Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками



В детском саду ребенок также встречается с коллективом ровесников. У других детей он может наблюдать незнакомые формы поведения в типичных ситуациях, что может его напугать или удивить. К тому же вместе с другими детьми теперь необходимо осуществлять все процессы жизнедеятельности.

Расскажите, от чего зависит сложность адаптации

Совет
Объясните родителям, что необходимо приучать ребенка к изменяющимся условиям: водить на детские площадки, где есть незнакомые ребенку дети, ходить в гости, оставлять его иногда с бабушкой

Адаптация зависит от функционального состояния организма ребенка. К нему относят: работоспособность, состояние иммунной системы, особенности обменных процессов, тип нервной системы и темперамента, тренированность нервно-психических механизмов.

Тренированность нервно-психических механизмов достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, которые связаны с новыми впечатлениями. Если родители изолируют ребенка от меняющихся условий повседневной жизни, то могут возникнуть трудности в адаптации к детскому саду.

Некоторые родители стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, устраняют все препятствия, которые возникают в жизни и деятельности ребенка. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

В новой обстановке «изнеженные» дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, такие дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

У многих современных детей, которые приходят в детский сад, не сформированы навыки самообслуживания и общения в соответствии с возрастом. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. Общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация в случае, если она неправильно организована: не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике. Ребенку трудно адаптироваться и если взрослые ускоряют процесс адаптации.

Научите замечать проявления дезадаптации

Важно
Не у всех детей дезадаптация проявляется в детском саду. Ребенок может быть спокойным в группе и устраивать истерики дома

То, как проявится дезадаптация на первом этапе зависит от типа нервной системы ребенка (Е.И. Морозова). Поведение возбудимых, расторможенных детей может характеризоваться острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации. При неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое поведение может привести к формированию патологических черт характера.

У заторможенных, боязливых детей активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В детском саду дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации.

Выражение лица у боязливых детей грустное, отрешенное, движения заторможены. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игр. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате.

У таких детей возникают навязчивые действия, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери. Они предпочитают тактильный контакт в общении со взрослым всем остальным формам общения.

Второй этап дезадаптации получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер.

На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления. Они выражаются в нарастании тревожности, сенситивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии или негативизма уменьшается, но расширятся круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с детским садом ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют положительный эмоциональный фон ребенка, продуктивность его действий в новых условиях, гибкость реакций на изменение привычной ситуации. Также об успешной адаптации говорит проявление инициативы в контактах со взрослым или сверстником. Поведение ребенка организованно, отсутствует дискомфорт при выполнении режима дня, бытовых процессов. Малыш может себя самостоятельно занять деятельностью по интересам.

Дайте рекомендации, как родители могут помочь ребенку
в период адаптации

Совет
Расскажите родителям, как важно научить ребенка высказывать свою просьбу взрослому, например, сходить на горшок или попить воды

Для успешной адаптации ребенка необходимо организовать удовлетворение его основных потребностей в новой среде и новыми средствами. Во-первых, удовлетворить потребность в пище. Во-вторых – потребность в отдыхе. В-третьих – потребность в доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым.

Зачитайте вслух родителям рекомендации с брошюры «Адаптация ребенка к детскому саду», чтобы рассказать им, как они могут удовлетворить важные для малыша потребности в новых условиях. После собрания раздайте брошюры родителям, чтобы они еще раз дома обдумали каждую рекомендацию.

На последней странице впишите в графы свою фамилию и инициалы, напишите номер кабинета и номер телефона, по которому они смогут с вами связаться. Также можно указать график индивидуальных консультаций родителей.

Брошюра «Адаптация ребенка к детскому саду»

КАК СМОТРЕТЬ
Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку.

КАК СКАЧАТЬ
На странице 4 есть кнопка . Кликните на нее и скачайте брошюру

<span xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:fn="http://www.w3.org/2005/xpath-functions" xmlns:local="tempuri.org" xmlns:tf="tempuri2.org" style="display:none"></span>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Дети ломают игрушки и рвут книжки. Что рекомендовать родителям и педагогам

Анна Бочарова
психолог, гештальт-терапевт, Москва

Порекомендуйте родителям и воспитателям понаблюдать, с какой целью ребенок разбирает, рвет или ломает игрушки. В статье – причины такого поведения и рекомендации, что делать с ребенком-разрушителем.

Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить свои потребности словами. Они ориентированы на импульс и движение, в момент которого случается конкретное действие, а опыт и осознание приходят после. Выделим 6 основных причин, по которым ребенок может совершать разрушительные действия по отношению к предметам.

Познавательный интерес

В возрасте от 3 до 5 лет дети проявляют исследовательский интерес к предметному миру – им хочется понимать, как все устроено. Самый простой и доступный способ – разобрать, испробовать, ощутить. Другого способа понять, за счет чего включается фонарик или из чего сделан прыгающий маленький мячик, у ребенка нет. Эта мысль движет любознательным дошкольником больше, чем осознание, что игрушка может сломаться. Поэтому фонарик может быть разобран на маленькие детали, а мячик просто надкусан.

Опыт сломанной игрушки ребенок получает уже после того, как достигнет удовлетворения от процесса исследования. В результате сломанная игрушка может расстроить ребенка не меньше, чем родителей, особенно если она была любимой.

Рекомендации родителям

Соберите вместе с ребенком игрушку, которую он разобрал. Предложите ему для изучения те игрушки, которые не жалко будет разобрать безвозвратно. Приобретайте любознательному ребенку познавательные материалы и игры. Посещайте вместе выставки, музеи, познавательные игровые площадки. Вовлекайте ребенка в практическую жизнь, где можно реализовать исследовательский интерес. Готовьте вместе, ремонтируйте, убирайтесь в квартире. Используйте больше игр с песком – ребенок сможет лепить, ломать, что-то закапывать в него и даже разрезать куличики.

Рекомендации воспитателям

Предложите любознательным детям занятия, на которых они могут самостоятельно разобрать и изучить, как что устроено. Это будет границей, где и когда возможно это делать для сохранности игрушек и других вещей. Попросите родителей принести те игрушки, которые дети на занятиях смогут разобрать и изучать. Сообщите детям, что чужие игрушки разбирать не следует. Относитесь с пониманием к особенностям этого важного периода – он является мотивацией к дальнейшему обучению.

Выражение чувства злости или обиды

Разрушать, ломать игрушки ребенок может в состоянии злости, обиды. Нужно понаблюдать, какая эмоция его сопровождает во время игры и в каком контексте. Например, если ребенок задумался и в этот момент сжал и скрутил игрушку, так что она сломалась, то это повод побеседовать с ребенком о том, что его беспокоит, или обратиться за помощью к психологу.

Используйте для диагностики агрессивного состояния ребенка проективные методики, через которые будет возможен диалог с дошкольником. Например, методика «Вулкан». Благодаря таким методикам ребенок сможет не только показать свое состояние, но и выразить его наружу безопасным способом.

Рекомендации родителям

Учите ребенка контролировать свои чувства, проговаривать эмоции. Ему важно понимать, что он чувствует, и выражать свои эмоции безопасным способом. Это поможет осознать переживания дошкольнику, а значит, лучше их контролировать.

Неудовлетворенность игрушкой

Дошкольник, возможно, по каким-то причинам не может прямо сказать родителям, что ему не нравится игрушка, а другую родители не покупают. Самый действенный выход – сломать ее. Тогда есть вероятность, что родители купят новые игрушки, которые понравятся.

Рекомендации родителям

Обратите внимание, есть ли у вас в семье психологическая свобода, когда ребенок может сказать, что игрушка ему не понравилась. Если это эмоционально наказуемо, например, чувством вины, стыдом, злостью или обидой – тогда ему приходится нести ответственность за ваши чувства, эмоции и отношение к нему. Позвольте ребенку иметь свои притязания, даже если они не совпадают с вашими.

Недостаток внимания

Если ребенок хочет привлечь внимание родителя или педагога поломкой какой-либо вещи, то он сделает это, даже если его осудят за поступок. Возможно, дошкольник нуждается в общении, сочувствии, принятии и поддержке. И просто не знает другого способа, как это выразить.

Рекомендации родителям и воспитателям

Сформируйте у ребенка представление о способах, как начать общение. Например, расскажите, что он может сказать: «Давай поиграем», «Мне немного грустно, поговорите со мной», «Помогите, пожалуйста, справиться с этим заданием». Обращайте свое внимание на ребенка по своей инициативе, а не только когда ему надо выдумывать способы вас позвать.

Игровые фантазии

Во время игры «понарошку» обычная кукла может превратиться в настоящего пациента, который потерял руку или ногу. В другой игре ребенок может инициировать автомобильную аварию, где ему будет важно внести реальную поломку двери и помять капот.

Рекомендации родителям

Подберите для таких ролевых игр недорогие игрушки. Не меняйте сразу сломанную игрушку на новую. Предложите ребенку совместно ее починить.

Особенности темперамента

Активные, легко раздражаемые дети с трудом сдерживают свои эмоции, когда у них что-то не получается. Они способны рассердиться и что-то разбить или разорвать.

Рекомендации родителям

Позвольте ребенку увидеть результат своих горячих эмоций. Предложите альтернативные способы вымещения своих чувств. Например, иметь под рукой специальную бумагу, которую можно порвать в случае неудачи и сильной злости на препятствие. Предложите ребенку обращаться за помощью к взрослому, когда у него что-то не получается. Станьте примером для ребенка по контролю и управлению своими чувствами. Воспринимайте яркие реакции ребенка-холерика спокойно, тогда и он быстрее успокоится.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как прививать морально-нравственные ценности детям через сказки

Лариса Семенященко
учитель русского языка и литературы, педагог-психолог, г. Москва

Предлагаем программу развития морально-нравственных ценностей у дошкольников «Воспитание сказкой». В статье – тематический план занятий и бланки для диагностики результатов.

Форма сказки привычна и близка дошкольникам. Морально-нравственные ценности они усваивают через сказку быстрее, чем через наставления взрослых. Произведения художественной литературы развивают у детей рефлексию, корректируют неадекватное поведение, создают предпосылки для продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Подберите сказки для занятий

Для того чтобы привить морально-нравственные ценности дошкольникам, подберите те художественные произведения, которые влияют на эмоционально-волевую сферу дошкольников. Сюжеты сказок должны учить добру, этическим нормам, искренности в отношениях, любви к прекрасному и возвышенному.

Вы можете сделать подборку произведений самостоятельно или воспользоваться готовым тематическим планом на три месяца. В данный план включены известные сказки В.А. Осеевой, Г.Х. Андерсена,
В.П. Катаева, Г.М. Цыферова, а также русская народная сказка «Царевна-лягушка». По одной сказке дети занимаются от двух до четырех занятий.

Тематический план занятий по программе «Воспитание сказкой»

Тема занятия Содержание Количество занятий
Знакомство Сказка В.А. Осеевой «Волшебное слово» 1

«Уроки гуманизма»

Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» 4
Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» 3
Самодельные книжки по сказкам Г.Х. Андерсена 1
«Уроки дружбы» Сказка В.П. Катаева «Цветик-семицветик» 2
«Последствия непослушания» Русская народная сказка «Царевна-лягушка» 2
«Прекрасное рядом» Сказка Г.М. Цыферова «Паровозик из Ромашково» 2

Всего занятий

15

Организуйте развивающие занятия
для дошкольников

Совет
Если у вас есть дети, которые по каким-то причинам плохо усваивают информацию в группе, проведите для них индивидуальные занятия по программе

Разделите детей на небольшие подгруппы до восьми человек. Запланируйте одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут. Для занятий используйте помещение площадью не менее 30 кв. м. Разделите пространство на две зоны: для дидактических игр с наличием столов и для двигательных упражнений.

На занятиях зачитывайте отрывки из сказок и задавайте наводящие вопросы, чтобы вовлечь в беседу. Между беседами запланируйте игры на взаимодействие, игры-драматизации по произведениям или динамические паузы. Также разбавить обсуждение поможет продуктивный вид деятельности: лепка, рисование, коллаж; викторины и конкурсы по сюжету сказок.

Во время обсуждения сюжета сказки не торопитесь делать выводы за детей. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие: он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций.

На занятии каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации. Отрицательная оценка детского мнения взрослым на занятиях не допускается.

В конце каждого занятия просите детей прочитать вместе с родителями сказку, которую вы будете обсуждать на следующей неделе. Проговорите данное задание и с родителями, когда они придут забирать ребенка из детского сада. Рекомендации по совместному чтению смогут помочь наладить детско-родительские отношения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.076 с.)