Арт-терапевтическая игра-тест «Точка, точка, запятая» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арт-терапевтическая игра-тест «Точка, точка, запятая»



Цель: дать возможность каждому участнику определить свои психосоматические проблемы.

Материалы: на каждого участника — семь листов бумаги, семь разноцветных карандашей, ножницы, клей.

Инструкция участникам. Сейчас вы нарисуете семь рисунков. Закончив рисунок на одном листе бумаги, переворачиваете его и убираете до времени.

Первый лист. Изобразите те части вашего тела или орган, которые обеспечивают, по вашему мнению, внутреннюю и внешнюю безопасность.

Второй лист. Нарисуйте ту часть тела (органы), которая дает наибольшую жизненную силу.

Третий лист. Нарисуйте те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.

Четвертый лист. Изобразите те части своего тела или органы, которые помогают сопротивляться окружающей действительности. Так называемая ваша братва, или что у вас по этому поводу возникнет в качестве метафоры…

Пятый лист. Нарисуйте те свои части, которые помогают общаться с самим собой, отвечают за благополучие внутреннего, интимного мира.

Шестой лист. Изобразите те части тела или органы, которые все это контролируют, возглавляют, собирают, другими словами — служат «генеральным директором».

Седьмой лист. Нарисуйте что-то из предлагаемых вариантов:

  • ту часть своего тела, которую просто хотите нарисовать еще раз (уж очень она вам нравится);
  • то, что не вошло ни в один рисунок, а вы считаете, что это должно быть — просто так, для комплекта.

Теперь вырежьте по контуру все, что нарисовали, и попробуйте составить из полученного целого человечка. Не беда, если у него будет много рук или голов.

Анализ результатов. В идеале человек должен быть нормальным и жизнеспособным — т. е. целым. Плохо, если чего-то важного у него не хватает.

Рассмотрим параметры оценки полученного коллажа.

Цельность и комплектность. Если у вашего человечка чего-то не хватает, значит, он «не работает». И это главный ответ на частый вопрос: «Почему не работает моя жизнь?» — посмотрите на своего человечка.

Защищенность. Этот параметр имеет жесткое и простое требование — ВСЕ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ!

В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тела», как бы защищены им. Они не должны быть больше корпуса тела, не должны располагаться отдельно. Все это выдает их незащищенность, уязвимость.

Соразмерность. Человечек должен быть реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна нога не может быть короче другой в несколько раз.

Принцип разделения властей. Иногда на каждом рисунке бывают нарисованы чуть ли не все части тела. Получается, что все отвечают за все. Представьте аналогию. Вы всем коллективом бросаетесь к Иванову, чтобы помочь ему одеться, затем дружно бежите к телефону, чтобы позвонить родителям Сидорова, а затем все вместе садитесь писать заявление заведующему детским садом на проведение экскурсии. Что это означает в реальной жизни? Неумение дифференцировать функции приводит к следующему. Как говорят психологи, у такого человека «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает все тело». То есть малейшее недомогание лишает такого человека трудоспособности.

Недаром в подводных лодках существуют перегородки. Они делят лодку на отсеки и в случае аварии в одном отсеке блокируют его, чтобы не страдали остальные.

В идеале уши отвечают за слух, глаза — за зрение, а сердце — за любовь. Но когда на рисунке «все отвечает за все» — это точно говорит о хаосе в психике и, как следствие, в организме.

Реалистичность. Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник. Но всякие фантазии в этом тесте говорят об удручающих вещах. Например, капустный кочан вместо головы или горшок с цветами, ножи вместо рук, гусеницы танка вместо ног, пламенный мотор вместо сердца. Это указывает на то, что человек с такими «частями тела» функционировать нормально не может.

Принцип кратности. Он сводится к следующему: шесть голов — это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног или хотя бы по две пары. А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем — это нарушение принципа кратности.

А теперь самостоятельно проанализируйте свой коллаж в соответствии с основными параметрами. Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром. У одних — уши, у других — руки. Это два совершенно разных способа жить. Не правда ли? Никто лучше вас не поймет корень ваших же собственных проблем.

Релаксация «Цветение розы»

Цель: снять напряжение, расслабиться.

Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации.

Педагог-психолог: Во всех культурных традициях есть символ, обозначающий внутреннее Я человека: в Китае это золотой цветок, в Индии и Тибете — лотос. В европейской культуре таким символом была роза, которую представляли обычно в виде раскрытого цветка. Если вообразить, как раскрывается роза, то внутренняя жизненная сила начнет освобождать наше сознание от сковывания и приведет к раскрытию духовного Я.

Инструкция участникам. Сядьте поудобнее. Закройте глаза, несколько раз глубоко вдохните и расслабьтесь. (Включите музыку для релаксации и дайте участникам несколько минут ее послушать, расслабиться.)

Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания.

Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец перед нашим мысленным взором предстает весь бутон, состоящий из розовых лепестков. Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед нами не предстанет свежая, прекрасная роза в полном цветении и во всем великолепии. Попытайтесь уловить ее аромат, который не спутаешь ни с чем.

Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее. В течение некоторого времени удерживайте это изображение. Посмотрите в центр цветка. Там вы увидите лицо мудрого существа, полного внимания и любви к нам.

Заговорите с ним о самом важном в вашей жизни в настоящий момент. Задайте вопросы о том, что имеет для вас наибольшее значение: о проблемах или выборе, который предстоит сделать. Потратьте на это необходимое время.

Теперь представьте, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя. Удостоверьтесь, что роза вместе с мудрым существом находится внутри вас, что вы можете легко вступить в контакт с ним, использовать его качества. В символическом смысле вы и есть эта роза, это мудрое существо. Та же самая сила, которая оживотворила и создала розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее Я.

Представьте, что все вы стали одним розовым кустом. Все корни пронизывают землю, от которой поступают питательные вещества, а листья и цветы растут, тянутся вверх, питаясь энергией солнечного света и согреваясь ею. Вообразите, что вы — другие розовые кусты, растения и деревья. Вы — это все, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планетного великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение нескольких секунд. Откройте глаза. Запомните пережитые ощущения.

В те минуты вашей жизни, когда вы особенно остро чувствуете давление обстоятельств, находитесь в стрессовом состоянии, вспомните советы мудрого внутреннего Я. Это поможет взглянуть на проблемы по-другому.

Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • Какое упражнение, игра вам запомнились больше всего? Почему?
  • Какие чувства вы испытывали в ходе встречи?
  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Над чем вы задумались?
  • Что из того, что вы узнали на нашей встрече, может пригодиться вам в будущем?

Игра «Аплодисменты»

Цели: отметить каждого участника, позитивно завершить встречу.

Инструкция. Подойдите к одному из участников встречи, скажите ему несколько хороших слов. Желательно, чтобы это были не общие фразы, а слова, которые относились бы конкретно к данному человеку. Например, вы можете сказать о том, как он хорошо выполнил то или иное задание или высказал интересную мысль, идею; заразительней всех смеялся; громче всех хлопал.

Поаплодируйте этому участнику, попросите группу поддержать вас. Далее попросите этого человека выбрать любого другого из присутствующих и сказать ему несколько теплых слов. Теперь вы уже вдвоем хлопаете этому человеку.

Игра продолжается до последнего участника и завершается общими аплодисментами всей группе.

Вернуться в текст

 

Психологическая коммуникация

«Конструктор» для пиратского квеста к 23 февраля

Квест — универсальная инновационная образовательная технология, которую вы можете использовать для проведения праздников, а также решать с ее помощью профессиональные задачи: развивать память и мышление детей, смекалку и коммуникативные способности, привлекать к их воспитанию родителей. Идеи и рекомендации, представленные в статье, помогут вам создать и провести свою уникальную игру.

Квест (quest) в переводе с английского — поиск. Изначально это один из основных жанров компьютерных игр, в которых, чтобы продвигаться по сюжету с одного уровня на другой, игроку необходимо решать умственные задачи. Сюжет игры может быть предопределенным или со множеством исходов, которые зависят от действий игрока.

В квесте ребенок познает самого себя в знании, творчестве, командном взаимодействии.

Если говорить о квесте как форме детского мероприятия — это командная игра-приключение с определенным сюжетом. Идея игры проста — команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к следующему. Задача — преодолеть все препятствия и достичь цель, например, раскопать клад, разгадать тайну, отыскать артефакт.

Преимущества квеста

Главное преимущество квеста в том, что он ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры вы можете реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить полученные знания, отработать на практике умения детей. В процессе игры дошкольники учатся взаимодействовать в коллективе сверстников, быть самостоятельными, активными и инициативными, детский коллектив становится сплоченным.

Таким образом, квест помогает реализовать следующие задачи:

1) образовательные — участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

2) развивающие — в процессе игры вы повышаете у детей образовательную мотивацию, развиваете логику, мышление, творческие способности и формируете исследовательские навыки;

3) воспитательные — вы формируете навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи, развиваете индивидуальные положительные качества детей.

Кроме того, преимущества квеста — шквал положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящего приключения, полное погружение в атмосферу интересных заданий, призы и подарки.

Игра-приключение — хороший способ, чтобы укрепить взаимоотношения в триаде дети — родители — педагоги и создать положительный имидж дошкольной образовательной организации.

Как организовать

Для того чтобы эффективно организовать детский квест, придерживайтесь правил:

1. Не подвергайте риску физическое и психическое здоровье участников. Все игры и задания должны быть безопасными и ни при каких обстоятельствах не оскорблять и не унижать достоинство детей.

2. Используйте задания, которые соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников.

3. Объясните правила игры — каждое следующее задание связано с предыдущим. Это значит, что без выполнения первого задания игроки не могут приступить ко второму, третьему и т. д. Кроме того, четко сформулируйте цель игры — найти клад, раскрыть тайну
и т. п.

4. Направляйте дошкольников в ходе игры, «наталкивайте» на правильное решение, но окончательные выводы дайте им сделать самостоятельно.

5. Не оставляйте детей без присмотра.

Подготовка к квесту предполагает следующую последовательность действий:

  • сформируйте команду помощников;
  • определите тему и место проведения игры;
  • напишите сценарий;
  • составьте список реквизита, декораций и других необходимых для проведения игры материалов;
  • подготовьте музыкальное сопровождение.

Дадим рекомендации и поделимся идеями по каждому пункту.

Команда помощников

Подобные масштабные мероприятия невозможно подготовить в одиночку. Поэтому привлеките родителей и других специалистов детского сада. Определите, кто конкретно и за что будет отвечать: одни готовят реквизит и декорации, другие — отдельные задания к игре (например, один из этапов проходит в музыкальном зале — следовательно, провести его может музыкальный руководитель). Третьи будут непосредственными участниками команды. В последнем случае это необходимо еще и для того, чтобы обеспечить безопасность дошкольников, помочь им в прохождении маршрута. Например, дети получают задание, написанное «невидимыми чернилами» (с помощью молока или лимона). Чтобы прочитать текст, бумагу необходимо нагреть, — для этого в комплекте к заданию даются свеча и зажигалка. Сделать это может взрослый участник команды, но обязательно следуя инструкциям детей.

Обязательно предусмотрите возможность фото- и видеосъемки. Определите, кто из родителей выступит в роли фотографа или кинооператора. Но постарайтесь обыграть его роль в рамках темы квеста, придумайте костюм или какие-то отличительные детали.

В качестве помощников могут выступать и дети. Например, организуем пиратский квест для мальчиков в качестве подарка на 23 февраля. Почему бы тогда к его подготовке не привлечь девочек? Они могут изготовить какой-либо реквизит (приглашения на игру, «черные метки», пиратские флаги), а также стать «тайниками» с заданиями.

Идея 1. Выберите девочку, у которой будет находиться очередное задание. Зашифруйте ее имя азбукой Морзе. Например:

— — — (О)

· — · · (Л)

— · · — (Ь)

— — · (Г)

· — (А)

Задача участников — расшифровать послание и догадаться, где искать записку с заданием. Заранее распечатайте азбуку на отдельных листах и раздайте командам (таблица). Как вариант — азбука может быть страницей бортового журнала.

Азбука Морзе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.027 с.)