребенок подходит. Взрослый сразу поворачивается к ребенку: «Хорошо, что ты вернулся. Мне нравится играть с тобой».

Если ребенок ведет себя все более разнузданно в ответ на игнорирование и начинает совершать действия, опасные для него самого, взрослого или для игрушек, родителю надо остановить игру и отреагировать тем способом, каким обычно он прерывает нежелательные действия ребенка.

Второй этап

На этом этапе вы проводите индивидуальную работу с каждой парой ребенок — родитель. Продолжительность — 15 мин: 5 мин — пробная игра, 10 мин — на то, чтобы озвучить родителю свои наблюдения и ответить на его вопросы.

Ваша задача во время совместной игры:

  • оценить действия родителя (насколько он владеет навыками НРИ) и сразу же дать обратную связь;
  • подсказывать, что ему следует делать чаще или чего не следует делать.

Сразу сообщите родителю, что будете наблюдать за тем, как он освоил навыки НРИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.005 с.)