Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6.Оплодотворение. Беременность и роды.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы к занятию Осеменение, типы его. Продвижение и переживаемость спермиев в половых путях самки. Что такое капацитация? Как и где происходит оплодотворение? Через какое время зародыш оказывается в матке у разных животных? Продолжительность беременности у разных видов животных. Развитие плода в матке: зародышевая, эмбриональная и плодная фазы. Функциональные изменения в половых органах и организме самок, связанные с беременностью. Образование и функции плодных оболочек. Типы плацент. Продолжительность беременности у разных животных. Особенности кровообращения у плодаю. Регуляция беременности.
Тема 7 Система лактации. Процесс молокообразования и молокоотдачи. Вопросы к занятию Понятие лактации. Лактационный период у разных животных. Рост и развитие молочных желез, их регуляция. Строение вымени, кровоснабжение и иннервация. Что такое сухостойный период, сколько он длится? Молоко, его состав у разных видов с.-х. животных. Молозиво, его состав, биологическая роль. Процесс молокообразования. Синтез основных компонентов молока: белков, липидов и углеводов. Предшественники основных частей молока в крови. Регуляция процессов молокообразования. Распределение и накопление молока в отделах емкостной системы вымени. Регуляция молоковыведения. Рефлекс молокоотдачи. Физиологические основы ручного и машинного доения коров. ТЕМА 8. Высшая нервная деятельность (ВНД). Врожденное и приобретенное поведение. Условно-рефлекторное поведениеживотных. Архитектоника целостного поведенческого акта. Память Вопросы к занятию Приведите пример ориентировочного рефлекса. Чем отличается ориентировочный рефлекс от других безусловных рефлексов? Каково значение ориентировочного рефлекса? Укажите основные отличия условного рефлекса от безусловного? Какие рефлексы называются условными? Что произойдет с условным рефлексом после удаления коры больших полушарий? Охарактеризуйте правила образования условных рефлексов? Какова зависимость величины условнорефлекторной реакции от силы условного раздражителя? Какими компонентами характеризуются условные рефлексы? Как классифицируются условные рефлексы? Как выработать условный рефлекс на время? Как можно выработать условный рефлекс на действие фармакологического агента? Что такое условный рефлекс 2 порядка? Как называются по Павлову корковые центры, между которыми образуется временная связь при образовании условного рефлекса? Нарисуйте схему формирования временной связи в процессе образования условного слюноотделительного рефлекса (по Павлову). Каков механизм кратковременной памяти? Как формируется долговременная память? Нарисуйте схему функциональной системы поведенческого акта. Охарактеризуйте стадию афферентного синтеза. Каково значение стадии принятия решения? Что такое акцептор результатов действия? Охарактеризуйте варианты оценки результатов поведенческого акта. В чем проявляется адаптивный смысл отрицательных эмоций.
Практикум РАБОТА 1. Выработка оборонительного избегательного условного рефлекса у мыши (демонстрация). Уровень освоения – знание.
В опыте используется платформа. Стеклянный колпак, установленный на платформе, ограничивает передвижение мыши. Основанием платформы является электродный пол, через который лапки мыши можно раздражать электрическим током (безусловный раздражитель). В центре стеклянного колпака укреплен стержень, цепляясь за который, мышь может «уходить» от действия болевого раздражителя. В качестве условного сигнала используется звонок (условный раздражитель). В ходе выработки избегательного условного рефлекса проводят сочетание условного и безусловного раздражителей. 1. Приведите свой пример выработки условного рефлекса на базе пищевого подкрепления.
2. Нарисуйте схему образования временной связи в коре головного мозга условного оборонительного рефлекса (По Павлову). РАБОТА 2. Анализ соматических и вегетативных компонентов условно-рефлекторной оборонительной реакции у животного, пребывающего в кабинете врача. Уровень освоения – знание.
Врач должен помнить о возможности условно-рефлекторного изменения поведенияживотных, входящих в кабинет врача. Раздражителями, вызывающими специфические, чаще всего «оборонительные» условнорефлекторные реакции больных, являются, с одной стороны, компоненты обстановочной афферентации, с другой – афферентации, предшествующие конкретным манипуляциям врача.
Указания к оформлению протокола: Опишите возможные условно-рефлекторные изменения физиологического состоянияживотного, пребывающего в кабинете врача, по показателям:
пульса –
кровяного давления –
частоты дыхания –
доминирующего эмоционального состояния –
РАБОТА 3. Психофизиологические особенности процесса формирование нового двигательного навыка у человека. Уровень освоения – знание.
Становление двигательного навыка представляет собой системный процесс, в составе которого ведущая роль принадлежит выработке временных связей. Известно, что в начале выработки временная связь, на базе которой инициируется двигательный акт, возникает как генерализованная реакция на обстановку в целом. Постепенно навык становится более точным. Хорошо отработанный навык переходит в автоматизм, осуществляемый с включением минимального количества центральных нервных структур, вегетативных и соматических эффекторов.
Для выполнения работы - в протокольных тетрадях в дополнение к имеющимся рисункам нарисуйте 3 пятиконечные звезды диаметром 6-7 см. Внутри каждого наружного контура звезды проведите внутренний контур звезды. Интервал между контурами – 4-5 мм. Глядя в зеркало, попробуйте нарисовать новый контур звезды, вписав его между наружным и внутренним контурами.
Указания к оформлению протокола: 1. Отметьте, сколько времени потребовалось у Вас на выполнение рисунков. Чем объясняются различия результатов?
2. Оцените степень эмоционального напряжения при выполнении заданий в 1 и 3 опытах.
РАБОТА 5. Оценка оперативной памяти у человека. Уровень освоения – умение. Заготовьте ряды однозначных цифр - в каждом последующем ряду - на одну цифру больше (всего до 12 цифр в ряду). Например: 037 24210 258004 2297466 и т. д.
Экспериментатор называет цифры ряда, испытуемый их повторяет. Каждый раз длина ряда увеличивается на одну цифру. Оперативная память оценивается по количеству цифр того ряда, который испытуемый воспроизводит без ошибки. Нормальные показатели оперативной памяти 6-9 баллов. Указания к оформлению протокола: 1. Оцените объем оперативной памяти испытуемого –
2. Объясните механизм оперативной (кратковременной) памяти –
3. Приведите пример поведенческого акта на основе информации, хранящейся в оперативной памяти –
РАБОТА 6. Анализ функциональной системы поведенческого акта. Уровень освоения – умение. (фильм)
Нарисуйте блок-схему функциональной системы поведенческого акта, отметьте основные этапы его развертывания (афферентный синтез, принятие решения, формирование акцептора результатов действия, программы двигательного акта, достижение полезного результата, оценка качества полезного результата на элементах аппарата акцептора результатов действия). Тема 9. Торможение условных рефлексов – внешнее, внутреннее. Типы высшей нервной деятельности. Динамический стереотип Вопросы к занятию Что такое внешнее торможение? Что такое запредельное торможение? Каков механизм внешнего торможения? Перечислите виды условного (внутреннего) торможения. Чем отличается условное торможение от безусловного? Какое значение имеет условное торможение? Что такое угасательное торможение, как оно вырабатывается? Что такое дифференцировочное торможение, как оно вырабатывается? Что такое условный тормоз, как он вырабатывается? Приведите пример запаздывания. Приведите пример условно-рефлекторного переключения. Что такое динамический стереотип? В чем состоит функциональная роль динамических стереотипов? Что называют типом высшей нервной деятельности? Какие критерии легли в основу определения типов высшей нервной деятельности? Как объективно оценивается сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов? Как классифицируются типы ВНД по Павлову и по Гиппократу? Какими свойствами ВНД характеризуется холерический темперамент? Какими свойствами ВНД характеризуется меланхолический темперамент? Какими свойствами ВНД характеризуется сангвинический темперамент? Какими свойствами ВНД характеризуется флегматический темперамент? Дайте определение понятию «экспериментальный невроз». Какие типы ВНД в большей степени подвержены невротическим состояниям? Какими приемами вызываются экспериментальные неврозы??
Практикум РАБОТА 1. Выработка дифференцировочного торможения у мышей (демонстрация). Уровень освоения – знание. Результат – избегательная двигательная реакция животного при включении условного звукового сигнала строго определенного качества. В опыте используется специальная камера с электродным полом для выработки условного оборонительного рефлекса у мышей, описанная выше. В качестве условного сигнала используется звонок. В качестве дифференцировочного раздражителя – звук трещетки. Приведите пример дифференцировочного торможения уживотного. РАБОТА 2. Условно-рефлекторное переключение. Уровень освоения – знание. Результат – различные поведенческие реакции человека в зависимости от состава обстановочной афферентации.
Заготовьте таблицу – А О Е У 1 2 О 9 и т. д. Испытуемый вслух последовательно идентифицирует представленные на специальной таблице знаки. Указания к оформлению протокола: Объясните, почему один и тот же символ (О) в одних случаях воспринимается как буква, в других – как цифра? РАБОТА 3. Выработка двигательного стереотипа у человека. Уровень освоения – знание. Фиксированный комплекс условных рефлексов, объединенных в единую систему, образованную под влиянием предъявляемых условных сигналов в заданной последовательности, получил название динамического стереотипа. Понятие «динамический» – подчеркивает возможность изменения, перестройки стереотипа при изменении последовательности предъявления условных сигналов и безусловного подкрепления.
Кимограмма опыта
Указания к оформлению протокола: Дайте определение понятия «динамический стереотип» – это …….
Ситуационные задачи ***На лекции по ВНД лектор для иллюстрации условного слюноотделительного рефлекса попросил лаборанта привести подопытную собаку и корм для неё. Собаку мягко зафиксировали в станке, корм разместили в кормушке. Далее лаборант продемонстрировал феномен условного слюноотделительного рефлекса включение звукового сигнала. Во время демонстрации лектор, комментируя опытную ситуацию, несколько раз повторил одну и ту же фразу. После завершения демонстрации лектор попросил студентов повторить эту фразу. Никто из студентов сделать этого не смог. Дайте физиологическое обоснование данной ситуации. ОТВЕТ. Из-за необычного и интересного поведения подопытной собаки во время эксперимента все внимание студентов было сосредоточено на ней, при этом слова лектора не воспринимались из-за реализации процесса внешнего торможения.
***У трех испытуемых были определены характеристики процессов возбуждения и торможения. У первого (1) из них нервные процессы характеризовались высокой силой возбуждения и торможения, а также легкостью перехода от возбуждения к торможению и наоборот; у второго (2) испытуемого и возбудительный, и тормозной процессы также отличались большой силой, но переход от одного процесса к другому был затруднен; у третьего (3) испытуемого была выявлена высокая сила возбудительного процесса, но тормозные процессы были слабыми. Укажите, к каким типам ВНД по И.П. Павлову относятся эти испытуемые и каким темпераментам по Гиппократу они соответствуют. ОТВЕТ. 1. Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник. 2. Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик. 3. Сильный, неуравновешенный (безудержный) – холерик.
***Для проверки предположения о наличии у определенного вида животных цветового зрения поставили следующий эксперимент. Вырабатывали условный слюноотделительный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 100 Вт (этот сигнал подкрепляли пищей) и дифференцировку на свет красной лампы мощностью 150 Вт (этот сигнал пищей не подкреплялся). Дифференцировочное торможение выработать удалось. Доказывает ли этот результат наличие у животных цветового зрения? Обоснуйте ответ. ОТВЕТ. Нет. Раздражители отличались не только цветом, но и силой света. Возможно, дифференцировка выработалась не на цвет, а на интенсивность света.
***У трех групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путем ограничения их двигательной активности в результате иммобилизации. В первой группе крысы находились в этом состоянии 70% от продолжительности суток, во второй – 30%, в третьей – 5%. После окончания эксперимента определили устойчивость к физическим нагрузкам у животных каждой группы. В какой группе устойчивость к физическим нагрузкам была наиболее высокой?
ОТВЕТ. Наиболее устойчивыми оказались животные второй группы, которые подверглись умеренным стрессовым воздействиям. Чрезмерные стрессовые нагрузки вызывают ослабление организма, снижение его сопротивляемости. Минимальные нагрузки также приводят к ослаблению организма, потому что не обеспечивают достаточную активацию и тренировку его защитных сил.
***Для изучения влияния высокой температуры среды на ВНД у собак обычно используют методику, основанную на выработке двигательных условных рефлексов, а не слюноотделительных.Объясните почему. ОТВЕТ. При действии тепла у собак резко усиливается слюноотделение в составе компенсаторной реакции терморегуляции, направленной на увеличение теплоотдачи. В обычных условиях без действия пищи слюна у собак не выделяется. Следовательно, при действии тепла нельзя использовать слюноотделение как индикатор условного рефлекса.
***Человек энергичный, спокойный, умеющий держать себя в руках, выполняющий любую работу быстро и качественно, доводит любое дело до конца. Какой тип ВНД присущ этому человеку? Назовите другие типы ВНД по И.П. Павлову. ОТВЕТ. Сильный, уравновешенный, подвижный. Другие типы: сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный (безудержный); слабый. ***Проводя опыты по изучению условных рефлексов в экспериментальной камере с абсолютной звукоизоляцией, И. П. Павлов обратил внимание на то, что в таких камерах собаки часто засыпают. В чем причина? ОТВЕТ. Ограничение афферентных импульсов уменьшает активирующие влияния ретикулярной формации среднего мозга на кору большого мозга. В результате происходит высвобождение гипоталамического центра сна из под тормозного влияния лобной коры. Собаки в этих условиях засыпают.
***В лечении больного, страдающего алкоголизмом, иногда используют выработку условного рвотного рефлекса на алкоголь. Как вырабатывают такой рефлекс? ОТВЕТ. Условный раздражитель – алкоголь, безусловное подкрепление – апоморфин (препарат, вызывающий рвоту). Сочетание приема небольшой дозы алкоголя с введением апоморфина повторяют до тех пор, пока не будет выработан условный рвотный рефлекс на вид и запах алкоголя. Тема 10. Этология (поведение животных). Вопросы к занятию История учения об этологии. Современные представления. Значение работ И.П. Павлова, А.В. Крушинского, П.К. Анохина, К. Лоренца, Н. Тинбергена, Р. Хайнда, Р. Шовена, Д. Мак-Фарленда для этологии. Методы изучения поведения животных. Виды, формы поведения. Врожденное поведение, инстинкты как основа жизнедеятельности животных. Приобретенное поведение на основе научения (обучения). Условные рефлексы как основная форма научения. Импринтинг, подражание. Ассоциативное научение. Навыки. Мышление, инсайт. Доминирование и закон стадной иерархии. Тема 11. Адаптация с.-х. животных – совокупность морфофизиологических процессов, лежащих в основе приспособления к конкретным условиям существования в данной среде. Вопросы к занятию Общие механизмы адаптации. Роль симпатоадреналовой системы в адаптации. Классические опыты лауреата Нобелевской премии Г. Селье. Адаптационный синдром как механизм внутренней среды организма (гомеостаз). Адаптация животных к разной температуре, разреженной газовой среде, недостатку воды, пищи, освещения, скученному содержанию, гиподинамии, производственным шумам, машинному доению, виду пищи. Влияние стрессов на продуктивность и профилактика отрицательного воздействия «чрезвычайных раздражителей» и экстремальных факторов на животных. Стрессустойчивость животных, ее связь с типом высшей нервной деятельности. Тема12 Итоговое тестирование
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.117 (0.014 с.) |