Как определить паттерны взаимодействия с помощью техники совместного рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определить паттерны взаимодействия с помощью техники совместного рисования



Скачать

Как анализировать совместный рисунок

Скачать

Оцените, как участники следуют инструкции. Дети и взрослые могут по-разному принять инструкцию и по-разному ее удерживать. То, насколько участники способны следовать инструкции, правилам группы, помогает оценить степень произвольности. Обратите внимание, есть ли в группе кто-то, кто принимает на себя роль контролирующего соблюдение правил. Это прямое отражение такой же роли в реальном взаимодействии.

Оцените, как участники определяют очередность рисования. Обычно наиболее инициативный член группы берет на себя роль первого или назначает кого-то быть первым.

 

 

  Пример 1. Отец, который считает, что правила взаимодействия в семье не распространяются на него, может нарушать инструкцию о молчании в ТСР. Чрезмерно контролирующая мать не будет останавливаться на слове «стоп». Она будет пытаться довести свой элемент или общий рисунок до мнимого совершенства. Ребенок без четких границ будет стремиться нарушать очередность рисования.    
  Пример 2. Мать сразу говорит ребенку: «Давай ты первый, потом я, ну, а папа в конце». Это говорит о стремлении к лидерству и управлению остальными. Даже если мать назначит себе роль последнего, это все равно показатель ее стремления контролировать остальных членов семьи.    
 

 

Каждый член группы с сохранным социальным функционированием будет сам выбирать свою очередность. Если кто-то не выбирает, а ждет, пока решат за него, это говорит о социальной пассивности и даже отстраненности, избегании взаимодействия. В семье это может быть показателем низкой вовлеченности во взаимодействие: «Мне плевать, что там у вас». Это проявится и в рисунке.

Посмотрите, как группа решает конфликты, если они возникли: кто будет первым, кому какой цвет достанется и др. Так они ведут себя в спорных ситуациях при в реальном взаимодействии: уступки, компромисс, уговоры, скандалы, обиды. Если группа, а не один человек, сразу выдвигает кого-то быть первым, как правило, это говорит о лидерской роли выбранного и доверии остальных ему. Первыми обычно предлагают быть тем, кого воспринимают как наиболее адекватных и значимых для того, чтобы их продемонстрировать социуму. Неспособность распределить очередность свидетельствует или о недостаточном социальном развитии участников, например в группе детей 3–4 лет, или о попытках группы найти помощника для решения своих проблем во взаимодействии.

Оцените вовлеченность в процесс рисования. Анализируйте взаимную реакцию на выполнение общего задания. Смотрите, каким образом возникал рисунок, развивался и был завершен. Постарайтесь понять, кто из участников какой вклад в это вносил. Оценивайте процесс рисования как будто это процесс обычного взаимодействия. Группа так же решает какую-то жизненную задачу, как взаимодействует, рисуя. Используйте вспомогательные вопросы.

 

 

  Пример 3. Оцените, какой была степень независимости в действиях участников группы. Один участник группы рисовал тщательно, пытался сделать общий рисунок красивым, другой дурачился, третий не мог придумать, что делать, и сфокусировался на одной-двух деталях. Это картина взаимодействия людей в реальности. Первый участник нацелен на сотрудничество, но может быть утомительно контролирующим и взламывающим границы других, не допускающим различий. Это тем более выражено, чем больше он менял рисунки других под свой замысел. Второй участник – групповой провокатор, который пытается вызывать реакцию других и отвергает общие нормы. Третий участник затрудняется взаимодействовать, не позволяет себе быть спонтанным, фиксирован на однотипных социальных ролях и стереотипах поведения.    
 

 

Шпаргалка для психолога

Скачать

Интерпретируйте рисунок

Полученный рисунок – картина взаимодействия между людьми. Каждый участник рисовал своим цветом, потому вам легко увидеть, кто что рисовал.

Оцените пространственную ориентацию рисунка. Смотрите на расположение всего рисунка и его отдельных элементов на листе и на взаимное положение фрагментов, которые выполнены разными людьми. Все ли место на листе занято? Чем больше пустого пространства на листе осталось, тем больше дистанция в отношениях между людьми в реальности. Отсутствие пустого места указывает на нехватку личного пространства у участников отношений.

Посмотрите, кто занял центр листа, кто рисовал сбоку, – это отражение стремления быть в центре внимания или избегать его. Посмотрите, смещены ли чьи-то изображения влево: в размышления о прошлом, погруженность в него. Посмотрите, смещены ли изображения вправо: жизнь будущим, ожиданиями чего-то.

Оцените, чей цвет заметнее и незаметнее на рисунке. Смотрите, кто занял больше всех места, а кто меньше всех: так отражается место и заметность человека в социальных отношениях. Иногда это показатель стремления вытеснить кого-то из отношений, например брата или сестру. В таком случае человек рисует так, чтобы захватить как можно больше пространства, особенно не работает над деталями или даже рисует каракули. Психологически близкие люди обычно рисуют рядом.

Оцените фрагменты рисунка. Представьте, что фрагменты совместного рисунка, выполненные кем-то одним, исчезли из общего изображения. Можно ли в этом случае будет опознать общий сюжет? Изменится ли он? Оцените каждого участника. Так вы увидите, кто вносит в рисунок и в реальное взаимодействие продуктивный вклад, а от чьего вклада, по сути, ничего не меняется.

В некоторых случаях вы сможете заметить, что если бы кто-то из рисовавших не вел себя определенным образом, эмоциональный фон общего результата был бы другим: например, не мрачным, не веселым. Продуктивность человека в отношениях отражается в мере продуктивности его вклада в общий рисунок. Рассмотрите рисунок и с точки зрения того, чьи фрагменты рисунка провоцировали какие-то чувства у других и вызывали реакцию.

Если рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых выполнен кем-то одним из рисовавших, это говорит о жестких личных границах и отсутствии взаимодействия. Каждый сам по себе, особенно если сюжеты отдельных фрагментов нельзя объединить в общий.

 

 

  Пример 4. Оба родителя обязательно поддерживают или исправляют каждую тему рисунка, которую задал ребенок. Большинство детей в группе развивают или исправляют тему рисунка, которую начал один из них. Так становится видно, чье поведение и в реальности сопровождается вниманием остальных и к чему ведет это внимание: поддерживают, помогают, переделывают.    
  Пример 5. Девочка начала рисовать домик, мальчик начал рисовать рядом машину. Сын нарисовал зомби, мама рядом нарисовала призрака. Старший воспитатель нарисовала траву и цветы, а заведующая бабочек над ними.    
 

 

Оцените, накладываются ли рисунки друг на друга. Также могут накладываться цвета. Тот, кто рисует поверх рисунка другого человека, нарушает его личные границы. Рисунок того, чьи границы нарушаются, необратимо меняется. Здоровое объединение цветов и усилий отличается от нарушения границ тем, что оставляет возможность другим участникам делать по-своему и продолжать общую тему.

 

 

  Пример 6. Ребенок нарисовал несколько штрихов, а мама соединила их сверху и снизу и превратила в длинную юбку принцессы. Видны не штрихи, которые сделал ребенок, а видна принцесса. Мама стирает личные границы ребенка, сливается. Или узкую малозаметную луну одного участника превратили в огромное веселое солнце, злобного скелета одели в милое платьице – не дают проявить негативные эмоции. Девочка начала рисовать человека, а мальчик превратил его в монстра. Старший воспитатель нарисовала дорогу, а заведующая всю дорогу заполнила машинами, пешеходами и дорожными знаками – другому нельзя быть собой, его корректируют и исправляют.    
 

 

Оцените тематические особенности изображения. Посмотрите, есть ли у рисунка общая тема, которая объединяет рисунки всех членов группы. Общая тема свидетельствует о готовности людей к сотрудничеству. Ее отсутствие или постоянные попытки каждого рисовавшего изменить тему на свою – наоборот. Проследите, кому принадлежала инициатива в выборе темы. Как правило, этот человек – неформальный лидер.

Интерес к другому человеку выражается в поддержке его идей и его темы рисунка. Тот, кто пытался изменить тему рисунка, пытается изменить что-то и в реальном взаимодействии. Может быть, нужно вынести на обсуждение какую-то тему: смерть, одиночество, усталость, гнев. Обычно эта тема символически выражена в рисунках. Может, нужно изменить тональность взаимодействия: убрать наигранное веселье или повысить настроение, сблизить всех или кого-то отделить и др.

Те, кто предпочитает работать на собственной ограниченной территории или занимается собственным сюжетом, а не общим, так выражают свою обособленность. Скорее всего, степень принадлежности к группе у этого человека низкая. Если ТСР выполняет семья, то это показатель чувства отчужденности от родственников. Хаотичное взаимодействие в рисовании свидетельствует о такой же непоследовательности в реальности: никто не доводит свое дело до конца: начинают и бросают.

Оцените тональные особенности изображения. Лучше не анализировать, как выбрали определенный цвет конкретные люди, поскольку набор цветов ограничен, в том числе выбором других людей. Так, выбор черного цвета может как свидетельствовать о протесте и негативном состоянии или ничего и не означать. Но общую цветовую гамму рисунка учитывать надо. Посмотрите, приятен ли и гармоничен ли общий рисунок по цвету. Мрачен – темные унылые тона; оптимистичен – многоцветный, яркий; спокоен – теплые оттенки, мягкие линии; напряжен – холодные оттенки, острые линии, мелкие и бурные штриховки. Это общий эмоциональный фон взаимодействия в группе.

К СВЕДЕНИЮ

Правила ТСР

Все участники ТСР по очереди выходят к столу. Они рисуют по условиям:

– постепенно сокращайте время, чтобы ослабить сознательный контроль, повысить интенсивность работы, создать игровую атмосферу;
– всего должно быть по 7 выходов каждого участника. Первый выход составляет 30 секунд. При повторных выходах время сокращается сначала до 25 секунд, потом до 20 секунд, потом до 15, 10, 5 и 3 секунд;
– время сокращается вместе со свободным местом на листе. Это помогает увидеть особенности взаимодействия участников группы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность

Дарья Шутова
семейный и детский психолог, Москва

Воспитатели и родители часто избегают разговаривать с детьми о сексуальности и теле. Они не хотят отвечать на вопросы ребенка по этой теме, не помогают ему сформировать правильный словарь, не разговаривают с ним про телесные границы, правила безопасности. В статье – памятки для родителей о том, как и зачем говорить с детьми разного возраста про телесность, сексуальность и безопасность.

Родителям нужно разговаривать с ребенком о телесности и сексуальности для того, чтобы вовремя объяснить ему правила безопасного поведения. Это поможет предотвратить сексуальное и физическое насилие над ним. Расскажите родителям, как разговаривать с детьми о теле и сексуальности и как бороться с собственными страхами и предрассудками. Предложите памятки: «Когда говорить с детьми про тело, сексуальность и безопасность», «Какие есть аргументы “за” и “против” беседы с детьми про их тело», «Родительские мифы, и как дети реагируют на них», «Книги для детей про тело, сексуальность, отношения и безопасность».

Памятки для родителей


Кликните на кнопку с номером памятки

Почему родители избегают разговаривать с детьми
про сексуальность

Важно
Объясняйте детям, что интимные отношения – это только для взрослых людей

Родители нередко избегают разговаривать с детьми про сексуальность и отношения из-за собственных стереотипов и страхов. Возможно, в детстве они не получали опыт доверительных отношений со своими родителями и из-за этого считают тему сексуальности табуированной. Во взрослой жизни их собственным детям будет гораздо сложнее обсуждать со своим партнером или партнершей интимные отношения, переживания. Кроме того, дети таких родителей в будущем часто испытывают трудности, когда нужно отказаться от сексуальной близости, если они ее не желают.

 

 

  Пример. Одна из мам вспоминает: «В детстве я знала, что женщины носят младенцев в животе, но думала, что женщина просто выходит замуж и именно из-за этого у нее внутри появляется маленький ребенок. О реальном положении дел я впервые услышала на детской площадке, когда мне было лет шесть-семь. Этот рассказ показался мне просто невероятным: «Мой папа такое делает?!" Я помчалась домой и потребовала от мамы подтвердить, что на самом деле все не так. А она расплакалась и сказала, что уже собиралась мне об этом рассказать. Выяснилось, что меня не обманули».    
 

 

Как происходит психосексуальное развитие ребенка
до поступления в детский сад

До поступления в детский сад ребенок проживает оральную стадию психосексуального развития1. Этот период начинается с кризиса новорожденности и переходит в младенчество. Ребенок начинает узнавать свое тело, знакомиться с половыми признаками. Это знание пока эмоционально не нагружено, воспринимается как данность.

Гендерная социализация начинается с рождения, когда родители покупают для младенца одежду соответствующих цветов, определенные игрушки. Формируется образ тела, когда ребенок тянет в рот кулачки, сосет большой палец, хватает себя за ножки.

Основной способ познания окружающего мира и получения удовольствия – через рот и его слизистую, например, во время грудного кормления. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, физически отделяется от матери, начинается переход к следующей стадии развития. Он вступает в кризис трех лет.

Рекомендации для родителей


Кликните на вкладку с возрастом и прочитайте рекомендации

1 Источник: Ф. Тайсон, Р.Л. Тайсон «Психоаналитические теории развития», глава 4. Вернуться в текст>>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как использовать марблы в коррекционно-развивающей работе с детьми

Наталья Устинова
педагог-психолог высшей категории МБОУДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис», г. Уфа, Республика Башкортостан

Чтобы активировать познавательную деятельность ребенка, развивать мелкую моторику рук, мышление, используйте нетрадиционные материалы, например, стеклянные цветные камушки – марблы. В статье – упражнения и игры с марблами и памятки для психолога, родителей и педагогов.

Игры с марблами положительно влияют на психику ребенка. Они полезны детям с речевыми нарушениями. Используйте марблы для диагностики. Включите игры с ними в коррекционно-развивающую работу.

Какие марблы потребуются для занятий с детьми

Марблы бывают круглые, квадратные, матовые, прозрачные, цветные. Для занятий нужны разные марблы.

Что подготовить к занятиям. Для развивающих занятий приобретайте марблы разного цвета, размера и формы. Выбирайте такие марблы, которые будут плоскими с одной стороны – круглые шарики могут укатиться. Наряду с камешками используйте листья и яблоки разного цвета, желуди, фигурки птиц, рыб и др.

Где найти марблы. Марблы можно приобрести в магазинах для дома, декора, творчества. В магазине для художников есть стеклышки для мозаики. Они подойдут для детей постарше. Дополнить их можно отдельными марблами разных цветов.

Картотека игр для психолога


Кликните на карточку, чтобы прочитать игру

Как проводить занятия с марблами

Справка
Игры в марблы – чаще всего цветные стеклянные шарики – существуют в разных странах, например, упоминаются в «Приключениях Тома Сойера», игры с марблами называются «Марблс» (marbles)

Занятия с марблами лучше проводить в группах от трех до пяти человек. Также их можно проводить индивидуально.

Следите за безопасностью. Позволяйте детям играть с марблами только под присмотром взрослого. Объясняйте правила безопасности несколько раз, что камешки и шарики марблы не съедобны, не вкусны, их нельзя тянуть в рот. Не оставляйте наборы в доступном месте, если в группе есть еще более маленькие дети. Выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности. Храните марблы в безопасном для детей месте, но в красивой емкости, чтобы пробудить у них интерес.

Подбирайте игры и упражнения под конкретные цели. Упражнения познавательной направленности подбирайте с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Покажите, что можно делать с камешками. Предложите ребенку придумать свои способы игры с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.044 с.)