Развитие фонематического слуха. Игра «Светофор». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие фонематического слуха. Игра «Светофор».



Игра «Светофор».

— Выделение звука [о] из ряда гласных: о, а, у, о, и, о, э, …

— Выделение звука [о] из ряда слогов: ох, ам, ук, по, на, фо,...

— Выделение звука [о] из состава слова: осень, листья, ветер, дождь, пальто, тучи, зонт, овощи, кот, грабли, боты, мешок.

Звуковой анализ.

а) Выделение звука [о] из состава слова:

Логопед: Посмотрите на картину «В огороде». Помогите Оле выбрать овощи, в названии которых есть звук [о].

б) «Послушай, запомни, повтори по три звука»

Логопед произносит звуковые ряды: ауо, оау, уао. Дети обозначают ряд гласных фишками с изображением положения губ.

в) Обозначение места звука [о] в словах: осень, пальто, зонт.

Логопед: Посмотрите на картинки и скажите:

- Какое любимое время года у Оли? (Осень)

- Что мы надеваем поздней осенью? (пальто).

- Какой предмет нам нужен, когда идет дождь? (Зонт).

Где стоит звук [о] в этих словах? А что нам помогает определять место звука в словах? (звуковые домики) Покажите на схеме слова место звука [о].

Физминутка.

Мышечная релаксация «Волшебный коврик»

Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.

Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит музыка для медитации и релаксации – Островок блаженства)

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Соотнесение звука с буквой.

Логопед: Какой буквой на письме обозначаем звук [о]?

Ученики: Буквой О.

а). Сколько элементов у буквы О?

б). Ученики выкладывают букву О из разноцветных шнурков, рисуют в воздухе, пишут на спине друг у друга..

в). Построить из пальцев рук букву о (кинезиологическое упражнение «Колечки»)

Пальчики соединяем,

Букву О получаем.

г). На что похожа буква О?

11. Чтение. Работа по слоговым таблицам.

Чтение прямых и обратных слогов.

Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазами проследим полет бабочки. (Зрительный тренажер «Бабочка»)

Обучающиеся следят глазами по заданной траектории.

Работа в тетрадях. Фонематический диктант.

Логопед: Откройте тетради и запишите число.

1). Запишите в тетради букву О, если в слове услышите звук [о]. Логопед диктует слова: окна, кошка, арбуз, дом, утка, мак, сок, суп и т.д.

2). Работа по карточкам. Выбрать из двух слогов слог с буквой о и записать в тетрадь.

Слоги: ма-мо, ку-ко, вы-во, хо-ба, то-ни.

Образование относительных прилагательных.

Игра "Повар".

Логопед: А сейчас помогите Оле приготовить обед из тех овощей, которые выросли на огороде:

- Из гороха какой сварим суп?

- Из капусты какой приготовим салат?

- Из картофеля какое пюре?

- Из кабачков какая икра?

- Из моркови какой сок?

Рефлексия.

Логопед: С каким звуком и буквой вы помогли девочке Оле познакомиться на занятии?

 

Приложение № 17

Посещение занятий педагогических работников и проведение педагогического анализа

Анализ занятия на тему: «Дари добро»

Преподаватель: Колмыченко А.И.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Тема: «Дари добро»

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

 

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.

Характеристика деятельности учителя: учитель в работе с детьми использовал следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приемы (показ иллюстраций, образцов), словесные приемы (рассказ учителя, ответы детей), практические приемы (рисование). Все используемые приёмы соответствовали возрасту детей данной группы. Учитель внимательно относился к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Это четко было видно в ходе ее работы, например, дети с нарушением зрения находились ближе к демонстрационному материалу.

Характеристика деятельности детей: дети с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с учителем, и внимательно в освоении нового материала. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. На мой взгляд, детьми достигнута дидактическая цель, новый материал усвоен ими. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

В данной группе учитель смог правильно настроить детей на работу, использовал сюрпризный момент, для того, чтобы дети были психологически раскрепощены.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между учителем и детьми.

Внешний облик учителя был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т.е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с учителем.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям: помещение было проветрено, убрано, на мой взгляд, не хватало лишь освещения.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным, как для детей, так и для наблюдателей.

 

Приложение № 18

Анализ занятия на тему: «Звуковой анализ слова»

 

Преподаватель: Козлова А.В.

Занятие: русский язык

Тема: «Звуковой анализ слова»

Цель: развитие умений звукового анализа слов

Особо хочется отметить высокий уровень профессионализма учителя Козловой А.В. – этот педагог грамотно выстраивают занятие, все структурные компоненты ярко прослеживаются, их занятия носят мощный коррекционно-развивающий потенциал.

Принципы коррекционно-развивающего сопровождения хорошо прослеживались на протяжении всего занятия. Учитель активно использует коррекционные упражнения, задания. Следует отметить, что все задания для детей строго дифференцированы по уровням усвоения учебного материала. Учащимся со сниженным уровнем уделяется большое количество времени и внимания, с ними ведется индивидуальная работа (совместное деятельность, задания более легкого содержания). Александра Витальевна планирует задания для занятия, учитывая различные типы психофизиологического состояния обучаемых. Также учитель уделяет большое внимание на занятии русского языка развитию фонематического слуха, использует задания для развития умений звукового анализа слов. Для стабилизации психологического климата в кабинете Александра Витальевна использует элементы арт-технологий (письмо на крупе, цветовое изображение букв).

Рекомендации:

1. Продолжать использовать здоровье сберегающие технологии на уроках.

2. Продолжать использовать активные формы взаимодействия и разнообразные формы проведения уроков.

 

Приложение № 19

Анализ занятия на тему: «Задача»

 

Преподаватель: Шечковская А.А.

Занятие: математика

Тема: «Задача»

Цель: учить детей составлять простые опорные записи к задачам.

Урок учителя-дефектолога Шечковской А.А. по математике во 2 классе логически выстроен правильно, присутствуют и ярко прослеживаются все структурные компоненты урока и его коррекционно-развивающего сопровождения. На протяжении всего урока эффективно менялись виды деятельности учащихся, что не позволяло детям утомляться.

Принципы коррекционно-развивающего сопровождения хорошо прослеживались на протяжении всего урока. Учитель активно использует коррекционные упражнения, задания. Анна Анатольевна взаимодействует с обучающимися, учитывает возрастные особенности детей и ведущий вид деятельности, предлагает задания в игровой форме (загадки, игровые ситуации, музыкальные сюжетные физпаузы). Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов. Анна Анатольевна постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз по методике В.Ф. Базарного, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Рекомендации:

1. Продолжать учить детей составлять простые опорные записи к задачам.

2. Использовать приём установления межпредметных связей чтения с математикой.

3. Продолжать использовать активные формы взаимодействия на уроках.

 

Приложение № 20

Анализ занятия на тему: «Правила поведения в природе»

 

Преподаватель: Галишко А.Н.

Занятие: окружающий мир

Тема: «Правила поведения в природе»

Цель: развитие осознанного поведения в природе

С учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта занятие решает комплексные задачи. Выбраны несколько направлений коррекционной работы: формирование культуры поведения, развитие речи, эмоциональное развитие.

В начале занятия учитель приветствует детей, используя психологический настрой на выполнение заданий. Вводит в тему, которая зашифрована под цифрами. Использованный прием оживляет внимание детей, повышает интерес к занятию, корригирует слуховое восприятие. Занятие построено на уровне взаимодействия в процессе сопряженных с воспитателем действий, подобрана наиболее адекватная тактика коррекционной работы. Прослеживается системность и преемственность.

Форма проведения занятия нетрадиционна и определяется ее целями, что повышает продуктивность практической деятельности учащихся, обеспечивает работу всей группы, позволяет раскрыть им свои способности, применить умения. Прослеживается сочетание как традиционных приемов и методов работы, так и инновационных. В структуре занятия несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой. Вводная часть включает познавательный материал, знакомящий детей с понятием термина «экология» и его значением в жизни человека. Сообщение новых знаний производится в форме сказкотерапии, которая корригирует коммуникативные умения, обогащает эмоциональный опыт, формирует личностное развитие воспитанников. Задания предлагаются в наглядной форме, с опорой на несколько анализаторов. Инструкции выполнения заданий четкие, простые, повторяющиеся по несколько раз, в одной последовательности и теми же выражениями, что создает мотивационный настрой, побуждает к выполнению и управляет поведением детей. Преобладают задания практической направленности, например: «какие правила поведения нарушили в лесу Ивановы?», способствующие развитию поисковых действий. Изложение материала вариативно по своей структуре. В вводной беседе предъявляется готовая информация в форме практического объяснения с простой речевой инструкцией. В основной части используется частичная инструкция, регламентирующая выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Происходит постоянная смена видов деятельности, что не дает детям почувствовать усталость. В ходе занятия Анна Николаевна четко знает, какое практическое умение будет отрабатываться с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используются различные формы работы: речевые и проблемные ситуации, творческие задания, практические действия. Используется материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности детей. При этом соблюдается принцип от простого к сложному. Просматривается самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, что способствует коррекции высших психических функций, накоплению сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для потребностей речевого общения.

 В практической и коммуникативной деятельности учитель базируется на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям. Анна Николаевна постоянно обращает внимание на успехи детей, мотивирует их на выполнение поставленных задач. Подведены итоги занятия, дана положительная оценка деятельности детей.

Вывод: коррекционное занятие проведено методически грамотно, поставленные цели достигнуты. Объём запланированного материала не перегружен, время использовано рационально и эффективно. Оказывалась дозированная помощь и «адресная» коррекционно-педагогическая поддержка нуждающимся детям. Разумно сочетались вербальные методы и наглядные основы, игровая и практическая деятельность. Занятие проведено с учетом правил здоровьесбережения: использовались релаксационные упражнения, заключительный этап занятия был более легкий, чем основная часть. Контролировалось соблюдение правильной осанки, дисциплины. Используемый дидактический материал соответствовал возрасту и уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анна Николаевна обладает грамотной, выразительной, эмоциональной речью. Умеет концентрировать внимание учащихся и вызывать интерес к обсуждаемой теме. Знает особенности развития детей с ОВЗ. Владеет методикой коррекционной работы.

 

Приложение № 21

Анализ занятия на тему:  Н. П. Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

 

Преподаватель: Федотикова А.Д.

Занятие: чтение

Тема: Н. П. Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

Цель: познакомить детей с новым рассказом Н.П. Вагнера «Мальчик и дворовая собака».

На уроке чтения учитель поставила следующие задачи: формировать навыки осознанного правильного чтения и развития речи; развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом; способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Прослушивание в начале урока мелодии из передачи «В мире животных» способствовало формированию у учащихся правильного эмоционального настроя.

   На уроке чтения учитель обеспечивала правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста, работала над развитием памяти, речи, мышления, по выработке техники чтения (правильность, беглость, выразительность, сознательность). Учитель увеличивала способность концентрировать внимание на тексте с помощью чтения рассказа по цепочке.

Учитель использовала следующие виды работ с текстом:

- первичное чтение учителем

- аналитическое чтение учащимся;

- выразительное чтение;

- выборочное чтение;

- сведения об авторе.

Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся на уроке выбраны следующие методы и приемы: словесные (учитель давала устные комментарии, задавала вопросы по тексту рассказа), наглядные (картинки животных), практические, метод самостоятельной работы (самостоятельно искали ответы на вопросы в тексте).

На уроке решались не только задачи обучения, но и воспитание учащихся (способствовала воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывала волевые черты характера).

Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Темп урока средний. Учитель старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.

За урок учащиеся выполнили запланированный объем материала, который требует программа. Учащиеся научились более осознанно правильно читать, понимать содержание прочитанного текста.

Все этапы урока были взаимосвязаны между собой и плавно переходили друг в друга. Все перечисленные предметные результаты подтверждают высокий профессионализм учителя.

 

 

Приложение № 22

Групповое обсуждение занятий по профилактике, диагностике и коррекции на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Преподаватель: Шаронова П. А.

Занятие: логопедическое занятие

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.

Данное логопедическое занятие проводилось в индивидуальной форме с учеником 1 класса, с логопедическим заключением: несформированность речевых и языковых средств у ребенка с моторной алалией.

Поставленные учителем - логопедом тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали этапу коррекционной работы, возрасту ребенка и перспективному плану. Задачи занятия сформулированы логично и последовательно.

К началу занятия учитель - логопед подготовила оборудование, наглядный и дидактический материал, который был необходим для реализации поставленных целей. Весь материал и оборудование эстетично оформлено, расположено соответственно этапам занятия.

Занятие составлено методически правильно. Последовательность этапов соответствовала принципам логопедической работы. На первом этапе занятия (организационном) учитель - логопед заинтересовала, расположила на общение и настроила ребенка на работу. Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций, продолжительность которых составляла 6 - 7 минут, за исключением этапа №5 (на этом этапе изучаемый звук разбирался тщательно и подробно). Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно согласно конспекту занятия. Длительность занятия составила 40 минут, что соответствует продолжительности урока в школе.

Занятие было построено в едином игровом сюжете: задания и игры с персонажем. Занятие соответствовало календарно - тематическому плану учителя - логопеда. Различные виды заданий способствовали подержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанника в процессе всего занятия. Логопед использовала их с чередованием разных форм активности. Была своевременная подача и смена наглядности. Инструкции давались четко и требования выполнения заданий соответствовали задачам занятия. Широко использовались приемы для активизации познавательной деятельности, такие как метод сравнения (сравнивали звуки по тактильным ощущениям), использование наглядности (условные обозначения характеристик артикуляционной позы и акустических признаков), логопед всегда использовала наводящие и подсказывающие вопросы и добивалась ответа от ребенка.

На протяжении всего занятия учитель - логопед удерживала внимание ребенка и вызывала интерес к работе. Речь логопеда грамотная, четкая, эмоциональная и доступная. В ходе занятия учитель - логопед следила за правильным произношением ребенка. Тактично и спокойно исправляла ученика. Затем просила повторить несколько раз. На протяжении всего занятия прослеживался учет логопедом индивидуальных особенностей ребенка. При видимом волнении и психофизиологических особенностей ребенка, логопед добилась концентрации внимания с помощью неторопливого темпа ведения занятия и предоставлению паузы для ответа. В конце занятия логопед подвела итог, похвалила ребенка и настроила на дальнейшую работу и самоконтроль.

В результате проведенного занятия, достигнуты поставленные цели. Использованные приемы доказали свою эффективность - ребенок справлялся с заданиями с минимальными ошибками. Учитель - логопед проявил профессионализм и умение создавать «ситуацию успеха» для достижения поставленных педагогических и коррекционных задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.059 с.)